Рабочая программа учебного предмета "Социальная и экономическая география мира" 10 класс.
Рабочая программа учебного предмета "Социальная и экономическая география мира" 10 класс.
Рабочая программа по географии 10 класс. *****************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная программа составлена на основе Государственных образовательных стандартов (2004 г) и программы В.П. Максаковского по социальной и экономической географии мира (10 класс).
Программа курса является началом курса географии 10 - 11 класса. В программе материал распределен по разделам, изучающим региональную характеристику мира.
Большое внимание уделяется практическим методам изучения, самостоятельной работе учащихся с источниками географической информации. При этом наиболее распространенный способ работы в данном классе – лекционно-семинарская система.
Содержание курса дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой экономике и политике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от выбранного профиля обучения, области дальнейших интересов и от его будущей работы.
Программа рассчитана для учащихся 10 класса 2013 – 2014 уч. года. При проведении уроков наибольшее внимание следует уделять самостоятельному изучению определенных вопросов.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов.
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы:анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Россия в современном мире
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Практические работы: определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видом природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Название раздела, темы уроков
Сроки (планируемые)
Вид урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Практические работы
1
2
3
4
5
6
7
1
Введение в экономическую и социальную географию мира
Вводная
лекция
Современная географическая наука и ее задачи. Экономическая и социальная география мира – заключительный курс школьной географии.
Знать – предмет изучения экон. и соц. географии мира; основные методы изучения стран и регионов мира (картографический, описательный, геоэкологический мониторинг, моделирование и др.).
2-3
Современная политическая карта мира.
лекция
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации.
Роль и место России в современном мире
Знать/понимать
основные географические понятия и термины, географию основных политических и экономических группировок стран мира (НАТО, АНЗЮС, ОАГ, ОАЕ, ЛАГ, АСЕАН)
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»,
Практическая работа №1 «Обозначение на к/к стран, входящих в различные политические и экономические группировки»
4
Международные отношения и политическая карта мира
семинар
Новый этап в международных отношениях. Политика разоружения и сотрудничества. География современных региональных конфликтов. Геополитика.
Знать – географию вооруженных конфликтов в отдельных странах или регионах мира, их причины; факты миротворческой деятельности ООН.
.
5
«Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени»
Примеры рационального и нерационального природопользования.
7-8
Мировые природные ресурсов
Лекция
Минерально-сырьевые ресурсы как основа промышленного производства. Закономерности их размещения, территориальные сочетания полезных ископаемых. Главные районы размещения земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов. Климатические, космические ресурсы. Ресурсы мирового океана.
Знать – основные закономерности минеральных, земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов. Главные районы их концентрации.
Тестирование
9
«Определение ресурсообечпеченности отдельных стран и регионов мира»
практикум
Уметь – работать с картографическим и статистическим материалами, составлять характеристики обеспеченности мира природными ресурсами.
Практическая работа № 3
10
Загрязнение и охрана окружающей среды
Лекция
Особенности современного этапа воздействия общества на природу. Мониторинг окружающей среды. Зона экологических бедствий.
Примеры рационального и нерационального природопользования.
11- 12
Численность и воспроизводство
лекция
Общая численность населения мира и крупнейших стран. Естественное движение населения: А) понятие воспроизводство население;
Б) два типа воспроизводства населения
В) динамика численности населения мира
Г) демографическая политика.
Д) городское и сельское население.
Знать – численность населения мира; понятия: воспроизводство населения, демографический взрыв и его причины, демографическая политика в странах 1 и 2 типов воспроизводства населения. Понятие об урбанизации.
Уметь – объяснять образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы). Анализировать различные источники информации, прогнозировать темпы роста народонаселения.
13
Состав населения
практикум
Половой и возрастной состав населения. ЭАН, этнический состав, проблемы межнациональных отношений, религиозный состав. Уровень жизни населения, его основные показатели.
Знать – сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов; классификацию народов мира и основные черты их распространения на земном шаре.
Уметь –анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе размещения и уровне(качестве) жизни населения различных регионов мира.
14
Размещение и миграции
Лекция
Районы концентрации населения. Распределение населения по миру
Знать: районы размещения, причины концентрации населения
Уметь: Давать оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран разного социально - экономического уровня развития.
15
Городское и сельское население
Практикум
Основные типы размещения населения
Виды городского и сельского населения
16
Обобщение по теме «Население»
Практикум
17
НТР
Лекция
НТР. Направления развития науки, техники, производства и управления. Ускорение темпов производства под влиянием НТР. Влияние НТР на размещение производства. ВВП. Дифференциация стран по показателям ВВП.
Знать – основные направления развития производства в условиях НТР; влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства во всем мире. Понятие НТР.
18
Мировое хозяйство
Лекция.
Мировое хозяйство:
А) понятие «Мировое хозяйство»
Б) этапы формирования
В) хозяйственные макрорегионы
Понятие МГРТ
Международная экономическая интеграция
Знать – возникновение региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ
19
Отраслевая структура
Практикум
20
Территориальная структура
21
Факторы размещения
22
Обобщение
23
География промышленности мира
Лекция
Место промышленности в экономике мира. Структура промышленности. Особая роль новейших и наукоемких отраслей. Мировые лидеры НТР. Технополисы. География мировой индустрии. Факторы размещения. Крупнейшие промышленные районы мира
24-25
Характеристика отраслей промышленности мира
Практикум (семинар)
Энергетика. География мировой горнорудной, металлургической, химической и лесной промышленности. География машиностроения и легкая промышленностей.
Знать – основные черты и факторы размещения мировой нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики, мировой горнорудной, металлургической, машиностроения и легкая промышленностей, химической и лесной промышленности. Главные страны – экспортеры.
Уметь – анализировать карты и статистические материалы с целью выявления факторов размещения ведущих отраслей промышленности мира; строить картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей промышленности.
Практическая работа № 4 «Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
26-27
География мирового сельского хозяйства и рыболовства
Практикум (семинар)
Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Основные черты географии растениеводства и животноводства. Главные с/х районы мира и их специализация. Факторы, определяющие уровень развития, территориальную специализацию с/х производства. География рыболовства.
Знать – главные с/х районы мира, их типы.Главные страны – экспортеры с/х продукции.
28
География транспорта.
Практикум (семинар)
Мировая транспортная система. Уровень развития транспорта различных регионов мира. География сухопутного, водного и воздушного видов транспорта. География мировых центров туризма и рекреации. Тенденция создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве.
Знать – основные черты географии мирового ж/д, автомобильного, морского, речного и воздушного видов транспорта; главные направления международных экономических связей. Главные районы мирового туризма.
29
Международный туризм.
30 -31
Всемирные экономические отношения
32
Международный туризм. Загрязнение окружающей среды
Загрязнение окружающей среды как одно из следствий усиления взаимодействия природы и общества. Характер глобальных экологических проблем человечества. Промышленность, с/х, транспорт и окружающая среда.
Знать – главные источники загрязнения окружающей среды и суть экологических проблем человечества; пути решения экологических прольем; примеры влияния экологических ситуаций на условия жизни человека.
Уметь – дать характеристику отрасли мирового хозяйства; таблицы, карты и др.
33-34
Общая характеристика экономически развитых и развивающихся стран
Лекция
Экономически развитые регионы мира и их роль в мировом хозяйстве, территория, демографический, природно-ресурсный, производственный и научно технический потенциал. Основные черты населения и хозяйства. Региональная политика.
Знать – ЭРС, их положение на политической карте мира. Особенности населения, основные черты хозяйства. Примеры формирующихся промышленных поясов высокой концентрации производства, их положение на карте.
Иметь представления – о субурбанизации и мегалополисе.