kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу географии 7-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС на 2020-2021гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу географии 7-9 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПОЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"






Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-

математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:__________ _________/Камкова Т.А./ ________Гордиенко Г.С.. Ложатникова И.Е Протокол №_ от ______2020г от «_____»_______2020_г Приказ №____от_______2020г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ.

8-9 классы











Программу разработала учитель географии Карпеченко Наталья Григорьевна

на 2 учебных года ( 2020-2021 и 2021-2022)













д. Польники

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся

8-9 классов и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2020/2021 учебный год;

  • Письма Департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2020 г. № 2230-04-0 « О примерном учебном плане 1- 9классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»

  • Положением о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Польниковская СОШ».

  • Учебного плана МБОУ «Польниковская средняя общеобразовательная школа» и годового календарного графика на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов (УМК "Сферы"):

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.- М. : Просвещение, 2018.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2018.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2019.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы " География. Земля и люди" и «География. России: природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 210 часов (по 70 часов в 7-9классах), 2 часа в неделю. Данная рабочая программа разработана с учетом учебного плана школы на 2020-2021 учебный год и предусматривает 70 час в 8классе и 68 часов в 9 классе.



























Планируемые результаты обучения учебного предмета географии

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).

Предметные результаты для выпускников основной школы.

Выпускник научится

  • Выбирать источники географической информации (картографические, статистические текстовые источники, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • Ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические текстовые источники, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/ или противоречивую географическую информацию , представленную в одном или нескольких источниках;

  • Представлять в различных формах (в виде карт, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические текстовые источники, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдения, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации, объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания, и географических различий); расчёт количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы, составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий их протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различий особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природным ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения пратико-ориетированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявления тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенности размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отд. регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства регионов России;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве;

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчётами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневный жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки вешении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми недемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитиями глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку изменения значения границ во времени, и приводить соответствующие примеры, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности труд. ресурсами отдельных регионов России;

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления места страны в моровой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ . 8-9 КЛАССЫ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


Раздел 5. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением другихгосударств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России.

Природные условия и ресурсы России.Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,

средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической особенностей карте погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население

страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России.

Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.



Практическая работа № 1: Определение поясного времени для разных городов России Практическая работа № 2: Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Практическая работа № 3: Анализ административно-территориального деления России. Практическая работа № 4: Выявление взаимосвязи строения земной коры , рельефа и размещения полезных ископаемых. Практическая работа № 5: Составление макета климатической карты Практическая работа № 6: Оценка климата как фактора хозяйственной деятельности и условий жизни людей Практическая работа №7: Сравнение рек основных регионов рек. Практическая работа № 8: Характеристика почвенных ресурсов своей местности Практическая работа № 9: Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон. Практическая работа № 10: Определение особоохраняемых природных территорий района своего проживания. Практическая работа № 11: Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России. Практическая работа № 12:Проектная работа : Мой населенный пункт"

Раздел 8. Хозяйство России Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Раздел 9. Районы России.

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-

хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России. Регионы России: Западный и Восточный. Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире. Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа №1 "Определение типов территориальной структуры хозяйства России по картам" Практическая работа №2 "Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России".

Практическая работа №3 "Характеристика угольного бассейна России"

Практическая работа №4 "Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоёмкого машиностроения"

Практическая работа №5 "Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур"

Практическая работа №6 "Виды районирования России"

Практическая работа №7 "Выявление и анализ условий для развития хозяйства европейского Севера"

Практическая работа №8 "Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири"

Практическая работа №9 "Взаимодействие природы и человека Дальнего Востока"

Практическая работа №10 "Внешняя торговля России и её перспективы"
























Учебно-тематический план. 8класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

По прогр.

Факт

Практические работы

В т.ч. к/р

1.

Введение

1

1

-

-

2.

Географическое пространство России

8

8

3

-

3.

Природа России

44

44

7

1

4.

Население России

11

11

2


5.

Итоговое повторение


2+2


1 (Итоговый тест)

6.

Резерв

5

2ч. на ВПР




ИТОГО

70

70

12

2







Учебно-тематический план. 9класс.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

По прогр.

Факт

Практические работы

контрольные работы

1.

Введение

1

1



2.

Хозяйство России

28

28

5

1

3.

Районы России

32

32

4

1

4.

Россия в мире

2

2

1

-

5.

Итоговое повторение


3


1 (Итоговый тест)

6.

Резерв

5

2ч.на ВПР




ИТОГО

68

68

10

2









ПЛАНИРОВАНИЕ по географии. 8КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Введение (1ч)

1


Географическое пространство России (8ч)


2

Границы России.

1

3

Размеры и форма территории. Часовые зоны. Практическая работа № 1: Определение поясного времени для разных городов России


1

4

Географическое положение. Практическая работа № 2: Сравнительная характеристика географического положения России и других стран.

1

5

Россия в мире

1

6

Освоение и изучение территории России.

1

7

Районирование - основной метод географических исследований

1

8

Административно-территориальное устройство России. Практическая работа № 3: Анализ административно-территориального деления России.

1

9

Обобщение знаний по теме: «Географическое пространство России»

1


Природа России (44ч)


10

Природные условия и ресурсы России

1


Рельеф и недра России-7ч


11

Формирование земной коры на территории России

1

12

Рельеф

1

13

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

14

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов.

1

15

Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа № 4: Выявление взаимосвязи строения земной коры , рельефа и размещения полезных ископаемых.

1

16

Земная кора и человек.




17

Тема2. Климат России- 11ч.

Географическое положение и климат России



1

18

Солнечное излучение и климат.

1

19

Земная поверхность и климат

1

20

Воздушные массы и их циркуляция

1

21

Атмосферные фронты

1

22

Циклоны и антициклоны

1

23

Распределение температуры воздуха по территории России

1

24

Распределение осадков и увлажнения на территории России

1

25

Климатические пояса и области. Практическая работа № 5: Составление макета климатической карты

1

26

Климат и человек. Практическая работа № 6: Оценка климата как фактора хозяйственной деятельности и условий жизни людей

1

27

Обобщение знаний по теме: «Климат России»

1

28

Контроль знаний за 1-ое полугодие




29

Тема 3. Внутренние воды и моря -7ч.

Моря России



1

30

Особенности природы морей.

1

31

Внутренние воды России. Реки. Практическая работа №7: Сравнение рек основных регионов рек.

1

32

Озера, водохранилища, болота.

1

33

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

34

Вода и человек.

1

35

Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды и моря России»

1



36

Тема.4 Растительный и животный мир - 3ч.

Растительный мир



1

37

Животный мир

1

38

Биологические ресурсы и человек

1



39

Тема 5. Почвы - 4ч.

Почвы и факторы их образования



1

40

Основные типы почв России .

1

41

Почвы и человек. Практическая работа № 8: Характеристика почвенных ресурсов своей местности

1

42

Обобщение знаний по теме: «Растительный и животный мир.Почвы России»

1



43

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны-11ч

Природные районы и природно-хозяйственные зоны.



1

44

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

45

Население и хозяйство в Арктике и тундре

1

46

Природа лесных зон

1

47

Население и хозяйство лесных зон

1

48

Природа лесостепей и степей

1

49

Население и хозяйство лесостепной и степной зон.

1

50

Засушливые территории России. Практическая работа № 9: Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон.

1

51

Горные области

1

52

Охрана природы и особоохраняемые территории России. Практическая работа № 10: Определение особоохраняемых природных территорий района своего проживания.

1

53

Обобщающий урок по теме: «Природно-хозяйственные зоны»

1


Население России (11ч)


54

Численность населения. Почему снижалась численность населения России.

1

55

Мужчины и женщины. Молодые и старые. Практическая работа № 11: Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России

1

56

Народы

1

57

Языки.

1

58

Религии.


59

Размещение населения

1

60

Города России. Урбанизация

1

61

Сельские поселения и сельское население

1

62

Проектная работа : Мой населенный пункт"


63

Миграции населения. География миграций

1

64

Обобщение знаний по теме: «Население России»

1

65

Итоговое повторение изученного в 8 классе.

1

66-67

Итоговый контроль знаний.

1+1

68

Обобщение изученного за курс 8 класса.

1

69-70

Резерв на выполнение ВПР

2


ИТОГО:

70













Планирование по географии. 9КЛАСС

№ п/п

Тема урока


1.

Введение.

1


Раздел 1. Хозяйство России ( 28 ч)



Общая характеристика хозяйства ( 6 ч)


2.

Особенности хозяйства России. Практическая работа №1 "Определение типов территориальной структуры хозяйства России по картам"

1

3.

Географическое положение как фактор развития хозяйства

1

4.

Человеческий капитал и качество населения

1

5.

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

1

6.

Природно-ресурсный капитал. Практическая работа №2 "Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России".

1

7.

Производственный капитал

1


Промышленность (11 ч)


8.

Топливно-энергетический комплекс.

1

9.

Газовая промышленность


10.

Нефтяная промышленность.

1

11.

Угольная промышленность. Практическая работа №3 "Характеристика угольного бассейна России"

1

12.

Электроэнергетика

1

13.

Машиностроение. Практическая работа №4 "Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоёмкого машиностроения"

1

14.

Чёрная металлургия

1

15.

Цветная металлургия

1

16.

Химическая промышленность

1

17.

Лесная промышленность

1

18.

Обобщающий урок по теме «Промышленность». Контроль знаний по теме«Промышленность».

1


Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (3 ч)


19.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа №5 "Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур"

1

20.

Животноводство

1

21.

Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс.

1


Сфера услуг (7ч+1)


22.

Транспорт. Железнодорожный транспорт

1

23.

Автомобильный и воздушный транспорт

1

24.

Морской транспорт и внутренний водный транспорт

1

25.

Связь

1

26.

Наука и образование

1

27.

Жилищное хозяйство

1

28.

Повторение и обобщение знаний по темам Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс", «Сфера услуг»

1

29

Контроль знаний за 1-ое полугодие

1


Раздел 2. Районы России (32ч)


30

Европейская и азиатская части России. Практическая работа №6 "Виды районирования России"

1


Европейский Север (3ч)


31

Географическое положение Европейского Севера. Особенности природы Европейского Севера

1

32

Население Европейского Севера

1

33

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №7 "Выявление и анализ условий для развития хозяйства европейского Севера"

1


Европейский Северо-Запад (3 ч)


34

Географическое положение Европейского Северо-Запада. Особенности природы

1

35

Население Европейского Северо-Запада. Хозяйство Европейского Северо-Запада

1

36

Обобщение и контроль знаний по теме «Европейский Север и Европейский Северо-Запад».

1


Центральная Россия (4ч.)


37

Географическое положение Центральной России. Особенности природы

1

38

Население Центральной России

1

39

Хозяйство Центральной России

1

40

Обобщение и контроль знаний по теме " Центральная Россия"

1


Европейский Юг (3 ч)


41

Географическое положение Европейского Юга. Особенности природы

1

42

Население Европейского Юга

1

43

Хозяйство Европейского Юга

1


Поволжье (4 часа)


44

Географическое положение Поволжья. Особенности природы .

1

45

Население Поволжья

1

46

Хозяйство Поволжья

1

47

Обобщение и контроль знаний по теме «Европейский Юг» и «Поволжье»

1


Урал (4ч.)


48

Географическое положение Урала. Особенности природы .

1

49

Население Урала

1

50

Хозяйство Урала

1

51

Обобщение и контроль знаний по теме "Урал"

1


Западная и Восточная Сибирь ( 7ч)


52

Географическое положение Западной Сибири. Географическое положение Восточной Сибири. Практическая работа № 8 "Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири"

1

53

Особенности природы Западной Сибири.


54

Особенности природы Восточной Сибири


55

Население Западной Сибири. Население Восточной Сибири

1

56

Хозяйство Западной Сибири

1

57

Хозяйство Восточной Сибири

1

58

Обобщение и контроль знаний по теме по теме «Западная и Восточная Сибирь»

1


Дальний Восток (4 ч)


59

Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

1

60

Население Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока

1

61

Обобщение и контроль знаний по теме «Дальний Восток». Практическая работа №9 "Взаимодействие природы и человека Дальнего Востока"

1

62

Повторение изученного.

1

63

Итоговая контрольная работа по курсу «География. Россия: природа, население, хозяйство

1


Раздел 3. Россия в мире (2+1ч)

1

64

Россия и мировое хозяйство. Практическая работа №10 "Внешняя торговля России и её перспективы"

1

65

Россия в системе мировых транспортных коридоров

1

66

Обобщение изученного за курс географии 9класса


67-68

Резерв на выполнение ВПР

2


ИТОГО:

68




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу географии 7-9 классов

Автор: Карпеченко Наталья Григорьевна

Дата: 25.10.2020

Номер свидетельства: 561181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Рабочая программа курса географии 7-9 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_geografii_7_9_klass_k_uchebniku_linii_poliarnaia_zvezd"
    ["file_id"] => string(6) "515933"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1561439853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196628"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428077855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа курса «География материков и океанов» "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov"
    ["file_id"] => string(6) "226980"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по географии 5 класс  в соответствии требованиям ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-v-sootvietstvii-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "169766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423469306"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства