Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Актюбинская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально - культурными и историческими особенностями.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Краеведение" »
Пояснительная записка
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф.Гансберг).
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Актюбинская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально - культурными и историческими особенностями.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений..
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина Казахстана, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Актюбинской области.
Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Казахстану и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории области через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни села Пригородный в семье через беседы;
формирование экологической культуры;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Актюбинской области, изучить экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по биологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.
Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.
Система образования с региональным компонентом ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение.
В процессе изучения курса краеведения в 7 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблем взаимодействия природы и человека. Нерациональное использование природных ресурсов вызывает загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, разрушение почв, оскудение растительного и животного мира.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, при нагрузке 1 час в неделю.
Ожидаемый результат обучения.
Учащиеся должны знать:
особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Актюбинской области, экологические проблемы и причины , их вызывающие, основные охраняемые природные территории.
цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;
роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
Учащиеся должны уметь:
находить Актюбинскую область на картах Казахстана различного содержания,
оценивать природные условия и ресурсы для жизни и хозяйственной деятельности человека,
оценивать природную ситуацию с точки зрения рационального природопользования и охраны природы,
выполнять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.
выявлять источники загрязнения воздуха, воды, почвы своей местности;
Планирование факультативного курса «Краеведение» - 7 класс
№
Тема
Кол-во часов
дата
1
Введение
1
2-3
История географических исследований
2
4
Географическое положение Актюбинской области
1
5
Политико-административное деление области
1
6
Рельеф Актюбинской области
1
7
Геология
1
8-9
Тектоника, геологическое строение
2
Полезные ископаемые
9
10
Рудное сырье. Хромитовые руды
1
11
Железо, титан
1
12
Медь, цинк
1
13
Никель, кобальт, золото
1
14
Минеральное сырье: соли, сера, асбест, слюда.
1
15
Нефть и природный газ
1
16
Уголь, горючие сланцы.
1
17
Строительное сырье. Цветные камни
1
18
Контроль знаний. Словарный диктант
1
Климат
3
19
Климатообразующие факторы
1
20
Типы климата
1
21
Неблагоприятные явления
1
Внутренние воды
2
22
Реки, озера, водохранилища
1
23
Подземные воды
1
Природные зоны
3
24
Степная зона
1
25
Полупустынная зона
1
26
Пустынная зона
1
27
Почвы
1
Охрана природы, Экология области
4
28
Растительный и животный мир
1
29
Состояние земельных ресурсов. Бытовые отходы
1
30
Состояние водных ресурсов
1
31
Радиоэкология. Состояние воздушного бассейна
1
32-33
Интересные уголки моей малой Родины
2
34
Итоговый тест
Список используемой литературы:
Природа Актюбинской области. Методическое пособие по краеведению. Актобе 1999 год.
Легкие нашей Земли. Актюбинск 1992 год.
Муханов Б. Суворов Н. Растительный и животный мир Казахстана. Пособие для 5-7 классов. Алма-Ата 1984год.
Милецкий Б.Е Рудная база Западного Казахстана. Алматы 1980 год.
Сотников А.В Водные ресурсы–народное богатство. Актюбинск. 1992 год.
Атлас Казахстана. Алматы.2012 год.
Энциклопедия Актюбинской области. 2002 год
Пояснительная записка
Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия. Что двигало людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель? Наверное, прежде всего – любопытство, любознательность, стремление к новому. В путешествиях проверялись возможности человека, совершенствовались целеустремленность, настойчивость, выносливость, терпение, где людям приходилось преодолевать трудности, находить выход из, казалось бы, безвыходных положений, достигать невозможного. Великие путешественники, первооткрыватели для многих поколений становились образцом мужества, самоотверженности, силы духа. Современные школьники благодаря достижениям науки и техники могут получать знания о природе Земли, особенностях жизни, культуры людей разных стран читая книги, просматривая фильмы и телепередачи, работая с компьютером. Тем не менее, велико желание отправиться в путешествие хотя бы заочно, не выходя из школьного кабинета.
Цель курса: формирование устойчивого интереса учащихся к географии Казахстана, через знакомство с историей путешествий, деятельностью знаменитых первооткрывателей.
Задачи курса: 1. Создание условий для развития у учащихся желания расширять свои знания по географии. 2. Развивать творческую активность учащихся в процессе практической деятельности. 3. Формирование коммуникативных навыков: умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, при нагрузке 1 час в неделю.
Методы, формы обучения: лекции учителя (в том числе с использованием мультимедиа информации), сообщения учащихся, творческие задания, практические работы с применением карты, интеллектуальные игры.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
великих путешественников и первооткрывателей;
исследователей территории Казахстана;
культуру и традиции стран мира;
современные исследования природы Земли.
Учащиеся должны уметь:
описывать события истории Великих географических открытий;
описывать маршруты исследователей Казахстана;
находить дополнительный материал по предложенной теме;
выступать с сообщениями;
представлять результаты исследований в виде схем, карт, слайдовых презентаций;
Планирование факультативного курса «Географические путешествия и исследования» - 8 класс
№
Тема
Кол-во часов
дата
1
Введение
1
История географических исследований территории Казахстана.
8ч.
2-3
Первоначальные географические сведения о земле Казахстана. Великий шелковый путь.
2ч.
4-5
Географические знания о Казахстане в средние века
2ч.
6-7
Физико-географические исследования Казахстана в ХV1- Х1Х вв. Ш. Валиханов
2ч.
7-8
Исследование территории Казахстана в начале и середине ХХ века. К.Сатпаев