Пояснительная записка
Программа элективного курса «Страноведение» предназначена для учащихся 10 класса.
«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом – многом другом.
География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.
Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Исходя из этого, формируются следующие задачи:
Углубление и расширение по страноведческой географии.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению стран.
Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения стран.
Оценка уровня социально-экономического развития стран через систему показателей.
Воспитание бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Весь курс рассчитан на 34 часа и разделен на темы. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология и др.) знаний по странам. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершению курса будет проведена презентация и защита проектов.
Планируемые результаты обучения
Оценивать и прогнозировать:
по карте литосферных плит изменения очертаний стран в отдаленном будущем;
изменение климатов стран;
оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.
Объяснять:
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека
к окружающей среде в разных географических условиях;
особенности экологических ситуаций в странах.
Описывать:
особенности материальной и духовной культуры народов стран.
Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания;
вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
важные природные объекты стран;
типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;
факторы формирования климата стран;
народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;
основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.
Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.
Учебно-тематический план:
№
Наименование тем курса
Всего
часов
Дата
В том числе
Формы контроля
Лекц.
Прак
Семин.
1
Введение.
1
1
Беседа
2-3
Общая характеристика стран Азии.
2
1
1
Выполнение практич. работ
4
Природные особенности стран Центральной Азии
1
1
Беседа
5
Политическая карта Центральной Азии
1
1
Беседа
6
Мир профессий
1
1
Беседа
7
Природные особенности стран Юго-Западной Азии
1
1
Беседа
8
Политическая карта Юго-Западной Азии
1
1
Беседа
9
Мир профессий
1
1
Беседа
10
Природные особенности стран Юго-Восточной и Восточной Азии
1
1
Беседа
11
Политическая карта Юго-Восточной и Восточной Азии
1
1
Беседа
12
Мир профессий
1
1
Беседа
13
Природные особенности стран Южной Азии
1
1
Беседа
14
Политическая карта Южной Азии
1
1
Беседа
15
Мир профессий
1
1
Беседа
16
Природные особенности стран Северной Европы
1
1
Беседа
17
Политическая карта Северной Европы
1
1
Беседа
18
Мир профессий
1
1
Беседа
19
Природные особенности стран Западной Европы
1
1
Беседа
20
Политическая карта Западной Европы
1
1
Беседа
21
Мир профессий
1
1
Беседа
22
Природные особенности стран Восточной Европы
1
1
Беседа
23
Политическая карта Восточной Европы
1
1
Беседа
24
Мир профессий
1
1
Беседа
25
Природные особенности стран Южной Европы
1
1
Беседа
26
Политическая карта Южной Европы
1
1
Беседа
27
Мир профессий
1
1
Беседа
28
Природные особенности стран Северной Америки
1
1
Беседа
29
Политическая карта Северной Америки
1
1
Беседа
30
Мир профессий
1
1
Беседа
31
Природные особенности стран Южной Америки
1
1
Беседа
32
Политическая карта Южной Америки
1
1
Беседа
33
Мир профессий
1
1
Беседа
34
Итоговое занятие
1
1
Защита проектов