№ | Тема урока | Кол.часов | Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения предмета | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
Введение 1 час Цель: раскрыть содержание курса физической географии, показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества |
1 | Что изучает география | 1 | ИНМ | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования. | Вводная беседа | Знать/понимать: основные географические понятия и термины | §1 вопросы стр. 6; | 6.09 | |
Раздел 1. Земля во Вселенной 3 часа Цель: дать знания о Земле как космическом теле, строении Солнечной системы, влиянии Луны на Землю |
2 | Земля и космос. Земля -часть Солнечной системы Практич. Зад. «Составление и объяснение схемы: «Положение Земли в Солнечной системе» | 1 | ИНМ | Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Сол-нечной системы; ее ближайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаимодействие. | Вводная беседа | Знать/понимать: основные географические понятия и термины; уметь сопоставлять географические следствия | § 2, 3, зад. 2 стр.11, зад.1-3 стр. 15 | 13.09 | |
3 | Движение Земли Пр. задание «Составление и объяснение схем: «Движение Земли вокруг Солнца»; | 1 | Комбинированный урок | Представление о Вселенной, солнечной системе и планетах, влияние космоса на Землю. Экватор, географические полюса Земли. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Знать. Форму и размеры, радиус Земли. Наклон земной оси. Пояса освещенности. Уметь. Ориентироваться по звёздам. Объяснить распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи. | § 4,5 зад2-3 стр. 17, зад3-4 стр. 20 | 20.09 | |
4 | Форма и размеры Земли | 1 | Актуализация знаний и умений | Фронтальный опрос | § 6 зад 1-2 стр.21 | 27.09 | |
Раздел 2. Географические модели Земли 5 часов Цель: дать знания о способах изображения земной поверхности, обобщить представления учащихся о разнообразии карт, возможностях их использования; сформировать понятия: масштаб, географическая широта, географическая долгота; научить способам ориентирования на местности, определению координат заданных географических объектов |
5 | Понятие о плане местности. Географическая карта. Масштаб. Глобус. Пр. задание «Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане». | 1 | Комбинированный урок | Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности и его составление. Географическая карта. Масштаб, градусная сеть на плане и карте. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. | Фронтальный опрос | Знать. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь. Называть и элементы градусной сети. Определять по глобусу и карте расстояния и направления. Определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины. | §7,10(чит.),Выучить услов. знаки. Зад 2 стр26 | 11.10 | |
6 | Градусная сеть на глобусе и картах. Географические координаты Пр. задание «Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний» | 1 | Комбинированный урок | Карточки с заданиями. | § 8 зад.1-3(устно)зад.7(письм) стр. 29 | 18.10 | |
7 | Стороны горизонта. Ориентирование Практическое задание Ориентирование на местности, определение сторон горизонта, азимутов. | 1 | Комбинированный урок | Топографический диктант | § 8, задание 3, 5 стр. 16-17 | 25.10 | |
8 | Способы картографического изображения. Пр. задание «Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 9 зад 1-3. стр.31 | 1.11 | |
9 | Изображение земной поверхности на плоскости Практическая работа №1 Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте. (программная)Географическое положение города Чистополя, Казани | 1 | Урок-практикум | | Практическая работа | | 15.11 | |
Раздел 3.Земная кора и литосфера. Формы рельефа земной коры –7ч Цель: сформировать понятие о рельефе, дать общие сведения о горах и равнинах Земли, строении дна Мирового океана; развивать практические навыки работы с картой; формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры. |
10 | Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Пр.задание «Изучение свойств минералов, горных пород, и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и тд)» | 1 | Урок изучения нового материала | Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. | Карточки с заданиями | Знать: Основные формы рельефа земного шара. Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Уметь: Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану. Работать с контурной картой. | §11,12,13. Рисунки 33,42нарисовать зад2 стр41. зад2 стр44 письменно | 22.11 | |
11 | Основные формы рельефа суши. Горы и равнины. Пр.задание «Описание по карте географического положения гор, равнин» | 1 | Комбинированный урок | Работа на кон. карте | § 14,20рисунки 46,67нарисовать зад 4 стр51, зад1 стр.73 письменно §18,19 читать | 29.11 | |
12 | Внешние силы, изменяющие рельеф Выветривание. Пр.задание «Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов» | 1 | Комбинированный урок | Работа по картам | § 18 зад 1-3 | 6.12 | |
13 | Движения земной коры. Землетрясения. | 1 | Комбинированный урок | Карточки с заданиями | § 15,16. зад1-2 стр54. рисунок 52 нарисовать | 13.12 | |
14 | Вулканы, горячие источники, гейзеры. Пр.задание «Нанесение на контурную карту основных зон вулканизма и землетрясений» | 1 | Комбинированный урок | Карточки с заданиями | § 17. зад 1-4 стр63письмен рис 57 нарисовать | 20.12 | |
15 | Рельеф дна Мирового океана. Пр.задание «Составление и объяснение схемы: «Рельеф дна Мирового океана» | 1 | Комбинированный урок | Карточки с заданиями | § 21 рис. 72нарисовать | 27.12 | |
16 | Обобщение по теме: « Литосфера. Формы рельефа земной коры» | 1 | Урок обобщения | тестирование | § 22. зад.1-12 стр.83-84 | 17.01 | |
Раздел 4. Атмосфера – 6 ч. Цель: сформировать представление о строении атмосферы, ее составных частях, атмосферном давлении и закономерностях его изменения, о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, о климате и влиянии климата на природу и жизнь человека; развивать умения рассчитывать среднемесячную и среднегодовую температуру воздуха, температуру на разных высотах. |
17 | Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры . Пр.задание «Организация наблюдений за погодой» | 1 | Урок изучения нового материала | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | Географический диктант | Знать: Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы). Уметь: Объяснять причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры. | § 23, 24. зад 1 ,стр89 (письм.), ри.с.80 нарисовать | 24.01 | |
18 | Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Пр.задание «Измерения элементов погоды по приборам» | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 25, задание 1-4 | 31.01 | |
19 | Водяной пар в атмосфере. Осадки. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 26,27. зад 2 стр. 101, зад4 стр. 105 письменно | 7.02 | |
20 | Давление воздуха. Ветер. | 1 | Комбинированный урок | Карточки с задачами | § 28,29 Составить «Розу ветров» рис98 нарисовать зад2 с. 114 письменно | 14.02 | |
21 | Наблюдение за погодой. Построение графика суточного хода температуры. Роза ветров. Практическая работа №2 «Построение графика температуры, розы ветров; решение задач на определение изменений температуры и давления воздуха, влажности» | 1 | Урок-практикум | Фронтальный опрос | § 30 § 31,32 зад 2 стр. 124 письменно | 21.02 | |
22 | Обобщение по теме «Атмосфера | 1 | Урок обобщения | тестирование | | 28.02 | |
Раздел 5. Гидросфера - 6 ч. Цель: сформировать представление о гидросфере, круговороте воды, образовании видов движения вод, поверхностных и подземных водах суши; ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море; развивать умение работать с контурными картами; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. |
23 | Гидросфера: ее состав. Части гидросферы | 1 | Урок изучения нового материала | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Бережное использование и охрана вод Мирового океана. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. | Фронтальный опрос | Знать: Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод. Уметь: Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение. | § 33, 34,35 (читать) рис 115 нарисовать зад 1-4 стр136 | 7.03 | |
24 | Движение воды в океане. Волны, течения в океане | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 36,37 зад2-3 стр.144 письменно рис 130 нарисовать | 14.03 | |
25 | Поверхностные (реки, озера, болота) и подземные воды суши. Практическая работа №3 «Описание по карте географического положения рек» | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 38,39,40 Описание реки по вариантам рис 144 нарисовать | 21.03 | |
26 | Ледники и многолетняя мерзлота. | 1 | Комбинированный урок | Карточки с заданиями | § 42 Зад 1-2 Письменно стр 166 | 4.04 | |
27 | Загрязнение гидросферы. Человек и гидросфера | 1 | Видео-урок | Фронтальный опрос | § 43, зад.1-3 стр.170 письменно | 4.04 | |
28 | Обобщение по теме: «Гидросфера» | 1 | Урок обобщения | тест | Повторить номенкла- туру | 11.04 | |
Раздел 6. Биосфера - 4 ч. Цель: сформировать представления о факторах распространения организмов на Земле; о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы; ввести понятия: биосфера, широтная зональность, высотная зональность |
29 | Что такое биосфера. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. | 1 | Урок изучения нового материала | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. | Фронтальный опрос | Знать: Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. Уметь: Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки. | § 44,45 Рис 158 нарисовать | 18.04 | |
30 | Приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах и в океане | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 46, 47,48,49 (читать) | 25.04 | |
31 | Почва как особое природное образование | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 50(читать) | 2.05 | |
32 | Человек и биосфера | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 51(читать) | 9.05 | |
33 | Географическая оболочка, ее взаимосвязь с биосферой | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 52 (читать) | 16.05 | |
Раздел 7. Обобщение знаний по курсу «География. Землеведение»-1 час Цель: закрепить знания учащихся; дать школьникам знания о природных комплексах зоны, в пределах которой расположена школа; создать краеведческую основу для изучения в курсе географии материков пригородных зон. |
34 | Весенняя экскурсия. Природный комплекс. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу. | 1 | Урок-экскурсия | Географическая оболочка: её границы, взаимное проникновение. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | Оформление отчета | Понятие «географическая оболочка», «территориальные комплексы» «природный комплекс». | Желающим вести наблюдения за погодой в летнее время | 23.05 | |