Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса
Программа элективного курса "География Республики Марий Эл" предназначана для учащихся 9 класса. Клмплексный подход в зучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания. Так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса »
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «География Республики Марий Эл» предназначена для учащихся 9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.
Элективный курс «География Марий Эл» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса.
Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 17 часа (1 час в неделю).
Задачи курса I. Общеобразовательные задачи: 1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные задачи:
1. сформировать системное представление РМЭ как целостном географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своей республики;
4. развивать умения работать с географическими источниками информации, тематическими картами.
Учебно-тематический план:
Тема №1.Введение.
ФГП и ЭГП Республики Марий Эл(1 ч)
-Пр.рКрайние точки республики, протяженность республики З - В и с С - Ю. Границы республики.
Тема № 2. Природа Республики Марий Эл (7 ч)
1) Геологическое строение (1ч)
2) Особенности рельефа. Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническим строением. Месторождения полезных ископаемых (1ч)
-Пр.р.Нахождение месторождений полезных ископаемых РМЭ, работа с тематическими картами.
4) Особенности климата (1 ч)
5) Водные ресурсы. Общая характеристика(1 ч)
6) Природные зоны. Почвы. (1 ч)
7)Растительный и животный мир (1 ч)
8) Заповедные места( 1ч)
-.Пр.р. Изучение памятников природы РМЭ, составление электронных презентаций.
Тема №3.Население Республики Марий Эл. (2ч.)
1) Численность населения, трудовые ресурсы и занятость населения. ) Национальный состав, религии (1ч.)
2)Возрастная и половая структура населения. Размещение. Формы расселения населения. Типы поселений ( 1 ч)
Тема №4.Хозяйство Республики Марий Эл. (5ч.)
1) Общая характеристика хозяйства, особенности его становления. (1 ч)
2)Промышленность ( 2 ч):
2.1.Машиностроительный и лесопромышленный, строительный комплексы;
2.2. Химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность;
3) Агропромышленный комплекс: общая характеристика, растениеводство, животноводство, пищевая и легкая промышленность. ( 1 ч)
4)Транспорт, связь и информатика. Сфера услуг ( 1 ч)
Заключение: защита творческих работ (1 ч)
Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать: - площадь территории республики; - особенности физико- и экономико-географического положения республики; - зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов; - основные формы рельефа; - факторы, формирующие климат; - влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; - особенности поверхностных вод территории; - воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование; - основные типы почв, меры по их охране; - представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга РМЭ; - численность населения; - особенности демографической ситуации; - развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства; - взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; - основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь: - определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта; - определять размеры, протяженность территории; работать с различными географическими источниками - устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам; - определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории; - оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования; . - оценивать демографическую ситуацию населения; - составлять характеристику одного из звеньев АПК - устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека; - описывать ПТК по предложенному плану; - владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;