Внеклассное мероприятие "Путешествие к берегам Австралии"
Внеклассное мероприятие "Путешествие к берегам Австралии"
Путешествия Джеймса Кука дали много нового для развития науки о Земле. Он проник дальше своих предшественников в южные широты. В его экспедициях принимали участие учёные-натуралисты, собравшие разнообразный научный материал о природе и населении многочисленных открытых им островов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие к берегам Австралии"»
Урок- путешествие по теме: « Природа Австралия» 7 класс.
Учитель: Краснопевцева С.М.
Цели урока:
Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира.
Развивающая цель: развивать умения работать с различными источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная цель: создать условия для формирования коммуникативных компетенций через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка.
Дидактическая цель: создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию критического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления и педагогических мастерских. Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, групповая. Приёмы: опережающие задания, чтение с маркировкой, работа в паре, составление структурно-логической схемы, синквейна.
Оборудование:
-Физические карты: «Австралия», «Африка»
-Раздаточный материал
Подготовительный этап.
1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки.
2.В каждой группе назначается главный координатор, которому поясняются его функции.
5.Перед уроком на доске заполняется опорный план записи в тетради.
6.Учитель готовит оценочные листы.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.
I этап «Вызов»
Фрагмент из телепередачи Дмитрия Крылова «Непутёвые заметки»
(Слова за кадром: Добрый день! Не знаю как вы, а я в предвкушении от предстоящего путешествия. Мы отправляемся на материк, который очаровал, пленил, влюбил в себя, я говорю об Австралии. Сегодня мы отправляемся дальше.)
Я согласна с Дмитрием Крыловым и мне хотелось бы продолжить словами знаменитого писателя Ж. Верна из его книги « Дети капитана Гранта»
« А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения и животные, климат и воды – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира». «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших».
В конце урока нам придётся подтвердить или опровергнуть слова Ж. Верна.
А для того, чтобы нам это было легче сделать , мы должны совершить увлекательное путешествие к берегам самого маленького континента нашей планеты – Австралии и провести небольшое научное исследование
Прошу всех подняться на борт нашего судна.( звучит шум моря)
Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Австралией? ( на фоне судна)
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук,
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.
Все научные работники ведут научные записи, поэтому давайте запишем тему нашего исследования . Как, вы считаете, как она должна звучать?
Природа Австралии( запись темы урока) . Для того, чтобы наше исследование было выполнено успешно необходимо выявить его цель, и в этом я вам помогу. Когда описываем природу, то о чём мы говорим? (о рельефе, климате, внутренних водах, и органическом мире) Значит, цель нашего путешествия……. ( цель урока).
А достигнуть этой цели , мы постараемся в ходе нашей с вами совместной деятельности и вашей самостоятельной работы.
Ой, пока я тут с вами разговаривала, наш корабль причалил к берегу. ( появляется контур Австралии из интернета)
-Что же мы уже знаем о материке? (правильно его географическое положение)
-Что такое географическое положение? ( это адрес материка)
-Расскажите о ГП Австралии. ( 1 уч-ся)
Нас встречают коренные жители- аборигены ( смотрите какой симпатичный, с жителями этого континента более подробно мы познакомимся на следующем уроке), они приготовили для вас задание. (слайд). Чтобы выйти на берег мы должны правильно отметить его объекты на контуре материка. (каждый выходит, берет название объекта и помещает его на карту). За правильный показ – эврик)
Процесс изучения и осмысления осуществляется на основе стихотворения (1-3 группы)
***
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
( они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять, не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
(Г. С.Усова).
На основе этого стихотворения, вы поработаете с разными источниками, с учебником, атласом, с интернетом, с дополнительным текстом приготовите сообщение о компонентах природы.
РАЗДАЮТСЯ КОНВЕРТЫ с заданиями.
III этап Самостоятельная работа (Работают 6 минут)
1 группа-изучение рельефа;
2 группа– изучение климата;
3 группа – изучение водных ресурсов
4 группа – изучение органического мира;
Каждая группа получает карточку-задание, определяет свою задачу, изучает текст учебника, выделяя основополагающие моменты ( чтение с маркировкой), а затем контуре материка вычерчивает таблицу, схему или наклеивают дидактический материал. Затем определяются учащиеся, которые будут защищать свой ответ при обсуждении.
Напоминаю правила работы в группах: (Слайд)
Свободный обмен мнениями.
Аккуратная критика.
Мнение командира решающее.
Время регламентировано.
Предоставляет слово группам для защиты своей работы.
Все остальные ребята наносите после выступления объекты на к.к.
-Ребята, что такое рельеф?
-Назовите основные формы рельефа.
-Какой рельеф сформировался на материке Австралия? Послушаем 1 группу .(Кутищев, Латынин.)- работа с интернетом.
Итак, на западе Австралии преобладают Центральные равнины, на востоке протянулись невысокие полуразрушенные горы Большой Водораздельный хребет. Зесь нет вулканов и современного оледенения.
Какие ассоциации у вас вызывает слово климат, перечислите.( температура, осадки, ветер, рельеф, геогр широта)
Послушаем выступление 2-ой группы.(Бурмакина Полина, Аксененко)- ребята работали с текстом.
V
+
-
?
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Итак «Австралия – самый сухой материк Земли».
1. большая ее часть лежит в ТП
2. осадков выпадает всего от 250-500 мм
Австралия – самый 3. половину материка занимают пустыни
сухой материк4. мало рек, пересыхающие
5. мало озер, в основном соленые
Физкультминутка
Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Отгадайте ребусы (отгадывание ребусов)
Как можно одним слово назвать реки, озера, ручьи, болота? ( внутренние воды)
Выступление 3 группы (Пожарова, Глазков, Назаров)- работа с учебником.
Итак,
Австралия богата озерами, общее число которых около 800. озер больше в западной части. Почти все они лежат на твердом гранитном щите. Озера имеют довольно большие размеры, но представляют собой котловины, заполненные нагретой соленой грязью. В сухой период воды вообще нет и поверхность покрыта белоснежной коркой соли и гипса. Самое значительное озеро Эйр. Есть удивительное, самое чистое озеро с красивым названием Голубое. Оно в разное время года меняет свой цвет.
Муррей с притоком Дарлинг – самая большая речная система Австралии
Отгадайте загадку:
В Австралийских водёмах чувствует себя как дома.
Плоский хвост и нос утиный,
Пищу ищет себе в тине.
Мне ответьте на вопрос
Дети, это…(утконос)
О чем пойдет речь? (о растительном и животном мире)
Слово предоставляется 4 группе (Шишкина А., ОкончукА. , ХрульА. )- опережающее задание.
Итак, Австралия отличается от других материков уникальностью органического мира. Это связано с тем, что она отделилась от Гондваны раньше других материки (еще в мезозое), значительно удалена от других континентов, а видовой состав формировался в условиях слабой конкурентной борьбы (особенно состав фауны, в которой не было хищников).
Австралийцы с трепетом относятся к своей природе и всеми силами стараются её сберечь. Природа – наш общий дом. Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной после сохранения мира на Земле. Любой природный комплекс – это хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.
Потрудились хорошо, а сейчас составьте синквейн по изученному, каждая группа по своей теме. Подсказка на слайде.
IV этап Рефлексия
Рефлексия по всему изученному
Учащимся предлагается составить синквейн по теме « Австралия»
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
1. Рельеф.
2. Равнинный, горный.
3. Формируется, изменяется, влияет.
4. Нет землетрясений и действующих вулканов.
5. Неровность.
1. Климат.
2. Сухой, жаркий.
3.Формируется,
изменяется, влияет.
4.На большей части тропический климат.
5. Режим.
1. Воды.
2. Бедные, исчезающие.
3. Пересыхают, мелеют, используются.
4. Мало рек и озёр.
5. Вещество.
1. Органический мир
2. Неповторимый, необыкновенный.
3. Обитают, исчезают, привлекают.
4. Австралию называют эндемичным заповедником.
5. Флора и фауна.
Молодцы!
V. Контроль и оценка знаний
А теперь проверим ваши знания, на столе у вас табличка, нужно поставить знак+ напротив того материка, о котором идет речь. Кто правильно выполнил, тот получает еврик.
Задание №1 : установи соответствие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Африка
+
+
+
+
+
Австралия
+
+
+
+
+
Материк, который почти посередине пересекается экватором
С востока расположен коралловый риф
Единственный материк, на котором нет действующих вулканов и современного оледенения
С востока омывается самым соленым морем в мире
Главные горы материка – Большой Водораздельный хребет
Наивысшая точка материка 5895 м
Материк, на западе которого расположена пустыня Намиб
Самое низкое место материка - 15 м
Материк, который почти посередине пересекается южным тропиком
Итак , мы познакомились с особенностями природы Австралии и должны вернуться к заданию, которое прозвучало в начале урока . «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших» слова Ж. Верна». Вы согласны?
Подсчитать количество жетонов и сказать учителю.
1 – 3 – “3”
3 – 5 – “4”
5 – 10 – “5”
Ребята, что понравилось на уроке? На каком этапе было легко, а на каком испытывали затруднения?
Я знала, все у нас получится,
Австралию - мы с вами будем знать.
Всем, кто хорошо работал,
В журнал поставляю «хорошо» и «пять».
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
VII. Домашнее задание:
1 базовый уровень.
Прочитайте параграфы 29-30
2 высокий уровень.
Прочитайте параграфы 29-30.
Представьте себе, что Вы менеджер туристической фирмы. Составьте для своих клиентов «Памятку, отправляющемуся в Австралию», в которой вы предлагаете посетить самые достопримечательные места.
На контурной карте нанести изученные на уроке географические объекты.
Прочитайте стихотворение. Строки являются объектом вашего изучения. Определите, что вы будете изучать?
***
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять, не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Биология – наука, это наука о живых организмах и окружающей среде, в которой они живут
Используя текст учебника на стр 153-155 пункт « Своеобразие органического мира», выявите :
Какие растения и животные есть только в Австралии?
Что такое скрэб?
Как можно сохранить уникальную флору и фауну Австралии? Какие меры по охране природы вы предложите?
Энде́мики (от греч. ἔνδημος — местный) — биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале. Такая характеристика таксона, как обитание на ограниченном ареале, называется эндемизмом.