kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка программы по географии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии 8 класс. Разработал учитель первой категории Осипова Елена Васильевна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по географии 8 класс»

МБОУ Страшевичская СОШ



Принято на педагогическом Утверждаю

совете школы Директор МБОУ Страшевичской СОШ

Протокол № 1 от 28.08. 2022г. ________Прудников В.А.

______________________________



Рассмотрено на заседании Согласовано заместителем директора

МО_естественного цикла по учебной работе

Руководитель МО____Самолысова Т.В. Савченкова Т.Н.

Протокол № 1 от 29.08.2022г. ____________________________





Программа по географии

8 класс









Разработал учитель первой категории

Осипова Елена Васильевна









2022г.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Обучающиеся должены уметь:

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время;

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных;

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.



Содержание учебного предмета


ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

Почвы и почвенные ресурсы (3ч)

Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».


Раздел III. Человек и природа (б ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.


Тематическое планирование

дата

Тема

Примечание

Что изучает физическая география России. (1ч.)

1


Инструктаж по технике безопасности. Ведение. Что изучает география России.


Наша Родина на карте мира(2ч.)

2


Географическое положение. Пограничные государства. Моря, омывающие территорию России. П.р. Характеристика ГП России.


3


Различие во времени на территории России.

П.р. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Особенности природы и природные ресурсы России (33ч.)

4


Главные особенности рельефа России, их связь со строением литосферы.


5


Основные тектонические структуры.


6


Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.


7


Горы и равнины.


8


Закономерности размещения полезных ископаемых.


9


Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.


10


Развитие форм рельефа под действием внешних и внутренних процессов. Рельеф родного края и минеральные ресурсы.


11


Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития. П.р. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.


12


Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы.


13


Циркуляция воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.


14


Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.


15


Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Климат родного края.


16


Агроклиматические ресурсу. Неблагоприятные климатические явления.


17


П.р. Тема: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз. деятельности населения».


18


Внутренние воды и водные ресурсы. Главные речные системы, водоразделы, бассейны.


19


Питание и режим рек, расход, годовой сток и ледовый режим.


20


Стихийные явления, связанные с реками.


21


Важнейшие озера, их происхождение. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


22


Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.


23


Стихийные явления, связанные с реками, предупреждение их последствий.


24


Защита проекта по теме: «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить.


25


Контрольная работа №1 по теме: «Водные и климатические ресурсы».


26


Почва –особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения.


27


Образование почв.


28


Основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распределения почв.


29


Почвенные ресурсы России. Почвы родного края.


30


П.р. Выявление условий почвообразования основных типов почв.


31


Контрольная работа №2 по теме: «Почва и почвенные ресурсы».


32


Растительный покров России, карта растительности.


33


Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Растительный и животный мир родного края.


34


П.р. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.


35


Особо охраняемые природные территории. П.р. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.


36


Природно – ресурсный потенциал России.


Природные комплексы России (9ч.)

37


Природное районирование. Моря как крупные природные комплексы.


38


ПК их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека.


39


Природные зоны России.


40


Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов.


41


Высотная поясность. Жизнь в горах.


42


П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон. (по выбору)


43


Природные ресурсы зон, их использование.


44


П.р. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.


45


Контрольная работа №3 по теме «Природные зоны России.»


Природа регионов России. (15ч.)

46


Восточно – Европейская ( русская ) равнина.


47


Природные комплексы русской равнины.


48


Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.


49


Северный Кавказ. ГП. Рельеф. Полезные ископаемые.


50


Природные комплексы Кавказа.

Творческий проект по теме: Природные уникумы Северного Кавказа.


51


Урал – каменный пояс России. Природные комплексы и ресурсы Урала.


52


Западно-Сибирская равнина. Природные ресурсы и проблемы их освоения.


53


П.р. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России.


54


Восточная Сибирь: величие и суровость природы.


55


Природные комплексы Восточной Сибири.


56


Горы Южной Сибири.


57


П.р. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.


58


Дискуссия . Тема : «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирью будет…»


59


Дальний восток – край контрастов.


60


Природные ресурсы и комплексы Дальнего Востока.

П.р.Составление карты «Природные уникумы России».


Человек и природа (8ч.)

61


Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.


62


Воздействие человека на природу.


63


Рациональное природопользование.


64


Россия на экологической карте.


65


Экология и здоровье человека.


66


География для природы и общества. П.р. Сравнительная характеристика


67


П.р. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.


68


Контрольная работа по курсу: География . Природа России.





План контроля

Количество часов за неделю/год

2 час в неделю, 68 часов за год

Из них на

1 полугодие

2 полугодие

16 часов

18 часов

Контроль ЗУН учащихся: письменные контрольные, проверочные, творческие работы

Творческие -1

Контрольных- 2


  • Творческие- 1

  • Контрольных - 2


Практические работы

5

8
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка программы по географии 8 класс

Автор: Елена Васильевна Осипова

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока географии в 5 классе по теме "Литосфера". Открытый урок "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-po-tiemie-litosfiera-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "120465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413724887"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа  7 класс  география "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-7-klass-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "139633"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417768438"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Рабочая программа по географии 6 класс "Начальный курс географии+интегрированный курс"Геогграфия Брянской области""
    ["seo_title"] => string(129) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-6-klass-nachal-nyi-kurs-ghieoghrafii-intieghrirovannyi-kurs-gieoghghrafiia-brianskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "249599"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446919967"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156555"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421437767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства