kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Физические явления в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа представляет собой интегрированный курс по географии и физике. Предназначена для профильных классов. Курс расчитан на 35 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Физические явления в природе"»


Программа элективного курса

«Физические явления в природе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

  • формирования интереса к изучению физики;

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи курса:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания;

  • развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Семёновская СОШ.

стандарта общего образования, Программы элективных курсов. Физика. 9—11 классы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. (Программа элективного курса «Оптика», Авторы: В. А. Алешкевич, Н. С. Пурышева).

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: лекции, семинары, работы с рекомендуемой литературой.

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Требования направлены на реализацию практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в мире профессий.

Виды и формы контроля:

итоги групповой рефлексии, итоговая работа.












Содержание программы

Раздел 1. Природа и человек (1 ч).

Раздел 2. Туман (2 ч).

Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар. Возникновение тумана. Туман и цвет.

Раздел 3. Облака (2ч).

Адиабатное расширение газа. Как образуются облака. Микрофизика облаков. Серебристые облака.

Раздел 4. Грозовая туча (2 ч).

Два вопроса, касающиеся физики процессов в туче. Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля?

Раздел 5. Вулканы и гейзеры (2ч).

Путешествие в недра Земли. Характер вулканических извержений.

Физика гейзера. Гейзеры и обычные термальные источники.

Раздел 6. Землетрясения (2ч).

Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений

Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.

Раздел 7. Снег и лед (2ч).

Десять вопросов – десять ответов. Что такое режеляция. Практическое снеговедение

Раздел 8.Метель (2ч).

Какие бывают метели. Волны на снегу.

Метелевое электричество.

Раздел 9. Лавина (2ч).

Когда рождаются лавины. Физика возникновения лавин. Внимание лавина! Борьба с лавинной опасностью.

Раздел 10. Закат солнца (2 ч).

Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы».

Раздел 11. Мираж (2 ч).

Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде.

Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.

Раздел 12. Радуга (2 ч).

Радуга глазами внимательного наблюдателя. Ход светового луча в капле дождя.

Радуга на других планетах. Физика и красота.

Раздел 13.Гало (2 ч).

Структура гало в общем случае. Общие замечания о физике гало.

Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Ложные солнца.

Раздел 14.Полярное сияние (2ч).

Формы полярных сияний. Магнитное поле Земли.

Люминесценция. Магнитные бури.

Раздел 15.Живой свет (2ч).

Свечение моря. Особенности свечения живых организмов.

Хемилюминесценция. Биолюминесценция.

Раздел 16.Эхо (2 ч).

Мир звуков.

Эффект Доплера.

Раздел 17.Природные сонары (2 ч).

Сонары летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров.

Сонар дельфинов. Другие природные сонары.

Раздел 18. Волны на море (1 ч).



Учебно-тематический план

№  урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки

1

Природа и человек.

1

план

факт


II. Туман

2



2.

Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар.




3.

Возникновение тумана. Туман и цвет.





III. Облака

2



4

Адиабатное расширение газа. Как образуются облака




5

Микрофизика облаков. Серебристые облака.





IV. Грозовая туча.

2



6

Два вопроса, касающиеся физики процессов в туче.




7.

Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля?





V.Вулканы и гейзеры.

2



8.

Путешествие в недра Земли. Характер вулканических извержений.




9.

Физика гейзера. Гейзеры и обычные термальные источники





VI. Землетрясения.

2



10

Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений.




11

Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.





VII. Снег и лед.

2



12.

Десять вопросов – десять ответов.




13.

Что такое режеляция. Практическое снеговедение.





VIII. Метель.

2



14.

Какие бывают метели. Волны на снегу.




15.

Метелевое электричество.





I X. Лавина.

2



16.

Когда рождаются лавины. Физика возникновения лавин.




17.

Внимание лавина! Борьба с лавинной опасностью.





X. Закат солнца.

2



18.

Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере.




19.

Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы»





XI. Мираж.

2



20.

Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде.




21.

Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.





XII. Радуга.

2



22.

Радуга глазами внимательного наблюдателя. Ход светового луча в капле дождя.




23.

Радуга на других планетах. Физика и красота.





XIII. Гало.

2



24.

Структура гало в общем случае. Общие замечания о физике гало.




25.

Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Ложные солнца.





XIV. Полярное сияние.

2



26.

Формы полярных сияний. Магнитное поле Земли.




27.

Люминесценция. Магнитные бури.





XV. Живой свет.

2



28.

Свечение моря. Особенности свечения живых организмов.




29.

Хемилюминесценция. Биолюминесценция.





XVI.Эхо.

2



30.

Мир звуков.




31.

Эффект Доплера.





XVII. Природные сонары.

2



32.

Сонары летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров.




33.

Сонар дельфинов. Другие природные сонары.




34.

XVIII.Волны  на море.

1



35.

Итоговое занятие






Всего: 17 ч



Литература

Л.В. Тарасов «Физика в природе». Москва: «Просвещение» ,1988

Дополнительная литература

1.А.Л.Булат. Оптические явления в природе.- М.: Просвещение, 1974.

2.А.В.Владимиров. Рассказы об атмосфере. – М.: Просвещение, 1981.

3.Д.Гринффин. Эхо в жизни людей и животных. Пер. с англ.. – М.:Физматгиз,1961.

4.И.М.Имятинов, Е.В.Чебарина, Я.М. Шварц. Электричество облаков.- Л.:Гидрометеоиздат,1971.

5.К.С. Лосев. По следам лавин. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

6.Г.Мизун. Полярные сияния.- М.: Наука, 1983.

7.М. Миннарт. Свет и цвет в природе. : Пер. с англ.- М.: Наука, 1969.

8.А.П.Муранов. В мире необычных и грозовых явлений природы. – М.: Просвещение, 1977.

9.Б.Ф.Сергеев. Живые локаторы океана.- Л.: Гидрометеоиздат,1980.

10. К.Г. Стафеев. Жизнь вулкана. М.: Просвещение, 1982.

11.И.П.Стаханов. О физической природе шаровой молнии. – М.: Энергоатомиздат, 1985.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса "Физические явления в природе"

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа элективного курса "Электродинамика" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-eliektrodinamika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "284121"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453917247"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Элективный курс "Загадки Вселенной" "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-zaghadki-vsieliennoi"
    ["file_id"] => string(6) "197837"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428321658"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Элективный курс по физике " Загадки Вселенной" "
    ["seo_title"] => string(48) "eliektivnyi-kurs-po-fizikie-zaghadki-vsieliennoi"
    ["file_id"] => string(6) "236674"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444137033"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ  КУРСЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗИКА, ОБЫКНОВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ» "
    ["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologii-na-eliektivnom-kursie-po-fizikie-nieobyknoviennaia-fizika-obyknoviennykh-iavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "153346"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420995088"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства