Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные географы»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кшенская основная общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юные географы»
Уровень образования (класс)- основное общее образование, 5 класс
Количество часов – 34
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель географии
Кирсанова Татьяна Васильевна,
первая квалификационная категория.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (составитель Е. С. Савинов).- М.:
« Просвещение», 2014 .
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Авторская программа основного общего образования по географии. 5 - 9 классы ( И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин), 2015 г.
- Учебный план МКОУ « Кшенская основная общеобразовательная школа».
Целями программы внеурочной деятельности являются:
- расширение и углубление знаний учащихся по географии;
- развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
Задачи программы:
- выработка практических навыков при работе с различными географическими картами;
- формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники;
- закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру;
- формирование навыков использования интернет - ресурсов по географии;
- выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически его обосновывать;
-развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Место курса внеурочной деятельности «Юные географы» в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Юные географы» в 5 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Срок реализации программы: 1 год.
Формы подведения итогов:программой предусмотрена диагностическая работа в конце учебного года (защита творческой работы).
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Юные географы»:
Личностные:
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом ;
- проявление устойчивого познавательного интереса и готовности к самообразованию;
- использование подходящих языковых средств для выражения своих мыслей и потребностей.
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
- объяснять роль различных источников географической информации;
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты изучения курса:
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- приводить примеры географических объектов; - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении на глобусе и карте;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- описывать погоду своей местности;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников.
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт;
- читать планы местности и географические карты;
- моделировать географические объекты и явления;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать творческие работы;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание
Раздел 1. География – наука комплексная (1ч)
География – одна из наук о планете Земля. Источники географической информации. Представление о роли и месте современной географической информации в обществе. Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Раздел 2. Географическое познание нашей планеты (7ч)
Как люди изучали и открывали Землю. Российские исследователи и землепроходцы. Форма, размеры и движение Земли. Глобус. Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли. Луна - естественный спутник Земли. Исследования полюсов Земли, дна океанов и самых высоких вершин.
Раздел 3. Земля и её изображение (7ч)
Знакомство с планом местности. Виды изображений земной поверхности. Карта – особый язык географии. Условные знаки. Стороны горизонта. Масштаб. Изображение неровностей земной поверхности на плане местности, топографической карте.
Экскурсия«Ориентирование по местным признакам».
Практическая работа 1. Измерение расстояний по плану местности.
Раздел 4. Литосфера (5ч)
Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие Землю. Горные породы и минералы нашей местности . Как добывают полезные ископаемые. Движения земной коры.
Создание презентации « Горные породы и минералы Курской области».
Раздел 5. Воздушное покрывало Земли. Наблюдения – метод географической науки( 6ч)
Воздушная оболочка Земли. Фенологические наблюдения. Погода. Изучение атмосферы. Живые барометры. Предсказание погоды по народным приметам. Роль народных примет в предсказаниях прогноза погоды. Грозные явления в атмосфере.
Практическая работа 2.Фенологические наблюдения за погодой.
Раздел 6. Голубая планета (3 ч)
Удивительные озера мира. Великие реки Земли. Опасные явления в Мировом океане.
Раздел 7.Страна, в которой я родился и живу (5ч)
Уникальные растения и животные России. Заповедники России. Человек и природа. Экстремальные условия жизни.
Защита творческой работы « Сохраним и приумножим».
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование тематического раздела
Кол-во часов по разделу
Практическая работа
Экскурсия
Творческая работа
1.
География – наука комплексная.
1
2.
Географическое познание нашей планеты.
7
3.
Земля и её изображение.
7
1
1
4.
Литосфера
5
1
5
Воздушное покрывало Земли. Наблюдения – метод географической науки.
6
1
6.
Голубая планета
3
7.
Страна, в которой я родился и живу
5
1
Итого:
34
2
1
2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Разделы и темы
Дата проведения
планир.
фактич.
Раздел 1. География – наука комплексная (1ч)
1
География – одна из наук о планете Земля. Источники географической информации.
Раздел 2. Географическое познание нашей планеты ( 7ч)
2
Как люди изучали и открывали Землю.
3
Российские исследователи и землепроходцы.
4
Игра «Наш дом – Земля».
5
Форма, размеры и движение Земли.
6
Глобус. Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли.
7
Луна - естественный спутник Земли.
8
Исследования полюсов Земли, дна океанов и самых высоких вершин.
Раздел 3. Земля и её изображение (7ч)
9
План местности. Значение планов местности.
10
Карта – особый язык географии. Условные знаки.
11
Игра «Условные знаки».
12
Стороны горизонта.
Экскурсия «Ориентирование по местным признакам».
13
Масштаб.
14
Практическая работа « Измерение расстояний по плану местности»
15
Изображение неровностей земной поверхности на плане местности, топографической карте.
Раздел 4. Литосфера (5ч)
16
Земля в разрезе. Из чего состоит планета Земля.
17
Горные породы, слагающие Землю.
18
Горные породы и минералы нашей местности. Презентация « Горные породы и минералы Курской области».
19
Как добывают полезные ископаемые.
20
Движения земной коры
Раздел 5.Воздушное покрывало Земли. Наблюдения – метод географической науки ( 6ч)
21
Воздушная оболочка Земли. Изучение атмосферы.
22
Фенологические наблюдения за погодой.
23
Практическая работа 2.Фенологические наблюдения за погодой.