Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса географии 7-9 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева.»
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Пыть-Ях
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО учителей на методическом совете приказом директора
естественно-научных и общественных МБОУ СОШ № 6 от 30.08.2017 г. № 546-о
дисциплин МБОУ СОШ № 6 Протокол № 1
Протокол № 1 «26» августа 2017 г.
«25» августа 2017 г. Председатель МС
Руководитель ШМО _________ Янекова Я.В.
_________ Исламова С. Ш.
Рабочая программа
курса географии 7-9 класс
к учебнику линии «Полярная звезда»
под редакцией А.И.Алексеева.
Оглавление
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реквизиты нормативно-правовых документов.
Учебно-методический комплекс (УМК).
Описание места учебного предмета, курса (в каких классах изучается курс, и за какое количество часов может быть реализована разработанная рабочая программа).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Пояснительная записка
рабочей программы по географии 7-9 класс
(базовый уровень) на 2017-2018учебный год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реквизиты нормативно-правовых документов.
Рабочая программа по предмету «География.7- 9 класс» разработана
в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7)
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26 августа 2010 г. № 761н.
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6;
- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014;
соответствует:
- Федеральному перечню учебников по учебному предмету «География».
- Учебному плану МБОУ СОШ № 6 основного общего образования на текущий учебный год.
- Положению о рабочей программе МБОУ СОШ № 6.
Учебно-методический комплекс.
При составлении рабочей программы использовались следующие источники:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-023273-9;
- примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5;
- авторская программа: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина.- М. : Просвещение, 2014. - 144 с. - IЗВN 978-5-09-023994-3;
-А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов «ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ. 7 класс» (серия «Полярная звезда») М.Просвещение,2016.
-С.И.Махов Поурочные разработки. 7класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.Просвещение,2014.
-.В.В.Николина Рабочая тетрадь «Мой тренажер» пособие для учащихся М.Просвещение,2015
-Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И.
-Алексеева. Просвещение,2014.
- Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда) 2014.
- Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда) 2016
- Академический учебник: «География. Россия», для 9кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеева. М., «Просвещение», 2014г., серия «Полярная Звезда». (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ)
-В.В. Николина / География. 9кл. Мой тренажер/ Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2016 г.
-В.В. Николина / География. 9кл. Методические рекомендации./ Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2015 г.
Описание места учебного предмета.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 274, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах , 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8, и 70 ч (2 часа в неделю) 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основныхценностных ориентиров современного российского образования, заключающихся в формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Выпускник научится:
-выбирать источники географической информации (картографические,
-статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
-ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического о писания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и з акономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами , процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географически х условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
-различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
-использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
-адаптации человека к разным природным условиям;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико -ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой , функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
-описывать погоду своей местности;
-объяснять расовые отличия разных народов мира;
-давать характеристику рельефа своей местности;
-уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории:
- приводить примеры современных видов связи , применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально -экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно -популярной литературе и средствах массовой информации;
-составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально -экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
-давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
-наносить на контурные карты основные формы рельефа;
-давать характеристику климата своей области (края, республики);
-показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально -экономическое положение и перспективы развития России.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7-9 класс.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально -экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными метода ми решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и об щественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов(наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).Появление первых географических карт. География в эпоху Средневеко вья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII –XIX вв. ( исследования и открытия натерритории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды ).Первое русское кругосветное путешествие( И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера ). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса нанашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.Наклон земной оси кплоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия.
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь–как система измерения большихпромежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращениеЗемли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото - и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.
Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта–особый источник информации. Содержание и значение карт.
Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.Градусная сеть:параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, рас стояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера– «каменная»оболочка Земли.Внутреннеестроение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области,срединные океанические хребты,шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части.Свойства вод Мирового океана– температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. .Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек игидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображениенаправления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы.Влажность воздуха.
Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы(проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработкарезультатов наблюдений).
Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы.Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей.Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера–живая оболочка Земли.Особ енности жизни вокеане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов наземные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни.
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности ( древние египтяне,греки,финикийцы,идеи и трудыПарменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны,М.Поло,А.Никитин,Б.Диаш,М.Бехайм,Х.Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г.Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI –XIX вв. (А.Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В.Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке ( И.Д.Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты.Литосферныеплиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строенияземной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатич еских картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий нажизнь людей. Влияние современной хозяйственной де ятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений(температуры воздуха,
амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и егочасти. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строениягеографической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования.Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африк и (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия–«черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия–«маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение,история исследования иособенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида–уникальный материк на Земле(самыйхолодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка. Географическое положение,история открытия и исследования Северной Америки (Новый Све т). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение,история исследования материка.Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики. Зарубежная Европа. Страны Северн ой Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы ( население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни(даже в городах) и культура региона(центр возникновения древних религий буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны Юго -Восточной Азии (использование выгодности положения в
развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион–двух мощных центров
цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию Росси и. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строениетерритории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое ст роение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа.
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.
Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных эле ментов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российскихрек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территорииРоссии. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина(одна и зкрупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально -экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал–как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хреб тов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство.Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно- энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая
энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс.
Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального рай она. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства. Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва–столица Российской Федерации. Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Поволжье.
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Примерные темы практических работ
1.Описание основных компонентов природы океанов Земли.
2.Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
3.Описание основных компонентов природы материков Земли.
4.Описание природных зон Земли.
5.Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
6.Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
7.Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
8.Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
9.Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
10.Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
11.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
12.Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
13.Работа с картографическими ис точниками: нанесение элементов рельефа России.
14.Описание элементов рельефа России.
15.Построение профиля своей местности.
16.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
17.Описание объектов гидрографии России.
18. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
19.Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
20.Описание характеристики климата своего региона.
21.Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
22.Описание основных компонентов природы России.
23.Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
24.Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
25.Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
26.Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.
27.Определение особенностей размещения крупных народов России.Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
28.Чтение и анализ половозрастных пирамид.
29Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
30.Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
31.Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
32.Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
33.Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
34.Описание основных компонентов природы своей местности.
35.Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях насе ления своей местности на основе различных источников информации.
36.Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
37.Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.
38.Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
39.Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.
40.Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Учебно-тематический план 7-9 класс
№
п/п
Раздел программы
Всего часов
по рабочей программе
7 КЛАСС
1
Введение
4
2
Население Земли
6
3
Природа Земли
14
4
Природные комплексы и регионы
6
5
Материки и страны
38
Итого: 7 класс
68
8 КЛАСС
Введение.
1
1.
Пространства России.
5
2.
Россияне.
10
3
Природа
24
4.
Природно-хозяйственные зоны
7
5.
Хозяйство России.
19
5
Наше наследие
4
Итого: 8 класс
68
9 КЛАСС
1
Регионы России
12
2
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
34
Тема 1. Центральная Россия
10
Тема 2. Северо-Запад
6
Тема 3. Европейский Север
4
Тема 4. Северный Кавказ
4
Тема 5. Поволжье
4
Тема 6. Урал
5
3
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
14
Тема 7. Сибирь
8
Тема 8. Дальний Восток
9
4
Заключение. География ХМАО-Югры.
7
Итого: 9 класс
70
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе на 2017-2018 учебный год
№ п/п
Дата
Примечание
Дата корректировки
Название раздела
Тема урока
1
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Как мы будем изучать географию
2
Учимся с «Полярной звездой» (1)
3
Взаимодействие человека с окружающей средой
4
Географические карты Практическая работа № 1 «Определение по карте географических координат»
5
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (6 часов)
Народы, языки, религии
6
Города и сельские поселения
7
Учимся с «Полярной звездой» (2)
8
Страны мира
9
Экономически развитые страны
10
Обобщающий урок по теме «Население мира»
11
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (14 час)
Развитие земной коры
12
Земная кора на карте
13
Природные ресурсы земной коры
14
Температура воздуха и осадки на разных широтах
15
Давление воздуха и осадки на разных широтах
16
Общая циркуляция атмосферы
17
Климатические пояса и области Земли
18
Зональность климата. Основные и переходные зоны. Изучение климатических диаграмм.
19
Океанические течения.
20
Реки и озера Земли.
21
Географическая исследовательская практика «Учимся с Полярной звездой» (3)
22
Растительный и животный мир Земли
23
Почвы
24
Обобщающий урок по теме «Природа Земли!
25
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ (6 часов)
Природные зоны Земли
26
Изменение природных зон Земли под воздействием человека
27
Океаны(1)
28
Океаны (2)
29
Материки
30
Как мир делится на части и как объединяется
31
МАТЕРИКИ И СТРАНЫ (38 часов)
АФРИКА: образ материка. Практическая работа № 2 «Определение географических координат материка, протяженность материка»
32
Африка в мире
33
Африка: путешествие (1) Практическая работа № 3 «Описание по климатической карте климата отдельных пунктов»
34
Африка: путешествие (2). Внутренние воды
35
Египет
36
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезных ископаемых»
37
Австралия: образ материка
38
Австралия: путешествие
39
Антарктида
40
Южная Америка: образ материка (1) Практическая работа № 5. «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки»
41
Южная Америка: образ материка (2)
42
Латинская Америка в мире
43
Практическая работа № 6 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»
44
Южная Америка: путешествие (1)
45
Южная Америка: путешествие (2)
46
Бразилия Практическая работа № 7 «Составление описания природы Бразилии, населения и его хозяйственной деятельности»
47
Северная Америка: образ материка
48
Англо-Саксонская Америка
49
Северная Америка: путешествие(1)
50
Северная Америка: путешествие (2)
51
Практическая работа № 8 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека»
52
Соединенные Штаты Америки. Практическая работа № 9 «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
53
Евразия: образ материка (1) Практическая работа № 10 «Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения»
54
Евразия: образ материка(2) Практическая работа № 11 « Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей»
55
Европа в мире
56
Европа: путешествие(1)
57
Европа: путешествие(2)
58
Германия
59
Франция
60
Великобритания
61
Азия в мире
62
Азия: путешествие(1)
63
Азия: путешествие(2)
64
Китай
65
Индия
66
Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». (5) .
67
Россия в мире. Многонациональное государство.
68
Природные ресурсы Росси
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе
№ п/п
Дата
Примечание
Дата корректировки
Название раздела
Тема урока
1
Введение.
2
Пространства России (5 часов)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России.
3
Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 1. Определение поясного времени по карте
4
Ориентирование по карте России. Районирование.
5
Формирование территории России. Заселение террито-рии России.
6
Контрольная работа по теме « Россия на карте мира»
7
Россияне (10 часов)
Воспроизводство населения.
8
Численность населения. Темпы роста численности насе-ления.
9
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
10
«Демографический портрет» населения России.
11
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур-сы.
12
Россия - многонациональное государство. Национальный состав.
13
Размещение населения. Зона очагового заселения.
14
Расселение и урбанизация.
15
Города и сельские поселения
16
Обобщение знаний по теме « Население России»
17
Природа (24 часа)
История развития земной коры. Геологическое лето-счисление.
18
Особенности рельефа России. Тектонические структуры.
19
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Практическая работа № 2. Описание рельефа России по плану.
20
Полезные ископаемые России.
21
Стихийные явления на территории России:
22
Контрольная работа по теме «Геологическое строение и рельеф»
23
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Практическая работа № 3. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, темпера-тур и осадков
24
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России
25
Влияние на климат России ее географического положения
26
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона
27
Сезонность климата
28
Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека Практическая работа №4Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения
29
Обобщение знаний по теме «Климат»
30
Контрольная работа по теме « Климат и климатические ресурсы»
31
Россия — морская держава. Особенности российских морей
32
Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей
33
Реки России. Режим рек России
34
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России
35
Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледник
36
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Практическая работа №5. Характеристика одной из российских рек по плану
37
Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»
38
Почва — особое природное тело
39
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края
40
Обобщение по теме « Почвы»
41
Природно-хозяйственные зоны ( 7 ч)
Зональность в природе и жизни людей.
42
Северные безлесные зоны. Практическая работа № 6. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану
43
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава
44
Степи и лесостепи Особенности лесостепной и степной зон
45
Южные безлесные зоны
46
Субтропики
47
Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны»
48
Хозяйство России (19 ч)
Хозяйство России. Понятия «экономика» и «хозяйство»
49
Цикличность развития хозяйства
50
Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности
51
Нефтяная и газовая промышленность
52
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны
53
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны.
54
Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии.
55
Машиностроение — ключевая отрасль экономики
56
Химическая промышленность. Состав химической промышленности.
57
Лесопромышленный комплекс
58
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.
59
Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
60
Животноводство. Особенности животноводства России.
61
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями
62
Легкая промышленность. История развития лег¬кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
63
Транспорт — «кровеносная» система страны.
64
Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт
65
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг.
66
Обобщение по теме « Хозяйство России»
67
Наше наследие (2 часа)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
68
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе на 2017-2018 учебный год
№ п/п
Дата
Примечание
Дата корректировки
Название раздела
Тема урока
1
РЕГИОНЫ РОССИИ (12 час)
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 1. Готовимся к экзамену
2
Районирование России
3
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 2. Изучение изображения Земли из космоса.
4
Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская
5
Уральские горы
6
Горы Южной Сибири
7
Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь
8
Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток
9
Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 1 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России»
10
Экологическая безопасность России
11
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 3. Анализируем проблему
12
Повторительно-обобщающий урок по теме «Регионы России»
13
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (34 час)ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (10)
Пространство Центральной России
14
Центральная Россия: освоение и население территории
15
Центральный Район: географическое положение и ресурсы
16
Волго-Вятский район.
17
Центрально-Черноземный район: географическое положение и ресурсы
18
Центрально-Черноземный район
19
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 4. Работа с текстом
20
Москва и Подмосковье/
21
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» -5. Готовимся к дискуссии.
22
Практическая работа № 2 «Создание образа региона на основе текста, карт и др.»
23
СЕВЕРО-ЗАПАД ( 6 )
Пространство Северо-Запада
24
Северо-Запад: «окно в Европу»
25
Северо-Запад: хозяйство
26
Калининградская область. Особенности. Проблемы.
27
Санкт-Петербург - вторая столица России
28
ГИП-6. Создаем электронную презентацию. Практическая работа № 3 «Санкт-Петербург – вторая столица России»
29
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР(4 )
Пространство Европейского Севера
30
Европейский Север: освоение территории и население. Практическая работа № 4 «Составление туристического маршрута»
31
Европейский Север: хозяйство и проблемы. Практическая работа № 5 «Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт»
32
ГИП: Учимся с «Полярной звездой»-7. Составляем карту.
33
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (4)
Пространство Северного Кавказ. Практическая работа № 6 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа»
34
Северный Кавказ: освоение территории и население
35
Северный Кавказ: хозяйство и проблемы
36
ГИП: Учимся с «Полярной звездой»-8. Разрабатываем проект
37
ПОВОЛЖЬЕ (4)
Пространство Поволжья
38
Поволжье: освоение территории и население
39
Поволжье: хозяйство и проблемы
40
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 9. Изучение проблем Поволжья
41
УРАЛ (5)
Пространство Урала
42
Урал: освоение территории и хозяйство
43
Урал: население и города
44
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 10. Анализируем ситуацию
45
Практическая работа № 7 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной части Урала»
46
Контрольный урок по теме «Европейская Россия»
47
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (14 час)СИБИРЬ (8)
Пространство Сибири. Практическая работа № 8 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»
48
Сибирь: освоение территории и население
49
Сибирь: хозяйство
50
Крупные промышленные узлы Сибири.
51
Западная Сибирь.
52
Практическая работа № 9 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири
53
Восточная Сибирь
54
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 11. Разрабатываем проект
55
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (9)
Пространство Дальнего Востока.
56
Дальний Восток: освоение территории и население(1)
57
Дальний Восток: освоение территории и население (2)
58
Хозяйство и проблемы
59
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 12. Разрабатываем проект
60
Повторение и обобщение курса «География. Россия» (8-9 классы)
61
Коррекция знаний по теме «Регионы России. Европейская часть».
62
Коррекция знаний по теме «Регионы России. Азиатская часть»
63
Итоговое контрольное тестирование
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (7)
Соседи России
65
Сфера влияния России: геополитическое влияние
66
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 13. Готовим реферат.
67
ГИП: Учимся с «Полярной звездой» - 14. Изучаем свой край.
68
Природные условия, ресурсы население и города ХМАО-Югры