kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные условия и ресурсы Западной Сибири

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создания географического образа территории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природные условия и ресурсы Западной Сибири»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

г. Благодарный, Ставропольского края







Тема урока:

«Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения»






Учитель географии высшей

квалификационной категории –

Коноваленко Л.В.











2022



Конспект урока физической географии России

«Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины и проблемы их освоения»

8 класс.

Цель: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о природных ресурсах Запад­ной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь; развитие коммуникативных навыков обучающихся; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний, навыков работы с физической и контурной картами, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Воспитательные: осознание неповторимости Отечества, вызвать у учащихся интерес к настоящему своей Родины; совершенствовать навыки общения, формирование диалогической речи.

Тип урока: урок создания географического образа территории

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: атласы, настенная карта, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку, тренировочный тест «Природа Западно-Сибирской равнины», схема «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины».

Ход урока:


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момент.

1 мин.

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Мотивация и вступление в тему

2 мин.

Учитель даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу.



Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. На уроке вам придётся выполнять устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой. Будьте внимательными, не отвлекайтесь!

Не берись за работу бездумно

Поставь перед собой цель…

полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других

(Монтель)

Настраиваются на предстоящую работу.




















Повторение темы прошлого урока «Природа

Западно - Сибирской равнины».

7 мин.

О какой равнине идёт речь в стихотворении поэта И.Фролова?

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина-на север.

Равнина-на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой -то гигантский утюг.

Какова площадь Западно-Сибирской равнины? (3млн.км кв)

И начнём с проверки знаний по данной теме.

  1. Работа с настенной картой Западной Сибири:

Показать границы Западно-Сибирской равнины, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Объ с Иртышом, Тобол.

  1. Ответим на вопросы тренировочного теста. Надо выбрать только один верный ответ (см. приложение №1);

  2. С какими крупными природными районами она граничит?

  3. В каких природных зонах расположена?

  4. Какая древесная порода распространена в лесотундре?

  5. В каких климатических поясах расположена равнина?




Природа Западно-Сибирской

равнины

















Работа с настенной картой.









Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.




Постановка учебной задачи (целеполагание).

Актуализация раннее изученного.



2мин.










Не берись за работу бездумно

Поставь перед собой цель…

полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других

(Монтель)

- Определим тему урока, а для этого

разгадайте ребусы.

-Каким общим понятием можно объединить получившиеся слова?

-Предположите тему урока.

-Что такое природные ресурсы?

-Просмотрите п.36 стр.204 и скажите о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отгадывают ребусы.

Ответы: Нефть, реки ,уголь, лес, газ, болота;

Формулируют тему урока.

Это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

Ставят цель урока (Познакомимся с природными ресурсами Западной Сибири, узнаем о главном богатстве равнины мирового значения, выясним, что мешает освоению природных богатств равнины.)

Открытие нового знания.



8 мин.





































Создание географического образа территории


Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России.

- «Какими природными ресурсами богата Западно-Сибирская равнина?»

Используя учебник п.36, карты атласа найдите ответ на вопрос и заполните схему «Природные ресурсы Западной Сибири». Работа по рядам. (Приложение№2)



Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим

(П.Паскаль)



Обсуждение результатов работы.

1.На поверхности-

























2. В недрах –





-Однако, основное богатство – это…….



Крупнейшее в России  и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение Самотлорское находится в Западной Сибири. Расположено вблизи Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода». Для нефтяников Самотлора был построен город Нижневартовск на болоте, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.


-Назовите места, где добываются нефть и газ. Найдём на карте.




Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.





Работая в парах, дети заполняют схему «Природные ресурсы Западной Сибири».











На поверхности

Значительная часть равнины занята лесами - березовыми, сосновыми, кедровыми, пихтовыми, еловыми и лиственничными.

Важнейшие водные артерии Западной Сибири - река Обь со своим крупным левым притоком Иртышем. Вдоль восточной границы Западно-Сибирской равнины протекает Енисей — самая многоводная река России. 

Биологические ресурсы - пушнина и дичь, рыба.



В недрах - нефть, газ, соль, торф, бурый уголь, железная руда.

Подземные воды – самый большой в мире артезианский бассейн скрывает Западная Сибирь. Второй по величине в Австралии.

Резервуары подземных вод с температурой от 40 до 1200с находятся на территории Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей.

- Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи.















1 ученик показывает месторождения:

Газ-Уренгойское, Медвежье, Ямбургское

Нефть-Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское.

Проблемный вопрос

5 мин.






Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью

(Л.Н.Толстой)

Добыча полезных ископаемых в Западной Сибири - дело сложное. В той же Саудовской Аравии или Ираке достаточно лишь пробурить одну скважину в песке, и к ней можно свободно подойти.

-С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

(Приложение№3)

Чтобы найти ответ на вопрос я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.































-Что обрели и что утратили люди с освоением природной зоны?











Учащиеся решают проблемные задачи в группах.

1. Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

2.Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199

3.Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.200

4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации.

5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района

6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Предложите пути решения проблем Тюменской области.

ТАЙГА

Обрели:

-охотничьи угодья;

-грибы; ягоды, лекарственные растения, орехи, пушнину, древесину, бумагу, пожары, затопленные территории…

Утратили:

-чистоту воздуха, тишину леса, прозрачные реки, озера, многие виды животных, растений, птиц…


Физ. Минутка

2 мин.

Упражнения «Круг» для глаз.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, по­том против часовой стрелки.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз.
Круговые движения плечами вперёд и назад.
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Выполняют упражнения вместе с учителем.

















Выступление с сообщением 1 ученика.

3 мин.

Некоторые пословицы о Западной Сибири украсят скупые физико-географические характеристики. Рассмотрим народные пословицы из словаря Вл. Даля:

-«Страшна Сибирь слухом,а люди лучше нашего живут»…;

-«Без устюжан в Сибири никакому делу не бывать…»;

-«100 рублей не деньги,1000 км не расстояние…».

(Газета «География №11,1997г)



Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов, которые живут в среднем течении реки Таз.

(Приложение№4)

Слушают сообщение.

Закрепление.

3 мин.

-А теперь закрепим знания, полученные на уроке.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Фронтальная работа

1. Кроме нефти и газа в Западной Сибири больше не чего не добывают (нет)
2. Загрязнение вод в Западной Сибири связано с добычей нефти (да).

3. На территории Западной Сибири сосредоточено 60% общих запасов торфа России (да).

4. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют лесные   ресурсы (нет).

Подведение итогов

Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом – нигде ни бугорка, ни увала. Западная Сибирь по праву называют уникально богатой нефтегазовой провинцией Земли.

Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности.
Наша задача: жить так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рожественского.



Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы живут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.

Знание, не содержащие трудностей, не достойно человека

(Ченнинг)


Домашнее задание:

2мин.

1.Всем - читать параграф 36, устно на вопросы отвечать.

2.Отметить на контурной карте месторождения минеральных ресурсов.

Записывают домашнее задание.

Итог урока. Рефлексия.


- Возвращаемся к вопросу начала урока.

Достигли мы цели урока?

Приём «Плюс-минус-интересно».

Заполните таблицу из трех граф.

В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Приложение№5)

Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Природные условия и ресурсы Западной Сибири

Автор: Людмила Валентиновна Коноваленко

Дата: 20.12.2022

Номер свидетельства: 621050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "9класс. География России.Западная Сибирь (технологическая карта)"
    ["seo_title"] => string(70) "9klass_gieoghrafiia_rossii_zapadnaia_sibir_tiekhnologhichieskaia_karta"
    ["file_id"] => string(6) "436399"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509665607"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Урок геогрфии в 9 классе "Восточно-Сибирский экономический район. Географическое положение,природные ресурсы,население района. "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-ghieoghrfii-v-9-klassie-vostochno-sibirskii-ekonomichieskii-raion-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-prirodnyie-riesursy-nasielieniie-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "157883"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421665913"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Западная Сибирь "
    ["seo_title"] => string(15) "zapadnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "134428"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416746900"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "урок западно-сибирская равнина "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-zapadno-sibirskaia-ravnina"
    ["file_id"] => string(6) "174157"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424095516"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока "Угольная промышленность России" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-ughol-naia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства