Просмотр содержимого документа
«План внеурочной деятельности «Юный географ- исследователь».»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
План внеурочной деятельности
«Юный географ- исследователь» .
Учитель: Магомедова Раисат Гусейновна
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный географ- исследователь» для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.
В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.
Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.
Воспитательные:
Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы
теоретические занятия, экскурсии,
практические занятия на местности и в камеральных условиях,
различные акции экологического содержания,
подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя географии.
Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Тема 1. Введение (3ч)
- знакомство с деятельностью кружка, планирование. Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1.
Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.
Тема 2. Ориентирование на местности (11ч.)
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Время, по которому мы живем. Солнце как маяк. Определяем время по солнцу. Ориентирование по звездам и луне. Кто придумал компас. Загадочная стрелка. Компасы без магнитной стрелки. Движение по азимутам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Местность и карта.
Местные ориентиры, приметы и признаки.
Тема 3. Жизнь земной коры (7ч.)
Плавают ли материки. Как растут горы. О чем расскажут камни. Как ищут полезные ископаемые. Есть ли бесполезные ископаемые. Игра «Мы – спасатели». Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам.- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета (9ч.)
Великие реки Земли. Удивительные озера мира. Твердый океан. «Белая смерть» - лавины. Бермудский треугольник. Водяное отопление материков. Опасный океан: смерчи, цунами. Географические загадки. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море.
- части мирового океана.
- растительный и животный мир океанов и морей.
- экологические проблемы Мирового океана.
Тема 5. Воздушное покрывало (5ч.)
Одежда Земли. Миф или правда: искусственный дождь. Учимся предсказывать погоду. Живые барометры. Грозные явления в атмосфере.
Тема 6. Зеленая планета (5ч.)
Уникальные растения и животные. Растения и животные, занесенные в Красную книгу КБР. Зеленое богатство океанов. Природные лаборатории-заповедники. Человек и природа. Экстремальные условия жизни.
Участие в дистанционном конкурсе по географии «По материкам и океанам»
Тема 7. Биосфера. Загрязнение окружающей среды (8ч.)
Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.
Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.
Источники загрязнения атмосферного воздуха.
Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.
Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы. Глобальные проблемы человечества.
Тема 8. Краеведение (18ч.)
Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки.
Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.
Мой дом. Родословная семьи. Защита проекта «Моя родословная»
Родная школа. Ее история и традиции. Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.
Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» Защита группового исследовательского проекта
«Я горжусь своим селом»
Подготовка к конкурсу плакатов «Занимательная география»
Защита плакатов «Занимательная география»
Проблемы и перспективы современной географии.
Средства обучения
Видеозаписи
Презентации
АРМ
Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
Коллекция гербария
Коллекция горных пород и минералов
Карты (настенные, атласы)
Схемы и таблицы
Портреты путешественников
Энциклопедии
Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции
-олимпиады
-неделя естествознания
Ожидаемые результаты и их проверка
ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
повысить свой кругозор;
применять компьютерные технологии в обучении;
знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.