Примерной рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение», 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для 5 класса»
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
ДЛЯ 5 КЛАССА
(1 час в неделю, 35 часов в год)
Составитель: Т.Н. Сарамова, учитель географии,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
примерной рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение»,2011.
Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - -общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую. Деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия («государство», «отрасль», «ВВП», «биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха» и др.);
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Изменения в авторскую программу - добавлены практические работы на основе программы «Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.»; сокращено количество резервных часов и отведено для практических работ и на закрепление изученного материала.
Формы проведения: урок, исследовательская деятельность, групповая работа.
Учебно - методический комплект:
-Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева -Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева НиколинаВ.В.География.Мойтренажёр.5-6классы. -Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы; 10-11классы.
Программа рассчитана - 35 часов в 5 классе, 1 час в неделю.
Самостоятельных и контрольных работ – 5
Практических работ – 10
Проектов исследования –2
Планируемые результаты освоения курса географии
Личностными результатамиобучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатамиосвоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса
География Земли
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта –особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера.Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение измерений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы источники загрязнения вод мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенности горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная постность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдение за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственное деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее основными частями. Территориальные комплексы: природные и природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая среда.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса
Литература
1. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева
2. Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева 3. Николина В. В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы. 4. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы.
Северная Америка политическая/Северная Америка физическая
Тектоника и минеральные ресурсы России
Центральная и Восточная Азия
Юго-Западная Азия
Юго-Восточная Азия
Южная Америка политическая
Южная Америка физическая
Карта мира политическая
Карта мира физическая
Климатическая карта мира
Климатическая карта России
Физическая карта полушарий - начальная школа
Физическая карта полушарий средняя школа
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Видеомагнитофон
Телевизор
Коллекция учебных презентаций
Учебные плакаты (32 шт.)
Календарно – тематическое планирование
География 5 класс (35 ч)
Учебник «География 5-6 класс» под ред. Алексеева А.И изд. «Просвещение» 2012 год
№
урока
тема урока
дата
основное содержание
по темам
характеристика основных видов деятельности ученика (УУД)
оборудование
домашнее
задание
План
факт
Введение. /1 ч/
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
1 неделя
1-5.09
Предмет и задачи географии.
Система географических наук.
Географические объекты, явления и процессы.
Зачем человеку нужна география.
Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Источники географической информации и работа с ними.
Определять понятие «география»
Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты
Различать природные и антропогенные географические объекты
Осознавать роль географии в познании окружающего мира
учебник
тетрадь
атлас
контурная карта
понятийный аппарат
презентации
дополнительная литература
§1
Раздел 1. На какой Земле мы живем/4 ч/
2.
Как люди открывали Землю
2 неделя
8-12.09
развитие географических знаний о Земле
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
появление географических карт.
Путешествие А.Никитана
Викинги
Путешествия Марко Поло.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Наносить на контурную карту маршруты путешествий.
Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.
Обсуждать значение географических открытий.
Определять роль результатов выдающихся географических открытий.
Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.
учебник
тетрадь
презентация
книга В.Усачёва «Весёлая География»
географическая карта
атлас
контурная карта
портреты путешественников
книги А.Никитина «Хождение за три моря» и М.Поло
§2
работа с дополнительной литературой
Контурная карта
3.
Как люди открывали Землю
3 неделя
15-19.09
Открытие Нового Света Х. Колумбом.
Васко да Гама и открытие морского пути в Индию.
Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк.
Значение великих географических открытий.
учебник
тетрадь
атлас
контурная карта
портреты путешественников
презентация
дополнительная литература
Карта «Великие географические открытия»
§3
4.
География сегодня
4 неделя
22-26.09
§4
Раздел 2. Планета Земля /4 ч/
5.
Мы во вселенной.
5 неделя
29.09 – 3.10
Земля – часть Вселенной (космоса).
Состав Вселенной.
Галактики.
Млечный Путь.
Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной
Високосный год
Навигационные звёзды и созвездия.
Выполнение практической работы «Способы ориентирования по звездам» или экскурсия в планетарий, обсерваторию.
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.
Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.
Географические следствия движения Земли.
Сутки и часовые пояса.
Смена времён года.
Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.
Пояса освещённости.
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать:
схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.
учебник
тетрадь физическая карта полушарий
атлас
контурная карта
цветные карандаши
презентации
§56
7.
Солнечный свет на земле
7 неделя
13-17.10
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.
Уникальность Земли как планеты.
Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Выделять существенные признаки Земли как планеты.
Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы.
направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам;
расстояния с помощью шагов;
углы с помощью транспортира.
Уметь ориентироваться на местности
Компас
Транспортир
§8
10.11
Земная поверхность на плане и карте (2)
10 и 11 недели
10-14.11 и 17-21.11
Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы, аэрокосмические снимки.
Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.
Физическая карта полушарий,
план местности,
глобус,
атлас,
аэрофотоснимок
фотографии местности
§9, 10
12
Определение сторон горизонта
12 неделя
24-28.11
.
Решение практических и познавательных задач
Физическая карта полушарий,
§11
13.
Географическая карта
13 неделя
1-5.12
Географическая карта – особый источник информации.
Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.
Значение карт в жизни человека
Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.
Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории.
Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории истематизировать)карты по
Физическая карта полушарий,
§12
14,15
Градусная сетка.
14 и 15 недели
8-12.12 и 15-19.12
Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
Объяснять назначение градусной сетки.
Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач и познавательных
Физическая карта полушарий,
Атлас
Контурная карта
Тетрадь
Учебник
13
16.
Составление простейшего плана местности
16 неделя
22-26.12
Выполнение практической работы «Составление плана местности».
Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки
План местности
17,18.
Географические координаты.
17 и 18 недели
29-30.12,
12-16.01 и 19-23.01
Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».
§14,15
19
Обобщение по теме «План и карта»
19 неделя
26-30.01
Повтор темы
Раздел 4.Человек на Земле /4ч/
20
Как люди заселяли Землю
20 неделя
2-6.02
Основные пути расселения древнего человека.
Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас.
Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас
21,22
Расы и народы
21 и 22 недели
9-13.02 и 16-20.02
1Основные пути расселения древнего человека.
2Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас.
§18, 19
23
Обобщение по теме «Человек на Земле»
23 неделя
23.-27.02
Литосфера твердая оболочка Земли(9ч.)
24.
Земная кора – верхняя часть литосферы
24 неделя
2-6 .03
Типы земной коры.
Различия континентальной и океанической коры.
Литосфера, ее соотношение с земной корой.
Литосферные плиты
Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.
Сравнивать типы земной коры.
Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства.
Полезные ископаемые
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород
§21
26,27.
Движения земной коры.(2).
26 и 27 неделя
16-20.03 и 30.03-3.04
Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
Землетрясения.
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
Определять географические координаты вулканов
§22, 23
27.28
Рельефа Земли.
Равнины.Горы (2)
27 и 28 недели
6.04-10.04 и 13.04- 17.04
Рельеф и формы рельефа.
Причины разнообразия рельефа.
.
Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.
§24
§25
29,30
Литосфера и человек
29 и 30 недели
20.04-24.04 и 27.04 – 30.04
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.
Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.
Воздействие человека на рельеф; антропогенные формы рельефа
Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность