Просмотр содержимого документа
«ПРограмма элективного курса»
Планируемые результаты освоения предметного курса «Решение географических задач » 9 класс
Ученик научится: использовать полученные в курсе географии понятия для решения практических задач
Ученик получит возможность научиться:
-решать практические задачи с использованием плана местности и карты
-решать практические задачи на тему годового и суточного движения Земли -решать задачи на определение поясного и местного времени -показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)
- определять расположение гор, равнин
-объяснять причины землетрясений и извержений вулканов
- называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы, моря, океаны
-давать характеристику природного комплекса -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий
2. Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Решение задач по плану и карте. (7ч)
Тема 1. Масштаб.
Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.
Тема 2. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на местности. Азимут.
Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.
Тема 3. Абсолютная и относительная высота.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов.
Тема4. Изображение рельефа на плане местности.
Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.
Тема 5.Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.
Тема 6. Градусная сетка. Географические координаты.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара)
Тема 7-8. Часовые пояса.
Решение задач на определение местного и поясного времени.
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана. Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»(2ч)
Тема 9. Литосфера. Гидросфера
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.
Тема10. Атмосфера. Биосфера
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач на чтение климатограмм, определение типа климата по климатограмме.
Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и растениями, характерными для данной ПЗ.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
Практические работы
1
Решение задач по плану и карте.
7
-
2
Решение задач по теме «Оболочки Земли»
2
-
3
Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»