Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и составлена примерной программы основного общего образования по географии (2011 год).
  Срок реализации программы учебного предмета «География. Введение в географию» 5 класс – 2014 - 2015 учебный год,  
  (35 часов, 1 час в неделю).
  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
  Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  IV четверть – 9 часов, 2 оценочных практических работ.  
 По способу оценивания используется традиционная, т.е. «отметочная» технология.
   Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
   Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
  Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися
  Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
  Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
  Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
  Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
  Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
  Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
  Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
  Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
  Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
  Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
                                         |   №п/п   |    №п/п   |    Тема урока       |    Содержание образования   |    Основные виды учебной деятельности   |    Результаты   |    Домашнее задание  примечание   |    Практическая работа   |    Дата проведения     |  
  |   личностные   |    метапредметные   |    предметные   |  
  |   Тема 1. Наука география (2 часа)   |  
  |   1.   |    1.1   |    Что такое география?   |    География как наука. Предмет географии.   |    Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;  уметь организовывать наблюдения за погодой   |    овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях   |    ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи       |    формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды   |    §1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление схемы наук о природе.       |    1нед.   |  
  |   2.   |    1.2   |    Методы географических исследований   |    Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.         |    Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;  уметь организовывать наблюдения за погодой.     |     Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;  формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека   |    определять критерии для сравнения фактов, явлений;  выслушивать и объективно оценивать другого;  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение   |    формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;  уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными    нахождения, использования и презентации географической информации   |    §2. Составить список источников информации. Вести дневник наблюдений за погодой.   |    1Составление описания учебного кабинета географии.  2.Составление перечня источников географической информации.  3.Организация наблюдений за погодой.  4.Решение тестовых задач.   |    2 нед.   |  
  |   Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)   |  
  |   3.   |    2.1   |    От плоской Земли к земному шару.   |    Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.   |    Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой   |    Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.   |    Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.   |    Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.   |    § 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой   |    Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.   |    3 нед.   |  
  |   4.   |    2.2   |    Форма, размеры и движение Земли.   |    Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.   |     Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдения за погодой   |    Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.   |    Ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи;  определять критерии для сравнения фактов, явлений;  выслушивать и объективно оценивать другого;  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение   |    Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.   |    §4. Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму.   |    4 нед.   |  
  |   5.   |    2.3   |    Глобус и карта.   |    Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.   |    Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности; уметь организовывать наблюдения за погодой.   |    Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.     |    Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.  Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.   |    Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.   |    §5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    1,Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.  2.Составление плана кабинета географии   |    1 нед.   |  
  |   6.   |    2.4   |    Ориентирование на местности.   |    Компас. Ориентирование на местности.       |    Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. Уметь организовывать наблюдения за погодой.   |    Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.   |    Умение работать с измерительными приборами.   |    Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и, какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.   |    §6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Определение с помощью компаса сторон горизонта.   |    2 нед.   |  
  |   7.   |    2.5   |    Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».   |    Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.       |    Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать наблюдения за погодой.   |    Понимание роли и значения географических знаний.   |    Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.   |    Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. Решение тестовых заданий.   |    3 нед.   |  
  |   Тема 3. История географических открытий (12 часов)   |  
  |   8.   |    3.1   |    По следам путешественников каменного века   |    Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».   |    Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности; уметь организовывать наблюдения за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.   |    §7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на контурной карте географических объек4тов, указанных в тексте параграфа.   |    4 нед.   |  
  |   9.   |    3.2   |    Путешественники древности   |    Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.   |    Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.   |    §8. Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   10.   |    3.3   |    Путешествия морских народов.   |    Географические открытия викингов.   |    Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи;  определять критерии для сравнения фактов, явлений;  выслушивать и объективно оценивать другого;  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.       |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.   |    §9. Составить простой план параграфа.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   11.   |    3.4   |    Первые европейцы на краю Азии.   |    Путешествие Марко Поло.     |    Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий европейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи;  определять критерии для сравнения   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.     |    §10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа.   |         |  
  |   12.   |    3.5   |    Хождение за три моря.   |    Хождение за три моря.   |    Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.   |    §11. Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |         |  
  |   13.   |    3.6.   |    Морской путь в Индию.   |    Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.   |    Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.   |    §12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   14.   |    3.7   |    Открытие Америки.   |    Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.   |    Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    §13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.   |         |  
  |   15.   |    3.8   |    Первое кругосветное плавание.   |    Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.   |    Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    §14. По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать. Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.   |         |  
  |   16.   |    3.9   |    Открытие Южного материка.   |    Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.   |    Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    § 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материка во времена Джеймса Кука. Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   17.   |    3.10   |    Поиски Южной земли продолжаются.   |    Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.   |    Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи;  определять критерии для сравнения   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    §16  Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   18.   |    3.11   |    Русские путешественники.   |    Роль русских исследований. «Коломбы Росские».   |    Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Ставить учебную задачу под руководством  учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;  выявлять причинно-следственные связи;  определять критерии для сравнения   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    §17. Завершить работу по заполнению таблицы «географические объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»   |         |  
  |   19.   |    3.12   |    Вокруг света под русским флагом.   |         |    Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой.   |    Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.   |    Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.   |    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.   |    § 17. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)   |  
  |   20.   |    5.1   |    Мировой океан и его части.   |    Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.   |    Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.   |    Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.       |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.   |    §19, ответы на вопросы с.102.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   21.   |    5.2   |    Значение Мирового океана для природы и человека.   |    Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.   |    Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении     |    Осознание роли Мирового океана для природы и человека.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.   |    §20, ответы на вопросы с.106.  Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на к/к материков и океанов.   |         |  
  |   22.   |    5.3   |    Путешествие по Евразии.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.     |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.   |    Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.   |    §21, ответы на вопросы с.113. Работа в контурной карте – нанести крупные государства.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на к/к крупнейших государств материка.   |         |  
  |   23.   |    5.4   |    Путешествие по Африке.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.   |    Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.   |    Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.   |    §22, ответы на вопросы с.119.  Заполнить таблицу по живым организмам.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление таблицы «Особенности живой природы Африки».   |         |  
  |   24.   |    5.5   |    Путешествие по Северной Америке.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка.   |    Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.   |    Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства   |    §23, ответы на вопросы с.125.  Нанести на контурную карту государства Северной Америки.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.   |         |  
  |   25.   |    5.6   |    Путешествие по Южной Америке.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.   |    Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную   |    Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.   |    §24, ответы на вопросы с.131.  Нанести на контурную карту государства Южной Америки.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка   |         |  
  |   26.   |    5.7   |    Путешествие по Австралии.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии.   |    Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.   |    §25, ответы на вопросы с.137.  Обозначить на контурной карте природные географические объекты.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк.   |         |  
  |   27.   |    5.8   |    Путешествие по Антарктиде.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.   |    Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.   |    §26, ответы на вопросы с.142.  Обозначить на контурной карте природные географические объекты.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Составление перечня научно – исследовательских станций.   |         |  
  |   28.   |    5.9   |    Путешествие по Антарктиде.   |    Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.   |    Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.   |    Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.       |    §26, ответы на вопросы с.142.  Обозначить на контурной карте природные географические объекты.  Вести дневник наблюдений за погодой.   |         |         |  
  |   29.   |    5.10   |    Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»   |    См. уроки 21-30   |     Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМ ами   |    Понимание специфических черт природы и населения материков.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности природы и населения материков.   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Решение тестовых заданий   |         |  
  |   Тема 4. Природа Земли (4часа)   |  
  |   30.   |    4.1   |    Что такое природа   |    Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.   |    Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.   |    Осознание роли природы в жизни человека.  Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Организация фенологических наблюдений в природе.   |         |  
  |   31.   |    4.2   |    Оболочки Земли   |    Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.   |    Раскрывать значение оболочек Земли.   |    Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.   |    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.   |    Объяснять особенности географических оболочек.   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Решение тестовых заданий   |         |  
  |   32-33   |    4.1   |    Урок экскурсия  «Природные объекты»   |    Закрепить понятие природа, «объекты» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.   |    Формировать навыки и умения работы с краеведческим и природным материалами   |    Осознание роли природы в жизни человека.  Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.   |    Определять отличия природных объектов Земли, отличие объектов природы друг от друга.   |    Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    21.   |    4.1   |  
  |   34.   |         |    Урок обобщения и контроля за курс 5 класс   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    Вести дневник наблюдений за погодой.   |    Решение тестовых заданий   |         |  
  |   35.   |    .   |    Итоговый урок за курс 5 класса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |    См. разделы курса   |         |    Решение тестовых заданий   |         |  
 
  1.Программа курса «География.5-9 классы»/ авт.- сост. Е.М.Домогацких.
  2.Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.
  3. Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
  4.Банников С.В.,Молодцев Д.В. Методические рекомендации к учебнику
  Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.
  5.Домогацких Е.Е.,Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии
  Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.
  6.Молодцев Д.В. тетрадь - практикум к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.
  7.Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию». 5 класс: дидактические материалы.
  8.Банников С.Е., Домогацких Е.М. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы.
  9. Банников С.Е., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс.