Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Основной образовательной программы начального общего образования. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по географии на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.
Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2012 г.
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета «География», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
- программа направлена на восприятие страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по географии 5 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ТУГОЛЕССКИЙ БОР»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждена
приказом по школе № 1 о/д от «31»августа 2015 г.
Рабочая программа
по географии для 5 класса
(базовый уровень)
Составитель Осокина О.А.,
учитель географии
п. Туголесский Бор, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Основной образовательной программы начального общего образования. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по географии на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.
Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2012 г.
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета «География», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
- программа направлена на восприятие страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Основное содержание программы.
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Обобщение и повторение изученного в 5 классе (2 ч)
Планируемые результаты изучения географии
5 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «География» в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» в 2015/2016 учебном году отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№
урока по порядку
№
урока по теме
Тема урока
Дата проведения урока
Основные формируемые понятия
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Оснащение урока
Контроль
Примечания
(указываются причины несовпадения плана-факта, изменения количества часов и т.п.)
план
факт
Что изучает география (4 часа).
1
1
Мир, в котором мы живем.
Живая и неживая природа; явления природы и их виды.
Организация собственной деятельности
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
ПР №1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
2
2
Науки о природе
комбинированный
Естественные науки
Значение знаний о природе.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
3
3
География – наука о Земле.
Рельеф, горные породы, Мировой океан.
Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
4
4
Методы географических исследований.
Виды методов исследования
Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
Как люди открывали Землю (4 ч)
5
1
Географические открытия древности и Средневековья.
Географическое открытие
Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
6
2
Важнейшие географические открытия.
Географическое открытие
Отрабатывать умения работы с картами.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
7
3
Открытия русских путешественников.
Географическое открытие
Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака
С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова
Карта с маршрутами путешественников. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
8
4
Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»
ПР № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
9
1
Изучение Вселенной
Система мира
Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной.
Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
10
2
Соседи Солнца. Планеты-гиганты
Солнечная система
Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности
Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
11
3
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
Небесные тела
Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты.
Видеофильм Вселенная.
12
4
Мир звезд
Звезда, созвездия
Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
13
5
Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса
Смена дня и ночи
Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
14
6
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
Ответы на вопросы. Тест
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
15
1
Стороны горизонта
Горизонт, ориентирование
Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку.
Компас, плакаты по ориентированию
16
2
Ориентирование
Компас. Виды ориентирования
Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам.
Практическое занятие на местности.
ПР№3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты
17
3
Изображение земной поверхности в древности
Первые карты
Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать
План, карты: топографическая, физическая.
18.
4
План местности
План местности,
Виды планов.
Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде.
Презентация «План местности»
ПР № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
19
5
Географическая карта
Условные знаки, градусная сеть, параллель,
экватор, меридиан.
Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести их на к/к.
Физическая карта мира
20
6
Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»
Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд.
Тест.
Природа Земли (13 ч)
21
1
Как возникла Земля
Гипотеза
Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
22
2
Внутренне строение Земли
Ядро, мантия, земная кора, литосфера
Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов.
Плакат Внутреннее строение Земли.
23
3
Землетрясения и вулканы
Землетрясение, сейсмический активный район, очаг землетрясения, эпицентр.
Выявлять причины возникновения природных явлений.
Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.
Физические карты полушарий и России, электронное приложение к учебнику
ПР №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
24
4
Материки
Материк
Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты.
Физическая карта полушария.
25
5
Материки
Часть света, архипелаг
Описание материка с его достопримечательностями.
Тест.
Физическая и к/к карта полушарий.
26
6
Вода на Земле
Гидросфера, Мировой океан
Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды.
Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь.
Использование электронного приложения к учебнику
ПР №6.
Составление описания океанов
27
7
Воздушная одежда Земли.
Атмосфера, ветер, облака, гроза, климат.
Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков..
Презентации и видеофильм «Атмосфера»
ПР №7. Составление карты стихийных природных явлений.
28
8
Погода
Погода
Использовать приобретённые знания и умения для характеристики погоды своей местности
Использование электронного приложения к учебнику
29
9
Климат
Климат
Устанавливать причинно – следственные связи для указанных типов климата. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Использование электронного приложения к учебнику
30
10
Живая оболочка
Земли
Биосфера
Использование электронного приложения к учебнику
31
11
Почва — особое природное тело.
Почва, свойства почвы
Использование электронного приложения к учебнику
Презентация
Почвенная среда.
32
12
Человек и природа
Взаимосвязь природы и человека
Объяснять значение понятий:
заповедники, заказники, национальные парки
Использование электронного приложения к учебнику
33
13
Человек и природа
Взаимосвязь природы и человека
Объяснять значение понятий:
заповедники, заказники, национальные парки
Использование электронного приложения к учебнику
Обобщение и повторение изученного за курс 5 класса географии 2 часа
34
1
Обобщение и повторение изученного в 5 классе
35
2
Обобщение и повторение изученного в 5 классе
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
- программа по географии на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.
- учебник под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2012 г., «Дрофа».
- рабочие тетради для учащихся на печатной основе Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Дополнительные материалы:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой,
Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.