Рабочая программа элективного курса "Страноведение: Великобритания и США".
Рабочая программа элективного курса "Страноведение: Великобритания и США".
Предлагаемый курс дает учащимся дополнительный, важный, интересный, занимательный материал по страноведческим темам, знакомит учащихся с некоторыми реалиями жизни ведущих англоговорящих стран (Великобритании, США). В материал курса включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоязычных стран, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в базовых УМК. Курс рассчитан на 17 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Страноведение: Великобритания и США".»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса английский язык составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).
Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ СОШ на 2014-2015 учебный год.
Учебный план МБОУ СОШ на 2014-2015 учебный год
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ на 2014-2015 учебный год.
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Предлагаемый курс дает учащимся дополнительный, важный, интересный, занимательный материал по страноведческим темам, знакомит учащихся с некоторыми реалиями жизни ведущих англоговорящих стран (Великобритании, США). В материал курса включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоязычных стран, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в базовых УМК.
Знакомство с культурой и историей стран изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, о себе самих. Сравнивая родную страну с англоговорящими странами, учащиеся в своеобразном диалоге культур учатся выделять общее и специфичное. Это способствует сближению, развитию понимания и формированию доброго отношения к странам изучаемого языка, их людям и традициям.
Курс содержит большое количество фактических сведений.
Тексты курса не одинаковы по трудности и большинство из них являются аутентичными.
В курсе используются средства зрительной наглядности: фотографии, картинки, карты.
Курс рассчитан на 17 часов. Каждый урок курса посвящен той или иной сфере жизни Великобритании и США.
Звуковое приложение призвано способствовать развитию у учащихся произносительной стороны речи и аудирования.
Цели и задачи
Целью курса является закрепление, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в рамках общеобразовательного курса, а также овладение определенным количеством нового материала, выходящим за рамки базового уровня.
В 9 классе доминирующими являются познавательный и учебный аспекты иноязычной культуры, а среди видов речевой деятельности ведущими остаются чтение и говорение.
Среди задач следует различать задачи в овладении познавательным, развивающим, воспитательным и учебным аспектами иноязычной культуры.
Познавательный аспект
Обучение иноязычной культуре направлено на обогащение духовного мира учащихся. Познание различных областей действительности страны изучаемого языка, их культуры безгранично.
Под иноязычной культурой понимается та часть духовного богатства (культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку.
Страноведческое содержание курса призвано формировать у учащихся представления о менталитете и культуре Великобритании и США, расширять кругозор, стимулировать познавательную активность.
Развивающий аспект
Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычной культуре.
Курс создает условия для активного «добывания» информации, позволяет каждый урок сделать познавательным, благодаря большой информационной насыщенности материала.
Курс предусматривает развитие речевых способностей (фонематический слух, имитация, догадка); психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение); развитие таких черт характера, как трудолюбие, активность; развитие устойчивой мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.
Воспитательный аспект
Главная задача курса – воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре другой страны.
Сравнивая свою культуру с культурой другой страны, дети учатся относиться с пониманием к культуре, менталитету, обычаям другой страны. Они должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой.
Учебный аспект
При обучении иностранному языку индивидуален не только процесс овладения, но и объект усвоения. Для того чтобы ученик смог проявить свою индивидуальность в курсе действует правило избыточности подачи материала. Избыточность материала позволяет учащимся с достаточно высоким уровнем способностей и мотивации выйти за рамки требований базового курса.
Ведущим видом речевой деятельности элективного курса является чтение.
Чтение.
В данном курсе чтение выступает как цель обучения и средство получения информации. В области чтения ставится задача совершенствования таких видов чтения как чтение с выборочным извлечением нужной информации (reading for specific information) и чтение с полным пониманием (reading for detail). Учащимся предлагаются тесты научного, публицистического, функционального, страноведческого характера.
Основная форма чтения – про себя. Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного на уровне контекстуальной догадки, самообразования, интернационального значения слова. Совершенствуется умение пользоваться словарем.
В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь. В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений.
Аудирование.
Аудирование выступает как цель обучения. В данном куре присутствуют три вида аудирования: с пониманием (listening for detail), с пониманием основной информации (listening for the main idea), с целью извлечения нужной информации (listening for specific information).
Говорение.
Речевой материал для обучения говорению преследует следующие цели: познакомить учащихся с новой информацией о жизни ведущих англоговорящих стран (Великобритании и США), повторить и систематизировать лексические и грамматические средства, усвоенные ранее.
Письмо.
В области письма происходит закрепление и совершенствование ранее полученных навыков.
В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
знания географии, истории, культуры, традиций, национальной специфики изучаемой страны;
умение анализировать эти знания, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка, правильно
употреблять страноведчески значимую лексику.
Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.
В качестве объектов контроля выступают:
1. Страноведческая компетентность (знания и представления о культуре и реалиях иноязычной культуры, умение их анализировать, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка; навык употребления этих слов в подходящей ситуации общения).
2. Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).
4. Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и
формой художественного произведения в ситуациях общения в соответствии с возрастными особенностями учащихся).
5. Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).
Текущий контроль предполагается осуществлять в форме:
- самостоятельных и проверочных работ (квизы, тесты);
- написание докладов, рефератов;
- подготовки проектов;
- развернутых монологических высказываний учащихся по той или иной теме.
Итоговые формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- тесты страноведческой тематики,
- самостоятельные и контрольные работы,
- выполнение творческих заданий,
- конкурсы переводов, сочинения на заданную тему,
Ожидаемые результаты обучения
1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных тем и не исключает диалогического общения учителя с учащимися;
2. На практических занятиях используются разнообразные виды работы с текстовым материалом, активные методы обучения и познания: мини-конференции, публичные презентации, дискуссии, проектная деятельность, позволяющие максимально развивать и использовать творческий потенциал учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
Великобритания
Тема
Количество часов
Основные практические задачи
Дата проведения
9 А
9 Б
9 В
1. Географическое положение
1
Знакомство с географическим положением Великобритании. Расширение словарного запаса. Развитие лексических навыков чтения и говорения. Развитие умений аудировать с целью извлечения конкретной информации.
2. Государственная символика
(флаг, герб, гимн)
1
Знакомство с реалиями. Развитие умений читать с целью извлечения детальной информации (развитие умений понимать культурологический контекст аутентичных текстов)
3. Некоторые факты Британской истории.
1
Знакомство с историей Британии. Формирование способности к осознанию истории жизни людей другой культуры. Развитие умений читать с различными стратегиями.
4. Монархия
1
Знакомство с политическим устройством Великобритании. Развитие лексических навыков чтения и говорения. Расширение словарного запаса.
5. Королевская семья
1
Знакомство с членами королевской семьи. Развитие умений говорить на основе прочитанного.
6. Лондон.
2
Знакомство с достопримечательностями и интересными фактами. Знакомство с реалиями. Расширение словарного запаса. Развитие умений аудировать с детальным пониманием.
7. Города Британии.
1
Расширение страноведческих знаний. Развитие умений читать с различными стратегиями.
8. Оксфорд и Кембридж.
1
Знакомство со старейшими университетскими городами Британии. Развитие умений говорить на основе прочитанного.
9. Английский язык.
1
Знакомство с происхождением английского языка. Знакомство с этимологией некоторых слов. Развитие лексических навыков чтения и говорения.
10. Еда.
1
Знакомство с традиционной английской едой. Расширение словарного запаса. Развитие умений аудировать с целью извлечения конкретной информации.
США
Тема
Количество часов
Основные практические задачи.
Дата проведения
9 А
9 Б
9 В
11. Географическое положение
Государственная символика (флаг, герб, гимн)
1
Знакомство с географическим положением США. Расширение словарного запаса. Развитие лексических навыков чтения и говорения.
Знакомство с реалиями. Развитие умений читать с целью извлечения детальной информации.
12. Некоторые факты истории США.
1
Знакомство с историей США. Формирование способности к осознанию истории жизни людей другой культуры. Развитие умений аудировать с детальным пониманием, с общим охватом содержания.
13. Штаты США.
1
Расширение страноведческих знаний. Развитие умений читать с различными стратегиями. Расширение словарного запаса.
14. Праздники.
1
Знакомство с праздниками США. Развитие лексических навыков чтения и говорения.
15. Американский английский.
1
Знакомство с «американским» английским, сравнение с «британским» английским. Развитие умений читать с детальным пониманием.
16. Знаменитые люди.
Том Эдисон
Нейл Арстронг
Мэрилин Монро
Кеннеди
Мартин Лютер Кинг
Джек Лондон
Марк Твен
Эрнест Хемингуэй
Эмили Дикинсон
Рэй Бредбери
Уолт Дисней
Генри Форд
Александр Белл
Элвис Пресли
Луис Армстронг
Барбара Стрейзанд
Стивен Спилберг
Авраам Линкольн
Бенджамин Франклин
1
Расширение страноведческих знаний. Развитие умений читать с детальным пониманием.
* Знакомство с отдельными известными людьми по выбору учителя (желанию учащихся).
11. Итоговое занятие. Защита проектов.
1
Контроль полученных знаний.
Итого:
17
Список использованной литературы
«Cambridge English for schools»
«English Learners Digest» №4, 1998.
«Let’s Speak English» №1, 1997.
«Let’s Speak English» №4, 1998.
«Let’s Speak English» №7, 1997.
«Speak Out», № 4 «Глосса-Пресс», 2004.
«Speak Out», № 6 «Глосса-Пресс», 2003.
«Vocabulary in Use» Cambridge University Press 2000.
Children’s «Britannica», США, 1988.
Sheerin Susan, Seath Jonathan, White Gillian. Spotlight on Britain. Oxford University Press, 1997.
Vaughan – Rees Michael «In Britain» Обнинск: Титул, 1999.