kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный курс преднозначен для 11 класссов в целях проведения профориентационной работы в выборе професии

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Основы финансовой грамотности"»

Учебно-тематический план компонента гимназии

тема: «Основы финансовой грамотности»

класс: 11 «А»

количество часов в год: 34 ч.

Название раздела и темы

Количество часов

Сроки

Вид работы и контроля

Примечание

Раздел I. Личное финансовое планирование (5 часов)

1

Тема 1. Роль денег в нашей жизни





2

Тема 2. Потребление или инвестиции?





3

Тема 3. Активы в трех измерениях. Враг личного капитала





4

Тема 4. Модель трех капиталов





5

Тема 5. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия





Раздел II. Финансы и кредит (6 часов)

6

Тема 1. Основные понятия кредитования. Виды кредитов.





7

Тема 2. Кредитная история заемщика





8

Тема 3. Арифметика кредитов





9

Тема 4. Моментальный кредит: удобно, но не всегда выгодно





10

Тема 5. Финансовые пирамиды





11

Итоговая дискуссия





Раздел III. Ипотека (3 часа)

12

Тема 1. Что такое ипотека? Виды ипотеки.





13

Тема 2. Арифметика ипотеки





14

Тема 3. Плюсы и минусы ипотечного кредитования





Раздел IV. Инвестиции (5 часов)

15

Тема 1. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги





16

Тема 2. Инвестиции в драгоценные металлы





17

Тема 3. Что такое ПИФы?





18

Тема 4. Депозиты и их виды





19

Тема 5. Управляющие компании





Раздел V. Страхование (8 часов)


20

Тема 1. Экономика и финансы страхования





21

Тема 2. Личное страхование





22

Тема 3. Страхование имущества





23

Тема 4. Страхование ответственности





24

Тема 5. Страховые накопительные программы





25

Тема 6. Мошенники на рынке страховых услуг





26

Тема 7. Основные тенденции развития мирового страхового рынка





27

Итоговая дискуссия





Раздел VI. Пенсии (3 часа)

28

Тема 1. Береги деньги смолоду или как копить на пенсию






29

Тема 2. Профессиональные участники пенсионной системы






30

Тема 3. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?






Раздел 7. Свое жилье – миф или реальность? (2 часа)

31

Тема 1. Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос






32

Тема 2. Социальный найм жилья






Итоговый зачет

Защита проекта (2 часа)





















Авторская образовательная программа «Основы финансовой грамотности»

«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей казахстанского общества».

Н. Назарбаев

Назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлен в двух вариантах:

34 часа в год (базовый уровень – знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики);

Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов.

Образовательная программа содержит следующие материалы: учебно-тематическое планирование в двух вариантах (34 и 68 часов в год), программу в двух вариантах соответственно, дидактические материалы (выборочная подборка в качестве примера) - разработки уроков, презентации к урокам.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка программы компонента гимназии по теме «Основы финансовой грамотности» нацелена на обеспечение эффективной реализации целей программы в сфере школьного экономического образования.

Работа над образовательной программой позволила глубже понять назначение инновационной составляющей в дополнительном школьном финансово-экономическом образовании, определить особенности организации образовательного процесса в новых условиях.

Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

Усиление практической составляющей образовательного процесса в различных учебных дисциплинах (в том числе и в экономике), повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из задач программы развития образования на 2009-2025 годы.

В Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2010 года ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…».

Необходимость подготовки экономически и финансово образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса Казахстана требует реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению активных учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.

Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами финансовой грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного образования. Необходимо так же прививать молодому человеку важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам.

Однако отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного предпринимательского, инвестиционного, потребительского поведения, технологии заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды разорившихся предпринимателей, обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков пополняются людьми совсем молодыми.

В настоящее время финансовый сектор Казахстана представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется.

Таким образом, финансовый рынок для неподготовленного человека напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой — примеров мрачных эпизодов новейшей истории.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в округе, школе, а для этого необходимо проводить качественный анализ деятельности по выбранному направлению.

Суть проблемно-ориентированного анализа – выявить сильные и слабые стороны деятельности, определить конкретные пути их решения.

Курс «Основы финансовой грамотности» - инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса и финансов.

Ресурсное обеспечение элективного курса:

  • временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);

  • технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);

  • технический ресурс (аудиторный фонд, Интерактивная доска, ПК, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);

  • индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).

Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

  • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;

  • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи изучения курса:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

  • формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Предполагаемый результат

  • Программа компонента гимназии по теме «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках образовательного учреждения, отдельного урока экономической практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими банковскими купюрами, если речь идет о фондовом рынке, то учащиеся работают в торговом терминале в on-line режиме. Так же необходимо использовать деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет учащимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности.

  • Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся просвещением по данному прикладному направлению экономического образования.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Авторская программа "Основы финансовой грамотности"

Автор: Ахметова Сауле Аликовна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Основы экономических отношений" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(45) "osnovyekonomichieskikhotnoshieniikurspovyboru"
    ["file_id"] => string(6) "302931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457352030"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(31) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru"
    ["file_id"] => string(6) "302968"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363693"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(33) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru-1"
    ["file_id"] => string(6) "302969"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363699"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства