kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса географии 5-9 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Росссийской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывность образования, целостность общекультурного и познавательного развития личности учащихся;
  • Идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС »

Рабочая программа по географии для обучающихся 5 «б» класса

МБОУ лицея с. Хлевное

Количество обучающихся в классе: 25 человек.


Пояснительная записка


Программа курса географии 5-9 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Росссийской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывность образования, целостность общекультурного и познавательного развития личности учащихся;

  • Идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


География - учебный предмет, формирующий у обучающихся комплексное, системное, и социально – ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющими многие компоненты как естественного, так и общественнонаучного знания о мире. Реализуются важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация, экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у обучающихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений. Адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:

- понимание роли географической среды как важного фактора развития общества и отдельной личности;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, знания охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- формирования посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценносто-смысловой сферы личности обучающихся на основе общемировой и национальной ответственности и толерантности;

- приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

- формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать ИКТ и навыки моделирования и прогнозирования.

- содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности школьников. Таких как:

  • умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;

  • умение пользоваться современными информационными технологиями;

  • владеть научными географическими понятиями;

  • видеть проблемы и ставить вопросы;

  • анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;

  • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.


Общая характеристика предмета.

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия природы и общества. Об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Задачами изучения географии являются:

- формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях, что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представить его географическую картину;

- познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах развития России и мира; понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимодействия и взаимозависимости;

- понимание потребностей общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

- формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.


Сведения о программе: Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по географии для 5-6 классов (учебник «География» серии «Полярная звезда», авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, 2012г.

Обоснование выбора программы: программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ лицея с. Хлевное, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Место и роль учебного курса (предмета). В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающегося: - комплексное представление о географической среде, как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по - средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.


Место курса в базисном учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них по 35 часа (1 час в неделю) приходится на 5,6 классы и по 70 (2ч в неделю) на 7, 8, 9 классы.

Информация о количестве часов. Количество часов в год – 35 (35 учебных недель), 1 час в неделю, продолжительностью 45 минут.

Формы организации образовательного процесса. Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.


Виды и формы контроля:

- Текущий контроль в виде устных опросов, тестов и географических диктантов, работ с контурными картами.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

- Итоговый по темам и за весь учебный год в виде контрольных и практических работ.


Требования к результатам обучения географии.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:


Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения. Соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. К истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целом, многообразном и быстро меняющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей пространстве Земли как планеты людей в пространстве и во времени
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф,

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Информация об используемом учебнике: География. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева.

- серия «Полярная звезда» – М.: Просвещение, 2012. – 190с.: ил., карт.






Содержание курса географии для обучающихся 5б класса.

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. 
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. 

Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфераРельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Учебно-тематический план.


п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

                   Оборудование

Развитие географических знаний о Земле

5


1

Зачем нам география и как мы её будем изучать?

1

Карта полушарий

2-3

Как люди открывали Землю

2

Иллюстрации учебника, презентация

4

География сегодня

1

Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация

5

Контрольная работа №1 «Развитие географических знаний о Земле»

1


Земля – планета Солнечной системы

3


6

Мы во Вселенной

1

Карта звездного неба, солнечной системы

7

Движения Земли.

1

Глобус, Карта полушарий

8

Солнечный свет на Земле.

1

Иллюстрации учебника, карта часовых поясов, презентация

План и карта

11


9

Ориентирование на местности.

1


10-11

Земная поверхность на плене и карте

2

Топографическая карта, план местности, атлас, компас

12

Топографическая карта

1

Презентация, атлас

13

Съёмка местности.

1


14

Географическая карта

1

Топографическая карта, план местности, атлас

15

Градусная сетка

1

Глобус, Карта полушарий

16

Географическая широта.

1

Глобус, Карта полушарий

17

Географическая долгота.

1

Глобус, Карта полушарий

18

Географические координаты.

1

Глобус, Карта полушарий

19

Контрольная работа №2 «Географические координаты»

1


Человек на Земле

3


20

Как люди заселяли Землю.

1

Карта плотность населения мира

21

Расы и народы.

1

Презентация, Иллюстрации учебника

22

Страны.

1

Презентация, Иллюстрации учебника

Литосфера – твердая оболочка Земли

10


23

Земная кора.

1

Иллюстрации учебника, презентация

24-26

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.

2

Коллекции горных пород и полезных ископаемых

27-28

Движение Земной коры.

2

Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация, идиофильм

29

Рельеф Земли. Равнины.

1

Карта полушарий, видиоролик

30

Рельеф Земли. Горы.

1

Карта полушарий, видиоролик

31

Рельефные структуры.

1

Карта полушарий Иллюстрации учебника, презентация

32

Литосфера и человек.

1

Карта полушарий, презентация

33

Повторение и обобщение материала по курсу географии 5 класса

1


34

Природный комплекс. Экскурсия.

1


35

Резерв

1



Календарно-тематическое планирование «География Земли» с определение основных видов учебной деятельности для обучающихся 5б класса.

Тема урока 

Формы обучения и виды контроля

Темы программы

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Ресурсы урока

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД
(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Домашнее задание

Дата проведения урока

План.

Факт.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

1

Урок 1.

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

Беседа

1.Географи-ческие методы изучения окружающей среды.

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

учебник, карты атласа

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником


§1

01.09.15


2

Урок 2. Как люди открывали Землю

Урок -путешествие

2. Развитие географичес-ких знаний о Земле

Развитие представления человека о мире, от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные»

учебник, карты атласа

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных, путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

§2

08.09.15


3

Урок З. Как люди открывали Землю

Урок -путешествие


Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы — исследователи Сибири и дальнего Востока: Ермак,

И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен,

Р. Пири

учебник, карты атласа



§3

15.09.15


4

Урок 4. География сегодня

Практическая работа

З. Современный этап научных географичес-ких исследований

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической
деятельности людей.

учебник, карты атласа, интернет

Определять значение современных географических исследований для общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и гео-информационных систем для развития географии


§4, подготовиться к входной контрольной работе

22.09.15


5

Урок 5. География сегодня

Контрольная работа №1 «Развитие географических знаний о Земле»

З. Современный этап научных географичес-ких исследований

Контрольная работа



§4

29.09.15






Тема 2. Земля — планета Солнечной системы (3 ч)

6

Урок 6. Мы во Вселенной

Урок -путешествие

4. Земля — планета Солнечной системы

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

учебник, электронное приложение к учебнику

Приводить доказательства тому, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.


§5

06.10.15


7

Урок 7. Движения Земли

Комби-нированный урок 


Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

учебник, электронное приложение к учебнику



§6

13.10.15


8

Урок 8. Солнечный свет на Земле

Практическая работа

5. Солнечный свет на Земле

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещённости.

учебник, электронное приложение к учебнику

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.


§7

20.10.15


Тема 3. План и карта (11 ч)

9

Урок 9. Ориентиро-вание на местности.

Практическая работа

6.Ориентиро-вание и способы ориентирования на местности. План местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

учебник, компас, линейка, набор топографических карт

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам’. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.


§8

27.10.15


10

Урок 10. Земная поверхность на плане и карте.

Комбини-рованный урок 

7. Изображение земной поверхности на плоскости

Условные знаки. Масштаб.
Измерение расстояний масштаба.

учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт





Определять, с помощью условных знаков, изображённые на плане объекты.


§9

17.11.15


11

Урок 11. Земная поверхность на плане и карте

Комбини-рованный урок 

7. Изображение земной поверхности на плоскости

Способы изображения неровностей земной поверхности плоскости. Относительная и Абсолютная высота. Горизонтали.

учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт


§10

24.11.15


12

Урок 12. Топогра-фическая карта

Практическая работа


Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

учебник, компас, линейка, набор топографических карт

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.

§11

01.12.15


13

Урок 13. Съёмка местности

Практическая работа


Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности

учебник, компас, линейка, рулетка, теодолит, планшет

Составлять и читать простейший план местности

план школы

08.12.15


14

Урок 14. Географичес-кая карта

Урок -путешествие

8. Географичес-кая карта — особый источник информации

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территорий и содержанию. Географические карты в жизни человека

учебник, линейка, карты атласа

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

§12

15.12.15


15

Урок 15. Градусная сетка

Практическая работа

9. Градусная сетка

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте

учебник, линейка, карты атласа

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.


§13

22.12.15


16

Урок 16. Географичес-кая широта

Практическая работа

10. Географи-ческие координаты

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

учебник, линейка, карты атласа





Определять географические координаты объектов на карте


§14

29.12.15


17

Урок 17. Географичес-кая долгота

Практическая работа

10. Географи-ческие координаты

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса

учебник, линейка, карты атласа

§15

12.01.16


18

Урок 18. Географи-ческие координаты


11. Решение практических задач по плану и карте

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам

учебник, линейка, карты атласа

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.


§16

19.01.16


19

Урок 19. Географи-ческие координаты

Контрольная работа №2 «Географи-ческие координаты»


Контрольная работа

учебник, линейка, карты атласа

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.


§16

26.01.16


Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

20

Урок 20. Как люди заселяли Землю

Урок - лекция 

12. Заселение человеком Земли

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни


§17

02.02.16


21

Урок 21. Расы и народы

Комбини-рованный урок

13. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств
мира, их столиц.

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания, размещения
представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определить наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле.


§18

09.02.16


22

Урок 22. Страны.

Практическая работа

14. Многообразие стран мира

Сравнение стран мира по политической карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию


§19

16.02.16


Тема 5. Литосфера — твёрдая оболочка Земли (10 ч)

23

Урок 23. Земная кора

Урок 

15. Земная кора и литосфера

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит


§20

01.03.16



24

Урок 24. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые

Практическая работа

16. Горные
породы,
минералы, полезные ископаемые

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение

для человека. Охрана земных недр

учебник, карты атласа,


электронное приложение к учебнику, наборы горных пород

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции.
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения


§21

15.03.16


25

Урок 25-26. Горные породы и минералы.


Практическая работа

17. Движения земной коры

Движения земной коры:
Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

наборы горных пород

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. 


§21



22.03.16



26

Урок 27. Движения земной коры

Урок 

18. Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность
земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины
мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта


§22

05.04.16



28

Урок 28. Движения земной коры

Урок 

19. Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности


§23


12.04.16



29

Урок 29. Рельеф Земли. Равнины

Комби-нированный урок

20. Решение практических задач по карте

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.


§24

19.04.16



30

Урок 30. Рельеф Земли. Горы

Комби-нированный урок

Правила работы с контурной картой

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику


§25

26.04.16



31

Урок 31. Рельефные структуры

Практическая работа


Защита проекта

учебник, карты атласа,
электронное приложение к учебнику

§26

03.05.16



32

Урок 32. Литосфера и человек

Комби-нированный урок

21. Человек и литосфера

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

§27

10.05.16



33

Урок 33. Повторение и обобщение материала по курсу географии 5 класса

защита проектов, исследователь-ских работ


Обобщение и повторение материала по курсу географии 5 класса

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Умение систематизировать полученные знания. Представлять результаты работ. 


повтор по тетр. и учебн.

17.05.16




34

Урок 34. Природный комплекс

Экскурсия
Практическая работа



Работа на пришкольной территории.

Территория

лицея, карточки, планшеты

Практические навыки работы во время полевых исследований


летние задания

24.05.16



35

Резерв







31.05.16


Учебно - медодическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету.
Кабинет географии необходим каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
Кабинет географии имеет специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки практических работ. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Кабинет географии оснащён:
1) современным лабораторным и демонстрационным оборудованием;
2) комплектом технических и информационно-коммуникативных средств обучения, включающих:
— компьютер;
— мультимедиа-проектор;
— интерактивную доску;
— медиатеку;
— широкополосный Интернет;
3) комплектом географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
4) комплектом портретов выдающихся географов и путешественников;
5) учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой.


Планируемые результаты освоения курса географии


 Личностными результатами обучения географии является:

- формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости  ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными  результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,  корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.


Предметными  результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами  картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС

Автор: Андреева Анна Сергеевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по предмету "География" 8 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_gieoghrafiia_8_klass_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "428084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505316561"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227402"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440699039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства