• Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации » №273 от 29.12.2012г. (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года)
• Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Кундюковской СОШ ( Приказ № 43 от 30..08.16г. Протокол педсовета от 29.08.16г. №1 ) ;
• Календарного графика МОУ Кундюковская СОШ на 2016-2017 учебный год (Приказ № 44 от 30.08.16 г. Протокол педсовета от 29.08.16г.№1 )
• Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821- 10 от 29 декабря 2010 года № 189; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
• Плана внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год .Протокол № 9 от 16 июня2016года Приказ № 10\2 от«2»августа2016г.
Назначение программы: программа построена на формирование школьниками знаний об истории и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. Актуальность и перспективность: современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Вид программы: модифицированная.
Цели программы – формирование научно-познавательного, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к географии Ульяновской области.
Задачи программы: Образовательные: - познакомить учащихся с географией, промышленностью и населением Ульяновской области, культурными учреждениями, историей возникновения и развития малой родины; - повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
Развивающие:- развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность.
Воспитательные: - воспитывать патриотизм, бережное отношение к истории, культуре, природе родного края.
Программа полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в МОУ Кундюковская СОШ .
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две стороны: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. При реализации программы формируется интерес к изучению природы родного края; углубляются уже имеющиеся знания о родном крае; изучаются и исследуются конкретные объекты природы; формируются представления о природных сообществах области, представления об охраняемых территориях России и своей области. Осуществляется развитие личности ребенка посредством знакомства с географией и историей родного края.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями, такими как «Литература», «История», «Биология», «Изобразительное искусство», «Технология».
Формы и методы работы: экскурсии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, практические работы, проекты, наблюдения.
Форма занятий: групповая.
Программа « Юный географ » рассчитана для учащихся 8 класса. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 34 часа. Продолжительность одного занятия : 5- 40 минут. Срок реализации 1 год.
Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, школьный музей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программывнеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающийся усваивают:
способы происхождения географических названий;
что обозначают символы на гербе области, Цильнинского района;
какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;
как используются воды в хозяйстве своей местности;
какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, хозяйствах, лесах, полях и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?
основные типы почв области;
растения, произрастающие на территории области, их значение;
определять растения;
о животных леса, луга, водоема и другими типов местообитания;
какие меры принимаются по охране животных, какие созданы заповедники , парки на территории своей области;
принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;
основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты);
перечислять виды зверей и птиц, на которых охота запрещена;
какие мероприятия проводятся сельскими организациями, лесными хозяйствами по более рациональному использованию сельскохозяйственных земель, а также лесов, болот и водных пространств;
какие производства развиты в области, районе;
какие народы проживают в Ульяновской области, их обычаи, традиции;
известных писателей, поэтов, художников, музыкантов области, их произведения;
исторические события, происходившие на территории области;
какие достопримечательности признаны в области памятниками культуры;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Ульяновской области - субъекта Российской Федерации;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
показывать на карте Ульяновскую область, районы области, села;
соотносить даты событий истории Симбирского края с основными периодами отечественной истории;
рассказывать о важнейших событиях истории и их участниках;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов области, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
высказывать собственные суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов.
Личностные результаты: – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; – сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии Ульяновской области, интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам и памятникам архитектуры.
Метапредметные результаты: – овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, умения работать с разными источниками географической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках), анализировать ее и оценивать; – формирование и развитие ИКТ-компетентности (работа с интерактивными картами и другими интерактивными средствами, набор текста, работа с интернет-источниками, подбор иллюстраций); – способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; – становление умений адекватно использовать речевые средства для беседы, сравнивать разные точки зрения; – овладение умением находить и использовать причинно-следственные связи; – способность узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: – овладение картографическими методами работы на уроке; – овладение методами географической науки: наблюдение и описание географических объектов и процессов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: – формирование этнического самосознания;– формирование патриотических качеств.
3. В сфере трудовой деятельности: – знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;– соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере: – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты географии Ульяновской области.
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Содержание программы
Введение. Географическое положение Ульяновской области, Цильнинского района, села Кундюковка . Работа с географической картой. Происхождение географических названий. Символика области, района, села .
Поверхность и полезные ископаемые. Геологическая карта области и размещение полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Особенности рельефа. Работа с геологической физической и картами Ульяновской области. Экскурсия на речку Цильна.
Погода в нашем крае. Климат области. Наблюдение за погодой. Погодные явления. Работа с климатической картой Ульяновской области. Экскурсия в природу.
Водоемы. Реки, источники, находящиеся в области, районе, селе. Использование воды в хозяйстве. Топонимика. Работа с физической картой Ульяновской области. Конкурс фотографий. Экскурсия на водоем. Проект "Водные источники нашего села".
Почвы. Виды почв на территории области. Работа с почвенной картой Ульяновской области.
Растительность. Растительные природные сообщества области. Значение растений в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие растения. Охрана растений. Экскурсия в природу. Проекты: "Лекарственные растения Ульяновской области", "Редкие и исчезающие растения Ульяновской области".
Животный мир. Животные природные сообщества Ульяновской области. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Конкурс фотографий. Проект: "Животные - эндемики Ульяновской области".
Охрана природы. Охраняемые природные объекты области (района).
Ульяновской
области. Экскурсия в школьный музей, сельскую библиотеку. области".
Население. Численность населения. Национальный состав. Фольклор. Конкурс рисунков, поделок.
Культура. Культурные ценности области. Театры, музеи, достопримечательности, народные промыслы. Известные писатели, поэты, художники, музыканты области, района, села их произведения. Встреча с местными поэтами. Экскурсия в школьный музей, сельскую библиотеку.
Из истории края. Исторические события. Памятники. Охрана памятников истории и культуры. Встреча с писателем и краеведом .
Список литературных источников
Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. – М.: Планета, 2013
Аксенова, М.Ю. Родной край (Природа Ульяновской области): элективный курс / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008
Атлас. Регионы России. Ульяновская область, ФГУП «Омская картографическая фабрика», Омск, 2009
Волкова, П.И. Симбирско-Ульяновское краеведение в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие. – В 2 ч. Часть 1 /П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013
Волкова, П.И. Симбирско-Ульяновское краеведение в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие. – В 2 ч. Часть 2 /П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013
География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень/ авт.-сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель. 2014.- 178с.
Географическое краеведение: учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательных учреждений/ под общ. ред. Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010
Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014г.
Оборудование и приборы:
Технические средства: компьютер
Физическая и топографические карты Ульяновской области
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников
Интернет ресурсы
Электронные обучающие ресурсы:
www.ulrgo.ru – сайт географического общества Ульяновской области (содержит каталог электронных книг о географии Ульяновской области)
Тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
1.
Введение. Ульяновская область. Где мы в России?
2
2.
Поверхность и полезные ископаемые.
2
3.
Климат в нашем крае.
2
4.
Водоемы.
2
5.
Почвы.
1
6.
Растительность. Растительные природные сообщества Симбирского края.
Разнообразие видов растений в Ульяновской области.
Растения лесов.
Растения лугов, водоемов и болот.
Растения степей.
Редкие растения области.
Значение растений.
7
7.
Животный мир. Животные природные сообщества Симбирского края. Сообщество животных леса. Сообщество животных водоема. Сообщество животных лугов.
Сообщество животных степи.
Редкие и исчезающие животные Ульяновской области.
6
8.
Охрана природы. Красная книга – международное сотрудничество в охране природы.
Территориальные формы охраны природы: заповедники , парки
4
9.
Хозяйство.
1
10.
Население.
1
11.
Культура.
2
12.
Из истории края. Охрана памятников истории и культуры.