kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Экономика потребителя" 5-7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа внеурочной деятельности  «Экономика потребителя» разработана  для занятий с учащимися 5-7-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями  ФГОС основного общего образования второго поколения,  и является программой общеинтеллектуальной направленности. Это модификация авторской программы «Азбука потребителя», адаптированная для 5-7-х классов: авторы В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, из-во Москва, ВИТА ПРЕСС, 2009 с добавлением тем учебной программы  «Финансовая грамотность» 5-7 классы: авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова, из-во Москва, ВАКО, 2018.

«Потребитель в экономике» является началом формирования потребитель­ской и финансовой культуры школьников, которое может продолжиться в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы по­требительской культуры» и «Финансовая грамотность».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экономика потребителя" 5-7 класс»

19


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Экономика потребителя» разработана для занятий с учащимися 5-7-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, основной образовательной программой основного общего образования МОУ лицея «МОК № 2», учебного плана МОУ лицея «МОК № 2» на 2020-2021 уч. год, положением о внеурочной деятельности МОУ лицея «МОК № 2» и является программой общеинтеллектуальной направленности. Это модификация авторской программы «Азбука потребителя», адаптированная для 5-7-х классов: авторы В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, из-во Москва, ВИТА ПРЕСС, 2009 с добавлением тем учебной программы «Финансовая грамотность» 5-7 классы: авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова, из-во Москва, ВАКО, 2018.

«Потребитель в экономике» является началом формирования потребитель­ской и финансовой культуры школьников, которое может продолжиться в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы по­требительской культуры» и «Финансовая грамотность».

Грамотный потребитель должен прежде всего уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий, знать свои права, а главное – уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не бояться обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь. Как потребители мы ежедневно вступаем в правовые отношения, заключая договоры купли-продажи, договор перевозки, оказания меди­цинских, образовательных услуг и др. Самой незащищенной в таких ситуациях являются школьники и молодежь, так как не имеют определенных знаний и практического опыта. Поэтому при составлении данной программы заложен компетентностный подход, реализующий деятельностный ха­рактер образования, при котором все учебные занятия ориентируются на практические результаты. Программа носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение школьниками элементарными коммуникативными умениями.

Особенности программы «Потребитель в экономике»:

• практико-ориентированный подход в изложении содержания;

• опора на социальный опыт учеников;

• формирование активной потребительской позиции;

• обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;

• решение вопросов «мягкой» профессиональной ориентации и самоопределения школьников в будущем.

Программа базируется на основе следующих принципов:

• принцип научности и доступности обучения;

• принцип системности обучения и связи теории с практикой;

• принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

• принцип наглядности.

Содержание программы «Экономика потребителя» тесно взаимосвязана с различными областями знаний. Интегрированный характер содержания предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами как:

  • математика (расчеты кредитов, депозитов, бюджета и т.д.);

  • иностранный язык (термины, маркировка, символы);

  • русский язык (правила написания терминов):

  • право (права и обязанности граждан, знакомство с законами РФ);

  • основы безопасной жизнедеятельности;

  • технология;

  • экономика.

Образовательной целью программы является формирование у учащих­ся системы знаний в области защиты прав потребителей и выработка через умения и навыки ключевых гражданских, социальных и правовых компетенций.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следую­щие задачи:

  • овладение учащимися основами знаний разумного потребительского поведения;

  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • выработка экономически грамотного поведения потребителя, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

  • развитие у школьников самостоятельности, креативности, мотивационно-ценностной готовности и адекватной самооценки;

  • формирование практических умений и навыков отстаивать свои права в случае их нарушения в рамках законодательства и составления про­ектов основных гражданско-правовых документов;

  • обеспечение готовности к реализации способностей в сфере комму­никации «покупатель-продавец» и повышения адаптивности школь­ников к современным рыночным условиям с учетом их интересов и склонностей.

Исходя из цели и задач содержание курса следует реализовывать че­рез систему форм и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и позволяющим им вклю­чаться в социально активные виды деятельности: дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, тесты, анализ проблемных ситуаций, выпол­нение творческих проектов и др.

Данный курс призван познакомить обучающихся с основами профессий 21 века: промоутер, рекламный агент, продавец-консультант, риэлтор, менеджер, супервайзер, медиа-планер, торговый агент, мерчендайзер, юрист; бухгалтер, операционист, финансовый инспектор, с деятельностью предпринимателя.

Программа внеурочной деятельности «Потребитель в экономике» рассчитана на детей 5-7 классов, на 34 учебные недели (1 раз в неделю по часу). Количество учащихся в группе не менее 5 человек.

Диагностика результатов проводится в виде проектов, тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

  3. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  4. Приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов.

  5. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества, в том числе, экономическими.

  6. Формирование представлений об основных направлениях развития экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с экономикой.

  7. Формирование на основе собственного опыта потребительской деятельности представлений о механизмах и законах потребительского рынка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности), оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

Предметные результаты:

  1. Овладение системой знаний в области защиты прав потребителей.

  2. Формирование комплексного представления о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества; об источниках потребительской информации; о способах решения потребительских проблем; о роли и функционировании системы защиты прав потребителей.

  3. Усвоение схемы принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку.

  4. Умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

  5. Умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

  6. Умение анализировать информацию о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

  7. Формирование умения принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами.

По окончании курса «Потребитель в экономике» обучающиеся должны:

Иметь представление:

  • о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию;

  • о правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;

  • об органах по защите прав потребителей в городе.

Знать/понимать:

  • место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека;

  • специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

  • основы теории потребительского поведения;

  • свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав;

  • современную систему штрихового кодирования, элементы маркировки на товарах;

  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Уметь:

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

  • анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества;

  • представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

  • различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

  • защищать свои права в случае их нарушения, ссылаясь на «Закон о защите прав потребителей».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, владея:

  • методикой расшифровки штрихового кода, технологией определения элементов маркировки товаров;

  • технологией покупки товаров: одежды, обуви, бытовой техники, в том числе покупки в кредит;

  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета.

Программа «Потребитель в экономике» предполагает самостоятельную работу школьников с различными источниками информации и базами данных. Для контроля знаний обучающихся создан банк контрольных заданий по каждой теме, соответствующий целям программы, имеются входные и выходные контрольные теоретические тесты.





Содержание курса внеурочной деятельности «Экономика потребителя» 5 класс

«Потребитель и общество»

Содержание предмета

Количество

часов

Основные виды деятельности

Форма организации занятий

1.

Потребитель и его потребности.

Кто является потребителем? Суверенитет потребителя. Права и обязанности потребителей. Общее представление о видах потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. «Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Переход потребностей с одного уровня на другой. Психология потребителя. Рациональное потребление и норма потребления. Потребление и сбережения. Можно ли потребить больше, чем произведено? Что значит «правильно питаться»?

6

Понимать и правильно использовать основные экономические термины; характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; распознавать на основе приведенных данных основные экономические явления и процессы, сравнивать их.

Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах.

2.

Источники информации для потребителя.

Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламы. Товарные знаки и их значение. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрих-код на товаре. Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Практическая работа «Как читать этикетки».

8

Находить, извлекать и осмысливать информацию, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; использовать знания в реальных ситуациях; формулировать и аргументировать собственные суждения, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, создания мультимедийных продуктов.

Беседа, практические исследовательские задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра.

3.

Поведение потребителей при покупке товаров.

Что должен знать потребитель о товаре. Требование к товару. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Практическая работа «Вы покупаете продукты питания». Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Замена недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества. Как правильно составить претензию. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Потребитель и мода. Международные стандарты размеров одежды. Торговые уловки: скидки, распродажи, лотереи, торговля по схеме «пирамида». Преимущества и недостатки указанных видов продажи.

7

Принимать решение о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку; получать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа.

Эвристическая беседа, презентация, работа над проектом, деловые, ролевые игры игры, тестирование.

4.

Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг.

Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и какова ответственность за их несоблюдение. Устранение недостатков в выполненной работе. Что такое финансовые услуги? Кто может получить кредит в Сбербанке? Как правильно застраховать вклад? Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг. Порядок пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг. Об услугах лечебных учреждений. Медицинское страхование. Защищены ли Законом «О защите прав потребителей» права пассажиров, туристов? О правилах гостиничных услуг.

8

Анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; выполнять несложные практические задания, основанные на реальных ситуациях; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий, экскурсии.

5.

Защита прав потребителей.

Федеральная антимонопольная служба России. Роспотребнадзор. Специализированные органы: Рособрнадзор, Ростуризм и т.д. Органы по защите прав потребителей в Джанкое. Общественные организации потребителей, их функции и полномочия. Механизм защиты прав потребителей.

4

Оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения; применять полученные знания для реальной жизни.

Экскурсия в центр по защите прав потребителей в городе, работа над проектом, деловые игры.

6.

Итоговое занятие «Я – грамотный потребитель»

1




ВСЕГО 34 час.

34





Календарно-тематическое планирование 5 класс

«Экономика потребителя»


Раздел,

тема занятий


К-во часов

Дата

5 А

5 Б

5 В

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Потребитель и его потребности. 6 часов

1

Кто является потребителем? Суверенитет потребителя.

1

2.09


3.09


7.09


2

Права и обязанности потребителей.

1

9.09


10.09


14.09


3

Общее представление о видах потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности.

1

16.09


17.09


21.09


4

Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Переход потребностей с одного уровня на другой. Психология потребителя.

1

23.09


24.09


28.09


5

Рациональное потребление и норма потребления. Потребление и сбережения. Можно ли потребить больше, чем произведено?

1

30.09


1.10


5.10


6

Что значит «правильно питаться»?

1


7.10


8.10


12.10


Раздел 2. Источники информации для потребителя. 8 часов

7

Реклама. Виды рекламы.

1


14.10


15.10


19.10


8

Достоинства и недостатки рекламы.

1

21.10


22.10


26.10


9

Товарные знаки и их назначение.

1

28.10


29.10


2.11


10

Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата.

1

11.11


5.11


9.11


11

Как регулируется право потребителя на информацию. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

1

18.11


12.11


16.11


12

Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрих-код на товаре.

1

25.11


19.11


23.11


13

Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок.

1

2.12


26.11


30.11


14

Практическая работа «Как читать этикетки»

1

9.12


3.12


7.12


Раздел 3. Поведение потребителей при покупке товаров. 7 часов

15

Что должен знать потребитель о товаре. Требование к товару. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы.

1

16.12


10.12


14.12


16

Практическая работа «Вы покупаете продукты питания».

1

23.12


17.12


21.12


17

Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные.

1

30.12


24.12


28.12


18

Замена недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества. Как правильно составить претензию.

1

13.01


14.01


11.01


19

Особенности продажи товаров: по каталогам, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине.

1

20.01


21.01


18.01


20

Потребитель и мода. Международные стандарты размеров одежды.

1

27.01


28.01


25.01


21

Торговые уловки: скидки, распродажи, лотереи, торговля по схеме «пирамида». Преимущества и недостатки указанных видов продажи.

1

3.02


4.02


1.02


Раздел 4. Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг. 8 часов

22

Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения.

1

10.02


11.02


8.02


23

Договор. Что должно быть указано в договоре?

1

17.02


18.02


15.02


24

Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и какова ответственность за их несоблюдение. Устранение недостатков в выполненной работе.

1

24.02


25.02


22.02


25

Что такое финансовые услуги? Кто может получить кредит в Сбербанке?

1

3.03


4.03


1.03


26

Как правильно застраховать вклад? Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг.

1

10.03


11.03


15.03


27

Порядок пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг.

1

17.03


25.03


22.03


28

Об услугах лечебных учреждений. Медицинское страхование.

1

31.03


1.04


29.03


29

Защищены ли Законом «О защите прав потребителей» права пассажиров, туристов? О правилах гостиничных услуг.

1

7.04


8.04


5.04


Раздел 5. Защита прав потребителей. 5 часов

30

Федеральная антимонопольная служба России. Роспотребнадзор. Специализированные органы: Рособрнадзор, Ростуризм и т.д.

1

14.04


15.04


12.04


31

Органы по защите прав потребителей в Джанкое.

1

21.04


22.04


19.04


32

Общественные организации потребителей, их функции и полномочия.

1

28.04


29.04


26.04


33

Механизм защиты прав потребителей.

1

6.05


6.05


17.05


34

Итоговое занятие «Я – грамотный потребитель»

1

20.05


20.05


24.05



Итого

34 часа













Содержание курса внеурочной деятельности «Потребитель в экономике» 6 класс

«Основы рационального потребления»

Содержание предмета

Количество

часов

Основные виды деятельности

Форма организации занятий

1.

Информация и рациональный потребительский выбор.

Мы – потребители. Основные понятия, связанные с потребительским поведением. Потребительский выбор. Процесс принятия решения. Основы рационального потребления. Правила покупки продовольственных и непродовольственных товаров. Деловая игра «Я пришел в магазин». Источники информации. Где найти информацию о отваре и как ее анализировать. Практическая работа «Оценивание упаковки товара». «Уголок потребителя». Проект «Оформление уголка потребителя». Способы доведения информации до потребителя. Реклама как источник информации. Логотип и слоган.

7

Понимать и правильно использовать основные экономические термины; характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; распознавать на основе приведенных данных основные экономические явления и процессы, сравнивать их.

Лекция, беседа, экскурсия, практические задания, создание проектов. конкурсы, викторины, работа в группах.

2.

Факторы, влияющие на рациональный выбор потребителя.

Особенности потребления людей разных возрастных категорий. Факторы, влияющие на их выбор. Деловая игра «Интервью с пенсионерами в магазине». Гендерные особенности потребления. Разница в потреблении у мужчин и женщин». Влияние традиций, моды, религии и культуры на потребительский выбор. Особенности поведения потребителей в разных странах. Что такое потребительская корзина? Отличия в потреблении людей с разным доходом.

6

Находить, извлекать и осмысливать информацию, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; использовать знания в реальных ситуациях; формулировать и аргументировать собственные суждения, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, создания мультимедийных продуктов.

Беседа, практические исследовательские задания, работа над проектом, деловая игра, интервью, ролевая игра.

3.

Деньги потребителей.

История возникновения денег. Для чего нужны деньги. Функции денег. Электронные деньги и пластиковые карточки. Как их выдают и как ими пользоваться. Экскурсия в банк. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение свое и других людей.

5

Принимать решение о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку; получать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа.

Эвристическая беседа, презентация, работа над проектом, деловые, ролевые игры игры, тестирование.

4.

Семейный бюджет.

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейный доход. Как появляются расходы семьи. Налоги – обязательные платежи государству. Коммунальные платежи.

Как сформировать семейный бюджет. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

7

Анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; выполнять несложные практические задания, основанные на реальных ситуациях; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий, экскурсии.

5.

Риски потери денег и имущества. Как потребителю от этого защититься.

Почему возникают риски потери денег и имущества. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Заполнение страхового полиса. Как работает страховая компания. Как определить надежность страховых компаний? Страховые компании в Джанкое.

5

Оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения; применять полученные знания для реальной жизни.

Экскурсия в центр по защите прав потребителей в городе, работа над проектом, деловые игры.

6.

Защита прав потребителей.

Органы по защите прав потребителей в Джанкое. Самозащита потребителей и общественные организации по защите прав потребителей. Телевидение и интернет о защите прав потребителей. Итоговое занятие «Я – грамотный потребитель».

4




ВСЕГО 34 час.

34



Календарно-тематическое планирование 6 класс «Экономика потребителя»

«Основы рационального потребления»


Раздел,

тема занятий


К-во часов

Дата

6 Б

6 В

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Информация и рациональный потребительский выбор 7 часов

1

Мы – потребители. Основные понятия, связанные с потребительским поведением.

1

4.09


4.09


4.09


2

Потребительский выбор. Процесс принятия решений.

1

11.09


11.09


11.09


3

Основы рационального потребления

1

18.09


18.09


18.09


4

Правила покупки продовольственных и непродовольственных товаров.

Деловая игра «Я пришел в магазин»

1

29.09


29.09


29.09


5

Источники информации. Где найти информацию о товаре и как ее анализировать. Практическая работа «Оценивание упаковки товара».

1

2.10


2.10


2.10


6

«Уголок потребителя». Проект «Оформление уголка потребителя».

1


9.10


9.10


9.10


7

Способы доведения информации до потребителей. Реклама как источник информации. Логотип и слоган.

1

16.10


16.10


16.10


Раздел 2. Факторы, влияющие на рациональный выбор потребителя. 5 часов

8

Особенности потребления людей разных возрастных категорий. Факторы, влияющие на их выбор. Деловая игра «Интервью с пенсионерами в магазине»

1


23.10


23.10


23.10


9

Гендерные особенности потребления. Разница в потреблении у мужчин и женщин».

1

30.10


30.10


30.10


10

Влияние традиций, моды, религии и культуры на потребительский выбор.

1

13.11


13.11


13.11


11

Особенности поведения потребителей в разных странах.

1

20.11


20.11


20.11


12

Что такое потребительская корзина?

1

27.11


27.11


27.11


13

Отличия в потреблении людей с разным доходом.

1

4.12


4.12


4.12


Раздел 3. Деньги потребителей. 5 часов

14

История возникновения денег.

1

11.12


11.12


11.12


15

Для чего нужны деньги. Функции денег.

1

18.12


18.12


18.12


16

Электронные деньги и пластиковые карточки. Как их выдают и как ими пользоваться. Экскурсия в банк.

1

25.12


25.12


25.12


17

От чего зависит благосостояние семьи.

1

15.01


15.01


15.01


18

Учимся оценивать финансовое поведение свое и других людей.

1

22.01


22.01


22.01


Раздел 4. Семейный бюджет. 7 часов

19

Из чего складываются доходы семьи.

1

29.01


29.01


29.01


20

Учимся считать семейный доход.

1

5.02


5.02


5.02


21

Как появляются расходы семьи.

1

12.02


12.02


12.02


22

Налоги – обязательные платежи государству.

1

19.02


19.02


19.02


23

Коммунальные платежи.

1

26.02


26.02


26.02


24

Как сформировать семейный бюджет.

1

5.03


5.03


5.03


25

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1

12.03


12.03


12.03


Раздел 5. Риски потери денег и имущества. Как потребителю от этого защититься. 5 часов

26

Почему возникают риски потери денег и имущества.

1

19.03


19.03


19.03


27

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1

2.04


2.04


2.04


28

Что и как можно страховать. Заполнение страхового полиса.

1

9.04


9.04


9.04


29

Как работает страховая компания.

1

16.04


16.04


16.04


30

Как определить надежность страховых компаний? Страховые компании в Джанкое.

1

23.04


23.04


23.04


Раздел 6. Защита прав потребителей. 4 часа

31

Органы по защите прав потребителей в Джанкое.

1

30.04


30.04


30.04


32

Самозащита потребителей и общественные организации по защите прав потребителей.


7.05


7.05


7.05


33

Телевидение и интернет о защите прав потребителей.


14.05


14.05


14.05


34

Итоговое занятие «Я – грамотный потребитель»

1

21.05


21.05


21.05



Итого

34 часа












Содержание курса внеурочной деятельности «Потребитель в экономике» 7 класс

«Семейное потребление»


Содержание предмета

Количество

часов

Основные виды деятельности

Форма организации занятий

1.

Потребление и здоровье.

Кто является потребителем? Классификация потребностей потребителя. Поведение потребителя. Распродажи и скидки товаров. Общая информация о безопасности товаров и услуг. Экологические символы. Практическая работа «Символы и обозначения на товарах, которые говорят об их безопасности». Ответственность производителя за качество товаров и услуг. Безопасность продуктов питания. Безопасность промышленных товаров и услуг. Рациональное питание. Требования к качеству питьевой воды. Права потребителя в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества. Практическая работа «Составление претензии продавцу или производителю товара на некачественный товар». Безопасность окружающей среды. Проблемы утилизации бытовых отходов в Крыму.

12

Понимать и правильно использовать основные экономические термины; характеризовать поведение потребителя по отношению к своему здоровью, безопасности потребления; уметь находить информацию о товаре; составлять претензию на некачественный товар; изучать экологическую обстановку в Крыму.

Лекция, беседа, работа в парах, работа с источниками информации, практическая работа, работа в группах.

2.

Доходы и расходы семьи.

Из чего складывается семейный бюджет. Различия в структуре потребления семей. Решения задач с практическим содержанием на тему «Семейные ресурсы». Коммунальные платежи. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Сравниваем налоги граждан разных стран. Как работает налоговая служба. Что такое социальные пособия, и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте фонда социального страхования РФ. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

11

Находить, извлекать и осмысливать информацию, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; использовать знания в реальных ситуациях; формулировать и аргументировать собственные суждения, опираясь на личный социальный опыт, создание мультимедийных продуктов.

Беседа, практические исследовательские задания, работа над проектом, деловая игра, работа с источниками информации, решения задач, групповая работа.

3.

Как финансовые организации могут помочь семье?

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Решения задач на % по депозитам. Что такое кредиты и надо ли их брать. Решение задач на аннуитентные и дифференцированные платежи. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банками пользуются семьи. Как избежать потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Решение задач на расчет валютного курса.

10

Принимать решение о депозитах и кредитах – знать, где найти информацию, как сравнить предложения разных банков, определить предпочтительные для себя способы погашения кредита; следить за курсом валют, получать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа.

Лекция, коллективное обсуждение вопросов, работа с источниками информации, работа с терминами, работа с текстом, работа с графиком, решение практических задач, работа в группах.

6.

Итоговое занятие по курсу «Семейное потребление». Решение ситуативных задач.

1


Работа с тестами.


ВСЕГО 34 час.

34







Календарно-тематическое планирование 7 класс “Экономика потребителя»

«Семейное потребление»

Раздел,

тема занятий


К-во часов

Дата

7 А

7 Б

7 В

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Потребление и здоровье. 12 часов

1

Кто является потребителем? Классификация потребностей потребителя.

1

8.09


7.09


7.09


2

Поведение потребителя. Распродажи и скидки товаров.

1

15.09


14.09


14.09


3

Общая информация о безопасности товаров и услуг.

1

22.09


21.09


21.09


4

Экологические символы. Практическая работа «Символы и обозначения на товарах, которые говорят об их безопасности».

1

29.09


28.08


28.08


5

Ответственность производителя за качество товаров и услуг.

1

6.10


5.10


5.10


6

Безопасность продуктов питания.

1

13.10


12.10


12.10


7

Безопасность промышленных товаров и услуг.

1

20.10


19.10


19.10


8

Рациональное питание.

1

27.10


26.10


26.10


9

Требования к качеству питьевой воды.

1

3.11


2.11


2.11


10

Права потребителя в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества. Практическая работа «Составление претензии продавцу или производителю товара на некачественный товар».

1

10.11


9.11


9.11


11

Безопасность окружающей среды.

1

17.11


16.11


16.11


12

Проблемы утилизации бытовых отходов в Крыму

1

24.11


23.11


23.11


Раздел 2 . Доходы и расходы семьи. 11 часов.


13

Из чего складывается семейный бюджет.

1

1.12


30.11


30.11


14

Различия в структуре потребления семей.

1

8.12


7.12


7.12


15

Решения задач с практическим содержанием на тему «Семейные ресурсы».

1

15.12


14.12


14.12


16

Коммунальные платежи. Расчет коммунальных платежей.

1

22.12


21.12


21.12


17

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

29.12


28.12


28.12


18

Какие бывают налоги. Решение задач.

1

12.01


11.01


11.01


19

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

19.01


18.01


18.01


20

Как работает налоговая служба (экскурсия или беседа с налоговым инспектором).

1

26.01


25.01


25.01


21

Что такое социальные пособия, и какие они бывают.

1

2.02


1.02


1.02


22

Учимся находить информацию на сайте фонда социального страхования РФ.

1

9.02


8.02


8.02


23

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

1

16.02


15.02


15.02


Раздел 3. Как финансовые организации могут помочь семье? 10 часов


24

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

2.03


22.02


22.02


25

Какие бывают вклады.

1

9.03


1.03


1.03


26

Решения задач на % по депозитам.

1

16.03


15.03


15.03


27

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

30.03


22.03


22.03


28

Решение задач на аннуитентные и дифференцированные платежи.

1

6.04


29.03


29.03


29

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

13.04


5.04


5.04


30

Исследуем, какими банками пользуются семьи.

1

20.04


12.04


12.04


31

Как избежать потерь и увеличить доходы.

1

27.04


19.04


19.04


32

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

4.05


26.04


26.04


33

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Решение задач на расчет валютного курса.

1

11.05


17.05


17.05


34

Итоговое занятие по курсу «Семейное потребление». Решение ситуативных задач.

1

18.05


24.05


24.05



Итого

34 часа







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Экономика потребителя" 5-7 класс

Автор: Сосновских Ирина Геннадьевна

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Экономика" "
    ["seo_title"] => string(90) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "219078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства