kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ученический проект "Экологический след человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десятилетия загрязнение окружающей среды стало таким масштабным, что ученые заговорили о глобальном изменении климата, вызванном «экологическим следом» человека. Известно, например, что всего за тридцать лет «углеродный след» человечества (выбросы углекислого газа в атмосферу) вырос в десять раз, количество используемой бумаги в шесть раза, вылавливаемой рыбы в пять раз. Всё это говорит о необходимости формирования экологической культуры учащихся. Одна из форм работы в этом направлении -  исследование экологического следа на разном уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект "Экологический след человека"»

Осакаровский районный отдел образования и физической культуры и спорта.


КГУ «Средняя школа № 2 с. Есиль»













Экологический след человека







Выполнили:

ученики 11 класса

КГУ СШ №2 с. Есиль,

Малахаткин Иван,

Флат Александр





Руководитель:

учитель географии

Смирнова Г.В.

с. Есиль

2014

Введение.

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.

Бурное развитие экономики многих европейских стран, США, Китая, Индии, а также рост мирового населения привели к серьезному увеличению потребления природных ресурсов нашей планеты.

Актуальность работы: за последние десятилетия загрязнение окружающей среды стало таким масштабным, что ученые заговорили о глобальном изменении климата, вызванном «экологическим следом» человека. Известно, например, что всего за тридцать лет «углеродный след» человечества (выбросы углекислого газа в атмосферу) вырос в десять раз, количество используемой бумаги в шесть раза, вылавливаемой рыбы в пять раз. Всё это говорит о необходимости формирования экологической культуры учащихся. Одна из форм работы в этом направлении - исследование экологического следа на разном уровне.

Поэтому целью данной проектной работы является - определить методом тестирования собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Задачи:

- рассмотреть в чём заключается суть «экологического следа» и биологического потенциала;

- провести опрос среди учащихся школы и высчитать «экологический след»;

- как можно уменьшить свой «экологический след».

Объектом исследования является «экологический след», характеристика и перспективы его сокращения.

Предмет исследования: понятие и расчёт «экологического следа».











Понятие «экологический след» было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. Биологический потенциал - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы.

В настоящее время биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров. Экологический след - это ресурсы необходимые для удовлетворения наших потребностей, а биологический потенциал - это возможность удовлетворить эти потребности. Если мы вычтем из биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70), то узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты.

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) человеческое воздействие на биосферу планеты превышает способность Земли к восстановлению примерно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.

Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.

«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Таким  образом, экослед характеризует площадь  биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов.
Всё, что нужно нам для жизни: продукты, техника, одежда,— производится на нашей планете. Вроде бы это большая площадь, но лишь примерно четверть ее богата природными ресурсами и может использоваться человечеством для своих нужд. Разделив эту территорию, находим, что на каждого жителя приходится около 1,8 га. На этой-то земле мы и строим заводы, дороги, растим еду, пасем скот, здесь же отдыхаем и «храним» мусор... Короче, ведем то самое антропогенное воздействие по полной программе. Отсюда ясно, что чем больше мы потребляем — тем больше наш экослед. Уменьшить его значит дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального экологического бедствия.
В конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. По данным 2005 года, в среднем экологический след жителя Земли покрывал 2,7 га, тогда как планета способна предоставить каждому лишь около 2,1 га. То есть воздействие глобальной экономики и коллективной жизнедеятельности человека почти на 30% превысили способность Земли предоставлять «экологические услуги».
Техническое развитие влечет за собой (не без помощи маркетологов) резкое усиление потребления и повышения. Приведем примеры с конкретными цифрами: по данным Фонда Дикой Природы  (WWF) самый большой экологический след (оставляет за собой?) приходится на среднестатистического американца – экослед жителя развитых стран по данным 2005 года составлял 6,4 га, т.е. в 3 раза больше, чем может предоставить биосфера!
Экослед в странах со средним уровнем доходов составлял 2,2 га на человека, т.е. немного, но превышал средние возможности Мы, казахстанцы, в среднем оставляем след размером 3,7 га, т.е. нам требуется 1,76 планеты. А вот жители бедных государств используют лишь 1 га. Именно поэтому уменьшение «экологического следа» человека в таких пределах, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.
Можно ли мир вокруг нас назвать благополучным?

Достигло ли человечество самого главного - возможности жить и развиваться в гармонии с самим собой и окружающим миром? Проблемы, которые заставили человечество задуматься о будущем: деградация лесов, загрязнение воды, воздуха и земли, исчезновение видов живых организмов, угроза исчерпания ресурсов, изменение климата, катастрофы, вызванные человеческой деятельностью. Сегодня многим стало очевидно, что наш путь развития ведет к деградации природы и проблемам в обществе. Нашим детям в наследство может достаться истощенная планета, заваленная горами отходов.

Человечество встало перед выбором: как жить дальше, по какому пути развиваться? Кто-то решает отказаться от благ цивилизации и вернуться в мир природы. Но реально ли это для всех? Кто-то возлагает надежды на технический прогресс и новые технологии. Но сможет ли наша планета удовлетворить все возрастающие потребности и обеспечить нас всеми необходимыми ресурсами? Где же выход? Можем ли мы так управлять развитием, чтобы удовлетворить наши потребности, и при этом не погубить природу, сберечь ее красоту и богатство? И такой путь был найден. Правительствами и учеными многих стран мира была совместно разработана Концепция устойчивого развития, главными задачами которой являются сохранение природы и обеспечение качества жизни людей. Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (Брундландт, 1987г.). Воплотить эти задачи в жизнь можно, используя принципы, ставшие девизом устойчивого развития: “думать глобально - действовать локально” и “деятельность на местах движет мир”. Это означает, что достичь устойчивого развития в мире можно только в том случае, если каждый город, большой и малый, общество в целом и каждый человек будут жить и действовать, соизмеряя свои потребности и возможности нашей планеты, если мы будем осознавать, какой след оставляют наши дела и поступки.

Принципы Концепции устойчивого развития дают нам общее представление о том, как удовлетворить потребности людей без разрушения природы. Для того чтобы мы смогли применить эти принципы на практике, нам нужно знать и учитывать особенности территории, проблемы которой мы хотим решить: для одних районов самыми важными будут вопросы благоустройства, для других - постройка больницы, детского сада, для третьих - проблемы транспорта.

Устойчивое развитие - это оздоровление всех сфер жизни.

Решением этих проблем могут и должны заниматься не только органы власти, но и жители. Вклад людей в управление развитием района, в котором они живут, может быть различен. Рассмотрим, например, благоустройство двора. Пенсионеры вместе с внуками могут посадить клумбы и следить за их сохранностью. Хорошо обеспеченные, но занятые люди могут выделить деньги, на которые можно купить саженцы, а муниципалитет может отремонтировать дороги и построить детскую площадку. Таким образом, каждый может найти доступный для себя способ оставить добрый след в жизни своего двора, района. Объединяя усилия, мы можем найти наиболее эффективный вариант решения проблемы.

В настоящее время, в разных уголках нашей страны и других стран мира появляется все больше примеров того, как люди занимаются решением местных проблем, используя идеи устойчивого развития. На основе их опыта были созданы рекомендации, применяя которые жители могут повлиять на ситуацию там, где они живут. Такие шаги по переходу на устойчивое развитие конкретного района, города, поселка получили название Местная Повестка 21.

Что же это за шаги? С чего начинается этот путь? В первую очередь, надо найти единомышленников, людей, небезразличных к тому, что происходит вокруг, вместе с ними определить, какие проблемы существуют в вашем районе, и выделить те из них, которые необходимо решить прежде всего. Также нужно выявить жителей, чьи интересы затрагиваются деятельностью, которая осуществляется на вашей территории. Когда вы определились с проблемами и участниками, постарайтесь представить себе образ желаемого будущего вашего района: каким вы видите свой город, улицу, двор, какие изменения вы хотели бы привнести в его жизнь. Когда вы будете ясно представлять, что и как собираетесь изменить, можно приступить к планированию, а затем и к реализации конкретных действий. И что очень важно, на этом пути необходимо иметь возможность оценить результаты своей деятельности. Как же можно это сделать? Для этого существуют так называемые индикаторы устойчивого развития. Об одном из таких индикаторов, который широко применяется во всем мире, мы бы хотели рассказать вам на следующих страницах.

О чем же говорит нам индикатор “экологический след”?

“Экологический след” позволяет нам посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы проживаем), сохраняя свои природные богатства, и сколько мы в действительности забираем ресурсов на наши нужды. Взвешивая эти две величины как на чашах весов, мы можем сказать, насколько мудро мы пользуемся богатствами нашей земли: сколько территории занято жильем, промышленностью, свалками отходов, парками и лесами: есть ли при таком использовании земли у природы шанс возрождать, дарить нам, нашим детям и будущим поколениям свои богатства? Учитываем ли мы при планировании и ведении хозяйства, что нам нужно не только сегодня собрать богатый урожай и получить прибыль, но и делать это в будущем?

Наша планета очень богата и плодородна, она накопила свой природный капитал за миллионы лет. Каждый год природа дарит нам новый урожай, и, если его разумно расходовать и брать у природы столько, сколько она может ежегодно возродить, ее дарами сможем пользоваться мы, наши дети, внуки и все будущие поколения Земли. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и ее богатств становится все меньше и меньше. Увеличивая использование природных ресурсов за счет неприкосновенных запасов биосферы, мы подрываем возможность природы восстанавливаться. Уже сегодня человечество превысило допустимый предел потребления на 20%. В результате происходит деградация природы, исчерпываются ее ресурсы, растет наш экологический след. Нашим детям и внукам достанется уже другая планета - загрязненная отходами, с токсичными реками и отравленным воздухом, с исчезнувшими животными и вычерпанными ресурсами...

Хотим ли мы обворовать своих детей?

Мы точно научились рассчитывать, сколько нужно площади, чтобы территория смогла прокормить стадо животных.

Но почему мы не взвешиваем на тех же весах и самих себя? Может ли наша земля нас прокормить, удовлетворить все наши потребности без истощения своих природных богатств?

Почему же так происходит? Главных причин две:

1. Людей на планете стало очень много.

2. Некоторые люди хотят слишком многого. Они потребляют ресурсы так, как будто у нас не одна, а много планет. Может ли при этом природных богатств хватить всем?

Экологический след говорит нам, что наше потребление природных ресурсов можно представить как процесс деления пирога. Пирог у нас один - планета только одна. А вот, сколько и каких кусков достается каждому - это и позволяет рассчитать экологический след. И, к сожалению, сегодня одним достается слишком много, а другим не хватает даже самого необходимого.

Каким же образом ведется расчет “экологического следа”?

Жизнь на планете есть везде, но она сконцентрирована примерно на четверти поверхности Земли, т.е. пригодными для нас являются только 4% океана и 18% площади суши. Именно эти 22% поверхности планеты богаты природными ресурсами и используются человечеством для своих нужд.

Экологический след - это комплексный индикатор устойчивого развития, с помощью которого можно определить, какое количество плодородных земель мы задействуем в хозяйстве и для каких видов деятельности? Изучая и рассчитывая экологический след, мы можем узнать: как используются, распределяются и изменяются имеющиеся в распоряжении страны, города или всего человечества площади плодородных земель? С помощью “экологического следа” мы можем оценить, насколько мы мудрые правители, насколько велик наш вклад в поддержание благополучия нашего города и планеты в целом.

На этой территории мы строим заводы и прокладываем дороги, выращиваем зерно и пасем скот, здесь же - места для отдыха и мусорных свалок. Если все население расположить на этих землях, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель. Именно столько планета может выделить сегодня на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы. Ведь богатства нашей планеты принадлежат и людям, и миллионам видов живущих на Земле организмов. Готовы ли мы делиться природными богатствами с другими обитателями нашей планеты? Сколько земли и природных богатств мы готовы отдать дикой природе?

Ученые говорят, что именно дикая природа обеспечивает устойчивость жизни на нашей планете. Если мы не оставим заповедных земель и все превратим в города, пашни, заводы, мы разрушим глобальный порядок, который формировался на Земле на протяжении многих миллионов лет. Сколько же сегодня мы используем территории, чтобы удовлетворить свои нужды и запросы? Какой экологический след образуют наши потребности?

Экологический след показывает, что самая большая проблема заключается в том, сколько мы потребляем. Именно над этой проблемой работает экологический след. Он говорит нам о том, сколько земли используется для удовлетворения наших потребностей.

Каждая страна имеет свой экологический след - отпечаток своей хозяйственной и политической деятельности. Этот след складывается из тысяч наших поступков в повседневной жизни. Мы используем природные ресурсы по-разному и оставляем разные экологические следы: кто-то живет так, как будто только ему принадлежит вся планета, а кто-то голодает.

В результате у некоторых стран образовался перерасход природных ресурсов. И тогда они берут его “взаймы” у своих потомков, которые получат в наследство опустошенные земли. А некоторые - используют богатства других стран. В настоящее время, благодаря тому, что можно привозить товары и ресурсы из других регионов мира, размещать производства на территориях других стран, вывозить свои отходы за пределы страны, становится возможной такая ситуация: для поддержания потребностей Европы дополнительно используется территория размером 2,5 Европы. Если бы все жили, как средний американец, нам потребовалось бы 6 планет. И Голландия, чтобы вести свой образ жизни, использует территорию, в 6 раз превышающую ее собственную площадь. Данные о других странах Вы можете найти в ежегодных отчетах “Живая планета”, публикуемых в Интернет: www.panda.org.

А какова же ситуация в Казахстане? Что экологический след говорит о нашей стране?

“Казахстан, благодаря своей огромной территории и достаточно низкой плотности населения, может рассматриваться как экологическая супер-держава, т.е. страна, предоставляющая исключительные экологические услуги всему остальному миру”.

Кто-то может сказать: у нас еще есть много земель для расширения нашей деятельности, много ресурсов. Да, это так. Как же мы будем ими распоряжаться? Будем ли мы подражать тем, кто научился так “замечательно” использовать свой природный капитал, обеспечивать свое “процветание”, как это делают “сверхдержавы”? Или мы решим, что наш экологический резерв - наши природные богатства - это самый важный капитал, который гарантирует благополучие наше и наших детей, и мы его будем беречь и сохранять?

Экологический след позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять экологический след вашей организации и даже вашего домашнего хозяйства.



































































Практическая часть

В нашей школе тоже захотели узнать, как же мы расходуем блага нашей планеты.

Для определения уровня экологической грамотности респондентов был проведен опрос учащихся и учителей по следующим вопросам:



  1. Что такое нерациональное использование природных ресурсов?

  2. Как вы думаете, рационально ли вы используете природные ресурсы и почему?

  3. Какие меры вы предпринимаете для рационализации использования природных ресурсов?

  4. Знакомы ли вы с понятием «экологический след»?



Всего в анкетировании приняли участие 14 человек. Учащиеся 10 и 11 классов, в том числе 4 учителя.

По результатам анкетирования было установлено:

  1. 100% респондентов знают, что такое нерациональное использование ресурсов.

  2. 60% нерационально используют ресурсы.

  3. 40% предпринимают меры для рационализации использования природных ресурсов.

  4. 5% респондентам знакомо понятие «экологический след».



С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены беседы «Концепция устойчивого развития», Методика расчета экологического следа (Интернет ресурс).

Респондентам была предложена анкета для определения их собственного экологического следа.

После анкетирования всем опрошенным был задан один вопрос: «Как можно уменьшить свой экологический след?»

Ответ на него предлагалась дать в свободной развернутой форме.

Было получено множество интересных с практической точки зрения ответов:

- «нужно ввести налог на размер экологического следа и брать большие штрафы с тех, кто превышает допустимые его значения»;

- «вознаграждать тех, кто уменьшает и поддерживает свой экологический след в пределах нормы»;

- «внести на рассмотрение в Парламенте проект экологического дома, отвечающего положениям концепции устойчивого развития»;

- «материально поощрять тех, кто использует для строительства своего дома экологически чистые материалы»;

- «сделать в каждом доме кнопку полного отключения электроэнергии»;

- «ввести должность «инспектора по вопросу экологического следа»;

- «оборудовать дома под землей, чтобы не загрязнять ее поверхность»;

-«ввести величину лимита энергии на каждого человека, при превышении которого дом полностью отключается от электропитания».

Респондентам был предложен список рекомендаций по уменьшению экологического следа (материалы Интернет). Респондентам было предложено поучаствовать в эксперименте по уменьшению своего экологического следа. Перед ними ставилась задача прожить месяц, соблюдая выработанные рекомендации по уменьшению экологического следа:

- ходить пешком до ОУ;

- полностью отключать электроприборы;

- принять участие в сборе макулатуры;

- применять режим ударного проветривания и т.п.;

- чаще покупать продукты на рынке;

- применять душ вместо ванны и.т.д.

Выводы:

  1. Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.

  2. Респонденты повысили компетентность по экологической культуре посредством изучения понятия экологический след.

  3. Респонденты приняли активное участие по проблеме уменьшения своего экологического следа.

Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации надо воплотить в жизнь., так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих.

Формированию экологического сознания школьников способствует исследовательская деятельность учащихся в школе. Через работу над исследовательскими проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, степень загрязнения природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.



































































Приложение 1.

Анкета «А какой экологический след оставляете вы?

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1

Жилье


1 1.

Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато

+7

1.2

Большая, просторная квартира

+12

1.3

Коттедж на две семьи

+23

 

Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество

людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме

 

2.

Использование энергии


2.1

Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь

+45

2.2

Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра

+2

2.3

Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе

+75

2.4

Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды

-10

2.5

Дома вы тепло одеты, а ночью у врываетесь двумя одеялами

-5

2.6

Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет

-10

2.7

Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

-10

3

Транспорт


3.1

На работу выездите городским транспортом

+25

3.2

На работу вы идете пешком или едете на велосипеде

+3

3.3

Вы ездите на обычном легковом автомобиле

+45

3.4

Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом

+75

3.5

В последний отпуск вы летели самолетом

+85

3.6

В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов

+10

3.7

В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов

+20

4

Питание


4.1

В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед

+2

4.2

Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены

+14

4.3

В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому

+5

4.4

Вы едите мясо 2-3 раза в неделю

+50

4.5

Вы едите мясо три раза в день

+85

4.6

Предпочитаете вегетарианскую пищу

+30

5

Использование воды и бумаги


5.1

Вы принимаете ванну ежедневно

+14

5.2

Вы принимаете ванну один-два раза а неделю

+2

5.3

Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ

+4

5.4

Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга

+4

5.5

Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее

+2

5.6

Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых

-1

5.7

Прочитав газету, вы ее выбрасываете

+10

5 8

Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то

+5

6

Бытовые отходы


6.1

Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе:

+100

6.2

За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки

-15

6.3

выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру

-17

6.4

Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов

-10

6.5

Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку

-8

6.6

Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве

-15

6.7

Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка

-5

 

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:

Разделите полученный результат на сто и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

Жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара.

Земля может предоставить лишь 1,8 гектара на человека.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Ученический проект "Экологический след человека"

Автор: Смирнова Галина Владимировна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский проект "Красная Книга Жарковского района" "
    ["seo_title"] => string(64) "issliedovatiel-skii-proiekt-krasnaia-knigha-zharkovskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "121908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414087411"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конкурс "Самый свмый классный" "
    ["seo_title"] => string(28) "konkurs-samyi-svmyi-klassnyi"
    ["file_id"] => string(6) "183197"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425756299"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
    ["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475436"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» НА ТЕМУ "СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА?" "
    ["seo_title"] => string(86) "issliedovatiel-skaia-rabota-moie-zdorov-ie-na-tiemu-skol-ko-viesit-zdorov-ie-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "176023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства