Рабочая программа по курсу географии материков и океанов
Рабочая программа по курсу географии материков и океанов
Рабочая программа разработана по курсу географии материков и океанов, 7 класса к учебнику Коринской, Душиной, Щенева. Соответсвует положениию ОУ, требованиям ФГОС. Помимо основных разделов: цели и задачи, нормативно- правовые документы, формы организации учебного процесса, технологии обучения, содержание, учебно-тематический план, основная и дополнительная литература, подробное календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу географии материков и океанов »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
СОГЛАСОВАНО
Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина
Протокол №1 от 26.08.2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка
_________________________ В.М.Цопа
Приказ № 95-1-о от 27.08.2014 г.
Рабочая программа по географии
для 7 А, Б, В, Г классов
Учитель Кочетова Е. А.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных фундаментальных знаниях, умениях навыках и способах деятельности, составляющих основу миропонимания, всемерное развитие их географического мышления;
-приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;
-воспитание убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Задачи программы:
-сформировать знание основных географических процессов и понятий, особенностей природы, населения различных материков и стран мира;
-учить использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческихе способности в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитывать взаимопонимания с другими народами и экологическую культуру учащихся.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089«Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Программа по географии 6-10 классов. Автор И.В. Душина - М.: Дрофа, 2010 г.
- Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ №66-0-о от 09.08.2013 г. «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №1 г. Липецка, реализующей образовательные программы общего образования»;
- Приказ МБОУ гимназии №1 от 27. 08. 2014 г. № 95-1-о «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования» (для 5-9 классов).
Рабочая программа составлена на основе программы по географии для 6-10 кл/ Под редакцией И.В. Душиной.- М.: Дрофа, 2010г.
Выбор данной программы обоснован тем, что
-данная программа полностью реализует идеи федерального стандарта образования, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
- содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном
-программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
-в программе содержится перечень практических работ по каждому разделу.
-основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры учащихся, осознание ими функционального значения географии для человека.
Рабочая программа составлена на 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.
В авторскую программу внесены изменения:
1.В целях качественного усвоения учащимися содержания основополагающего раздела «Главные особенности Земли»,(( формирования и закрепления основных географических компетенций (работа с тематическими картами, анализ климатограмм и т.д.)), количество часов отведенных на изучение этого раздела увеличено на 3 часа, за счет уменьшения часов на изучение океанов Земли т.к. эта тема подробно изучалась в 6 классе, а также в этом разделе предусмотрено изучение темы «Мировой океан – главная часть гидросферы» в I четверти курса 7 класса.
2. Предусмотрено проведение 13оценочных практических работ, планируется проведение 12 практических работ, т.к. в теме «Африка» практическая работа «Обучение определению географического положения материка» носит обучающий характер и выполняется совместно с учителем.
Место и роль географиив соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии, он отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Курс сконструирован таким образом, что пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Структура курса определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Основными формами организации образовательного процесса по географии в 7 классе являются:
- традиционный урок;
- урок путешествие;
- практические и лабораторные занятия;
- диспуты;
- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (географические диктанты, устные ответы, практические и самостоятельные работы, доклады и сообщения, реферативные и исследовательские работы);
Для реализации данной программы используется учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов ,7 класс М., Дрофа, 2009-2012 г.г.
В примерную (или
Содержание рабочей программы
№
п/п
Название раздела, темы
Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Перечень контрольных мероприятий
1
Введение
Что изучает география материков и океанов; основные этапы накопления знаний о Земле; история создания карт.
Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Историю создания карт, роль, свойства, виды карт, способы изображения явлений и процессов на карте
Уметь: читать и анализировать географические карты, показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий и научных открытий, называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности по сравнению с глобусом.
П/Р№1 Определение по картам и глобусу расстояний и координат различных точек.
Раздел Главные особенности природы Земли
2
Литосфера и рельеф Земли
Геологическая история Земли. Гипотеза происхождения материков и впадин океанов. Соотношение рельефа на суше и воды на Земле, их распределение по планете, развитие рельефа на суше и в океане. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане
Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору, теорию литосферных плит, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых
Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые пояса, сейсмические области, области вулканизма. Объяснять признаки понятий « платформа и рельеф»
3
Атмосфера и климаты Земли
Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальное сочетание климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы
Знать: гипотезу происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Климатообразующие факторы. Типы климатов.
Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять, определять ФГП климатических поясов и давать их характеристику
Контрольная работа по теме:
« Рельеф и атмосфера».
4
Гидросфера
Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин Температура и соленость воды в Мировом океане. Движение воды в Мировом океане. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хоз. использование. Морской транспорт, порты. Каналы. Источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества воды, биоресурсов океана
Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различия в природе частей Мирового океана, воды и суши
Уметь: Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений
5
Биосфера. Географическая оболочка.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно – антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания
Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле, расселение по планете растений, животных и человека, ПК и природную зональность
Уметь: анализировать карту природных зон
6
Земля – планета людей.
Освоение Земли человеком. Страны мира.
Знать: численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хоз. деятельности
Уметь: Показывать крупнейшие народы Земли, крупные страны и их столицы
Раздел Материки и океаны
7
Африка
Особенности ФГП Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы.
Знать: приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Основные речные системы и озёра. Особенности природных зон, численность, плотность и особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города Уметь: определять ФГП, крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды. Объяснять своеобразие материка, характеризовать природу отдельных его частей, определять ФГП страны и её столицы, показывать крупные страны и города
П./Р№2 Обучение определению ФГП материка
П/Р№3 Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Контрольная работа по теме: «Африка»
8
Австралия и Океания
Особенности ФГП Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы
Знать: приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Основные речные системы и озёра. Особенности природных зон, численность, плотность и особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города Уметь: определять ФГП, крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды. Объяснять своеобразие материка, характеризовать природу отдельных его частей, определять ФГП страны и её столицы, показывать крупные страны и города
П/Р№4. Сравнение ФГП Австралии и Африки.
9
Южная Америка
Особенности ФГП Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы
Знать: приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Основные речные системы и озёра. Особенности природных зон, численность, плотность и особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города
Уметь: определять ФГП, крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды. Объяснять своеобразие материка, характеризовать природу отдельных его частей, определять ФГП страны и её столицы, показывать крупные страны и города
П/Р№5 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
П/Р№6 Сравнительное описание речных систем Южной Америки и Африки.
П/Р№7 Составление описания одной из стран материка (по выбору)
10
Океаны
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны
Знать: особенности природы каждого океана, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов Уметь: показывать океаны и их части на карте
11
Антарктида
ФГП, история исследования, рельеф и пол6езные ископаемые материка, основные черты природы Особенности открытия и освоения , основные черты природы
Знать: приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, природы матерка
Уметь: определять протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, характеризовать природу отдельных его частей.
12
Северная Америка
ФГП, история исследования, рельеф и пол6езные ископаемые материка, климат, внутренние воды, природные зоны, население и страны Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы
Знать; приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Основные речные системы и озёра. Особенности природных зон, численность, плотность и особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города
Уметь: определять ФГП, крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды. Объяснять своеобразие материка, характеризовать природу отдельных его частей, определять ФГП страны и её столицы, показывать крупные страны и города
П/Р№8 Сравнение климата отдельных частей материка.
П/Р№9 Составление описания путешествия по одной из стран
Контрольная работа по теме «Северная Америка»
13
Евразия
ФГП, история исследования, рельеф и пол6езные ископаемые материка, климат, внутренние воды, природные зоны, население и страны Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы
Знать: приемы определения ФГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Основные речные системы и озёра. Особенности природных зон, численноть, плотность и особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города
Уметь: определять ФГП, крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах, оценивать влияние ФГП на природу материка, называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения п.и., показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них типы погод, выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды. Объяснять своеобразие материка, характеризовать природу отдельных его частей, определять ФГП страны и её столицы, показывать крупные страны и города
П./Р№10Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.
П/Р№11 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки.
П/Р№12 Составление описания одной из стран Азии.
Раздел Географическая оболочка – наш дом
14
Географическая оболочка
Закономерности географической оболочки, взаимодействие природы и общества, изменение природы хозяйственной деятельностью человека
Знать: этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки, связи между её компонентами, как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу
Уметь: называть состав географичекой оболочки и объяснять связи между её компонентами, объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
III. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Контрольные мероприятия
Количество часов
1.
Введение
3
П/Р №1 Определение по картам и глобусу расстояний и координат различных точек.
1
Главные особенности природы Земли
14
2.
Литосфера и рельеф Земли
3
3.
Атмосфера и климаты Земли
5
Контрольная работа по теме « Рельеф и атмосфера»
1
4.
Гидросфера
3
5.
Биосфера. Географическая оболочка
1
6.
Земля планета людей
2
Материки и океаны
48
7.
Африка
10
П./Р№2 Обучение определению ФГП материка
П/Р№3 Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений п.и.
Контрольная работа по теме «Африка»
3
8.
Австралия и Океания
4
П/Р№4Сравнение ФГП Австралии и Африки
1
9.
Южная Америка
8
П/Р№5 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
П/Р№6 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки
П/Р№7 Составление описания одной из стран материка (по выбору)
3
10
Океаны
2
11
Антарктида
2
12
13
Северная Америка
Евразия
8
14
П/Р№8 Сравнение климата отдельных частей материка.
П/Р№9 Составление описания путешествия по одной из стран континента
Контрольная работа теме «Северная Америка»
П./Р№10 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.
П/Р№11 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки,
П/Р№12 Составление описания одной из стран Азии
Контрольная работа по теме «Евразия»
3
4
Географическая оболочка – наш дом
5
14
Географическая оболочка
5
Промежуточная аттестация (интегрированный зачет)
1
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:
-основные понятия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных материков и океанов Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
-составлять краткую географическую характеристику материков и океанов и их природных зон на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов на материках и океанах ;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Номенклатура
Материки, части света, крупные острова, архипелаги