- закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки; - способствовать формированию представления о природных зонах и высотной поясности Южной Америки.
Учитель географии – Исмаилова Саира Нурмагомедовна, класс-7. ТЕМА УРОКА: Природные зоны Южной Америки. (слайд № 1)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки; - способствовать формированию представления о природных зонах и высотной поясности Южной Америки.
- воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат.
(слайд №2)
Тип урока – изучение нового материала. Форма организации учащихся на уроке – групповая. Метод – частично-поисковый.
Оборудование - карта «природные зоны Южной Америки», мультимедиа, атласы за 7 класс, учебники по географии за 7 класс, раздаточный материал: по 4 экземпляра - лист ватмана формата А3, задания группе, лист оценивания работы группы, кроссворд «Растения и животные Южной Америки», тест «Природные зоны Южной Америки», фломастеры для оформления работы на ватмане.
ХОД УРОКА:
Учитель: Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие по природным зонам Южной Америки, изучим особенности каждой зоны и высотной поясности гор Анды.
- Давайте вспомним, что мы должны знать, чтобы иметь представление о природе той или иной природной зоны? Рассмотрим карту природных зон.
- Давайте выясним, какие природные зоны образовались на материке. Какие из них занимают наибольшую площадь?
(слайд №3)
Учащийся у настенной карты называет и показывает: влажные экваториальные леса, саванны, полупустыни, степи.
Учитель знакомит с новыми понятиями:
(слайд №4)
СЕЛЬВА – ВЛАЖНЫЕ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА
САВАННА – травянистый покров с отдельными деревьями и кустарниками
ПАМПА – СУБТРОПИЧЕСКИЕ СТЕПИ
ПАТАГОНИЯ – ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В АНДАХ
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Класс делится на 4 группы – экспедиции (по числу изучаемых природных зон). В группе обучающиеся распределяют свои роли – руководитель группы, климатолог, почвовед, ботаник, зоолог.
1 группа – Знакомство и изучение особенностей Сельвы;
2 группа – Знакомство и изучение особенностей Саванн;
3 группа – Знакомство и изучение особенностей Пампы;
4 группа – Знакомство и изучение особенностей Патагонии.
Каждая экспедиция получает задания. Руководителю – определение географического положения природной зоны. Руководить работой участников экспедиции. Климатологу – описать особенности климата. Почвоведу – изучить почвы природной зоны. Ботанику – изучить растительный мир природной зоны. Зоологу – изучить животный мир.
Группы выполняют задание на листе формата А3. Затем каждая экспедиция составляет отчёт, который озвучивается представителем от группы, всему классу. Отчёт идет по плану:
Название природной зоны
ГП
Климат
Почвы
Растительный мир
Животный мир
Выступающему, необходимо объяснить, почему на данной территории сформировалась определенная природная зона. В случае необходимости учитель корректирует ответы учащихся.
После отчета каждой группы учитель показывает слайды, знакомящие учащихся с особенностями растительного и животного мира той природной зоны, о которой говорил представитель.
Сельва занимает огромные просторы в долине реки Амазонка, здесь произрастает гигантская сейба (80м.), виктория-регия (выдерживает вес до 50кг), пальмы, какао, хлебное дерево, орхидеи. Обитают - ленивец, паукообразная обезьяна, ягуар, пума, водосвинка Капибара (самый большой грызун на Земле), Анаконда (самая большая змея), колибри (самая крохотная птица на Земле), и т.д.
(слайды №5-№13)
В саваннах произрастают различные травы, акации, кебрачо, обитают такие животные как, муравьеды, страус Нанду, свиньи Пекари.
(слайды №№14-17);
Пампа на слайдах представлена такими растениями и животными как, молочай, ковыль, пампасские кошка и олень, лама, карликовый жираф Окапи.
(слайды №№18-21)
Патагония интересна такими животными – вискаша-грызун, броненосец.
(слайды №№22-23)
Учитель: Помимо природных зон, расположенных на равнине, в Южной Америке есть и высотная поясность, которая представлена горами Анды.
Самая высокая точка – г. АКОНКАГУА - найдите ее в атласе, определите высоту. Здесь водятся такие интересные животные, каккондор (размах крыльев до 3 метров), очковый медведь, лама, шиншилла.
(слайды №№ 24-29).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учитель: А теперь, давайте проверим знания, полученные на уроке. Ответьте на вопросы теста, предоставленные на слайде. (слайды №30-31)
ОЦЕНИВАНИЕ
Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке. (слайд № 32)
(В группах руководитель дает оценку работы каждого участника). Выставляются оценки:
Оцени свою работу на уроке:
Группа: __________________________________
Состав группы
(Фамилия, Имя)
Самооценка
Оценка руководителя
группы
Твое настроение
(нарисуй подходящий смайлик)
1
2
3
4
5
6
ИТОГИ УРОКА.
Учитель: Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие по природным зонам Южной Америки, изучили особенности каждой зоны. Потрудились сегодня вы не зря - приобретенные знания на уроке будут использованы при дальнейшем изучении географии. (Также учитель комментирует выставленные оценки в группе)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 44, ответить на вопросы в конце параграфа,
Природ-ная зона
Географическое положение природной зоны
Климат
Почвы
Растительный мир
Животный мир
Деятельность человека
заполнить таблицу «Природные зоны Южной Америки». (слайд № 33)
ЗАДАНИЕ ГРУППЕ
Руководителю группы.
Определить географическое положение природной зоны.
(Заштриховать нужный участок на контуре материка Южная Америка)
Климатологу.
Составить характеристику климата:
В каком климатическом поясе расположена природная зона.
С помощью условных знаков охарактеризуйте климат природной зоны:
жарко холодно тепло
Влажный климат достаточное увлажнение недостаточное
увлажнение
Почвоведу.
Определить тип почвы в природной зоне.
(атлас )
Ботанику.
Изучить растительный мир природной зоны.
(учебник § 44)
Зоологу.
Изучить животный мир природной зоны.
(учебник § 44)
(атлас)
Выступающий (может быть любой представитель группы)
Выступающий должен рассказать об особенностях природной зоны и объяснить, почему на данной территории сформировалась определенная природная зона.
Тест «Природные зоны Южной Америки»
1. как называется природная зона Южной Америки, где произрастают каучуконосы, орхидеи, сейба, дынное, шоколадное деревья?
3. К какой природной зоне относится следующее описание: «Для этой области характерен климат с большими различиями в осадках по территории. Здесь растут различные злаки, много грызунов, а по берегам рек водится нутрия»?
А. Саванны и редколесья.
Б. Субтропические степи.
В. Экваториальные леса.
Г. Пустыни.
4. Какой эндемик Южной Америки, обитающий в Андах, был приручен местным населением и используется как вьючное животное?
А. Олень.
Б. Лошадь Пржевальского.
В. Лама.
Г. Осел.
5. Какой ландшафт Южной Америки описан ниже: «.. деревья растут в несколько ярусов. Это различные виды пальм. Более низкие ярусы образуют гевея, какао, красное дерево. Их стволы обвивают лианы. Много папоротников…»?