kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение направлений и расстояний по карте полушарий

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Определение расстояний по глобусу. Искажение на карте.   Определение 
расстояний с помощью масштаба и градусной сетки.
Практическая работа № 6: «Определение направлений и расстояний по карте 
полушарий».
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение направлений и расстояний по карте полушарий»

Дата : 14.01 Класс: 5-А,Б Тема: «Определение расстояний по глобусу. Искажение на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сетки.

Практическая работа № 6: «Определение направлений и расстояний по карте полушарий».


Учитель.

Ребята, изучая тему «План и карта», мы узнали, что по градусной сетке и масштабу карты можно получить определённые знания о каком-то географическом объекте.


Вспомните, какую информацию можно получить, рассматривая карты?


- Можно определить координаты объекта по параллелям и меридианам: широту и долготу (местоположение).

-С помощью масштаба и градусной сетки можно определить расстояние между объектами

- Можно определить стороны горизонта и направление на объект.

Молодцы! Вот и тема нашего урока (записывают тему)

поможет нам раскрыть секреты работы с градусной сеткой и масштабом карты и глобуса

для выполнения практической №(6).

Учитель

Цели и задачи урока: привить навыки-

- определения расстояний между объектами по карте и глобусу;

- определения положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе;

- определения

расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном меридиане в градусах и километрах.

Развивающие

- развитие логического мышления;

- расширение кругозора учащихся.

Воспитывающие

- воспитание инициативы, активности;

- умение работы в группе

УУД:

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира



Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве, что такое азимут и как его определить, для чего человеку необходим план местности.

  • Уметь – ориентироваться на местности, определять азимут, читать план местности и понимать, что на нём изображено.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Оборудование: карта Полушарий учебника стр. 180-181, карта атласа 5кл. стр. 24-25.

Ход урока.

1. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка посещаемости;

- озвучивание темы урока, целей и задач урока.

II. Актуализация и повторение знаний. Карта Полушарий учебника стр. 180-181.

Вспомним математическую основу карты.(дать детям заранее)

  1. Градусную сетку на карте и глобусе образуют линии? - параллели и меридианы.

  2. Какую форму имеют меридианы Земли? Полуокружности, дуги.

  3. Какова их величина? В градусах- 180*, в км- 20000 км, 1*=111 км

4. Как вы объясните название «параллель»? Линии, параллельные экватору.

5. Какую форму имеют параллели? Окружности.

6. Какая параллель самая длинная? Экватор.

  1. Какова длина параллелей в градусах и километрах? Карта в атласе стр .24-25 В градусах-360*. Длина в километрах уменьшается по направлению от экватора к полюсам, так как параллели становятся короче. Величина градусная не изменяется. Длина экватора 40000 км. 1*=111 км, Красные цифры на краю параллелей указывают сколько км в одном градусе на данной параллели.

8. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять местоположение объектов на Земле? Координаты точки (объекта): широту и долготу.

9.Что такое масштаб? Величина, показывающая, во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с местностью.

10.Как определить направление по карте и глобусу на объект? По сторонам горизонта. Проводим через указанный исходный объект направление сторон горизонта и определяем направление на предлагаемый объект.

  1. Назовите материк и океан, которые пересекают все меридианы.

Антарктида. Северный Ледовитый океан.

  1. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30. Нет, т.к. длина меридианов одинакова.


III. Изложение нового материала.

1. Практическая работа №6 стр.24 в тетради.


2.Определение направлений по карте- проводим направления сторон горизонта через заданный объект.

-Какое направление показывают линии меридиана? Север-юг (С-вверху, Юг –внизу карты и глобуса)

Какое направление показывают параллели? Запад-восток (З- слева, В- справа на глобусе и карте).

С

З В


Ю

Определите по карте направление на объект стр. 181-182 учебника


-.В каком направлении от г. Москва расположен г Владивосток? в ЮВ


-В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? На запад.


-Какой из островов – Новая Гвинея или Мадагаскар – расположен севернее? Новая Гвинея.

-В каком направлении от г. Москва находится п-ов Крым? В ЮЗ.


3. Искажения на карте и глобусе.

При перенесении изображения с глобуса на карту происходит искажение различных величин:

-длин линий: на глобусе меридианы одинаковые, а на карте разные (стр. уч.180.)

-формы объекта- клетки сетки на одной широте разные.

-углов- углы между меридианами и параллелями не прямые (на экваторе одни, у полюсов – другие).

-площадей- площадь клеток картографической сетки на одной широте разные.


Вывод. Чем больше масштаб карты, тем больше искажение (у карт мира, карт полушарий) и наоборот, меньше территория на карте, меньше искажений. Одни объекты или их части сжимаются на карте, другие растягиваются. С и Ю Америка на экваторе растяжение территории, у полюсов сжатие.




- Определение расстояний по глобусу.

Определите расстояние от Москвы до Тегерана с помощью масштаба?

- Измерим расстояние с помощью линейки между городами в см. Оно =2 см

- Масштаб карты: в1 см 1080 км. Расстояние в км: 1080 км х 2см=2160км


1. Если точки имеют одинаковую долготу.

Как же найти кратчайшее расстояние между этими точками?

- на глобусе находим Санкт - Петербург и озеро Танганьика (Африка), эти объекты расположены на меридиане 30* в.д.

- 1 способпо масштабу. Задание. Определить расстояние на глобусе в см с помощью гибкой линейки от Санкт –Петербурга до северной части озера Танганьика

- измеряем в см гибкой линейкой расстояние от СПБ до северной части оз. Танганьика

- масштаб глобуса умножаем на расстояние в см между объектами и определяем расстояние между ними.

- 2 способ – определяем расстояние в градусах:

-Так как объекты расположены на одной долготе, но в разных: С и Ю полушариях, -определяем широту СПБ и оз. Танганьика и сложим эти величины.

-Санкт Петербург-60* с.ш

-Оз Танганьика-5* ю.ш.

-60*+5*=65*-это расстояние в градусах.

- вспоминаем, что 1* по долготе = 111 км

- определяем расстояние в км 111 км х 65= 7215 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния одинаковы, так это кратчайшие расстояния между объектами.


2. Если точки имеют одинаковую широту.

Задание. Определить расстояние по карте стр уч. 182-183 от Санкт - Петербурга до Магадана. Эти города расположены на параллели 60*

- 1 способпо масштабу. ---определяем расстояние с помощью линейки между объектами

- величину масштаба умножим на расстояние в см между объектами;

- 2 способ – определяем расстояние в градусах.

-Так как объекты находятся на одной широте и в одном полушарии, определяем долготу городов и из большего значения вычитаем меньшее:

-Санкт –Петербург -30*в.д

-Магадан-150* в.д.

150*-30*=120*

- длина 1* параллели 60* =55,8 км; атлас стр.24-25.

-определяем расстояние км : 55,8 км х 120* = 6696 км

Вывод Расстояния различны. Так как расстояние, измеряемое по параллели, не является кратчайшим; приложив гибкую линейку, мы видим, что нет совпадения с параллелью 60.


IY.Закрепление.

Определите расстояние от Москвы до Тегерана с помощью масштаба?

- Измерим расстояние с помощью линейки между городами в см. Оно =2 см

- Масштаб карты: в1 см 1080 км. Расстояние в км: 1080 км х 2см=2160км.





Y. Рефлексия (результат определить по количеству поднятых рук).


*Урок полезен, всё понятно, -

*Лишь кое-что чуть-чуть не ясно, -

*Ещё придется потрудиться, -

*Да, трудно всё-таки учиться! -


YI. Задание на дом. Выучить записи в тетради.

По карте полушарий определите координаты географических объектов: 1. г. Лондон 51* сш. 0*д. . 2.гора. Джомолунгма 29*сш. 88*в.д.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Определение направлений и расстояний по карте полушарий

Автор: Ярославец Юлия Викторовна

Дата: 16.01.2025

Номер свидетельства: 663620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Практическая работа по физической географии на тему: «Определение направлений, географических координат»"
    ["seo_title"] => string(110) "praktichieskaiarabotapofizichieskoighieoghrafiinatiemuopriedielieniienapravlieniighieoghrafichieskikhkoordinat"
    ["file_id"] => string(6) "270742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451240756"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Контрольная работа по теме: "Географическая карта" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253139"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447524601"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Географическая карта" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "124960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Градусная сетка"
    ["seo_title"] => string(18) "gradusnaia_setka_1"
    ["file_id"] => string(6) "553798"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592767505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства