Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии 8 класс (ФГОС)»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ГЕОГРАФИЯ
8 класс(ФГОС)
Практическая работа№1
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
Практическая работа№2.
Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
Практическая работа№3.
Оценивание динамики изменения границ России и их значение.
Практическая работа№4.
Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России
Практическая работа№5.
Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
Практическая работа№6.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
Практическая работа№7.
Описание элементов рельефа России.
Практическая работа№8.
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
Практическая работа№9.Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
Практическая работа№10.Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
Практическая работа№11.Описание характеристики климата своего региона.
Практическая работа№12. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
Практическая работа№13.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
Практическая работа№14.Описание объектов гидрографии России.
Практическаяработа№15.Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
Практическая работа№16.Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
Практическая работа№17.
Описание основных компонентов природы России.
Практическая работа № 18.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Восточно-Европейская равнина.
Практическая работа № 19.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Большой Кавказ.
Практическая работа № 20.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Урал.
Практическая работа № 21.Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Западная Сибирь.
Практическая работа № 22.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Северо-Восточная Сибирь.
Практическая работа № 23.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Дальний Восток.
Практическая работа № 24. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
Практическая работа № 25.Построение профиля своей местности.
Практическая работа№1
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
Задание 1. Используя план, ответьте на вопросы.
План характеристики географического положения России
1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.
2. Крайние точки и их географические координаты.
3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
4. Размеры территории России.
5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.
6. Сухопутные границы. Соседние государства.
7. Морские границы. Соседние государства.
8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.
Задание 2. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.
Практическая работа№2.
Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
Цель работы: выявить главные черты ГП России. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг.
Оборудование: атласы, физическая карта России.
Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.
Последовательность выполнения работы:
1. По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты и подписать их на контурной карте.
Название крайней точки
Вид крайней точки
Географическая широта
Географическая долгота
мыс Флигели на Земле Франца-Иосифа
Островная северная
Мыс Челюскин
Материковая северная
Остров Ратманова
Островная восточная
Мыс Дежнева
Материковая восточная
Балтийская коса
Западная
Гора Базардюзю
Южная
2. Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек.
А) Определить протяженность материка с севера на юг (от м. Челюскин до южной границы России; от м. Канин Нос до горы Базардюзю).
Б) Определить протяженность материка с запада на восток (от крайней западной точки до м. Дежнева).
Практическая работа№3.
Оценивание динамики изменения границ России и их значение.
Примечание. Для выполнения данной практической работы необходима карта Российской Империи (ХХ век) и контурная карта, где присутствуют территории стран восточной Европы и СНГ.
Ход работы:
На контурную карту нанесите границы Российской Империи (ХХ век) и современные границы России. Границы обозначьте разными цветами.
С помощью карт определите государства или их части, которые входили в состав Российской Империи. Подпишите их на контурной карте.
Заштрихуйте страны СНГ, страны НАТО и страны-важнейшие экономические партнеры России.
Сделайте вывод о значении ближайших соседей России.
Страны СНГ
Страны НАТО
Важнейшие экономические партнеры России (2015)
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Грузия
Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.
Основные страны - торговые партнеры России представлены на диаграмме:
Практическая работа№4.
Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России
Цель: Научиться решать задачи по определению поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут (10.09.2015г.). Все расчёты запишите в тетрадь.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Оренбург, Москва, Иркутск, Анадырь, если в Омске 18 часов 00 минут (01.10.15г.). Все расчёты запишите в тетрадь.
Практическая работа№5.
Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
Как писать эссе по географии.
Эссе (с фр. попытка, проба, очерк)- это своеобразный «поток информации», показывающий вашу индивидуальность, ваш способ самовыражения. Эссе- это субъективный жанр, позволяющий увидеть индивидуальность автора.
Эссе пишется в свободной форме, не требуется чёткой структуры (нет глав, введения, заключения и т.д.)
Ваши действия при написании эссе:
1. Выберите тему, на которую будете писать эссе.
2. В самом начале сформулируйте идею повествования, своё отношение к теме. Подумайте над «скелетом» своей работы.
3. Развивая далее идею, постарайтесь следовать определённой логике, аргументировать свои доводы, использовать географическую терминологию. Используйте факты, примеры из жизни, которые будут подтверждать вашу позицию.
4.Заканчиваете эссе предложением-заключением, которое логически подытожит ранее сказанное, либо это может быть вопрос, который логически вытекает из повествования.
5.Объём эссе 130-170 слов.
Оценивается:
Умение найти проблему.
Понимание темы.
Умение комментировать её и аргументировать.
Ваша личная позиция в отношении данной проблемы.
Умение находить/ использовать примеры и факты.
Эссе «Роль географии в современном обществе»
Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.
Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:
-География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т. п. ;
-Ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием.
-В изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, отношение к природе, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.
Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.
эссе «Чистая вода»
Для меня эта тема является актуальной, так как в нашей стране существует проблема чистой воды. Складывается непростая ситуация: Россия – одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами, и пресной воды в нашей стране много. Но проблема питьевой воды не обошла и ее. Треть жителей Российской Федерации используют воду, не прошедшую очистку, и по качеству воды наша страна отстает от западноевропейских государств. С одной стороны, на территории России около 2 миллионов озер, а мелких озер – превеликое множество. Здесь протекают крупнейшие реки мира, много болот и огромные запасы подземных вод. С другой стороны, их размещение по территории России неравномерно. Наиболее заселенные и освоенные территории испытывают недостаток в чистой пресной воде. Используя ресурсы рек, озер, подземных вод, люди в своей хозяйственной деятельности загрязняют их. Мы живем в крупном и индустриально развитом городе Саратов, который расположен на берегу самой протяженной в Европе реке Волга. Но какую воду мы пьем? Зачастую водопроводная вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Перед непосредственным применением ее необходимо отстаивать, кипятить, фильтровать. Ежегодно на приобретение воды в магазинах тратится 45 миллиардов рублей. Однако купленная вода может оказаться опаснее водопроводной. 20-30 миллионов рублей ежегодно люди тратят на покупку фильтров, которые не спасают от болезнетворных микробов, так как водопроводные трубы изношены на 70% и на их ремонт необходимо свыше 50 миллиардов рублей в год. Таким образом, каждый из нас, живущий в такой богатой водными ресурсами стране, должен заботиться о сохранности этого богатства. Необходимо строить очистные сооружения, отдыхая на берегу реки, не загрязнять ее, беречь земные насаждения. Мы начинаем понимать Как дорога нам капелька воды, Но получив ее, Опять про цену забываем.
Практическая работа№6.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
Задание 1. Используя тетради для практических работ (практическая работа №6) и материал учебника обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.
Ход работы:
Используя физическую карту атласа ( стр. 16 - 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:
горы - Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
вершины - г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );
красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России - г. Эльбрус и низшую точку - урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.
Практическая работа№7.
Описание элементов рельефа России.
Цель работы: выявить главные особенности рельефа территорий. Определить возраст слагающих пород, характер рельефа, влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Объяснить закономерности размещения полезных ископаемых. Продолжить развивать навыки практической работы. Формировать умения анализировать и сравнивать карты.
Последовательность выполнения работы:
Задание 1. Используя физическую, тектоническую, геологическую карты и материалы учебника дать сравнительную характеристику рельефа Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин.
План характеристики рельефа.
1.Географическое положение относительно территории России.
2.На какой тектонической структуре расположена форма рельефа?
3.Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)?
4.Какой возраст слагающих пород?
5.Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).
6.Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)?
7.Какие есть полезные ископаемые и почему?
8.Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории?
9.Как рельеф территории влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.)?
Результаты своих исследований запишите в таблицу:
План
Восточно-Европейская
равнина
Западно-Сибирская
равнина
1.Географическое положение.
2.Тектоническая структура.
3.Преобладающие высоты.
4.Возраст пород.
5.Характер рельефа.
6.Способ образования рельефа.
7.Полезные ископаемые.
8.Неблагоприятные явления, связанные с рельефом.
9.Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека.
Сделайте вывод о различиях рельефа территорий:
1.Какая равнина более молодая?
2.Какая равнина более высокая?
3.Как высота и характер рельефа, а также неблагоприятные природные явления, связанные с ним, влияют на жизнь и деятельность человека?
4.Почему те или иные полезные ископаемые характерны для данных равнин?
5.Какая территория наиболее благоприятна для жизни и деятельности человека?
Практическая работа№8.
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.
- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
- Определите области складчатости.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.
Крупная тектоническая структура
Соответствующая ей форма рельефа
Наиболее распространенные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа
Западно-Сибирская плита
Сибирская платформа
Кайнозойская складчатость
Мезозойская складчатость
Герцинская складчатость
Каледонская складчатость
Байкальская складчатость
Балтийский щит
Воронежский массив
Алданский щит
Анабарский массив
Выводы об установленной зависимости.
Практическая работа№9.
Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
Ход работы:
Задание . Используя карты атласа, текст и карты учебника заполните таблицу:
Город
Суммарная солнечная
радиация (ккал.см2/год)
Ср. t января
( °С )
Ср. t июля
( °С )
Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.
Практическая работа№10.
Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
Ход работы:
Задание 1. Используя карты атласа, текст и карты учебника заполните таблицу:
Город
Годовое кол-во осадков, мм
(рис. 55, стр. 100)
Испаряемость, мм
(рис. 58, стр. 105)
Коэффициент увлажнения
(считать по формуле: К= О ⁄И)
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.
Сделайте вывод о закономерностях распределения коэффициента увлажнения.
Задание 2. Проанализируйте и охарактеризуйте климатические условия территорий, пользуясь планом работы с климатограммой (стр.332 учебника). Ответы записывать полно.
Вариант 1. Москва
Вариант 2. Якутск.
Практическая работа№11.
Описание характеристики климата своего региона.
Ход работы:
Задание 1. Пользуясь планом описания климата территории (стр. 331 учебника Домогацких Е.М. «География. Физическая география России») и атласом Оренбургской области охарактеризуйте климат своего родного края.
Практическая работа№12. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
Сложные явления, происходящие в тропосфере, oтражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея.
Cиноптическая карта создавал ась постепенно. А. Гумбольдт в 18172. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с 1860 г. давал прогнозы бурь и cocтaвлял карты погоды, которые очень ценили моряки.
Цели работы:
1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы погоду.
Последовательность выполнения работы
Задание 1.Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей coстояние погоды на острове Сахалин на 30 января 1998 г.
1.Температура воздуха.
2. Атмосферное давление.
3.Облачность, если есть осадки, то какие.
4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды.
5.Какой ожидается прогноз на ближайшее время.
Практическая работа№13.
Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
Задание 1. На контурную карту России нанесите объекты гидрографии России: моря, реки, озера, водохранилища.
Получить новые знания о реке Лена и узнать об особенностях этой реки.
Формирование умения составлять развернутую характеристику реки на основе указанных источников.
Формирование умения выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями и делать соответствующие выводы по итогам работы.
Источники знаний:
1. Мелкомасштабные карты атласа 8 – го класса, 8-9 класса:
— физическая,
— политико-административная,
— тектоническая,
— климатическая,
— природных зон,
— водного режима,
— плотности населения.
2. Другие источники:
а) Исторические сведения о возникновении городов.
б) Статистические сведения о численности населения городов на берегах реки Лена.
Задания для выполнения практической работы:
1. Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.
2. Выводы запишите в тетрадь.
Содержание практической работы
1. Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.
1) Используя политико-административную карту.
2) По физической карте России или Восточная Сибирь и Дальний Восток:
Общее направление течения реки.
Расположение относительно крупных форм рельефа.
Расположение истока.
Устье реки и его вид.
Крупные притоки.
3) По тектонической карте:
По каким тектоническим структурам протекает река.
4) по климатической карте:
Климатические пояса, в пределах которых протекает река.
5) По карте природных зон:
В каких природных зонах протекает река.
6) по карте водного режима:
Режим и питание реки, продолжительность ледостава.
7) по карте плотности населения:
Определить плотность населения.
2. Выводы запишите в тетрадь.
Практическаяработа№15.Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
Создание презентационного материала о природе России на основе различных источников информации.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России
Цели:
Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.
Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.
Формирование умений работать с различными источниками информации.
Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный кадастр».
Дайте характеристику водным ресурсам по плану:
а) значение;
б) категория по степени исчерпаемости;
в) составные части;
г) распространение по территории;
д) пути и способы рационального использования.
Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Почему?
Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность человека?Почему?
Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.
Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории объекта*.
Практическая работа№16.Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
Задание. Используя текст учебника §31 «Ресурсы растительного и животного мира», информацию из сети Интернет ответьте на вопросы:
1. Что такое «Особо охраняемые природные территории». Дать определение понятия.
2. Перечислите категории и виды охраняемых природных территорий России.
3. С какой целью создаются заповедники; национальные парки?
4. Заполните таблицу «Заповедники России».
Название
Местоположение
Особенности
Арктический
Баргузинский
Астраханский
Башкирский
Галичья гора
Кроноцкий
Уссурийский
Оренбургский степной
Практическая работа№17.
Описание основных компонентов природы России.
Цели работы: выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.
Ход работы
Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами на примере зоны тайги.
Результаты работы оформите в виде схемы (смотри пример с зоной тундры).
Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природы в пределах одной зоны.
Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры
Климат:
субарктический – суровая зима, долгая и холодная (-32 С ), короткое лето (+ 4 С на севере, + 10 С на юге); осадков мало (200 – 300 мм в год), но увлажнение избыточное (К больше 1, 5)
Географическое положение:
вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Природная зона
Рельеф:
равнинный, слабохолмистый
Растительность:
карликовые деревья, кустарники, мхи, лишайники и др.
Животный мир:
песцы, лисицы, птицы, лемминги и др.
Почвы:
тундрово-глеевые маломощные; многолетняя мерзлота и заболоченность
Внешний облик: безлесная зона, большое количество озер
Использование человеком: пастбища оленей, рыболовство
Практическая работа № 18.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Восточно-Европейская равнина.
Цель работы: определить особенности природы, наличие различных видов природных ресурсов. Объяснить особенности хозяйственной деятельности и экологические проблемы ПТК России. Наметить пути преобразования природы с целью решения экологических проблем.
Последовательность выполнения работы.
Используя карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология», «Климат», «Растительность», «Животный мир», «Водные ресурсы», «Рекреационные ресурсы», «Опасные природные явления», «Природные святыни и памятники Всемирного наследия России», дать сравнительную характеристику природы России: о. Сахалин и Карелия.
ПТК – это природно-территориальный комплекс
План характеристики ПТК России.
1.Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация, положение относительно других ПТК).
2.Рельеф (указать преобладающие высоты); какая тектоническая структура лежит в основании?
3.Геологическое строение.
4.Климатические условия (Т, количество осадков, тип климата).
5.Почвы.
6.Природные зоны.
7.Типичные растения и животные.
8.Ресурсы, возможности их использования человеком.
9.Опасные природные явления, характерные для данных ПТК.
10.Проблемы охраны ПТК (особо охраняемые компоненты природы).
Результаты своих исследований запишите в таблицу:
План
Сахалин
Карелия
1.Географическое положение.
2.Тектоника и рельеф.
3.Геологическое строение.
4.Климат.
5.Почвы.
6.Природные зоны.
7.Расения и животные
8.Ресурсы.
9.Опасные природные явления.
10.Экологическая ситуация.
10.Особо охраняемые компоненты природы.
Сделайте вывод о различии ПТК России:
1.Какой из ПТК наиболее освоен человеком?
2.Какой из ПТК имеет более благоприятные климатические условия для проживания и хоз. деятельности человека?
3.Какой из ПТК наиболее богат природными ресурсами?
4.Какой из ПТК является главным рекреационным районом?
5.Какие меры необходимо принимать для решения экологических проблем?
Практическая работа № 19.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Большой Кавказ.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.
Ход работы:
На контурной карте Кавказа обозначьте следующие объекты:
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Урал.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.
Ход работы:
На контурной карте Урала обозначьте следующие объекты:
государственную границу России;
страну: Казахстан;
физико-географическую границу Урала;
физико-географическое районы: Русская равнина, Западно-Сибирская равнина;
моря: Баренцево, Карское
залив: Байдарацкая губа;
остров: Вайгач;
горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;
вершины: Народная, Ямантау;
реки: Белая, Исеть, Кама, Печора, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал, Уфа;
месторождения полезных ископаемых:
нефти: Осинское, Туймазы;
природного газа: Оренбург;
каменного угля: Кизел;
бурого угля: Копейск, Кумертау;
железных руд: Качканар, Магнитогорск, Нижний Тагил, Серов;
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Западная Сибирь.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины.
Ход работы:
На контурной карте Западной Сибири обозначьте следующие объекты:
государственную границу России;
страну: Казахстан;
физико-географическую границу Западно-Сибирской равнины;
физико-географическое районы: Горы Южной Сибири, Среднюю Сибирь, Урал;
природного газа: Бованенковское, Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург;
поваренной соли: Бурла;
глауберовой соли: Кучук
Практическая работа № 22.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Северо-Восточная Сибирь.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Средней и Северо-Восточной Сибири.
Ход работы:
На контурной карте Средней и Северо-Восточной Сибири обозначьте следующие объекты:
государственную границу России;
физико-географическую границу Средней и Северо-Восточной Сибири;
физико-географическое районы: Западно-Сибирская равнина, Горы Южной Сибири, Дальний Восток;
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Дальний Восток.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего Востока.
Ход работы:
На контурной карте Дальнего Востока обозначьте следующие объекты:
государственную границу России;
страны: Китай, КНДР, США, Японию;
физико-географическую границу Дальнего Востока;
физико-географическое районы: Дальний Восток, Среднюю и Северо-Восточную Сибирь;
Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей и умение делать выводы о перспективах рационального природопользования.
Ход работы:
Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
- Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
- Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
- Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
- Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа № 25.Построение профиля своей местности.
Профилем называется вертикальное сечение участка земной поверхности по заданной линии. Профиль имеет две оси и два масштаба. По горизонтальной оси профиля откладываются расстояния, по вертикальной оси – высоты или глубины.
Ход работы:
Выберите масштаб и проведите карандашом линию АБ, по которой будет построен профиль. Определите разность высот, выберите вертикальный масштаб профиля, что бы он поместился на листе и постройте вертикальную линию. В качестве горизонтального масштаба можно использовать масштаб карты. Если вы увеличите масштаб профиля вдвое, то все значения вы х2.
Нанесите с помощью циркуля-измерителя крайние точки профиля на горизонтальную ось. Расстояния между соседними очками измеряйте последовательно циркулем и откладывайте на ось АБ.
Проведите вертикали от каждой точки в соответствии с их высотой.