№ | Дата | Название | Основное содержание | Планируемые результаты | Домашнее задание |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
1 | | Введение (2 ч.) География: древняя и современная наука. | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. | 1.Формирова-ние позна-вательного интереса к изучению географии. | 1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. 2.В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. | 1.Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | 1.Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. | Учебник с.5-9, атлас, контурные карты |
2 | | География в современном мире. | Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. | Осознание ценностей особенность изучения Земли географией по сравнению с другими науками. | 1.Самостоятельно обнару-живать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Самостоятель-но организо-вывать учебное взаимодействие в группе. | 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. | 1.Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. 2.Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. 3.Различать природные и антропогенные географические объекты. | Учебник с.10 – 11; атлас с 2 ,22 ,28 ,32; |
3 | | Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (8 ч.) География в древности | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. | 1.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. | 1.Самостоятельно обнару-живать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Самостояте-льно органи-зовывать учебное взаимодействие в группе. | 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. | 1.Показывать по картам территории древних государств Востока. 2.Находить информацию(в Интернет и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока | Учебник, с. 14-15; атлас,с. 12-13; |
4 | | Географические знания в древней Европе | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. | 1.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | 1. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | 1.Показывать по картам территории древних государств Европы. 2.Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме | Учебник, с. 16-17; атлас, с. 12-13; |
5 | | География в эпоху Средневековья; Азия, Европа | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. | 1.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Самостояте-льно органи-зовывать учебное взаимодействие в группе. | 1.Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста. 2.Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. | 1.Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. 2.Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги | Учебник, с. 18-21; атлас, с. 12-13; |
6 | | Открытие Нового Света. | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. | 1.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Самостояте-льно органи-зовывать учебное взаимодействие в группе. | 1.Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста. 2.Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. | 1.Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба. 2.Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов. | Учебник, с. 22-23; атлас, с. 12-13; |
7 | | Эпоха Великих географических открытий. | Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий | 1. Формиро-вать устой-чивую моти-вацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 2. Осознание значимости географических открытий в прошлом их ценность для будущих поколений. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Самостояте-льно органи-зовывать учебное взаимодействие в группе. 2. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | 1.Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста. 2.Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. | 1.Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. 2.Наносить маршруты путешествий на контурную карту. 3.Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. | Учебник, с. 24-25; атлас, с. 12-13; |
8 | | Открытие Австралии и Антарктиды Пр.р.1. Состав-ление презентации по теме: «Великие русские путешественники» | Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. | 1. Формиро-вать устой-чивую моти-вацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 2.Проявлять интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. 2.Владеть устной и письменной речью; монологической контекстной речью. 3.Уметь слушать и слышать собеседника. 4.Уметь критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту. | 1. Уметь называть существенные признаки объектов и явлений 2.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | 1.Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. 2.Наносить маршруты путешествий на контурную карту. 3.Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. 4.Научиться самостоятельно составлять рассказ и презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | Учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13; практичес-кая работа по состав-лению презентации по теме «Великие русские путешественники»; |
9 | | Современные географические исследования. | Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. | 1.Развивавать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. 2.Осознавать свою от-ветственность за общее благополучие. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде 2.Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | 1.Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста. 2.Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. | 1.Научиться находить информацию о современных географах. 2.Совершить путешествие покакому-либо району земного шара с помощью геоинформационного портала Google «Планета Земля» | Учебник, с. 28-30; атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; |
10 | | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. | 1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность. | 1. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь структурировать знания, презентовать их. 2.Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | 1.Знать факты истории географических открытий; номенклатуру, понятия по разделу 2.Уметь анализировать географическую информацию, картографический материал. | Учебник, с.30, |
11 | | Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 ч.) Изображения земной поверхности | Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки | 1.Проявлять положительное отношение к учению как к способу и средству дальнейшего развития. | 1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 1.Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. 2.Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. 3.Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. 4.Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике | Учебник, с. 32-33-атлас; |
12 | | Масштаб | Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование | 1.Проявлять положительное отношение к учению как к способу и средству дальнейшего развития. 2.Самоопределение. | 1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. . | 1.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой (перевод масштаба). | 1.Определять топо-графической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. 2.Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | Учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1); |
13 | | Условные знаки | Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. | 1. Формиро-вать устой-чивую моти-вацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 2.Самоопре-деление. 3.Уметь использовать полученные знания в жизни. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой (чтение легенды карты с помощью условных знаков). | 1.Распознавать условные знаки планов местности и карт. 2.Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. 3.Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. 4.Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков | Учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2); |
14 | | Способы изображения неровностей земной поверхности. | Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. | Формирует устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 2.Самоопре-деление. 3.Уметь использовать полученные знания в жизни. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 2.Уметь вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 3. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 1.Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. 2.Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. 3.Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. 4.Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. | Учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2); |
15 | | Стороны горизонта Ориентирование. Пр. р.№2 Определение на местности направлений и расстояний . | Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира. | 1.Формирование позна-вательного интереса к предмету исследования. 2.Самоопре-деление. 3.Уметь использовать полученные знания в жизни. | 1.Самостоятельно обна-руживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать 2.Формулировать алгоритм работы с компасом 3.Уметь строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. | 1.Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. 2.Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). 3.Определять стороны горизонта на плане | Учебник, с. 40-41; |
16 | | Съёмка местности Практическая работа №3 Проведение полярной съёмки местности. | Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. | 1.Уметь использовать полученные знания в жизни. 2.Осознание многообразия способов представления земной поверхности. | 1.Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); 2.Определять последователь-ность промежуто-чных целей. . | 1.Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. 2.Уметь строить продуктивное взаимодействие. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать (сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков). 2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой (уметь находить условные знаки разных видов на плане и карте). | 1.Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. 2.Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). 3.Определять стороны горизонта на плане | Учебник, с 42-43; атлас с.2-3; практическая работа «Определение на местности направлении и расстояний»; электрон-ное приложе-ние к учебнику. |
17 | | Географические карты. | Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. | 1.Проявлять интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 2.Работать по составленному плану. | 1.Самостоятель-но организо-вывать учебное взаимодействие в парах. 2.Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | 1.Уметь анализировать, сравнивать. 2.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. | 1.Читать карты различных видов на основе анализа легенды. 2.Определять зависимость подробности карты от её масштаба. 3.Сопостав-лять карты разного содержания. 4.Находить на них географические объекты. 5.Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. | Учебник с. 46-47; атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; |
18 | | Паралле-ли и ме-ридианы. | Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | 1.Уметь использовать полученные знания в жизни. 2.Проявлять эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятель-ности. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 2.Работать по составленному плану. | 1.Самостоятель-но организо-вывать учебное взаимодействие в парах. 2.Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | 1.Уметь анализировать, сравнивать. 2.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации | 1.Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. 2.Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. 3.Определять по картам стороны горизонта и направления движения, 4.Объяснять назначение сетки параллелей и меридианов | Учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); |
19 | | Географические координаты. | Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. | 1.Адаптиро-вать знания к условиям окружающей среды. | 1.Уметь вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. 2.Осознавать качество и уровень усвоения. | 1.Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 2.Уметь общаться в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | 1.Уметь определять возможные источники необходимых сведений. 2.Производить поиск информации (уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия). | 1.Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. 2.Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. 3.Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. 4.Определять расстояния с помощью градусной сетки | Учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); |
20 | | Географические информационные системы | Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. | 1.Развитие познаватель-ных интересов | 1.Уметь планировать свои действия | 1.Уметь приводить аргументы . 2.Формирование речевой культуры. | 1.Выявлять причинно-следственные связи. | 1.Иметь представление понятий о ГИС. 2.Возможности современной ГИС и их практическое применение . | Учебник, с. 52-53; |
21 | | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | Виды изображения земной поверхности. Основные виды карт, атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты. Градусная сетка и географические координаты. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. | 1.Проявлять интерес к выполнению разных заданий. 2.Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности. | 1. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. . | 1.Уметь выслушивать и объективно оценивать другого. 2.Уметь вести диалог, вырабатывать общее решение. | 1.Уметь определять возможные источники необходимых сведений 2.Уметь использовать географиче-скую информацию для решения заданий. | 1.подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 56; 2.выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 14—29; 3.выполнение практической работы «Составление маршрута путешествия» | Учебник, с. 54; атлас; практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; |
22 | | Тема 3. Земля – планета Солнечной системы (5 ч.) Земля в Солнечной системе. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 2.Уметь соотнести результат своей деятельности результат своих товарищей с целью и оценить его. | 1.Формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. 2.Уметь выражать свои мысли, вступать в диалог. 3.Уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде 4.Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 1.Анализиро-вать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. 2.Составлять «космический адрес» планеты Земля. 3.Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». 3.Находить информацию (в Интерне те и других источниках). 4.Подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» | Учебник, с. 56—57; атлас, с. 14-15; |
23 | | Осевое вращение Земли. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель под руководством учителя. 2.Искать и выделять необходимую информацию. | 1.Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассни-ками. 2.Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | 1.Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 2.Уметь строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 3.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. | 1.Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. 2.Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. 3.Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. 3.Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | Учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с.8-9; |
25 | | Орбитальное движение Земли. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 2. Осознавать качество и уровень усвоения. | 1.Организовы-вать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассни-ками. 2.Уметь выражать свои мысли, вступать в диалог. | 1.Уметь строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 2.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 3.Уметь использовать географиче-скую информацию для решения заданий. | 1.Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. 2.Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. 3.Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги. | Учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; |
25 | | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 2. Осознавать качество и уровень усвоения. | 1.Организовы-вать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассни-ками. 2.Уметь выражать свои мысли, вступать в диалог. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Уметь использовать географиче-скую информацию для решения заданий. | 1.Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. 2.Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | Учебник,с. 62-63; атлас, с. 14-15; |
26 | | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы». | 1.Устанавли-вать после-довательность действий по выполнению задания. 2.Формулировать ответы, применяя полученные знания. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоя-тельно. 4.Владеть основами самоконтроля, самооценки. | 1.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 2.Уметь выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других. 3. При работе в группах - управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера). 4.Развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции). | 1.Применять полученные знания. 2. Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 3.Уметь строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. 4.Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 30-37 | Учебник, с. 64; атлас, с. 14-17; |
27 | | Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (8 ч.) Строение Земли. | 1.Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотруд-ничества. 2.Владеть основами самоконтроля, самооценки. | 1.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | 1.Описывать модель строения Земли. 2.Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций 3.Сравнивать оболочки между собой. | Учебник с.66 .67, атлас с.20, 21, 24, 25, |
28 | | Горные породы. Пр.р. № 4 Определение горных пород по их свойствам | 1.Уметь вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников . | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 2. При работе в группах - управлять поведением партнера | 1. Уметь искать и выделять и классифицировать необходимую информацию. 2.Уметь структуриро-вать знания, презентовать их. 3.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. | 1.Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. 2.Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. 3.Анализировать схему преобразования горных пород | Учебник с.66 .67, атлас с.20, 21, 24, 25, |
29 | | Земная кора и литосфера. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | 1.Устанавливатьрабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Уметь использовать географиче-скую информацию для решения заданий. | 1.Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. 2.Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. 3.Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхо-ждения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Учебник, с. 68-69; атлас, с. 20-21; |
30 | | Рельеф Земли. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | 1. Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение. 2.Добывать недостающую информацию с помощью вопросов | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 1.Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. 2.Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. 3.Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. 4.Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. 4.Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | Учебник, с. 70-71; атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); практическая работа «Построение профиля рельефа»; |
31 | | Внутренние силы Земли. | 1.Уметь вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. 2.Осознавать качество и уровень усвоения. | 1. Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение. | 1.Представлять результаты своей творческо-поисковой деятельности в различных форматах. 2.Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 1.Выявять при сопоставлении географиче-ских карт закономерности распро-странения землетрясений и вулканизма. 2.Устанавливать с помощью географиче-ских карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. 3.Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетря-сений. | Учебник, с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); |
33 | | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. | 1.Уметь вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. | 1.Уметь работать в группах . 2. Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, | 1.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2.Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 1.Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и форми-рующихся под их воздей-ствием форм рельефа.. 2.Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. 3.Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием | учебник, с. 74-77; атлас, с. 8-9; |
34 | | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли». | 1. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Уметь структуриро-вать знания, презентовать их. 2.Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 3.Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя): 1.подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80; 2.выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 38-45; | Учебник, с. 78-80; атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); |
35 | | Обобщение раздела «Природа Земли» 5 класс. | 1. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 2. Оценивать результат | 1. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 2.Уметь вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 1.Уметь структуриро-вать знания, презентовать их. 2.Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 3.Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Повторить и обобщить знания. | |