Программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 5кл ФГОС»
2.Пояснительная записка
Программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
3.Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
4. Описание места предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 35ч (1ч в неделю), 0,5 часа из обязательной части учебного плана и 0, 5 ч из части формируемой участниками образовательных отношений.
В каждом разделе программы предусмотрены обобщающие уроки (5 уроков в год), при проведении которых предусмотрены проверочные (тестовые) работы.
На проведение практических работ отводится 4 часа в год.
5Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
6.Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 часов)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Практическая работа № 1.Важнейшие открытия древности и Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 2.Важнейшие географические открытия.
Земля во Вселенной (9 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 часа)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практическая работа № 3.Ориентирование по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практическая работа № 4.Составление простейшего плана местности.
Природа Земли (10 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Резерв -2 ч
8.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
№
Содержание
Класс
Автор
Издательство
Год издания
Библиотечный фонд
1.
Программа основного общего образования по географии
5-9
И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин
Дрофа
2015
2.
География. Начальный курс.
5
И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин
Дрофа
2015
3.
География. Начальный курс.
5
И.И. Баринова, Т.А. Карташева
Дрофа
2015
4.
Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина
5
Сонин Н.А, С.В. Курчина
Дрофа
2015
5.
География. Начальный курс. 5.Электронное приложение к учебнику.
5
6
География Атлас.
5
Дрофа
2015
7.
География Контурные карты.
5
Печатные пособия
Портреты географов
Таблицы по географии материков и океанов.
Информационные средства
Интернет-ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
9.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
7.Тематическое планирование
№
Наименование разделов,
тем урока
Кол-во
час
Дата
Основных виды учебной
деятельности учащихся
план
факт
Что изучает география
(5 ч)
1
Мир, в котором
мы живем.
1
Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки. Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Учебно-познавательный интерес к географии.
2
Науки о природе.
1
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии. Умение работать с текстом,
выделять в нем главное.
Учебно-познавательный интерес к географии.
3.
География — наука о Земле.
1
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением. Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией.
Учебно-познавательный интерес к географии
4.
Методы географических исследований
1
Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации. Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
Понимание роли и значения географических знаний.
5.
Обобщение знаний по разделу
«Что изучает география».
1
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом. Понимание значимости разных наук, изучающих природу. Понимание значимости разных наук, изучающих природу.
Как люди открывали Землю (5 ч
5ч
6.
Географические
открытия древности и Средневековья.
1
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать ход путешествия. Умение работать с различными источниками информации,
выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле..
7
Важнейшие
географические
открытия. Практическая работа № 1.Важнейшие открытия древности и Средневековья.
1
Выявлять причины и следствия
географических путешествий и открытий,
умение работать с картографическими
источниками
географической информации. Описывать ход путешествияфиникийцев. Составлять рассказ
об основателе географической науки в
древности. Объяснять причины, следствия и
ход путешествия Пифея.
8.
Важнейшие географические открытия
1
Выявлять причины и следствия
географических путешествий и открытий,
умение работать с картографическими
источниками географической информации. Описывать ход путешествияфиникийцев. Составлять рассказ
об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход
путешествия Пифея.
9
Открытия русских путешественников.
1
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее
решение.
10.
Обобщение знаний по разделу
«Как люди открывали Землю».
1
Объяснять результаты выдающихся
географических
открытий и путешествий, влияние
путешествий на развитие географических
знаний. Определять причины и следствия географических
путешествий и открытий. Определять и
показывать на карте маршруты путешествий.
Земля во Вселенной
9ч
11.
Как древние люди представляли
себе Вселенную.
1
Определять какую форму имеет Земля.
Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности
Земли.
12
Изучение Вселенной: от
Коперника до наших дней.
1
Определять какую форму имеет Земля.
Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности
Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,
перевернувшие мир».
13
Соседи Солнца.
1
Объяснять понятие солнечная система,
группы планет солнечной системы, отличия
Земли от других планет. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.
14
Планеты-гиганты
и маленький
Плутон.
1
Называть планеты-гиганты, их общие
признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет. Умение
сравнивать различные объекты, выделять
главные особенности. Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий
учителя.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты.
1
Объяснять различия небесных тел. Умение
работать с различными источниками
информации, структурировать учебный
материал. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям
учебника.
16
Мир звезд
1
Называть крупнейшие звёзды и созвездия. Наблюдения за звездным небом: какие
созвездия я знаю и видел.
17.
Уникальная
Планета.— Земля.
1
Давать определение понятиям: полюс,
экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой
Исаак Ньютон и какой вклад в
географическую науку он внес. Знать
размеры Земли. Умение работать с
различными источниками информации.
Слуховое и визуальное восприятие
информации, умение выделять главное в различных источниках информации.
Понимание влияния движений Земли на
протекание природных явлений Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную
форму.
18.
Современные
исследования
космоса
1
Объяснять значение космических
исследований, называть значимые вехи в
изучении космоса. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Подготовка сообщения о первой
Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в
открытый космос (А. А. Леонов).
19.
Обобщение
знаний по разделу
«Земля во
Вселенной».
1
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом.
Виды изображений поверхности Земли
4ч
20
Стороны
горизонта.
1
Давать определение понятию: горизонт,
стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при
ориентировании. Умение участвовать в
совместной деятельности. Понимание
значения ориентирования для повседневной
жизни и деятельности человека. Отработка
знания основных и промежуточных сторон горизонта.
21.
Ориентирование..
1
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и
какие они бывают. Делать вывод о
назначении компаса. Формулировать
алгоритм работы с ним.
22
Пр.р. № 3 Ориентирование по компасу.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
23
План местности
и географическая
карта. Пр. р. № 4
«Самостоятельное построение простейшего плана»
1
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных
фотографических изображений Овладение
умением читать изображения земной
поверхности, находить черты их сходства и
отличия. Осознание многообразия способов представления земной поверхности. 1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
2.Составление плана кабинета географии
Природа Земли
10ч
24
Как возникла
Земля.
1
Называть различные гипотезы происхождения Земли. Умение работать с различными
источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Анализ рисунков учебника, самостоятельное
выполнение заданий учителя.
25
Внутреннее строение Земли
1
Называть основные слои Земли, их функции. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Понимание значения знаний о внутреннем
строении Земли. Анализ текста и рисунков учебника,
определение ключевых понятий
урока, самостоятельное выполнение
заданий учителя.
26
Землетрясения
и вулканы.
1
Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов,
объяснять строение вулкана и землетрясения Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного
поведения. Работа с атласом и контурной картой:
обозначение районов землетрясений
и крупнейших вулканов
27.
Путешествие
по материкам.
1
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам.
Называть и показывать на карте
географические объекты по теме урока.
Обозначать на контурной карте государства. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации
о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом.
28
Вода на Земле.
1
Объяснять географические особенности
природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы.
Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и
описывать их отличительные черты.
Показывать на карте составные части
гидросферы. Понимание специфических
свойств гидросферы и его составных частей. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков
и океанов Земли
29
Воздушная одежда Земли.
1
Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли. Анализ текста учебника с целью
определения ключевых понятий урокаСоставление карты стихийных природных явлений.
30
Живая оболочка
Земли.
1
Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.
Определять отличия биосферы от других
оболочек. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). Работа с учебником и электронным
Приложением.
31
Почва — особое
природное тело
1
Объяснять особенности почвы, её состав,
строение и свойства. Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Понимать значение почвы в природе и жизни человека.
32
Человек и природа.
1
Приводить примеры позитивного и
негативного влияния человека на природу,
уметь видеть пути охраны природы. Понимание бережного отношения к природе.
33
Урок обобщения и контроля
по курсу.
1
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал, решение тестовых заданий.
34
Урок коррекции знаний по
курсу.
1
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал Готовить сообщения и презентации
35
Резервный урок
1
Умение работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и
презентации
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал