Тематическое планирование по географии d 6 классе оответствует учебно – методическому комплексу «классической» линии, выпускаемому издательством «Дрофа». Структура КТПсоответствует положению о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательного учреждения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТП по географии в 6 классе (ФГОС)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей по горизонтали
Протокол от «27» августа 2015 г. №1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
МБОУ «ООШ № 15»
_______Е.Ю.Орехова
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «28» августа 2015 г. №2
УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ «ООШ №15»
приказ от «31» августа 2015г. №235
Календарно-тематическое планирование
«География»
6 класс
Учитель: Шеховцова Татьяна Алексеевна
Старый Оскол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе составлено на основе рабочей программы учебного предмета «География» для 5-9 классов (автор Шеховцова Т.А.).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс:
География. Начальный курс. 6 класс: учебник /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова – М.: Дрофа.
География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь /Н. И. Сонин, С. В. Курчина. - М.: Дрофа, 2015.
География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие /О.А. Бахчиева - М.: Дрофа, 2013.
География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
На изучение географии в 6 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю).
Количество практических работ – 10.
Изменения, внесенные в КТП:
В 6 классе сокращен 1 час темы «Атмосфера» авторской программы за счет использования резервного времени в связи с тем, что учебный план рассчитан на 34 учебные недели, а авторская рабочая программа на 35 учебных недель (35 часов в год).
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Наименование раздела и тем
Характеристика деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)
Часы учебного време
ни
Плановые сроки прохождения
Примечание
6 «А»
6 «Б»
Введение
1
1
Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы.
Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми
Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию.
1
07.09
Виды изображений поверхности Земли
9
План местности
4
2.
Понятие о плане местности. Масштаб.
Входной контроль (тестирование). Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе.
Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности.
Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию.
1
14.09
3.
Стороны горизонта. Ориентирование. Практикум 2.
Определение направлений и азимутов по плану.
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление.
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию.
Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
1
21.09
4.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Называть и давать определение терминам; читать план.
Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов.
Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
1
29.02
24.
Атмосферное давление. Ветер.
Практикум 8.
Построение розы ветров.
Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра.
Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.
формирование познавательного интереса к предмету изучения
1
07.03
25.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практикум 9.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков.
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Формирование познавательного интереса к предмету исследования
1
14.03
26.
Погода.
Климат.
Описывать погоду и климат своей местности.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
добывать недостающую информацию с помощью вопросов;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
1
28.03
27.
Причины, влияющие на климат.
Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования.
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
1
04.04
Биосфера. Географическая оболочка
4
28.
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли.
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
1
11.04
29.
Распространение организмов в Мировом океане.
Объяснять воздействие организмов на земные оболочки
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
1
18.04
30.
Природный комплекс. Практикум 10.
Составление характеристики природного комплекса.
Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
1
25.04
31.
Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»
1
02.05
Население Земли
3
32.
Население Земли
Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
1
09.05
33.
Человек и природа.
Итоговый контроль
Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
1
16.05
34.
Обобщение знаний за курс 6 класса
Давать определение понятиям. Устанавливать причинно-следственные связи. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия
1
23.05
Формы и средства контроля
В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Входной и промежуточный контроль на основании локального акта школы проводятся в рамках темы урока согласно календарно – тематического планирования. В конце учебного года — итоговое тестирование.
Практические работы
Практическая работа №1
по теме: «Изображение здания школы в масштабе»
Цель работы: научиться изображать объекты в масштабе
Ход работы:
Начертите здание школы в масштабе
Укажите масштаб, в котором вы изобразили школу
Ответьте на вопрос: что такое масштаб, и какие виды масштаба вы знаете?
Практическая работа №2
по теме: «Определение направлений и азимутов по плану местности»
Цели работы:
1. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимута, находить объекты по заданным азимутам.
2. Научиться определять расстояния приборами, шагами и на глаз.
Последовательность выполнения работы
Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных способов вы сможете применить сейчас для определения сторон горизонта?
Определите стороны горизонта.В полевом дневнике опишите применяемые вами способы ориентирования.
Ориентирование на местности. Сориентироваться на местности — это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой — запад, а сзади — юг.
Ориентирование по Солнцу
В наших (средних) широтах Солнце:
в 7 ч утра приблизительно бывает на востоке,
в 10 ч — на юго-востоке,
в 13 ч — на юге,
в 16 ч — на юго-западе,
в 19 ч - на западе.
Ориентирование с помощью гномона
В полдень тень гномона направлена на север.
Ориентирование по часам
Положить часы на вытянутую ладонь
Часовую стрелку направить на Солнце.
Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.
Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.
Ориентирование по звездам
Найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.
Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.
Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.
Ориентирование по местным признакам
Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее — на южной.
У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.
С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.
На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.
У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.
Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего отдельно, больше с южной стороны.
Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.
Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета — на южных, затененных.
Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направленные на юг.
Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.
Приподнятые концы нижних перекладин крестов церквей обращены на север.
В реальной действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков. Самым надежным способом ориентирования является ориентирование с помощью компаса.
Ориентирование с помощью компаса
Положить компас на ровную поверхность и отпустить фиксатор.
Дать стрелке успокоиться.
Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.
Вращая коробочку компаса, подвести под темный конец стрелки букву С (север).
Компас сориентирован.
3. Точное направление на предмет узнают по шкале компаса, вычисляя азимут.
Азимут — это угол между направлением на север и, на какой- нибудь предмет местности. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°, на восток — 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.
Чтобы определить азимут на предмет, надо:
сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.
На стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.
По шкале компаса отсчитать величину дуги от 0° до линии направления на предмет.
Определите азимут на предметы, указанные учителем. Результаты запишите в полевом дневнике.
Определите расстояния между этими предметами. Результаты работы запишите в полевом дневнике.
Практическая работа №3
по теме: «Составление плана местности методом маршрутной съемки»
Цель работы: умение составлять план местности, формирование картографической грамотности, умения работать с картами и рисунками как с источниками географической информации.
Ход работы:
Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.
По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.
3. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов
4. Измерить указанное расстояние парами шагов, например 110 п.ш.
5. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов 1,2 м х 110 п.ш. = 132 м
Вычислите и заполните таблицу. Для этого следует среднюю длину своего шага (1,1 м) умножить на количество пар шагов (110 п.ш.) и разделить на величину масштаба (в 1 см 20 м)
Название точки
№ точки
Расстояние п. ш.
То же расстояние на плане в см
Азимут
дерево
1
110
1,1 м х 110 : 20 =6,05=6см
2
3
4
5
Практическая работа №4
по теме: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»
Цели работы: 1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. 2.Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначать его на контурной карте.
Ход работы:
Определите географические координаты точек. Результаты
работы оформите в виде таблицы. Объекты нанесите на контурную карту
Название географического объекта
Географические координаты
Широта
Долгота
Карта полушарий:
Вашингтон
о. Огненная Земля
Каир
Токио
Кейптаун
Карта России:
Москва
Красноярск
Владивосток
Воркута
Хабаровск
Кемерово
2.Определите географические объекты по их географическим координатам. Результаты работы оформите в виде таблицы. Объекты нанесите на контурную карту
Географические координаты
Название географического объекта
широта
долгота
36° ю.ш.
150° в.д.
56° с.ш.
38° в.д.
62° с.ш.
130° в.д.
60° с.ш.
30° в.д.
43° 30' с.ш.
42м 30' в.д.
3. По географическим координатам обозначьте на контурной карте местоположение своего населенного пункта. Подпишите его
географические координаты - это широта и долгота точки.
Практическая работа №5
по теме: «Составление описания форм рельефа»
Цели работы: 1. Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор, высоту и географические координаты
отдельных вершин.
Научиться обозначать на контурной карте горы
Ход работы:
1. Определите географическое положение гор, названных учителем.
План определения географического положения гор
1.Найти горы, назвать и показать их на карте.
2.Определить, к каким горам по высоте они относятся.
3.На каком материке и, в какой его части расположены горы.
4.Между какими меридианами и параллелями они находятся.
5.В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).
6. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря, реки и т. д.).
Прием определения высоты гор и равнин
1.Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.
2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
3. Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.
Сделать вывод, к какому типу по высоте относятся горы (равнины).
2.Нанесите на контурную карту полушарий горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на карту России, и сделайте это.
Правила обозначение гор на контурной карте.
1.Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
2.Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.
3.Надписать название гор вдоль обозначенной линии.
4.В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.
Практическая работа №6
по теме: «Составление описания внутренних вод»
Цели работы:1. Научить характеризовать внутренние воды на примере какой-либо реки по карте.
2. Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.
Ход работы:
1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.
План определения географического положения реки
Назвать и показать реку.
На каком материке и в какой его части расположена река.
Между какими меридианами и параллелями.
Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
Практическая работа №7
по теме: «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»
Цели работы:
1. Установить особенности суточного хода температуры воздуха.
2. Научиться строить графики температуры по материалам календаря погоды.
Ход работы:
По материалам календаря погоды начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует Г С, и сколько — горизонтальная ось (2 клеточки — один срок наблюдений).
По графику определите:
когда температура воздуха была самой низкой?
Когда температура воздуха была самой высокой?
Чему равна суточная амплитуда температуры?
Чему равна средняя суточная температура?
Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Прибор для измерения температуры воздуха.
2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
3. Прибор для определения направления и силы ветра.
4. Воздушная оболочка Земли.
По горизонтали:
1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км.
5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации на поверхности растений.
6. Один из видов атмосферных осадков.
7. Прибор для измерения давления воздуха.
Практическая работа №8
по теме: «Построение розы ветров»
Цель работы: 1. Научиться давать описание погоды, объяснять причины ее изменения.
2. Научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой: строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков.
Ход работы:
По материалам календаря погоды постройте розу ветров за месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с. 131-132, рис. 79.
Сделайте вывод о том, какие ветры преобладают в вашей местности.
Постройте розу ветров и диаграмму облачности. Для этого:
Проанализируйте данные своих наблюдений за месяц и обобщите их в виде таблицы.
Направление ветра и количество дней с таким направлением
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
3
СЗ
Показатели облачности:
Ясно
Облачно
Переменная облачность
Всего дней
Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рис. 2, но используя данные своих наблюдений.
Сделайте вывод о зависимости облачности от направления ветра и объясните причины этой зависимости.
Практическая работа №9
по теме: «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»
Цель работы: 1. Научиться давать описание погоды, объяснять причины ее изменения.
2. Научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой: строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков.
Ход работы:
Составьте диаграмму осадков по сезонам года. Для этого:
подсчитайте среднее количество осадков по сезонам года (в зимние, весенние, летние и осенние месяцы) и их общее количество за год.
Например, в зимние месяцы среднее количество осадков — 36 мм, в весенние — 45 мм, в летние — 78 мм, в осенние — 48 мм.
Общее количество осадков за год «= 600 мм.
Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, как это показано на рис. 1, но используя данные своих наблюдений. Столбцы диаграммы по каждому сезону закрасьте разным цветом.
Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой из сезонов в вашей местности приходится их наибольшее количество?
Практическая работа №10
по теме: «Составление характеристики природного комплекса (ПК)»
Цели работы: дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс»
Ход работы:
Характеристика изучаемого участка территории:
Определение географического положения.
1.Запишите дату исследования (число, месяц, год).
2. Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
3.Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
4.Рельеф: например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
5.Климат: Характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне - осенний период, 500 – 600 мм.
6.Определить характер водоснабжения территории.
Он разделяется на:
а) верховой – увлажнение территории в летнее время только за счет атмосферных осадков, просачивающихся в почву;
б) низовое застойное – воды атмосферных осадков и грунтовые воды задерживаются близко к поверхности и долго стекают;
21. Почему бессточные озёра солёные? Ответ должен содержать не менее двух причин.
Ключ ответов к итоговому тесту(6 класс) № варианта…1
№
вопроса
№ ответа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
a
х
х
х
1
х
б
х
х
х
х
х
2
х
в
х
х
х
4
х
х
г
х
х
х
3
х
21
изменяется температура и влажность по поверхности Земли.
……………………………………… ………№ варианта…2
№
вопроса
№ ответа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
a
х
х
х
4
х
б
х
х
х
х
3
х
в
х
х
х
х
1
х
х
г
х
х
х
2
х
21
высокая температура и непроточная вода (нет стока).
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование
в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6.Не забудьте подписать работу внизу карты!
7. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!