География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивации к познанию. явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Программа создана на основе: 1. Учебного плана составленного на основании Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ Министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане образовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»). 2. Учебным планом МКСОУ Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии обучение на дому»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».
Утверждено приказом
МКОУ «Починковской школы-интерната»
№____от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(обучение на дому)
Класс: 9
Учитель: Масляева Марина Александровна, первая квалификационная категория
Починки 2017 год
Пояснительная записка.
Программа создана на основе:
1. Учебного плана составленного на основании Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ Министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане образовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»).
2. Учебным планом МКСОУ Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида.
Учебно –методический комплект:
9 класс «География России» Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина, учебник для специально - (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2014
Особенности Рабочей программы по предмету.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивации к познанию. явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Цели и задачи обучения географии
Цели:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника.
.
2.Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития. По сравнению с общеобразовательной, в коррекционной школе VIII вида обучающиеся должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений. Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, . Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента обучающихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления.
9 классполностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, картой природных зон России).
характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия). Последняя четверть отводится на изучение Родного края.
3.Описания места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «География» входит в образовательную область «Естествознание» учебного плана МКОУ «Починковская коррекционная школа – интернат».
В 9 классе предусмотрено по 0,5 часа в неделю и составляет 32 урока, 32 учебных недели.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов изучения предмета географии является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В результате изучения курса «Географии» обучающийся должен знать:
-правила поведения в природе;
- условные цвета и знаки географической карты;
-материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
-Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
-основные типы климата.
-природные зоны России, природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
-типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
-хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- границы, государственный строй и символику России;
- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
уметь-определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу и местным признакам природе;
-показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
-показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
-показывать на географической карте океаны;
-правильно вести себя в природе.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
6. Содержание учебного курса
9 класс (32 урока)
Что изучают в курсе географии материков и океанов (общая характеристика) (1урок
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (2урока)
Атлантический, Северный ледовитый, Индийский океаны.
Современное изучение мирового океана.
Африка (7 уроков)
Географическое положение, разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов
Животные тропических лесов
Растительность саванн. Животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
Население и государства.
Египет, Эфиопия, Танзания.
Демократическая республика Конго Нигерия, Южно –Африканская республика (ЮАР)
Австралия (3 урока)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население.
Антарктида (4 урока)
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Современные исследования Антарктиды.
Северная Америка (4 урока)
Открытие Америки
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Южная Америка (5 уроков)
Географическое положение. Разнообразие рельефа и климата.
Реки и озера.
Растительность и животные тропических лесов.
Растительность и животные саван, степей, гор.
Население и государства.
Евразия (4урока)
Географическое положение.
Очертание берегов, моря Северного – Ледовитого и Атлантического, Тихого и Индийского океанов, острова и полуострова.
Разнообразие рельефа, полезные ископаемые Европы и Азии.
Реки и озера Европы,Азии.
Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.
Обобщающий урок
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
Тематика
Кол-во
уроков
Основные виды учебной деятельности.
1
Что изучают в курсе географии материков и океанов (общая характеристика.
1
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений . Самостоятельная работа с учебником, текстом. Выделение в тексте основных положений, идей. Зарисовка схем, таблиц, рисунков.
Отгадывание кроссвордов.
Работа с физической и контурной картой, атласом. Просмотр учебных фильмов, презентаций. Работа с раздаточным материалом.
2
Мировой океан
2
3
Африка
7
4
Австралия
3
5
Антарктида
4
6
Северная Америка
5
7
Южная Америка
5
8
Евразия
4
Итого:
32
Тематическое планирование
9 класс
I четверть –( 8 часов)
№
Содержание (разделы, темы)
Дата проведения
Кол-во
часов
Оборудование
Основные виды учебной деятельности
план
факт
Что изучают в курсе географии материков и океанов
1
1.
Материки и части света на глобусе и карте.
08.09..
1
Карта полушарий
Работа с глобусом, физ.картой.
Мировой океан
2
2.
Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский
Тихий океаны.
15.09
1
Карта океанов
Обозначение океанов на к/карте.
3.
Современное изучение мирового океана.
22.09
1
Иллюстрации учебника
Запись в тетрадь
Африка
8
4.
Географическое положение, разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
29.09.
1
Обозначение на к\карте рек, озер
5.
Природные зоны.
06.10
1
Карта природных зон
Запись в тетрадь
6.
Растительность и животные тропических лесов.
13.10
1
Рисунки учебника
Зарисовка в тетрадь растений и животных
II четверть (8 часов)
7.
Растительность и животные саванн.
20.10
1
Рисунки учебника, презентация
Зарисовка в тетрадь растений и животных саванн
8.
Растительность и животные пустынь.
27.10
1
Рисунки учебника, видиоматериал
Зарисовка в тетрадь растений и животных пустынь
9.
Население и государство.
10.11.
1
Политическая карта Африки
Работа с картой
Запись в тетрадь
10.
Египет.Эфиопия.Тан-зания.
17.11.
1
Политическая карта Африки
Запись в тетрадь
11.
Республика Конго. Нигерия. Южно – Африканская республика.
24.11.
1
Обозначение на к\карте изучаемых государств.
Австралия
3
.
12.
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
01.12.
1
Иллюстрации учебника.
Карта полушарий
Запись в тетрадь
Зона тундры (2 урока)
13
Растительный и животный мир.
08.12.
1
Иллюстрация учебника, видиоматериал
Зарисовка в тетрадь
14.
Население.
15.12.
1
Политическая карта
Запись и зарисовка в тетрадь
Антарктида
4
III четверть (10 часов)
15.
Географическое положение. Антарктика.
22.12
1
Рисунки учебника.
».
16.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
29.12
1
Карта материков и океанов
Работа с к\картой
17
Растительный и животный мир. Охрана природы.
12.01
1
Иллюстрации учебника, видиоматериал
Составление таблицы животных и растительного мира Антарктиды.
18
Современные исследования Антарктиды.
19.01.
1
Карта материков и океанов
Запись в тетрадь
Северная Америка.
5
19
Открытие Америки
26.01.
1
Иллюстрации учебника
Работа с к\ картой
20
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат
02.02
1
Рисунки учебника
Работа в тетради
21.
Реки и озера.
09.02
1
Карта природных зон
Работа с к\картой
22.
Растительный и животный мир.
16.02
1
Иллюстрации учебника, видиоматериал
Зарисовка в тетрадь
23
Население и государство.
02.03.
1
Политическая карта
IV четверть (8 часов)
Южная Америка
5
24.
Географическое положение . Разнообразие рельефа, климат.
16.03.
1
Карта природных
зоны Южной Америки,
25.
Реки и озера
06.04.
1
Рисунки учебника
Работа втетради
26.
Растительность и животные тропических лесов..
13.04.
1
Иллюстрации в учебнике, видиоматериал
Запись в тетрадь
27.
Растительность и животные саванн, степей ,гор.
20.04.
1
Иллюстрации в учебнике, видиоматериал
Зарисовать в тетрадь растения и животных
28.
Население и государство.
27.04
1
Политическая карта
Евразия
4
.
29.
Географическое положение..
04.05
1
Карта природных зон Евразии
30.
Очертание берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического, Тихого и Индийского океанов, острова и полуострова..
11.05
1
Карта океанов
Работа с к\ картой
31.
Разнообразие рельефа, полезные ископаемые Европы и Азии.
18.05
1
Физическая карта полушарий
Запись в тетрадь
32
Климат Евразии
25.05
1
Материально - техническое обеспечение учебного курса:
89класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2014
Методические пособия для учителя
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002
География . Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000