kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии углубленный уровень 10-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками:

  1. География. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник (под ред. В. Н. Холиной). М.: Дрофа, 2019.
  2. География. 11 класс. Углублённый уровень. Учебник (автор В. Н. Холина). М.: Дрофа, 2019.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии углубленный уровень 10-11 классы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

10-11 КЛАССЫ


Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 10-11классов и разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

3. География. 10—11 классы: рабочая программа к линии

УМК В. Н. Холиной: углубленный уровень / В. Н. Холина. — М.: Дрофа, 2017.

4. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №39».

Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками:

  1. География. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник (под ред. В. Н. Холиной). М.: Дрофа, 2019.

  2. География. 11 класс. Углублённый уровень. Учебник (автор В. Н. Холина). М.: Дрофа, 2019.

Программой отводится на изучение географии 204 часа, которые распределены по классам следующим образом:

  • 10 класс – 102 часа, 3 часа в неделю;

  • 11 класс – 102 часа, 3 часа в неделю;






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне научится:

определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач;

выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;

прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;

использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;

составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;

создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;

интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;

прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;

анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;

прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;

оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира;

выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства;

выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны;

формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;

моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.


Результаты изучения предмета

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий и представлений;

анализировать картографические материалы;

оценивать сравнительную выгодность (и значение) географического положения экономических объектов;

использовать на практике концепцию географического положения и местоположения;

дешифрировать космические снимки;

сопоставлять и делать выводы по картам (картосхемам) электронного учебника, атласа, Интернета;

объяснять модель Тюнена — первую модель в общественной географии;

объяснять условия выполнения географических моделей;

использовать программу Google. Earth, иметь представление о ГИС, работать с макетом ГИС;

представлять практическое значение географии для повседневной жизни и бизнеса;

составлять картосхемы;

показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;

называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;

объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света;

объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни ХХ—ХХI вв.;

понимать функции миротворческих миссий ООН;

сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;

объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;

различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории; аргументированно оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;

оценивать тип и уровень развития страны через систему показателей;

моделировать территориальную структуру экономики страны;

анализировать, интерпретировать и сопоставлять картографические материалы, социально-экономические показатели;

сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;

выделять типы стран по методике много признаковой классификации;

работать с территориальной матрицей статистических данных;

строить демографические пирамиды;

определять уровень и тип развития страны по отличительным особенностям демографической пирамиды;

оценивать экономические последствия изменения демографической структуры населения;

прогнозировать динамику численности населения через систему демографических показателей;

определять социально-экономический тип страны через систему демографических показателей;

оценивать влияние иммиграции и эмиграции на социально-экономическое положение стран;

объяснять суть демографических проблем и пути их решения;

взаимосвязь природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения;

оценивать достоверность демографических прогнозов и стадий демографического перехода (по странам и регионам мира);

читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические материалы, характеризующие население;

определять географическое положение столиц, крупнейших городских агломераций мира и мегалополисов;

оценивать влияние доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;

оценивать сформированность систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер»);

использовать понятие «конус спроса» при размещении предприятий сферы услуг и оценке оптимальности административно-территориального деления, рыночной и транспортной инфраструктуры;

анализировать цены на землю и на аренду жилых и нежилых помещений по функциональным зонам своего города;

проводить функциональное и экологическое зонирование территории города;

выбирать оптимальное место жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп;

выявлять экологически опасные сектора городской экономики;

называть географическую составляющую в таких профессиях, как маркетолог, специалист по рекламе и городской планировке;

называть основные этапы и закономерности формирования современного мирового хозяйства;

объяснять взаимосвязь процессов политического и экономического развития;

называть географическую номенклатуру и географическое положение хозяйственных объектов;

объяснять закономерности размещения отраслей мирового хозяйства — сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг;

называть модели размещения хозяйства и основных групп факторов, оказывающих влияние на размещение;

оценивать уровень социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

оценивать факторы размещения промышленных предприятий;

оценивать экологические последствия экономического роста;

анализировать статистику по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира;

оценивать место и роль стран (регионов) в мировой торговле и мировой экономике с учетом специализации и географического положения;

называть географическую составляющую в таких профессиях, как агрономия, ветеринария, экология и природопользование, логистика, мировая экономика;

проводить многопризнаковое и однопризнаковое районирование;

выбирать наиболее существенные признаки для районирования;

называть различия между районированием, административно-территориальным делением и нарезкой округов для голосования;

оценивать качество административно-территориального деления и нарезки округов для голосования;

оценивать справедливость распределения национального дохода между районами страны при помощи кривой Лоренса;

называть методы региональной политики и сферу ее применения.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно искать фактологическую информацию (статистику) в Интернете, организовывать, представлять и интерпретировать информацию;

работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации (по СМИ, Интернету, хрестоматии);

работать с источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации;

работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики;

строить творческие картосхемы, диаграммы и графики, анализировать их содержание;

составлять тесты, реферировать, составлять аналитические записки по проблеме;

решать практические аналитические задачи на базе изученных теорий;

организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе Power Point, аналитических записок, рефератов;

выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с привлечением адекватной аргументации, находить приемлемое решение;

называть межпредметные связи (география — история — математика — иностранные языки — обществознание).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе, способностью к самообразованию;

обладать целостным мировоззрением; умением оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

гражданской позицией;

умением вести диалог и достигать взаимопонимания;

умением критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

10 КЛАСС

Раздел 1. География в современном мире

ТЕМА 1. СИСТЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

География — наука, изучающая пространство. География: от сбора фактов — к поиску закономерностей. Место географии в системе наук. И. Кант и классификация наук (сущностные, хорологические и хронологические). Задачи географии. Карьера с географией. Возможности, которые даёт география для жизни и работы. Структура географической науки. Основные теории и концепции. Пространство как объект изучения географии. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии. Основные теории и концепции физической и экономической географии. Новое время — новые задачи географии.

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Традиционные методы географических исследований — экспедиционный, картографический, описательный. Карта — альфа и омега географии. Географические законы и модели: концепции экологической и физической географии. Законы физической и экономической (общественной) географии. Модель Тюнена — первая теоретическая модель в географии. Идеальные условия выполнения модели. Закономерности размещения зон различной специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Проявление «колец Тюнена» на локальном, региональном и глобальном уровня. Новейшие методы географических исследований. Геоинформационные системы, системы под спутникового позиционирования, неогеография, геопорталы Google Maps и Google Earth, космический мониторинг Земли, Big Data.

Раздел 2. Среда обитания человека, природные условия, ресурсы и их использование

ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Литосфера: эндогенные процессы, определяющие облик Земли. Возраст Земли и этапы её развития. Внутренняя структура Земли. Движение литосферных плит и границы между ними. Выветривание и экзогенные процессы. Выветривание: физическое, химическое, органогенное. Факторы, влияющие на скорость выветривания. Развитие рельефа во времени и пространстве. Склоновые процессы. Воздействие человека на рельефообразование и литосферу. Карьера с географией: геоморфолог. Климатическая система Земли и её изменения. Радиационный и тепловой балансы. Глобальный энергетический баланс. Карьера с географией: океанолог. Распределение температуры и осадков по земному шару. Погода и климат. Карьера с географией: климатолог (метеоролог). Изменение климата. Влияние человека на климат. Водосборный бассейн и факторы формирования стока. Бассейновая дифференциация поверхности Земли. Карьера с географией: гидролог. Водный баланс: приход и расход, водообмен и сток. Речной сток и его количественные показатели. Внутри годичные колебания стока, типы водного режима. Продольный и поперечный профиль реки, эрозия и аккумуляция. Влияние человека на гидрологический цикл: урбанизация, водопотребление, причины и последствия засух и наводнений. Ландшафт, географическая оболочка и физико-географическое районирование. Ландшафт как общегеографическое понятие. Карьера с географией: ландшафтовед-геоэколог. Основные черты ландшафта. Современные ландшафты и их классификация. Ландшафт и географическая оболочка. Гипотетический материк. Физико-географическое районирование.

ТЕМА 2. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Окружающая среда и природопользование. Природная, природно-антропогенная и антропогенная среды. Особенности природопользования на глобальном и региональном уровне. Деление отраслей экономики на группы по степени и характеру зависимости от природы. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов (по природному происхождению, по хозяйственному использованию, по исчерпаемости и возобновляемости, по возможности замены одних на другие). Правило Хартвика. Природно-ресурсный потенциал. Экономическая оценка природных ресурсов. Ресурсосбережение. Минеральные ресурсы. Энергоресурсы. Потребление энергоресурсов. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы.

ТЕМА 3. ГЕОЭКОЛОГИЯ

Геоэкология как направление о взаимодействии природы и общества. Окружающая среда как геосистема. Свойства геосистем. Экономическое развитие и изменение природной среды. Периоды развития взаимодействия человека и окружающей его природы. Концепция устойчивого развития. Международные соглашения (Киотский протокол, Парижское соглашение по климату). Типы загрязнения окружающей среды. Классификация типов загрязнения окружающей среды. Природное и антропогенное загрязнение. Виды загрязняющих агентов. Происхождение загрязняющих веществ. Масштабы загрязнения. Стойкость загрязнителей. Геоэкологические проблемы регионов мира. Экологические проблемы атмосферы. Глобальное изменение климата. Причины и последствия глобального потепления. Глобальное потепление или глобальное похолодание? Кислотные осадки. Глобальные и региональные экологические проблемы гидросферы. Проблема неустойчивого водного снабжения. Пересыхание водоёмов в результате орошения. Загрязнение рек. Эвтрофикация водоёмов. Загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Деградация почв — угроза глобальной продовольственной безопасности. Причины деградации почв. Эрозия почв. Загрязнение почв. Опустынивание. Засоление, заболачивание. Особо охраняемые природные территории. Роль географии в решении экологических проблем. Биоразнообразие — фундамент жизни на планете. Проблема уменьшения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) как центры сохранения биологического разнообразия. Виды заповедных охраняемых территорий. География и решение проблемы сохранения окружающей среды. Мониторинг природной среды.

Раздел 3. Политическая карта мира: государства и границы

ТЕМА 1. ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА

Формирование современной политической карты мира. Изменения на политической карте мира в конце ХХ — начале XXI в. Объекты политической карты мира. Независимые государства. Основные черты независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Содружества Наций, Британского содружества). Формы государственного устройства и правления. Шарль Монтексьё о зависимости формы государственного правления от климата и размеров страны. Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Непризнанные и самопровозглашённые государства. Причины появления непризнанных и самопровозглашённых государств, географическое положение. Международные территории и акватории. Антарктика, открытое море, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, комическое пространство, международные реки, проливы, каналы. Территории с неопределённым статусом (нейтральные, арендованные, оккупированные). Колониальный раздел мира и деколонизация. Виды колониальной зависимости (колония, протекторат, кондоминиум, подмандатные и подопечные территории, доминионы). Деколонизация. Колониальный список ООН. Межгосударственные политические организации. Организация Объединённых Наций: история создания, значение в современном мире. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат ООН. Миссии ООН по поддержанию мира.

ТЕМА 2. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ

Состав территории государства и государственная граница. Международные правила проведения государственных границ. Естественные рубежи как границы. Государственные границы: сухопутные, морские. Делимитация, демаркация, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства. Территориальные споры за выход к морю (к реке). Межгосударственные территориальные споры. Претензии на острова, анклавы. Споры из-за территорий, населённых этническими меньшинствами.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА

Традиционные геополитические теории. Основные понятия геополитики. Талассократия и теллурократия. Карьера — международные отношения. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель); географические факторы мировой политики ХХ в. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера. Американская школа геополитики. Концепция географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХ в. Современные геополитические модели. Геополитическая модель С. Коэна, геоэкономика, геополитические коды, концепции мирового порядка, евразийство.

Раздел 4. Богатство и бедность: типы стран

ТЕМА 1. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА

Уровень и тип социально-экономического развития страны. Типологии и классификации стран мира. Показатели типологии (экономические, демографические, качества жизни). Взаимосвязь показателей (прямая, обратная). Отраслевая структура экономики. Соотношение доли сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг как показатель уровня развития страны. Структура ВВП для стран различных социально-экономических типов. Валовой национальный доход (ВНД) — основа для классификации стран. С. Кузнец — нобелевский лауреат за разработку методики подсчета ВНД. Паритет покупательной способности валют. Индекс «Биг-Мак». Анаморфированное картографическое изображение. Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс человеческого развития. Различия между развитыми и развивающимися странами по комплексу показателей. Источники статистической информации для межстрановых сопоставлений (издания международных организаций — Всемирного банка, ООН, Всемирной торговой организации). Классификации стран и территорий Всемирного банка, Международного валютного фонда. Географические типологии. Группы стран Всемирного банка (классификация по ВНД на душу населения): страны с низким, средним и высоким доходом. Ежегодное изменение классификации. Её практическое использование (при решении вопроса о предоставлении займов и кредитов). Место России в классификации Всемирного банка. Географическое положение групп стран и их характеристика. Много признаковые классификации: методика и области применения. Логическая основа классификации, методы отбора ключевых показателей. Методика ранжирования.

ТЕМА 2. ТИПЫ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

Более развитые и менее развитые страны на экономической карте мира. Географическое положение «богатых» и «бедных» регионов мира («богатый Север — бедный Юг», модель «центр — периферия» на глобальном уровне). Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Новые индустриальные страны. Наименее развитые страны. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, малые островные и прибрежные развивающиеся страны и территории. Экономически развитые страны, страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны. Экономико-географическая типология стран современного мира. Типы экономически развитых стран и их характеристика (главные капиталистические страны, экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, страны со средним уровнем экономического развития). Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны. Типы развивающихся стран (ключевые страны, высоко урбанизированные переселенческие страны, страны анклавного развития, страны внешне ориентированного развития, страны-нефтеэкспортёры, страны плантационного хозяйства, страны концессионного развития, страны-«квартиросдатчики», крупные низкодоходные страны.

ТЕМА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА1

География глобальных проблем современности. Критерии выделения глобальных проблем. Проблема сохранения мира на планете. Проблема деградации глобальной экологической системы. Проблемы народонаселения. Продовольственная проблема. Ресурсная проблема. Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран. Цели развития тысячелетия. Работа над достижением целей тысячелетия. Помощь развитию на международном уровне на официальной и частной основе.

Раздел 5. География регионов мира

ТЕМА 1. РОССИЯ В МИРЕ

Географическое и геополитическое положение России. Россия на карте мира. Геополитическое положение современной России. Геополитические интересы и проблемы России в ближнем и дальнем зарубежье. Политическая и социально-экономическая интеграция. Россия на экономической карте мира. Основные черты экономики России. Предпосылки для формирования экспортноориентированной модели экономики. Экономическое сотрудничество России со странами мира. Геополитическое и геоэкономическое положение регионов РФ.

ТЕМА 2. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Зарубежная Европа: географические и природно-ресурсный потенциал. Особенности географического положения региона. Природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства: обеспеченность отдельными видами природных ресурсов. Современная политическая карта региона. Изменения на политической карте зарубежной Европы после Второй мировой войны и в конце XX века. Деление Европы на регионы. Формы государственного правления и административно-территориального устройства. Европейский союз. Численность и размещение населения. Особенности расселения. Зарубежная Европа — один из самых густонаселённых регионов мира. Демографические особенности. Национально-этнический и религиозный состав населения. Высокий уровень урбанизации: городские агломерации. Современная экономика стран Европы. Особенности экономической карты Европы. «Голубой банан». Основные отрасли экономики. Общая характеристика промышленности. Общая характеристика сельского хозяйства. Туризм. Транспорт. Германия. Географическое положение. Государственное устройство и административно-территориальное деление. Население Германии. Национальный и религиозный состав населения. Проблема миграции. Гастарбайтеры. Сфера услуг как основа экономики Германии. Промышленное производство. Высокая интенсивность сельского хозяйства. Густая сеть внутренних транспортных коммуникаций. Различия между Западной и Восточной Германией. Внешнеэкономические связи. Франция. Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Государственное устройство и административно-территориальное деление. Население Франции. Национальный и религиозный состав населения. Сфера услуг как основа экономики Франции, туризм. Промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспорт. Региональные различия. Великобритания. Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Государственное устройство и административно-территориальное деление. Гибралтар. Население Великобритании. Национальный и религиозный состав населения. Третичный сектор как главный в структуре ВВП страны. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

ТЕМА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Особенности географического положения Азии. Разнообразие природных условий и природных ресурсов региона, их территориальные различия. Природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства: обеспеченность отдельными видами природных ресурсов. Политическая карта Азии. Этапы формирования политической карты Азии. Европейская колонизация и распад колониальной системы. Формы государственного правления и административно-территориального устройства стран Азии. Деление зарубежной Азии на субрегионы: Центральная, Восточная, Юго-Восточная, Южная и Юго-Западная Азия. Население Азии. Численность и размещение населения. Демографическая ситуация. Национально-этнический и религиозный состав населения. Страны с высоким и низким уровнем урбанизации. Территориальные контрасты в размещении населения. Городские агломерации и мегалополисы. Характеристика социально-экономического развития. Классификация стран зарубежной Азии по уровню социально-экономического развития. Особенности развития промышленности. Специфика развития сельского хозяйства, транспорта. Китай. Географическое положение, административное устройство и природно-ресурсный потенциал страны. Численность населения и демографическая политика государства. Этнический и религиозный состав населения. Характеристика хозяйства Китая. Индия. Географическое положение, административное устройство и природно-ресурсный потенциал страны. Численность, этнический и религиозный состав населения. Проблема бедности. Характеристика хозяйства Индии. Япония. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал страны. Государственное устройство Японии. Численность, этнический и религиозный состав населения. Характеристика хозяйства Японии.

ТЕМА 4. АМЕРИКА

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Деление на Англо-Саксонскую и Латинскую Америку. Богатство природных условий и ресурсов, их территориальные различия. Проблемы природопользования региона. Формирование политической карты Америки. Особенности европейской колонизации Северной и Южной Америки. Процесс обретения политической независимости. Современная политическая карта и формирование современных границ стран континента. Формы государственного правления и административно-территориального устройства стран региона. Особенности социально-экономического развития и участия в глобальной экономике. Население Америки. Сложность этнического, расового, языкового и религиозного состава населения. Особенности формирования этнического состава населения региона. Особенности миграций, возрастного состава населения. Высокий уровень урбанизации, специфика формирования городских агломераций; сельское расселение. Многоукладность экономики и дифференциация уровня социально-экономического развития стран Америки. Региональные особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Разнообразие форм собственности. Роль и значение теневой экономики. Основные отрасли специализации стран региона. Значение горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства. Неравномерное размещение обрабатывающей промышленности. Основные направления внешнеэкономических связей. Место и роль стран Америки в мировой экономике. Процесс региональной экономической интеграции на континенте. Латинская Америка. Место Латинской Америки в мировой экономике и международном разделении труда. Особенности формирования этнического состава населения и государственности. Природные и общественные факторы размещения населения, динамика демографического перехода. Рост городов, «ложная урбанизация» (фавелы, тугуриос, барриос популарес). Типы стран Латинской Америки. Основные черты специализации и территориальной структуры хозяйства. Свободные промышленные (экономические) зоны. Природные факторы развития туризма. Специфика развития сельского хозяйства в различных природных зонах. Земельная собственность (латифундии и минифундии) и география конфликтов. Развитие плантационного хозяйства. США и Канада. Место США и Канады в мировой экономике и международном разделении труда. Административно-территориальное деление и формирование государственности США. ТНК, инновационные технологии. Роль миграций в формировании этнического состава населения. Районы США: особенности формирования населения, территории и специализации: Северо-Восток (Новая Англия и Североатлантические штаты), Средний Запад (Приозерье, Великие равнины), Юг (Южноатлантические штаты, Юго-Восток, Юго-Запад, Новый Юг), Запад (Дикий Запад, Тихоокеанские штаты). Канада. История формирования территории страны, административно-территориальное устройство. Особенности расселения. Англоязычная и франкоязычная Канада. Экономические и политические связи с США в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Положение коренных жителей. Природные основы формирования специализации хозяйства. Специфика и размещение сельскохозяйственного производства. Районы Канады и их специализация. Бразилия. Позиции в мировой экономике и политике (крупнейший в Латинской Америке производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции). Роль Бразилии в МЕРКОСУР. Административно-территориальное деление. Особенности географического положения. Основные формы рельефа (Амазонская низменность, Бразильское нагорье, Гвианское плоскогорье) и особенности их хозяйственного использования. Минеральные и агроклиматические ресурсы, их влияние на специализацию хозяйства и участие в международном разделении труда. Биоразнообразие, экологические проблемы, сведение лесов. Формирование этнической структуры населения: география миграций. Города. Трущобные районы (фавелы). Перенос столицы. Специализация сельского хозяйства и промышленности. Неравномерность распределения земельной собственности. Плантационное хозяйство. Кофе. Железная руда. Хлопчатник. Сахарный тростник. Гидроэнергетика.

ТЕМА 5. АФРИКА

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Географическое положение Африки. Минерально-сырьевые ресурсы и развитие промышленности. Речная сеть. Политическая карта Африки. Процесс колонизации Африканского континента. Превращение Африки в европейский сырьевой придаток. Деколонизация и образование независимых государств после Второй мировой войны. Особенности границ стран региона. Нестабильная политическая ситуация как источник потоков беженцев. Формы государственного устройства и правления. Особенности социально-экономического развития. Население стран Африки. Демографический взрыв и обусловленные им социально-экономические проблемы: продовольственная, преобладание детей в структуре населения, проблема безработицы и бедности, высокие темпы урбанизации. «Ложная урбанизация». Расовый и этнический состав населения. Миграции населения. Причины экономического отставания от других регионов мира. Отрасли специализации экономики. Ведущие промышленные районы. Сельское хозяйство — основа экономики и главная сфера занятости населения Африки. Территориальные различия в степени аграрного освоения и структура сельскохозяйственных угодий. Экспортные сельскохозяйственные культуры. Важные животноводческие районы. Транспорт Африки. Структура и география внешней торговли. Туризм.

ТЕМА 6. ОКЕАНИЯ

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Состав региона, особенности географического положения. Рельеф, климат, минерально-сырьевые ресурсы. Формирование политической карты Океании. История открытия, освоения и колонизации региона европейцами. Этапы формирования политической карты. Деколонизация. Современные формы государственного правления и административно-территориального устройства стран региона. Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры. Население региона. Коренное население и заселение Австралии и Океании европейцами. Влияние иммиграции на естественный прирост и этнический состав населения. Проблемы коренного населения. Особенности современного расселения. Высокая доля городского населения. Австралия. История формирования административно-территориального деления страны. Размещение населения. Австралийский «аутбэк». Социально-экономическое развитие страны. Новая Зеландия и островные государства Океании. Экономика Новой Зеландии. Экономика малых островов Океании.

11 КЛАСС

Раздел 1. Население и культура

ТЕМА 1. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

География населения в структуре общественной географии. Французская научная школа «географии человека» (Видаль дела Бланш). Гипотезы появления человека. Восточная Африка — предполагаемая родина человечества. Расселение людей по планете Земля. Динамика численности населения мира по регионам. Оценка численности населения: переписи, прогнозы. У. Петти — изобретатель «политической арифметики» (статистики). Особенности переписей в более развитых и менее развитых регионах. Переписи в РФ. Страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения. Закономерности размещения населения. Закономерности размещения населения мира. Природные и общественные факторы размещения. Районы с высокой и низкой плотностью населения (по регионам мира). Миграции: история и современность. Миграции. Экономические и политические причины миграций (экономические мигранты, экологические и политические беженцы). Динамика роста миграционных потоков и их влияние на экономику, политику, общественную жизнь в странах-донорах и странах-реципиентах. Демографические показатели: абсолютные и относительные. Эмиграция и иммиграция, механический и естественный прирост. Демографические показатели стран различных социально-экономических типов (оценка уровня развития страны через систему демографических показателей). Взаимосвязь демографических показателей, уровня и социально-экономического типа развития страны. Страны (территории) с максимальной и минимальной численностью населения. Демографические прогнозы. Демографические пирамиды: источники информации, правила построения. Взаимосвязь формы демографической пирамиды и уровня социально-экономического развития страны. Динамика численности населения регионов мира. Динамика численности населения мира по регионам и типам стран. Демографические проблемы менее развитых и более развитых стран. Модели динамики численности населения мира (гипотеза Т. Мальтуса). Прогнозы численности населения. Демографическая политика. Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах. Особенности демографической политики в Китае, Западной Европе, России и Индии.

ТЕМА 2. КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОНЫ МИРА

Элементы культуры: ментифакты, социофакты, артефакты. Индикаторы культуры: стереотипы поведения, язык, религия, особенности хозяйственной деятельности. Расы и этносы. Этносы как носители культуры. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков. Этнический состав населения мира. Титульные нации, национальные меньшинства и этническая дискриминация. Язык — важнейшее связующее звено культуры. Территориальные различия в языках. Наиболее распространённые языки мира. Государственные языки. Национальные языки. Обособленные языки. Билингвизм. Языковые семьи и группы. Изменения в языках (качественные и вызванные внешними контактами). Жаргоны. География религий. География религий мира. Монотеистические и политеистические религии. Местные традиционные верования. Национальные и мировые религии: очаги происхождения и современного распространения. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Исламская экономика. Карьера — туризм. Религиозные конфликты. Историко-культурные районы мира. Историко-культурные районы мира, причины формирования территориальных различий в культуре. Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира. Историко-культурные районы мира. Ж. Реклю об особенностях геоисторического подхода.

Раздел 2. Городские и сельские поселения

ТЕМА 1. УРБАНИЗАЦИЯ

Критерии выделения города. Преимущества и недостатки городского образа жизни. Урбанизация в РФ (крупнейшие городские агломерации, города, посёлки городского типа). Урбанизация в США (метрополитенские статистические ареалы). Гипотезы возникновения городов. Функции городов в системе расселения. Предпосылки роста города. Роль городов в формировании государств. Географическое положение как фактор развития городов. Местоположение. Крупнейшие города древности и современности. Границы и пределы роста города. Юридическая и фактическая границы города. Агломерационная экономия. Оптимальные размеры города. Пределы роста города. Городская агломерация, мегалополис. Крупнейшие городские агломерации мира, крупнейшие города мира в пределах городской черты. Крупнейшие мегалополисы мира. Субурбанизация. Мировые (глобальные) города. Урбанизация как фактор экономической и территориальной организации общества. Рост числа городских агломераций и доли городского населения. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Критерии оценки урбанизации. Региональные различия в урбанизации. Особенности урбанизации в более развитых и менее развитых странах. Ложная урбанизация, сельское хозяйство в городах. Перенос столиц. Город и окружающая среда. Влияние городов на окружающую среду. Важнейшие экологические проблемы городов.

ТЕМА 2. СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ

Модели в географии городов. Правило Ципфа (зависимость численности населения города от его ранга в системе расселения), условия его выполнения. Зависимость системы расселения страны от уровня ее развития. Кривая Ципфа для более развитых и менее развитых стран. Виды размещения населённых пунктов (линейный, агломерационный, равномерное размещение). Модель центральных мест В. Кристаллера, условия её выполнения. Конус спроса, центральное место, дополняющие районы. Оптимизация рыночной структуры, транспортной структуры, административно-территориального деления. Экономический ландшафт А. Леша. Периодические центральные места, ярмарки и рынки; условия их возникновения и превращения в постоянное центральное место. Регулирование систем расселения. Методы экистической политики.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА

Экономическая структура города (базовый и обслуживающий сектора, сектор домашнего хозяйства). Базовая занятость. Неформальный сектор. Городской мультипликатор: модель Лоури (взаимосвязь секторов городской экономики). Индекс базовой занятости, индекс локализации. Рынок городских земель. Факторы, определяющие характер использования городских земель. Рента положения. Моногорода. Внутригородские различия в цене на жильё, арендной плате, земельной ренте. Изменение роли факторов, влияющих на стоимость земельных участков. Функциональные зоны города. Модели размещения функциональных зон города (концентрическая, секторальная, многоядерная). Этнические кварталы и гетто. Трущобные районы в городах развивающихся стран. Оптимальное размещение предприятий сферы услуг в городе. Управление территориальной структурой города. Регулирование городского расселения в странах различных социально-экономических типов. Оптимальная территориальная структура города.

Раздел 3. Мировое хозяйство

ТЕМА 1. ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. География мирового хозяйства: изучение принципов размещения и региональных различий в функционировании отраслей. Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Модель Кларка. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика территориальной структуры хозяйства в исторической ретроспективе. Оценка уровня участия страны в мировом хозяйстве. Оптимальная территориальная структура экономики: концепция поляризованного ландшафта. Глобализация и её проявление. Факторы и основные вехи глобализации. Глобальные проблемы человечества. Транснациональные корпорации: география штаб-квартир и масштабы деятельности. Российские ТНК в мировом рейтинге крупнейших ТНК мира. Киотский протокол и Парижское соглашение по климату. Экономический рост и загрязнение окружающей среды. Региональные различия. Квоты на торговлю выбросами (место и перспективы для России). Глобальное потепление или глобальное похолодание. «Зелёная» экономика.

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Ограничители развития животноводства и земледелия. Социально-экономические факторы эффективности сельскохозяйственного производства. Модель экономического оптимума сельского хозяйства Дж. Баттлера. Обеспеченность земельными ресурсами. Средние размеры хозяйств, латифундии и минифундии. Конфигурация земельных владений. Земельный кадастр. Механизация и химизация сельского хозяйства (региональные различия). Сельское хозяйство и окружающая среда. Гипотезы происхождения сельского хозяйства. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Экспедиции Русского географического общества. Н. И. Вавилов. География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Модели в географии сельского хозяйства. Статистические показатели в сельском хозяйстве. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители, экспортёры и импортёры продукции животноводства и земледелия. Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира. Снижение доли сельского хозяйства в ВНД, числе занятых, концентрация производства и экспорта в более развитых странах. Продовольственная проблема в менее развитых странах. География «зелёной революции» и распространение генетически модифицированных культур. Структура агробизнеса. Международное и национальное регулирование сельскохозяйственного производства в рамках Всемирной торговой организации. ТНК агробизнеса. Новые тенденции развития сельского хозяйства (органическое сельское хозяйство, бес пашенное земледелие, Агро туризм, субсидирование). География аграрных реформ.

ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Условия создания промышленных предприятий. Ресурсы, особенности предпринимательского климата. Модели размещения промышленности. Гравитационная модель А. Шеффле. Модель минимальных издержек А. Вебера (материальный индекс и точка минимальных перемещений, локализованные и повсеместно распространённые отрасли). Модель Я. Тинбергена (нобелевский лауреат по экономике 1969 г.): размещение промышленности и иерархия населённых пунктов. Модель Вернона (модель жизненного цикла продукта). Модель Хамфри (модель много заводской фирмы). Торговые войны и размещение промышленности. Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. Сдвиг производства в страны Азии. Динамика доли в ВНД и числе занятых. Изменение роли факторов размещения производства ТНК. Экологические последствия развития промышленности.

ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Структура сферы услуг. Динамика места сферы услуг в мировой экономике. Роль сферы услуг в странах различных социально-экономических типов. Мировая транспортная система. Грузовой и пассажирский транспорт. Главные транспортные магистрали мира, крупнейшие порты и аэропорты. Статистические показатели развития транспорта. Мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов. География крупнейших банков мира. ТНК в торговле и сфере услуг. Офшорные зоны мира. Современные тенденции развития туризма в регионах мира. Влияние туризма на экономику.

ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Специализация стран и регионов в международном разделении труда и мировой торговле. Территориальное разделение труда: международное, межрайонное. Природные условия и ресурсы как географическая основа международного разделения труда. Размеры страны как фактор участия в международном разделении труда. Географическое и геополитическое положение страны. Взаимосвязь между уровнем и типом социально-экономического развития и участием в международном разделении труда. Плюсы и минусы специализации на экспорте сырья, продукции обрабатывающей промышленности, торговле услугами. Теории мировой торговли. Меркантилисты. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория относительных преимуществ Д. Рикардо. Теория соотношения факторов производства (теорема Хекшера-Улина). Парадокс Леонтьева. Международное и государственное регулирование торговли. Всемирная торговая организация. Динамика географической и товарной структуры мировой торговли. Основные торговые пути древности и современности. Новая теория международной торговли П. Кругмана. Географическая и товарная структура экспорта и импорта. Внутри региональная торговля. Динамика мировых экспортно-импортных потоков, изменение роли регионов и стран. СССР и Россия в мировом экспорте и импорте. Специализация в мировой торговле регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта). Международная интеграция. Региональная интеграция. Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения в регионах мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР). Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Особенности интеграции в развивающихся регионах.

Раздел 4. Устойчивое развитие

ТЕМА 1. РАЙОНИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Районирование — важнейший метод пространственного анализа. Процедура районирования. Виды и принципы районирования. Однородное (одно признаковое и много признаковое) и узловое районирование. Районирование «сверху», районирование «снизу» (аналитические и синтетические районы). Границы между районами. Гравитационные модели. Районирование и административно-территориальное деление (АТД). Реформа АТД и принципы её проведения. Качество районирования и АТД.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Принципы нарезки округов для голосования и равное избирательное право. Правила справедливой нарезки округов: принцип равенства, компактности, недопущения нарезки округов в интересах партий. Выделение округов по принципу максимальной сегрегации и максимальной интеграции. Джерримендеринг — манипулирование сеткой избирательных округов в интересах партий. Показатели географического анализа выборов. Распределение мест в парламенте между регионами в странах различных социально-экономических типов. США: система паритетов; распределение мест в Государственной Думе РФ.

ТЕМА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Принципы территориальной и социальной справедливости; их применимость, оценка степени справедливости. Измерение регионального неравенства. Кривая Лоренса. У. Айзард — основатель регионалистики. Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов. Региональная политика: стимулирующая, компенсирующая, и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов (ЕС, Россия). Методы справедливого распределения национального дохода между районами страны. Типы экономических районов. Закономерности пространственного экономического развития. Типы экономических районов Дж. Фридмана (районы-ядра, растущие районы, районы нового освоения, депрессивные районы). «Полюса роста» Фр. Перру. Модель «центр — периферия». Особые экономические зоны в РФ. Центр и периферия мирового хозяйства. Центральные и периферийные районы на глобальном и локальном уровне. Пространственные закономерности распространения нововведений: теория диффузии нововведений. Барьеры диффузии. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).



Тематическое планирование по географии 10-11 классы

10 класс



урока

Название раздела, темы урока

Количество часов


Раздел 1. География в современном мире

8


Тема 1. Система географических наук

4

1

География: законы, методы, предмет. (Семинар, практикум)

1

2

Карьера с географией. (Семинар, практикум)

1

3

Географическое положение и местоположение. (Практикум)

1

4

Урок-резерв. Географическое положение и местоположение моего города (деревни). (Конференция)

1


Тема 2. Методы географических исследований

4

5

Первые методы географических исследований. (Практикум)

1

6

Географические законы и модели: концепции экономической и физической географии. (Лекция, практикум)

1

7

Новейшие методы географических исследований (геоинформационные системы и космические снимки). (Практикум)

1

8

Итоговый урок по разделу.

Контрольная работа №1 «География в современном мире»

1


Раздел 2. Среда обитания человека, природные условия, ресурсы и их использование

22


Тема 1. Физическая география

11

9

Структура физической географии. (Комбинированный урок: объяснение учителя, самостоятельная работа, работа в Интернете)

1

10-11

Литосфера: эндогенные процессы, определяющие облик Земли. (Комбинированные)

2

12-13

Выветривание и экзогенные процессы. (Комбинированные)

2

14-15

Климатическая система Земли и её изменения. (Комбинированные)

2

16-17

Водосборный бассейн и факторы формирования стока. (Комбинированные)

2

18-19

Физико-географическое районирование. (Комбинированные)

2


Тема 2. Природопользование

3

20

Природопользование. (Комбинированный)

1

21-22

Природные ресурсы. (Комбинированные)

2


Тема 3. Геоэкология

8

23

Взаимосвязи компонентов природной среды. (Комбинированный)

1

24

Этапы и последствия освоения природной среды человеком. (Комбинированный)

1

25

Этапы взаимодействия общества и природы. (Комбинированный)

1

26

Типы загрязнения окружающей среды. (Комбинированный)

1

27

Причины и последствия геоэкологических проблем. (Комбинированный)

1

28

Сохранение биологического разнообразия

1

39

Геоэкологические проблемы регионов мира. («Круглый стол»)

1

30

Итоговый урок по теме.

1


Раздел 3. Политическая карта мира: государства и границы

15


Тема 1. Объекты политической карты мира

10

31-32

Формирование современной политической карты мира. Независимые государства на карте мира. (Комбинированные)

2

33

Формы правления и государственного устройства. (Комбинированный)

1

34

Непризнанные и самопровозглашённые государства. (Комбинированный)

1

35

Имеют ли право существовать самопровозглашённые государства? («Круглый стол»)

1

36

Международные территории и акватории. (Комбинированный)

1

37

Территории с неопределённым статусом. (Комбинированный)

1

38

Колониальный раздел мира и деколонизация. (Комбинированный)

1

39

Межгосударственные политические организации? (Комбинированный)

1

40

Роль ООН в поддержании мира. (Комбинированный)

1


Тема 2. Территория и границы государств

2

41

Состав территории государства, государственные границы и территориальные споры (Комбинированные)

1

42

Естественные рубежи как государственные границы. (Конференция)

1


Тема 3. Политическая география и геополитика

3

43

Традиционные геополитические теории. (Комбинированный)

1

44

Современные геополитические модели. (Комбинированный)

1

45

Итоговый урок по разделу.

Контрольная работа №2 «Политическая карта мира: государства и границы».

1


Раздел 4. Богатство и бедность: типы стран

15


Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира

8

46

Уровень и тип социально-экономического развития страны. (Комбинированный)

1

47

ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития стран. (Комбинированный)

1

48

Отраслевая структура ВВП. (Практикум)

1

49

География богатства и бедности. (Практикум)

1

50

Всемирный банк: страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. (Практикум)

1

51

Урок-резерв. Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. (Конференция)

1

52

Много признаковая классификация стран. (Практикум)

1

53

Урок-резерв. Много признаковая классификация стран региона (по выбору). (Конференция)

1


Тема 2. Типы стран современного мира

5

54

Более развитые и менее развитые страны. (Лекция, семинар)

1

55

Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю; малые островные развивающиеся страны. (Практикум)

1

56

Наименее развитые страны. (Практикум)

1

57

Экономико-географические типологии. (Практикум)

1

58

Урок-резерв. Территориальная структура колониальной экономики. (Практикум)

1


Тема 3. Глобальные проблемы человечества

2

59

Глобальные проблемы человечества. (Конференция)

1

60

Итоговый урок по разделу.

Контрольная работа №3 «Богатство и бедность: типы стран»

1


Раздел 5. География регионов мира

39


Тема 1. Россия в мире

3

61

Географическое и геополитическое положение России. (Комбинированные)

1

62

Россия на экономической карте мира. (Комбинированный)

1

63

Итоговый урок по теме «Россия в мире»

1


Тема 2. Зарубежная Европа

10

64-65

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы. (Комбинированные)

2

66-67

Политическая и экономическая карта Европы. (Комбинированные)

2

68-69

Население и хозяйство зарубежной Европы. (Комбинированные)

2

70-72

Германия. Франция. Великобритания. (Комбинированные)

3

73

Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа»

Контрольная работа №4 «Зарубежная Европа»

1


Тема 3. Зарубежная Азия

8

74

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии. (Комбинированный)

1

75

Политическая карта Азии. (Комбинированный)

1

76

Население Азии. (Комбинированный)

1

77

Характеристика социально-экономического развития Азии. (Комбинированный)

1

78-80

Китай, Индия, Япония. (Комбинированные)

3

81

Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия».

Контрольная работа №5 «Зарубежная Азия».

1


Тема 4. Америка

9

82-83

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Америки. (Комбинированные)

2

84

Формирование политической карты Америки. (Комбинированный)

1

85-86

Особенности социально-экономического развития Америки и участия в глобальной экономике. (Комбинированные)

2

87-89

США, Канада, Бразилия. (Комбинированные)

3

90

Итоговый урок по теме «Америка».

Контрольная работа №6 «Америка».

1


Тема 5. Африка

6

91-92

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Африки. (Комбинированные)

2

93

Политическая карта Африки

1

94-95

Африка: особенности социально-экономического развития. (Комбинированные)

2

96

Итоговый урок по теме «Африка».

Контрольная работа №7 «Африка».

1


Тема 6. Океания

3

97

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Океании. Формирование этнического состава населения и политической карты региона. (Комбинированный)

1

98

Австралия, Новая Зеландия и островные государства Океании. (Комбинированный)

1

99

Итоговый урок по разделу «География регионов и стран мира»

1

100-102

Урок-резерв

3



11 класс

урока

Название раздела, темы урока

Количество часов


Раздел 1. Население и культура

21


Тема 1. Размещение населения

11

1

География происхождения человечества. (Комбинированный)

1

2

Источники данных о численности населения. (Семинар, практикум)

1

3-4

Закономерности и факторы размещения людей. (Практикум)

2

5

Природные, политические и техногенные катастрофы, их влияние на размещение населения. (Конференция)

1

6

Миграции: история и современность. (Практикум)

1

7

Демографические показатели: абсолютные и относительные. (Семинар)

1

8

Региональные различия в демографических показателях. (Семинар)

1

9

Демографические пирамиды. (Практикум)

1

10

Динамика численности населения регионов мира. (Практикум)

1

11

Демографическая политика: за и против. (Конференция, семинар)

1


Тема 2. Культурные районы мира

10

12

Этнос как главный носитель культуры. (Лекция)

1

13

Этнический состав населения стран мира. (Практикум)

1

14

Русский этнос в свете теории этногенеза. (Конференция)

1

15

География языков народов мира. (Семинар)

1

16

Национальный состав населения моего субъекта Федерации. (Конференция)

1

17

География религий. (Лекция, семинар)

1

18

Религии, культура и хозяйство регионов мира. (Практикум)

1

19

Святые места моего города (субъекта федерации) как фактор развития туризма. (Конференция)

1

20

Историко-культурные районы мира. (Объяснение учителя, семинар)

1

21

Историко-культурные области мира. (Конференция)

1


Раздел 2. Городские и сельские поселения

17


Тема 1. Урбанизация

7

22

Города и сёла: критерии выделения. (Комбинированный)

1

23

Гипотезы возникновения городов. (Комбинированный)

1

24

Древние города. (Конференция)

1

25

Факторы роста городов. (Практикум)

1

26

Границы и пределы роста городов. (Практикум)

1

27

Рост городского населения в развитых и развивающихся странах. (Комбинированный)

1

28

Экология города. (Конференция)

1


Тема 2. Системы расселения

4

29-30

Правило Ципфа. (Семинар)

2

31

Модели в географии городов. (Лекция, семинар)

1

32

Периодические центральные места — ярмарки и рынки. (Лекция)

1


Тема 3. Экономическая и территориальная структура города

6

33

Экономическая структура города: базовый сектор, обслуживающий сектор и сектор домашнего хозяйства. (Лекция, практикум)

1

34

Рынок городской земли. (Практикум)

1

35

Размещение жилой застройки в городе. (Практикум)

1

36

Размещение жилой застройки и предприятий сферы услуг в городах. (Практикум)

1

37

Функциональные зоны города. (Конференция)

1

38

Итоговый урок по разделу.

Контрольная работа №1 «Население и культура»

1


Раздел 3. Мировое хозяйство

47


Тема 1. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

6

39-40

Динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Оптимальная территориальная структура экономики. (Комбинированные)

2

41

Глобализация мирового хозяйства. (Комбинированный)

1

42

Крупнейшие ТНК мира. (Комбинированный)

1

43

Экономический рост и загрязнение окружающей среды. (Семинар)

1

44

Киотский протокол и Парижское соглашение по климату. (Конференция, итоговый урок по теме)

Контрольная работа №2 «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства».

1


Тема 2. География сельского хозяйства

11

45-46

Факторы размещения сельскохозяйственного производства. (Комбинированные)

2

47

Размеры и конфигурация земельных участков. (Практикум)

1

48

Центры происхождения культурных растений. (Семинар)

1

49

Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. (Практикум)

1

50

Системы земледелия и животноводства. (Практикум)

1

51

Модели в географии сельского хозяйства. (Лекция)

1

52

Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира. (Семинар)

1

53-54

Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моего субъекта Федерации. (Конференция)

2

55

Итоговый урок по теме.

Контрольная работа №3 «География сельского хозяйства».

1


Тема 3. Закономерности размещения промышленности

11

56

Факторы размещения промышленных предприятий. (Семинар)

1

57-58

Страны и регионы — крупнейшие производители промышленной продукции. (Практикум)

2

59-60

Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. (Конференция)

2

61-62

Модели размещения промышленности. (Семинар)

2

63

Тенденции развития и размещения промышленности мира. (Семинар)

1

64-65

Развитие промышленности и состояние окружающей среды. («Круглый стол»)

2

66

Итоговый урок по теме.

Контрольная работа №4 «Закономерности размещения промышленности».

1


Тема 4. География сферы услуг

9

67

Место сферы услуг в мировой экономике. (Лекция, практикум)

1

68

Мировая транспортная система. (Семинар)

1

69

Крупнейшие транспортные узлы мира. (Практикум)

1

70

Транспортная инфраструктура моего субъекта Федерации. (Конференция)

1

71

География мировых центров телекоммуникаций, рекламы, финансов. (Семинар)

1

72

География туризма. (Семинар)

1

73

Развитие туризма в моём субъекте Федерации. (Конференция)

1

74

Урок-резерв. Планируем путешествие с GPS. (Практикум)

1

75

Итоговый урок по теме.

Контрольная работа №5 «География сферы услуг».

1


Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция

10

76

Факторы участия стран в международном разделении труда. (Лекция)

1

77

Теории мировой торговли. (Конференция)

1

78

Географическая и товарная структура мировой торговли. (Лекция)

1

79

Страны различных социально-экономических типов мировой торговли. (Практикум)

1

80

Россия в мировой торговле. (Практикум)

1

81

Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору). (Практикум)

1

82

Региональная экономическая интеграция. (Лекция)

1

83

Экономическая интеграция в Европе. (Практикум)

1

84

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: СНГ. (Практикум)

1

85

Итоговый урок по теме.

Контрольная работа №6 «Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция».

1


Раздел 4. Устойчивое развитие

14


Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление

3

86

Вводное занятие. (Комбинированный)

1

87

Виды районов и принципы районирования. (Лекция)

1

88

Районирование и административно-территориальное деление. (Практикум)

1


Тема 2. Основы электоральной географии

4

89

Принципы нарезки округов и равное избирательное право. (Лекция)

1

90

Нарезка округов для голосования. (Практикум)

1

91

Выборы в моём субъекте Федерации. (Конференция)

1

92

Итоговый урок по теме.

1


Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость

7

93

Принципы территориальной и социальной справедливости. (Лекция)

1

94

Региональное неравенство. (Практикум)

1

95

Методы государственной и региональной политики. (Комбинированный)

1

96

Типы экономических районов. (Комбинированный)

1

97

«Полюса роста» в моём субъекте Федерации (федеральном округе). (Конференция)

1

98

Итоговый урок по теме

1

99

Карьера с географией. (Конференция)

1

100-102

Урок-резерв

3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии углубленный уровень 10-11 классы

Автор: Подоляк Оксана Анатольевна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС (углубленного изучения) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-programma-po-fizikie-8-klass-ughlubliennogho-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136130"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417031818"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа учителя  по географии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-uchitielia-po-ghieoghrafii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427357021"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "рабочая программа "начальный курс географии" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaiaproghrammanachalnyikursghieoghrafii6klass"
    ["file_id"] => string(6) "309970"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458901757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства