Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ФГОС ООО для 5 класса О.А.Климанова»
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
УТВЕРЖДаю: директор МБОУ СОШ № 9
Е.Ю.Лобачева
Приказ № от
.2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 5 класса
(основное общее образование )
Количество часов – 1
Учитель: Склянко М.Н.
Программа разработана на основе
программы курса географии для 5- 9
Классов общеобразовательных
Учреждений / О.А.Климанова. –М.:Дрофа, 2012
Пос. Горняцкий
2017
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана и рекомендована в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Настоящее «Положение о рабочей программе учителя» разработано в соответствии с:
- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г.№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе основного общего образования по географии.5-9 классы. Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы М.: Дрофа. О.А. Климанова
- Письмо Минобразования РО от 08.08.2014 г. №24\4.11. -4851\м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
Данная программа отличается от Программы основного общего образования по географии 5-9 классы количеством оценочных практических работ, так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами практические работы будут выполнены полностью.
В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира.
Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что
она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Цели:
развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи
с природными, социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География Земли» состоит из курсов «География. Землеведение.5-6 классы» и «География. Страноведение.7 класс».
В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
3. Результаты обучения:
3.1 Личностные
• воспитание российской гражданской идентичности;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологической культуры;
• уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
3.2 Метапредметные
• умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
• умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
3.3 Предметные
• Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
• Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
• Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
• Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
• Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
• Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
• Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
4. Место учебного предмета в учебном плане:
Количество часов в год – 34 ч.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Контрольных работ – 2; Практических работ - 8
4.1. Содержание учебного предмета:
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Практикум: 1) Глобус как источник географической информации.
2) Определение элементов градусной сетки на глобусе . Определение азимутов точек
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум : составление плана комнаты, чтение плана местности
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Записки путешественников как источники географической информации.
Практикум: 1)важнейшие открытия древности и Средневековья. Великие географические открытия.
2)Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы по плану
Раздел III. Как устроена наша планета - 17 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части. Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Тема 8. Биосфера. 3 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.
Практикум: Экскурсия в природу.
Тема 9. Природа и человек. 2 ч.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
5. Тематическое планирование
№ п\п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Практические
работы
Контрольные работы
1
Раздел I. Как устроен наш мир
9
2
Тема 1. Земля во Вселенной
5
3
Тема 2.Облик Земли
4
1)Практикум: Глобус как источник географической информации.
2)Определение элементов градусной сетки на глобусе . Определение азимутов точек.
4
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.
9
5
Тема 3. Изображение Земли.
2
Практикум : составление плана комнаты, чтение плана местности
6
Тема 4. История открытия и освоения Земли.
7
Практикум: 1)важнейшие открытия древности и Средневековья. Великие географические открытия.
2)Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы по плану.
1
7
Раздел III. Как устроена наша планета
17
8
Тема 5. Литосфера.
5
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.
9
Тема 6. Гидросфера
3
10
Тема 7. Атмосфера.
3
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой
11
Тема 8. Биосфера.
3
Экскурсия в природу.
1
12
Тема 9. Природа и человек
2
итого
34
8
2
5.1. Источники географической информации
Учащийся научится(базовый уровень)
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Учащийся получит возможность научиться (повышенный уровень)
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
5.2. Природа Земли и человек
Учащийся научится(базовый уровень)
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Учащийся получит возможность научиться (повышенный уровень)
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
5.3. Перечень практических работ и экскурсий.
5 класс
Практическая работа 1.Глобус как источник географической информации
Практическая работа 2. Определение элементов градусной сетки на глобусе. Определение азимутов точек.
Практическая работа 3. Составление плана местности , комнаты, чтение плана местности.
Практическая работа 4. Важнейшие открытия древности и Средневековья. Великие географические открытия.
Практическая работа 5. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы по плану.
Практическая работа 6. Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Практическая работа 7. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Практическая работа 8. Экскурсия в природу.
5.4 Направления проектной деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. Выделим возможные типы учебных проектов.
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проектпредполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный
проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды
Календарно -тематическое планирование. 5 класс --34 часа
Темы уроков
Требование к результату
Основные виды деятельности ученика УУД
(на уровне учебных действий)
Тип урока
Вид контроля
Оборудование. Дополнительная литература
Дата проведения
план
факт
Предметные
личностные
Раздел1.Как устроен наш мир (9 ч.)
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
1) Представления об устройстве мира.
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.
Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
ИНМ
Работа с картой
Физическая карта полушарий, глобус.
«география» энциклопедия А.А.Воротников
05.09
2).Земная Галактика и другие миры
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдение – способ изучения географических объектов и процессов.
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
ИНМ
Устный опрос
Презентация
«Земная галактика»
12.09
3.) . Солнечная система.
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли.
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений
КУ
Фронтальный опрос
Презентация «Солнечная система», глобус.
«Занимательная география» Н.А.Касаткина
19.09
4) Луна-спутник Земли.
5 ) Земля –планета солнечной системы.
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
КУ
КУ
Индивидуальный контроль
Глобус, атлас
выступление с докладом о планетах солнечной системы
26.09
03.10
Тема.2. Облик Земли – 4 часа
6) .(1)Облик земного шара
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли
Работать с контурной картой- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические
объекты;
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности
УЗЗ
П/ Р1
Работа с к\картой
Глобус, физическая карта полушарий
10.10
7) (2)Форма и размеры Земли. Глобус – модель земли.
Практикум: Глобус как источник географической информации.
Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
Определять географические координаты объектов на глобусе и карте
Уметь работать с компасом и картой
объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений..
ИНМ
Работа с картой
Физическая карта полушарий, атлас, контурные карты
24.10
9) .(4)Урок-практикум
Глобус как источник географической информации
П/ Р 2
п\р Определение элементов градусной сетки на глобусе
Определение азимутов точек
Атлас, контурные карты.
«география в таблицах и диаграммах» О.В.Чичерина
31.10
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч.
Тема 3. Изображение земли – 2 часа
10) (1)Способы изображения земной поверхности
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Уметь читать план местности, измерять направления и расстояния
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
ИНМ
Фронтальный опрос
Физическая карта мира и полушарий, атлас.
«Занимательная география» Н.А.Касаткина
14.11
11) .(2)История географической карты
П\Р 3
П.Р. Составление плана комнаты, чтение плана местности
Таблицы, схемы, атлас
«Очерки по истории географических открытий» И. П. Магидович
21.11
Тема 4. История открытия и освоения Земли -7 часов
12.(1)Географические открытия древности .
Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка
Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Умение работать с текстом учебника, как источником географической информации- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий
шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить
примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить
сообщения и презентации.
П \Р 4
П.р Важнейшие открытия древности и Средневековья
Великие географические открытия
подготовка и выступление с докладами о великих первооткрывателях, портреты, таблицы.
Презентация «История открытия Земли»
28.11
13) (2) Географические открытия Средневековья
КУ
Работа с картой
«география» энциклопедия А.А.Воротников
«Очерки по истории географических открытий» И. П. Магидович
05.12
14) .(3) Великие географические
открытия
Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
КУ
Индивидуальный контроль.
тест
«География»
Н.В.Болотникова, «Очерки по истории географических открытий» И. П. Магидович
12.12
15.) (4)В поисках Южной Земли.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Записки путешественников как источники географической информации.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Земная кора, литосфера.. Земная кора; ее строение под материками и океанами.
Строить модель «твёрдой Земли».
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
КУ
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Схема строения земной коры, тектоническая карта мира.
Презентация «Внутреннее строение Земли»!
«География»
Н.В.Болотникова
30.01
20) (2) Горные породы и их значение для человека.
21) (3)Урок _ практикум. .Работа с коллекцией горных пород
Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. .
ИНМ
КУ
П\Р Работа с коллекцией горных пород и минералов
П\ Р 6
Таблицы, атлас
«география» энциклопедия А.А.Воротников
06.02
13.02
22) .(4)Рельеф, его значение для человека
Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Объяснять неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте . Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения
ИНМ
Индивидуальный опрос
«география ГИА -9» А.Б.Эртель (тесты)
20.02
23) .(5) Основные формы рельефа Земли
КУ
Работа с картой
Физическая карта мира и полушарий, атлас.
«Очерки по истории географических открытий» И. П. Магидович
27.02
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
24) .(1) Мировой круговорот воды
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части.Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.
Изучать и описывать свойства воды.
УЗЗ
Работа с картой
«География»
Н.В .Болотникова
06.03
25) .(2)Мировой океан и его части
Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
ИНМ
Устный опрос
13.03
26) .(3) Гидросфера -кровеносная система земли
КУ
Фронтальный опрос
«география» энциклопедия А.А.Воротников
Карта Мирового океана, атлас
20.03
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
27) (1)Атмосфера Земли и её значение для человека
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения
ИНМ
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
«География»
Н.В.Болотникова
Таблицы, справочник, схемы
03.04
28) .(2)Погода
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
КУ
Работа с картой
«география ГИА -9» А.Б.Эртель (тесты)
10.04
29) .(3)Урок-практикум
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдения за погодой
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
П\ Р 7
Практикум:
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Таблицы, атлас,
справочник
17.04
Тема 8. Биосфера. 3 ч
30) .(1)Биосфера –живая оболочка Земли
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету?
Работать сизображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Уметь проводить фенологические описания
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.
КУ
Индивид
опрос
«Очерки по истории географических открытий» И. П. Магидович
24.04
31) .(2)Урок-практикум .Экскурсия в природу,
32) (3) Контрольная работа по теме: «Как устроена наша планета»
П\Р 8
УОЗ
Практикум: Экскурсия в природу.
К \ Р
итоговая
«география ГИА -9» А.Б.Эртель (тесты)
08.05
15.05
Тема 9. Природа и человек. 2 ч.
33.(1)Воздействие человека на природу Земли.
Жизнь в тропическом поясе.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
УЗЗ
Фронтальный опрос
индивидуальные сообщения, презентация «Воздействие человека на природу Земли»
таблицы
22.05
34) (2) Жизнь в тропическом поясе.
Растительный и животный мир умеренных поясов.
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
УЗЗ
Работа с картой
«география» энциклопедия А.А.Воротников
Презентация «Растительный и животный мир в тропических пустынях»
29.05
Степи. Лиственные леса. Тайга
Создавать игры биогеографического содержания.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
КУ
Устный опрос
«география ГИА -9» А.Б.Эртель (тесты)
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
5.6.Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
1.Учебник География. Землеведение.5-6 классы. Авторы О.А. Климанова. В.В.Климанов, Э.В.Ким. изд. М., Дрофа, 2012
2.Атлас География 5 класс
3.Контурные карты География 5 класс
4. Рабочая тетрадь по географии 5 класс
Дополнительная литература:
1. Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М Глобус. 2011.
2. Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2012г.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2012г.
5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - С-П. Виктория. 2012г.
Оборудование и приборы:
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс Уроки географии Кирилла и Мефодия М. ООО «Кирилл и Мефодий» 2012
Результаты освоения предмета географии и система их оценки
1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
5.ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
6. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за год– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета -
МБОУ СОШ № 9 Заместитель директора по УВР
от 29 августа 2017 года № 1 ____________ М.Н.Склянко