Определение направлений и расстояний по карте полушарий
Определение направлений и расстояний по карте полушарий
«Определение расстояний по глобусу. Искажение на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сетки. Практическая работа № 6: «Определение направлений и расстояний по карте полушарий».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение направлений и расстояний по карте полушарий»
Дата : 14.01 Класс: 5-А,Б Тема: «Определение расстояний по глобусу. Искажение на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сетки.
Практическая работа № 6: «Определение направлений и расстояний по карте полушарий».
Учитель.
Ребята, изучая тему «План и карта», мы узнали, что по градусной сетке и масштабу карты можно получить определённые знания о каком-то географическом объекте.
Вспомните, какую информацию можно получить, рассматривая карты?
- Можно определить координаты объекта по параллелям и меридианам: широту и долготу (местоположение).
-С помощью масштаба и градусной сетки можно определить расстояние между объектами
- Можно определить стороны горизонта и направление на объект.
Молодцы! Вот и тема нашего урока (записывают тему)
поможет нам раскрыть секреты работы с градусной сеткой и масштабом карты и глобуса
для выполнения практической №(6).
Учитель
Цели и задачи урока: привить навыки-
- определения расстояний между объектами по карте и глобусу;
- определения положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе;
- определения
расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном меридиане в градусах и километрах.
Развивающие
- развитие логического мышления;
- расширение кругозора учащихся.
Воспитывающие
- воспитание инициативы, активности;
- умение работы в группе
УУД:
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира
Планируемые результаты
Предметные:
Знать – зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве, что такое азимут и как его определить, для чего человеку необходим план местности.
Уметь – ориентироваться на местности, определять азимут, читать план местности и понимать, что на нём изображено.
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
II.Актуализация и повторение знаний. Карта Полушарий учебника стр. 180-181.
Вспомним математическую основу карты.(дать детям заранее)
Градусную сетку на карте и глобусе образуют линии? - параллели и меридианы.
Какую форму имеют меридианы Земли? Полуокружности, дуги.
Какова их величина? В градусах- 180*, в км- 20000 км, 1*=111 км
4. Как вы объясните название «параллель»? Линии, параллельные экватору.
5. Какую форму имеют параллели? Окружности.
6. Какая параллель самая длинная? Экватор.
Какова длина параллелей в градусах и километрах? Карта в атласе стр .24-25 В градусах-360*. Длина в километрах уменьшается по направлению от экватора к полюсам, так как параллели становятся короче. Величина градусная не изменяется. Длина экватора 40000 км. 1*=111 км, Красные цифры на краю параллелей указывают сколько км в одном градусе на данной параллели.
8. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять местоположение объектов на Земле? Координаты точки (объекта): широту и долготу.
9.Что такое масштаб? Величина, показывающая, во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с местностью.
10.Как определить направление по карте и глобусу на объект? По сторонам горизонта. Проводим через указанный исходный объект направление сторон горизонта и определяем направление на предлагаемый объект.
Назовите материк и океан, которые пересекают все меридианы.
Антарктида. Северный Ледовитый океан.
Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30. Нет, т.к. длина меридианов одинакова.
III. Изложение нового материала.
1. Практическая работа №6 стр.24 в тетради.
2.Определение направлений по карте- проводим направления сторон горизонта через заданный объект.
-Какое направление показывают линии меридиана? Север-юг (С-вверху, Юг –внизу карты и глобуса)
Какое направление показывают параллели? Запад-восток (З- слева, В- справа на глобусе и карте).
С
З В
Ю
Определите по карте направление на объект стр. 181-182 учебника
-.В каком направлении от г. Москва расположен г Владивосток? в ЮВ
-В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? На запад.
-Какой из островов – Новая Гвинея или Мадагаскар – расположен севернее? Новая Гвинея.
-В каком направлении от г. Москва находится п-ов Крым? В ЮЗ.
3. Искажения на карте и глобусе.
При перенесении изображения с глобуса на карту происходит искажение различных величин:
-длин линий: на глобусе меридианы одинаковые, а на карте разные (стр. уч.180.)
-формы объекта- клетки сетки на одной широте разные.
-углов- углы между меридианами и параллелями не прямые (на экваторе одни, у полюсов – другие).
-площадей- площадь клеток картографической сетки на одной широте разные.
Вывод. Чем больше масштаб карты, тем больше искажение (у карт мира, карт полушарий) и наоборот, меньше территория на карте, меньше искажений. Одни объекты или их части сжимаются на карте, другие растягиваются. С и Ю Америка на экваторе растяжение территории, у полюсов сжатие.
- Определение расстояний по глобусу.
Определите расстояние от Москвы до Тегерана с помощью масштаба?
- Измерим расстояние с помощью линейки между городами в см. Оно =2 см
- Масштаб карты: в1 см 1080 км. Расстояние в км: 1080 км х 2см=2160км
1. Если точки имеют одинаковуюдолготу.
Как же найти кратчайшее расстояние между этими точками?
- на глобусе находим Санкт - Петербург и озеро Танганьика (Африка), эти объекты расположены на меридиане 30* в.д.
- 1 способ – по масштабу. Задание. Определить расстояние на глобусе в см с помощью гибкой линейки от Санкт –Петербурга до северной части озера Танганьика
- измеряем в см гибкой линейкой расстояние от СПБ до северной части оз. Танганьика
- масштаб глобуса умножаем на расстояние в см между объектами и определяем расстояние между ними.
- 2 способ – определяем расстояние в градусах:
-Так как объекты расположены на одной долготе, но в разных: С и Ю полушариях, -определяем широту СПБ и оз. Танганьика и сложим эти величины.
-Санкт Петербург-60* с.ш
-Оз Танганьика-5* ю.ш.
-60*+5*=65*-это расстояние в градусах.
- вспоминаем, что 1* по долготе = 111 км
- определяем расстояние в км 111 км х 65= 7215 км
Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния одинаковы, так это кратчайшие расстояния между объектами.
2. Если точки имеютодинаковую широту.
Задание. Определить расстояние по карте стр уч. 182-183 от Санкт - Петербурга до Магадана. Эти города расположены на параллели 60*
- 1 способ – по масштабу. ---определяем расстояние с помощью линейки между объектами
- величину масштаба умножим на расстояние в см между объектами;
- 2 способ – определяем расстояние в градусах.
-Так как объекты находятся на одной широте и в одном полушарии, определяем долготу городов и из большего значения вычитаем меньшее:
-Санкт –Петербург -30*в.д
-Магадан-150* в.д.
150*-30*=120*
- длина 1* параллели 60* =55,8 км; атлас стр.24-25.
-определяем расстояние км : 55,8 км х 120* = 6696 км
Вывод Расстояния различны. Так как расстояние, измеряемое по параллели, не является кратчайшим; приложив гибкую линейку, мы видим, что нет совпадения с параллелью 60.
IY.Закрепление.
Определитерасстояние от Москвы до Тегерана с помощью масштаба?
- Измерим расстояние с помощью линейки между городами в см. Оно =2 см
- Масштаб карты: в1 см 1080 км. Расстояние в км: 1080 км х 2см=2160км.
Y. Рефлексия (результат определить по количеству поднятых рук).
*Урок полезен, всё понятно, -
*Лишь кое-что чуть-чуть не ясно, -
*Ещё придется потрудиться, -
*Да, трудно всё-таки учиться! -
YI. Задание на дом. Выучить записи в тетради.
По карте полушарий определите координаты географических объектов: 1. г. Лондон 51* сш. 0*д. . 2.гора. Джомолунгма 29*сш. 88*в.д.