kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Социальная и экономическая география мира" 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10 класс. *****************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Социальная и экономическая география мира" 10 класс. »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании зам. директора по УВР директор МОУ

методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»

протокол № _______ «_____»_______ 2013г ________ /Л.В. Маняхина/

от «___» __________ 2013г «____»__________ 2013г

руководитель МО

______________________




Рабочая программа

учебного предмета

«Социальная и экономическая география мира»

10 класс


Составитель: учитель географии

Козырева Н.В.








Кокуй

2013 – 2014 уч. год


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Государственных образовательных стандартов (2004 г) и программы В.П. Максаковского по социальной и экономической географии мира (10 класс).

Программа курса является началом курса географии 10 - 11 класса. В программе материал распределен по разделам, изучающим региональную характеристику мира.

Большое внимание уделяется практическим методам изучения, самостоятельной работе учащихся с источниками географической информации. При этом наиболее распространенный способ работы в данном классе – лекционно-семинарская система.

Содержание курса дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой экономике и политике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от выбранного профиля обучения, области дальнейших интересов и от его будущей работы.

Программа рассчитана для учащихся 10 класса 2013 – 2014 уч. года. При проведении уроков наибольшее внимание следует уделять самостоятельному изучению определенных вопросов.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следст­венного и структурно-функционального анализа. Исследование не­сложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объек­тов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществле­ние их проверки, владение приемами исследовательской деятельнос­ти, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов по­знавательной деятельности для решения задач творческого и поиско­вого характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных мо­делей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, ис­пользование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз­личного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекват­но поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информа­ции из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудио­визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно по­знавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательст­ва (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознако­мительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текс­тами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных техно­логий для обработки, передачи, систематизации информации, созда­ния баз данных, презентации результатов познавательной и практиче­ской деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказы­вание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, пове­дения, черт своей личности; учет мнения других людей при определе­нии собственной позиции и самооценке. Умение соотносить прило­женные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной де­ятельности: постановка общей цели и определение средств ее дости­жения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет инди­видуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.






Содержание


Современные методы географических исследований. Источники географической информации

География как наука. Традиционные и новые методы географиче­ских исследований. Виды географической информации, ее роль и ис­пользование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов.

Регионы и страны мира

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хо­зяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы:анализ политической карты мира и экономических карт с целью оп­ределения специализации разных типов стран и регионов мира, их учас­тия в международном географическом разделении труда.

Россия в современном мире

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, систе­ме международных финансово-экономических и политических отно­шений. Отрасли международной специализации России. Особеннос­ти географии экономических, политических и культурных связей Рос­сии с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Практические работы: определение основных направле­ний внешних экономических связей России с наиболее развитыми страна­ми мира.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Гео­графическое содержание глобальных проблем человечества в про­шлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географиче­ские аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические работы:составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем челове­чества.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видом природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; числен­ность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отрас­лей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, спе­циализации в системе международного географического разделе­ния труда; географические аспекты глобальных проблем человече­ства;

  • особенности современного геополитического и геоэкономическо­го положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-эконо­мических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбани­зации и территориальной концентрации населения и производст­ва, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информа­ции для проведения наблюдений за природными, социально-эко­номическими и геоэкологическими объектами, процессами и яв­лениями, их изменениями под влиянием разнообразных факто­ров;

  • составлять комплексную географическую характеристику регио­нов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз­личных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст­вия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных те­кущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социаль­но-экономических событий международной жизни, геополитиче­ской и геоэкономической ситуации в России, других странах и ре­гионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития между­народного туризма и отдыха, деловых и образовательных про­грамм, различных видов человеческого общения.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС



п/п

Название раздела, темы уроков

Сроки (планируемые)

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Практические работы

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в экономическую и социальную географию мира


Вводная

лекция

Современная географическая наука и ее задачи. Экономическая и социальная география мира – заключительный курс школьной географии.

Знать – предмет изучения экон. и соц. географии мира; основные методы изучения стран и регионов мира (картографический, описательный, геоэкологический мониторинг, моделирование и др.).


2-3

Современная политическая кар­та мира.


лекция

Политическая карта мира. Изменения на политиче­ской карте мира в Но­вейшее время. Многообразие стран со­временного мира и их ос­новные группы. Государственный строй, формы правления и ад­министративно-территориального уст­ройства стран мира. Геополитика и политиче­ская география. Международные органи­зации.

Роль и место России в современном мире

Знать/понимать

основные географи­ческие понятия и термины, географию основных политических и экономических группировок стран мира (НАТО, АНЗЮС, ОАГ, ОАЕ, ЛАГ, АСЕАН)

Составление систематизи­рующей табли­цы «Государст­венный строй стран мира»,

Практическая работа №1 «Обозначение на к/к стран, входящих в различные политические и экономические группировки»

4

Международные отношения и политическая карта мира


семинар

Новый этап в международных отношениях. Политика разоружения и сотрудничества. География современных региональных конфликтов. Геополитика.

Знать – географию вооруженных конфликтов в отдельных странах или регионах мира, их причины; факты миротворческой деятельности ООН.

.


5

«Характеристика политико-географического положения страны, его из­менений во вре­мени»


практикум

Уметь – дать характеристику ПГП

Практическая работа №2

6

Политическая география


Лекция

Понятия: географическая среда, ресурсообеспеченность, природопользование.


Знать – понятия: географическая среда, ресурсообеспеченность, природопользование.

Примеры рационального и нерационального природопользования.



7-8

Мировые природные ресурсов


Лекция

Минерально-сырьевые ресурсы как основа промышленного производства. Закономерности их размещения, территориальные сочетания полезных ископаемых. Главные районы размещения земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов. Климатические, космические ресурсы. Ресурсы мирового океана.

Знать – основные закономерности минеральных, земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов. Главные районы их концентрации.

Тестирование

9

«Определение ресурсообечпеченности отдельных стран и регионов мира»


практикум

Уметь – работать с картографическим и статистическим материалами, составлять характеристики обеспеченности мира природными ресурсами.

Практическая работа № 3

10

Загрязнение и охрана окружающей среды


Лекция

Особенности современного этапа воздействия общества на природу. Мониторинг окружающей среды. Зона экологических бедствий.

Знать – понятия: географическая среда, ресурсообеспеченность, природопользование.

Примеры рационального и нерационального природопользования.



11- 12

Численность и воспроизводство


лекция

Общая численность населения мира и крупнейших стран. Естественное движение населения: А) понятие воспроизводство население;

Б) два типа воспроизводства населения

В) динамика численности населения мира

Г) демографическая политика.

Д) городское и сельское население.

Знать – численность населения мира; понятия: воспроизводство населения, демографический взрыв и его причины, демографическая политика в странах 1 и 2 типов воспроизводства населения. Понятие об урбанизации.

Уметь – объяснять образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы). Анализировать различные источники информации, прогнозировать темпы роста народонаселения.


13

Состав населения


практикум

Половой и возрастной состав населения. ЭАН, этнический состав, проблемы межнациональных отношений, религиозный состав. Уровень жизни населения, его основные показатели.

Знать – сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов; классификацию народов мира и основные черты их распространения на земном шаре.

Уметь –анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе размещения и уровне(качестве) жизни населения различных регионов мира.


14

Размещение и миграции


Лекция

Районы концентрации населения. Распределение населения по миру

Знать: районы размещения, причины концентрации населения

Уметь: Давать оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран разного социально - экономического уровня развития.


15

Городское и сельское население


Практикум

Основные типы размещения населения

Виды городского и сельского населения


16

Обобщение по теме «Население»


Практикум




17

НТР


Лекция

НТР. Направления развития науки, техники, производства и управления. Ускорение темпов производства под влиянием НТР. Влияние НТР на размещение производства. ВВП. Дифференциация стран по показателям ВВП.

Знать – основные направления развития производства в условиях НТР; влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства во всем мире. Понятие НТР.


18

Мировое хозяйство


Лекция.

Мировое хозяйство:

А) понятие «Мировое хозяйство»

Б) этапы формирования

В) хозяйственные макрорегионы

Понятие МГРТ

Международная экономическая интеграция

Знать – возникновение региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ


19

Отраслевая структура


Практикум




20

Территориальная структура






21

Факторы размещения






22

Обобщение






23

География промышленности мира


Лекция

Место промышленности в экономике мира. Структура промышленности. Особая роль новейших и наукоемких отраслей. Мировые лидеры НТР. Технополисы. География мировой индустрии. Факторы размещения. Крупнейшие промышленные районы мира



24-25

Характеристика отраслей промышленности мира


Практикум (семинар)

Энергетика. География мировой горнорудной, металлургической, химической и лесной промышленности. География машиностроения и легкая промышленностей.

Знать – основные черты и факторы размещения мировой нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики, мировой горнорудной, металлургической, машиностроения и легкая промышленностей, химической и лесной промышленности. Главные страны – экспортеры.

Уметь – анализировать карты и статистические материалы с целью выявления факторов размещения ведущих отраслей промышленности мира; строить картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей промышленности.

Практическая работа № 4 «Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

26-27

География мирового сельского хозяйства и рыболовства


Практикум (семинар)

Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Основные черты географии растениеводства и животноводства. Главные с/х районы мира и их специализация. Факторы, определяющие уровень развития, территориальную специализацию с/х производства. География рыболовства.

Знать – главные с/х районы мира, их типы.Главные страны – экспортеры с/х продукции.


28

География транспорта.


Практикум (семинар)

Мировая транспортная система. Уровень развития транспорта различных регионов мира. География сухопутного, водного и воздушного видов транспорта. География мировых центров туризма и рекреации. Тенденция создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве.

Знать – основные черты географии мирового ж/д, автомобильного, морского, речного и воздушного видов транспорта; главные направления международных экономических связей. Главные районы мирового туризма.


29

Международный туризм.




30 -31

Всемирные экономические отношения






32

Международный туризм. Загрязнение окружающей среды



Загрязнение окружающей среды как одно из следствий усиления взаимодействия природы и общества. Характер глобальных экологических проблем человечества. Промышленность, с/х, транспорт и окружающая среда.

Знать – главные источники загрязнения окружающей среды и суть экологических проблем человечества; пути решения экологических прольем; примеры влияния экологических ситуаций на условия жизни человека.

Уметь – дать характеристику отрасли мирового хозяйства; таблицы, карты и др.


33-34

Общая характеристика экономически развитых и развивающихся стран


Лекция

Экономически развитые регионы мира и их роль в мировом хозяйстве, территория, демографический, природно-ресурсный, производственный и научно технический потенциал. Основные черты населения и хозяйства. Региональная политика.

Знать – ЭРС, их положение на политической карте мира. Особенности населения, основные черты хозяйства. Примеры формирующихся промышленных поясов высокой концентрации производства, их положение на карте.

Иметь представления – о субурбанизации и мегалополисе.



20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Козырева Нина Валерьевна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по географии 10-11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafii1011klass"
    ["file_id"] => string(6) "309925"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458894435"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая учебная программа по географии, 5 класс, ФГОС "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215966"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432832791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии 6-9 классы. "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-6-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "231664"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442587781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства