| № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС НОО | Вид контроля | Примечание |
| план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раздел 1. Как устроен наш мир (10 ч) Тема 1.1 Земля во Вселенной (5ч) | | |
| 1 | | | Представления об устройстве мира. | 1 | Устройство нашего мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Вселенная. Наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе происходящими под влиянием человека. | Объяснять значение понятий «География», «Вселенная». Знать и различать геоцентрическую и гелиоцентрическую модель представления об устройстве мира. | Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. | Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | Само, взаимо конт-роль | |
| 2 | | | Звезды и галактики. | 1 | Звезда. Солнце –ближайшая к нам звезда. Определение расстояния до звёзд. Виды звёзд. Количество звёзд. | Объяснять значение слов «Звезда», «Световой год», «Галактика». | Работа с текстом, таблицами. | Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. | Учительский контроль | | |
| 3 | | | Солнечная система. | 1 | Работа с источниками информации: модель «Солнечная система». Земная группа планет Солнечной системы. Планеты – гиганты. Возникновение Солнечной системы. Исследования Солнечной системы. | Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение «Астероид», «Метеорит», «Комета». | Работа с текстом, таблицами, фото. | Развитие личностной рефлексии. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 4 | | | Луна- спутник Земли. | 1 | Работа с источниками информации: Луна – спутник Земли, изменение внешнего вида Луны, влияние Луны на Землю. | По результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем. Объяснять значение слов: «Отлив», «Прилив». | Самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа. Продолжить обучение в эвристической беседе. | Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. | Учительский, взаимо конт-роль | | |
| 5 | | | Земля- планета Солнечной системы. | 1 | Работа с источниками информации: объяснение смены дня и ночи, связь продолжительности светового дня со сменой времён года. Часовые пояса, измерение времени. | Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли». Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. | Выявление причин и следствий простых явлений, решение практических и познавательных задач. | Развитие личностной рефлексии. | Само, взаимо конт-роль | | |
| Тема 1.2 Облик Земли. | |
| 6 | | | Облик земного шара. | 1 | Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова. | Объяснять значение ключевых слов: «Мировой океан», «Материк», «Полуостров», «Остров», «Архипелаг». Показ географических объектов на карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умение управлять своей познавательной деятельностью. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 7 | | | Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. | 1 | Глобус- модель Земли. Первые глобусы. Представления людей о форме Земли. | Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. | Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Учительский и самоконтроль | | |
| 8 | | | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | Географическая карта. Многообразие карт. Виды карт. Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевой меридиан. | Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 9 | | | Урок практикум. Глобус как источник географической информации | 1 | Изображения на глобусе. Определение географических координат точки по глобусу и карте. Нахождение точки по заданным координатам. Описание географического положения объекта на глобусе и карте. Элементы градусной сети на глобусе. | Определение расстояний и направлений по глобусу. | Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Учительский и взаимоконтроль | | |
| 10 | | | Обобщающий урок по теме: «Как устроен мир». | 1 | Повторение, закрепление и обобщение материалов по теме. | Объяснять значение ключевых понятий, выполнять основные практические действия с глобусом и картой. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Учительский конт-роль | | |
| Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности 8ч. Тема 2.1. Изображение Земли 2ч | |
| 11 | | | Способы изображения земной поверхности. | 1 | Способы изображения земной поверхности. План местности, географические карты, атлас, аэрофотоснимки, космические снимки. | Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Объяснять значение ключевых слов: «План местности», «Географическая карта», «Атлас», «Аэрофотоснимок». | Применять методы информационного поиска. Показывать ценность географической информации для человечества. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 12 | | | История географической карты. | 1 | Географическая информационная система (ГИС). Географическая карта. Создание карты на компьютере. | Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. Работать с компасом, картой, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Участвовать в совместной деятельности. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Само, взаимо конт-роль | | |
| Тема 2.2. История открытия и освоения Земли 6ч. | |
| 13 | | | Географические открытия древности. | 1 | История географических открытий древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. | Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. Умения объяснять своими словами значение понятий, терминов и выражений: «Путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «Поморы». | Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 14 | | | Географичес-кие открытия средневековья. | 1 | Сухопутные и морские странствия в Средневековье. Марко Поло. Афанасий Никитин. Литературное описание странствий Афанасия Никитина. | Учительский и взаимо конт-роль | | |
| 15 | | | Великие географические открытия. | 1 | Эпоха Великих Географических открытий. Викинги, арабские путешественники, В. Да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Имена знаменитых путешественников на географических картах. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 16 | | | В поисках Южной Земли. | 1 | Открытие Австралии В. Янсзоном. Путешествие Дж. Кука. Открытие Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым. Изучение арктических широт Ф. Нансеном. Полярник И.Д. Папанин. Р. Пири – покоритель северного полюса. Р. Скотт и Р. Амудсен – покорители южного полюса. | | | | Учительский и взаимо-конт-роль | | |
| 17 | | | Исследования Океана и внутренних частей материков. | 1 | Российские путешественники: С.И. Дежнёв, Е. П. Хабаров, В. Беринг. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н. М. Пржевальский, П.П. Семенов – Тян-Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 18 | | | Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации». | 1 | Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации. Журналист, писатель, путешественник В.М. Песков и его книга «Земля за океаном». | Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной. | Учительский конт-роль | | |
| Раздел III. Как устроена наша планета 16ч. Тема 3.1. Литосфера 5ч. | |
| 19 | | | Внутреннее строение Земли | 1 | Внутреннее устройство планеты Земля. Земная кора. Слой осадочных горных пород. «Гранитный» слой». «Базальтовый слой». Ядро, мантия, литосфера. | Объяснение ключевых слов: «Земная кора», «Литосфера», «Мантия», «Ядро». Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой. | Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 20 | | | Горные породы и их значение для человека | 1 | Магма. Магматические горные породы. Преобразования горных пород при попадании их в недра Земли. Метаморфические горные породы. Осадочные горные породы. Значение горных пород в жизни человека. | Объяснение ключевых слов «Литосфера», «Горные породы», «Полезные ископаемые». | Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 21 | | | Урок-практикум Работа с коллекцией горных пород и минералов | 1 | Различия минералов, горных пород. Использование горных пород и минералов. Полезные ископаемые. | Различать и классифицировать горные породы и минералы. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). | Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. | Учительский конт-роль | | |
| 22 | | | Рельеф и его значение для человека | 1 | Образование форм рельефа суши. Работа внутренних и внешних сил над созданием рельефа. Значение рельефа для человека. | Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. | Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 23 | | | Основные формы рельефа | 1 | Основные формы рельефа – горы и равнины. Переход от материка к океану. Подводная окраина материка. Шельф. Материковый склон. Формы рельефа на дне океана. | Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. | Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной. | Само, взаимо конт-роль | | |
| Тема 3.2. Гидросфера 3ч. | |
| 24 | | | Мировой круговорот воды. | 1 | Гидросфера – водная оболочка планеты. Состав гидросферы. Мировой круговорот воды. Истощение запасов пресной воды. | Знать и объяснять значение новых слов: «Гидросфера», «Мировой круговорот. Умение изобразить и объяснить своими словами круговорот воды в природе. | Осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. | Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны воды в природе. | Учительский и взаимо-конт-роль | | |
| 25 | | | Мировой океан и его части | 1 | Береговая линия – граница континента. Виды морей: внутренние и окраинные. Заливы, фьорды, лиманы и проливы. Рукотворные проливы (каналы). | Знать и объяснять значение новых слов: «Мировой океан», воды», «Море», «Залив», «Пролив», «Лиман». Показ на карте частей Мирового океана. | Умение узнавать и находить на картах моря, заливы и проливы, указанные в параграфе. | Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны Мирового океана. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 26 | | | Гидросфера-кровеносная система Земли | 1 | Гидросфера Земли. Роль рек, озёр, подземных вод, болот, ледников в природе и жизни человека. Речная система. Озёрная котловина. Водопроницаемые горные породы, водоупорный слой, подземные воды, болото, ледник. | Знать и объяснять значение ключевых слов: «Река», «Русло», «Исток», «Устье», «Приток», «Речная система», «Озёрные котловины», «Болота», «Ледники», «Подземные воды», «Водопроницаемые и водоупорные породы». | Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества. | Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод. | Само, взаимо конт-роль | | |
| | Тема 3.3 Атмосфера 3ч. | |
| 27 | | | Атмосфера Земли и её значение для человека. | 1 | Воздух – смесь газов. Воздушные массы. Изменение свойств воздуха с увеличением высоты и в разных районах земного шара. Полярное сияние. | Знать и объяснять значение ключевых слов: «Атмосфера», «Тропосфера», «Стратосфера», «Воздушные массы», «Полярная ночь». | Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества. | Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. | Учительский и взаимо-конт-роль | | |
| 28 | | | Погода | 1 | Погода. Метеорология, метеоролог. Составление прогноза погоды. Синоптические карты. Народные приметы и погода. | Знать и объяснять значение ключевых слов: «Погода», «Метеорология и синоптическая карты», «Термометр», «Барометр», «Гигрометр», «Осадкомер», «Флюгер», «Анемометр». | Формирование практических навыков и умений: измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. | Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. | Само, взаимо конт-роль | | |
| 29 | | | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 1 | Метеорологические приборы для измерения значений элементов погоды: термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр. | Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. | Учительский конт-роль | | |
| Тема 3.4. Биосфера 2ч. | |
| 30 | | | Биосфера - живая оболочка Земли | 1 | Возникновение жизни на Земле. Взаимосвязь живых организмов. Изменения планеты под действием живых организмов. Гидрологические наблюдения. | Знать и объяснять значение ключевых слов: «Биосфера», «Биологический круговорот», «Пищевая цепь», «Хищники», «Травоядные», «Реликт». | Выявлять причины и следствия простых явлений. | Формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы". | Само, взаимо конт-роль | | |
| 31 | | | Урок-практикум. Экскурсия в природу. | 1 | Наблюдения в природе. Правила поведения в природе. Полевой дневник. Сбор гербария. | Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. | Самостоятельно анализировать явления природы и состояние погоды, различать живые организмы. | Формирование личного отношения к окружающему миру. | Учительский конт-роль | | |
| | Тема 3.5 Природа и человек 1ч. | |
| 32 | | | Воздействие человека на природу. | 1 | Масштабы воздействия человека на природу. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Ноосфера. | Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. | Самостоятельно анализировать явления природы и состояние погоды, различать живые организмы. | Формирование личного отношения к окружающему миру. | Само, взаимо конт-роль | | |
| Обобщение знаний 2ч. | |
| 33 | | | Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета». | 1 | Литосфера. Внутреннее строение Земли. Гидросфера. Мировой круговорот воды. Атмосфера. Погода. Биосфера. Живая оболочка Земли. Природа и человек. | Прогнозировать состояние окружающей среды. | Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества. | Формирование основ экологической культуры. | Учительский ,само, взаимо конт-роль | | |
| 34 | | | Обобщение за курс «Землеведение» в 5 классе. | 1 | Устройство мира. Земля во Вселенной. Облик Земли. Географические знания о земной поверхности. Изображение Земли. История открытия и освоения Земли. Устройство планеты Земля. | Проверка ЗУН за курс 5 класса. | Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе. | Учительский, взаимо конт-роль | | |