Программа факультативного курса "Шуми, шуми, зелёный лес!"
Программа факультативного курса "Шуми, шуми, зелёный лес!"
Программа факультативного курса "Шуми, шуми, зелёный лес" представляет собой интегрированный естественнонаучный курс, включающий элементы биологии, географии, экологии, краеведения. Она построена на принципах развивающего обучения, направлена на формирование у обучающихся гражданской ответственности, инициативности, получение самостоятельного действия через выполнение практических и творческих работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Шуми, шуми, зелёный лес!" »
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Шуми, шуми, зелёный лес!»
(5 класс)
Составители: Афракова Мария Владимировна- учитель географии, первая категория МБОУ СОШ №16.
г. Хабаровск 2014 год.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Шуми, шуми зелёный лес!»- это интегрированный естественнонаучный курс, который включает в себя элементы биологии, географии, экологии и краеведения. Данная программа построена на принципе развивающего обучения, содержит дополнительный материал, формирующий сферы духовного-нравственного и физического развития учащихся , стимулирующий познавательную активность детей, развивающий их творческие способности. Она направлена формирование у обучающихся гражданской ответственности, инициативности, получение опыта самостоятельного действия через выполнение практических и творческих работ, участия в общественных мероприятиях, направленных на охрану и сохранение родной природы. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим неправильным поведением людей. Общество нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди экологически образованные, со сформированным экологическим мировоззрением и экологической культурой. Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления, все это нашло отражение в программе
«Шуми, шуми, зеленый лес!» . Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, и непосредственное участие школьников в экологической деятельности. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Цель программы : формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления
Задачи.
Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.
Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения творческих и практических работ.
Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию.
Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, формировать здоровый образ жизни детей;
Эффективность реализации программы возрастает при широком использовании разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся это: исследовательские, игровые, практические работы в классе и на местности, экскурсии, конкурсы, творческие презентации, участие в экологических акциях, изготовление поделок из природных материалов, прогулки в природу, разработка и создание эколистовок, физкультминутки. Также предусмотрены: теоретические занятия, наблюдения, музыкальные композиции, встречи с интересными людьми. Наилучший эффект даст использование инновационных технологий экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, игровые технологии , проекты, дискуссии, моделирование, компьютерные технологии.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в проведении общешкольных мероприятий по экологии, помощь в озеленении холлов, классных комнат участие в организации праздников.
Формы творческих продуктов: изготовления поделок из природного материала, гербарий, мультимедийные презентации, рисунки, выпуск экологических бюллетеней, буклетов, написание синквейнов, создание кластеров о природе, презентация творческих работ, экологические акции. Участие в традиционных экологических праздниках «Золотая осень», «День птиц», «День Земли».
Ресурсы: экскурсии в музеи города, дендрарий, зоосад, музей леса с.Сосновна, видиоэкскурсия в Сикачи-Алян, интернет ресурсы, книга В.П. Сысоева: «Удивительные звери», определители растений, оборудование для практических работ. Интернет ресурсы.
Ожидаемые результаты:
В сфере личностных УУД будет сформирована адекватная мотивация на изучение родного края. Учащиеся получат возможность осознать своё место в мире на основе эмоционально –ценностного личного опыта общения с интересными людьми нашего края. Приобщаться к позитивной экологической деятельности через волонтерское движение, проявляя при этом духовно-нравственные качества человека и гражданина своей малой Родины.
В сфере регулятивных УУД дети овладеют способностью понимать задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Овладеют начальными формами исследовательской деятельности;
В сфере познавательных УУД обучающиеся познакомятся с географическим положением края, его природными богатствами, населением и разнообразием животного и растительного мира. Приобретут навыки оформления творческих работ, коллекций, презентаций. Разовьют навыки работы с различными источниками информации, в том числе ИКТ. Научаться сравнивать и классифицировать объекты по заданным параметрам.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовать сотрудничество в группах.
Организационные условия реализации программыследующие: программа предназначена для учащихся 5 классов. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы 1 год. Курс рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Содержание курса
Тема 1. Введение. Географическое положение, особенности природы и символика Хабаровского края. (3 часа)
Цель: дать детям конкретные представления о природе родного крае на основе непосредственного восприятия и участия в интерактивной игре.
Тема 2. Значение леса в природе и жизни человека. Взаимодействие леса с окружающей средой. Типы лесов нашего края. ( 3 часа)
Цель. Развитие у учащихся способности видеть многообразие природы и связи в окружающем мире, и соотносить свои поступки с законами и принципами природы; развитие представлений об естественных и искусственных экосистемах
Тема 3. Многообразие лесных растений. Хвойные растения Дальневосточной тайги ( кедр, ель, лиственница, тис). Типичные представители животного мира дальневосточной тайги. Лиственные растения (дуб, липа). Кустарники, лианы. Типичные представители животного мира. Лекарственные травы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. ( 10 часов)
Цель. Развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных;
развитие понятий об особенностях дубравы, лиственного и хвойного леса, луга. разнообразии растительного и животного мира; воспитание ответственного отношения ко всему живому; углублению и систематизации знаний детей.
Тема 4. Лесные ремесла. Лесозаготовка, посадка и охрана лесов. Лес в работах народных умельцев. ( 6 часов)
Цель. формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам;
выражают свое отношение к явлениям общественной жизни.
Тема 5. Лес в наших ощущениях. Красота и гармония живых организмов. Цвета леса. Лесные звуки. Особая энергетика деревьев. Лес в творчестве людей искусства ( 6 часов)
Тема 6. Лес и человек
Коренные народы Приамурья, жизнь которых тесно связана с лесом (удэгейцы, нанайцы).
Изучение влияния деятельности человека на лесное сообщество. Проблемы охраны лесов.
приобщение их к позитивной экологической деятельности.
развитие навыков добротворчества;
( 5 часов)
Итоговое занятие 1 час.
Огнев С.И. Жизнь леса.- Москва: Издательство Московского общества испытателей природы, 1951г.
Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир: мир вокруг нас. - Москва: Просвещение, 2008 г.
Структура курса.
Разделы и темы программы
Кол-во
часов
Формы внеурочной деятельности
УУД
Основные модули
Введение.
Географическое положение, особенности природы и символика Хабаровского края.
Географическая викторина «Знаешь ли ты Хабаровский край?»
Интерактивное занятие «Построение древа понятия «Экология и экозаконы»
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные
Регулятивные
Информационный
Проектный
Значение леса в природе и жизни человека. Взаимодействие леса с окружающей средой. Типы лесов нашего края.
6
Экскурсия в ближайшую лесопарковую зону «Изучение видового состава сообщества, его экологическое состояние»
Сбор природного материала для осенней выставки.
Викторина «Что за листья?», «Кто есть кто?»
Практическая работа «Составление гербария. Изготовление поделок из природного материала»
Участие в празднике «Золотая осень»
Работа на пришкольном участке. Сбор семян и подготовка клумб к зиме.
Занятие- виртуальное путешествие по лесам края.(просмотр видеофильма)
Составление визитной карточки типа леса.
(кластер, синквейн)
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Коммуникативные
ПознавательныеРегулятивные
Личностные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Информационный
Практический
Практический
Информационный
Проектный
Многообразие лесных растений.
Хвойные растения Дальневосточной тайги ( кедр, ель, лиственница, тис).
Тайга и её обитатели
12
3
Практическая работа
«Путешествие по экологической тропе», определение хвойных растений, сбор шишек хвойных деревьев.
Практическая работа «Сравнение шишек и семян хвойных деревьев»
Составление мультимедийной презентации о животных тайги и её защита
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Практический
Информационный
Практический
Проектный
Лиственные растения (дуб, липа). Кустарники, лианы. Типичные представители кедрово-широколиственных лесов
4
Практическая работа с гербарием по определению лиственных растений»
Экскурсия в краеведческий музей в отдел природы.
Участие в акции «Доброе сердце» (помощь животным зоосада)
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Практический
Информационный
Практический
Лекарственные травы. Редкие и исчезающие виды растений и животных
5
Игра «Путешествие с лекарственными растениями»
«Фитобар»(приготовление и дегустация чая из лекарственных трав)
Знакомство с Красной книгой России и края.
Законы об охране природы
Выпуск экологических бюллетеней, буклетов о редких и исчезающих растениях и животных
Презентация творческих работ на школьной научно-практической конференции
Экскурсия в Дальневосточный зоосад
(подготовка фотовыставки для предметной недели)
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Информационные
Коммуникативнык
Регулятивные
Личностные
Личностные
Коммуникативные.
Познавательные
Информационный
Практический
Информационный
Проектный
Практический
Информационный
Охрана лесов и лесные ремесла
Лесозаготовка в дальневосточной тайге. Лесные ремесла. Лес в работах народных умельцев.
4
Экскурсия в музей леса с. Сосновка. Встреча с учеными-лесоводами.
Участие в акции «Посади кедр!»
Экскурсия в краеведческий музей «Работы народных умельцев. Деревянные кружева Хабаровска»
Мастер-класс по выжиганию.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Информационный
Практический
Информационный
Практический
Лес в наших ощущениях.
Красота и гармония живых организмов. Цвета леса. Лесные звуки. Особая энергетика деревьев. Лес в творчестве людей исскуства
4
Конкурс рисунков на тему природы «Весенняя капель» (участие в предметной неделе )
Музыкальный салон «Звуки леса»
Викторина «Голоса птиц в природе»
Постановка сказки «В гостях у лесовика» (сочиняют и показывают сами учащиеся)
Экскурсия в художественную галерею или в музей «Природа в произведениях дальневосточных художников».
Участие в акции «Наш красивый школьный двор» (оформление клумб)
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Личностные
Проектный
Информационный
Практический
Практический
Лес и человек
Коренные народы Приамурья, жизнь которых тесно связана с лесом(удэгейцы, нанайцы).Влияние деятельности человека на лесное сообщество.
Проблемы охраны лесов
2
Этнографическая экскурсия в краеведческий музей.
Библиотечный урок по книге Д.Кимонко «Последний из удэге»
Участие в празднике «День Земли», подготовка проектов.
Защита проектов «Благословляю Вас! Леса!»
Познавательные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Информационный
Практический
Проектный
Итоговое занятие
2
Акция по очистке от мусора лесопарковой зоны
«Спасти и сохранить»
Личностные
Коммуникативные
Практический
Итого 34 часа.
Литература.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. М., 1993 г.
Огнев С.И. Жизнь леса.- Москва: Издательство Московского общества испытателей природы, 1991г.
Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир: мир вокруг нас. - Москва: Просвещение, 2008 г. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся», , Москва, «Аркти», 2005.