kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Русские путешественники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить кругозор обучающихся. 

Задачи:

1.Проверить умение применять полученные знания при выполнении разнообразных заданий.

2. Формировать навыки самостоятельной работы с литературными источниками, с географической картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Русские путешественники"»


Внеклассное мероприятие «Русские путешественники и исследователи».

(интеллектуальная игра)


«А ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». (Н.М.Пржевальский)

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  1. проверить умение применять полученные знания при выполнении разнообразных заданий;

  2. формировать навыки самостоятельной работы с литературными источниками, (учебником, энциклопедиями, Интернет-ресурсами), с географической картой;

  3. развивать чувство патриотизма, понимания вклада российских ученых в географическую науку;

  4. способствовать сплочению классного коллектива, укреплять чувство ответственности за команду и ее выступление.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на команды. Команды выбирают капитана.

2. По теме урока подбираются фото-, видео-, аудиоматериалы (по возможности).

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа с атласом и картой.

Оборудование: мультимедийная  установка, персональный компьютер, презентация, атласы, физическая карта России.

Ход игры: Организационный момент (2 минуты).

Приветствие учителя: Дорогие ребята и присутствующие гости! Сегодня у нас интересное необычное мероприятие, игра - путешествие. Мы отправляемся в путешествие по следам наших соотечественников — путешественников и мореплавателей, которые совершили открытия, обогатившие мировую науку.

Но какое - же путешествие может быть в течение учебного года, и поэтому я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие, которое будет наполнено всевозможными приключениями.

Отправимся мы с вами в путешествие на кораблях и в 2-х командах (класс делится на 2 команды, выбирают командира и придумывают название команды).

Пример. Команда «Фортуна» и команда « Удача». Команда, которая наберёт наибольшее количество баллов и будет победителем.

Перед началом путешествия мне бы хотелось вам пожелать: (Напутствие командам)

Сегодня меж командами сраженье

Но пусть обид не будет среди вас

Ведь победитель или побеждённый,

Сегодня станет кто – то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою,

Уменье, знанье и веселье

Позволят вам сыграть вничью!

Девиз  игры (зачитывает учитель): 

Ведущий: Путешествие начнем с небольшой разминки, которая поможет командам собраться с духом и мыслями.

Станция 1. Разминка (3 минуты)

Команды отвечают на вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

( максимум – 4 балла)

Ведущий: Во все времена новые земли привлекали исследователей, особенно это заметно в XV веке, когда начинается эпоха Великих географических открытий. Нам всем известны имена таких европейцев, как Васко-да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан и другие. Не отставали от них и наши соотечественники – русские путешественники. Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой.

1. Одно из морей Северного Ледовитого океана носит имя двоюродных братьев.

Назовите их?

 (Дмитрий Яковлевич Лаптев, Харитон Прокофьевич Лаптев).

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

2. У каких двух русских мореходов были одинаковые имена и отчества? Их именами названы крайние материковые северная и восточная точки России.

(Семён Иванович Челюскин, Семён Иванович Дежнев)

3. Назовите русских путешественников, у которых двойные фамилии.

(Николай Николаевич Миклухо – Маклай, Петр Петрович Семенов Тянь – Шанский)

4. Назовите имена двух мореплавателей открывших Антарктиду.

(Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев).

Ведущий: Молодцы ребята! Отправляемся в наше путешествие и вот первое препятствие, которое нас ожидает.

Ведущий: «Угадай путешественника».

Правильный ответ – 1 балл (максимум – 6 баллов)

Ответы:

1. Иван Крузенштерн — первый русский кругосветный мореплаватель, командир экспедиции и капитан «Надежды»; открыл ряд островов Тихого океана.

2. Юрий Лисянский — первый русский кругосветный мореплаватель, капитан «Невы», участник битвы при Ситке на Аляске; открыл ряд островов Тихого океан.

3. Василий Головнин — командир двух кругосветных путешествий, исследователь Дальнего Востока; впервые в истории был вызволен из японского плена, строитель первых русских пароходов.

4. Отто Коцебу — участник первой русской кругосветки и командир еще двух; открыл более 400 островов в Тихом океане и часть побережья Аляски.

5. Фёдор Литке — командир двух кругосветных плаваний, исследователь Арктики, открыл ряд островов Тихого океана, первый руководитель Русского географического общества.

6. Фёдор Конюхов — первый русский, посетивший все «Семь вершин» мира и оба полюса; впервые в мире в одиночку обогнул Антарктику, быстрее всех обогнул Землю на воздушном шаре.

Всех этих путешественников объединяет то, что они совершили кругосветные путешествия.

Наш корабль причаливает  к станции «Исследователи Сибири, Дальнего Востока»

Ведущий. Примером для многих путешественников являются землепроходцы, исследователи Сибири, Дальнего Востока. Знаете ли вы их?

Команды одновременно отвечают на вопросы ведущего.

Верный ответ – 1балл (максимум – 5 баллов)

  1. Ермак Тимофеевич — казачий атаман и народный герой; разведал основные речные пути Западной Сибири, разгромил Сибирское ханство.

  2. Иван Москвитин — первооткрыватель Охотского моря и Шантарских островов; первым из русских вышел к берегу Тихого Океана.

  3. Владимир Атласов— присоединил к России Камчатку и составил ее первую карту и описание, первооткрыватель Курильских островов; доставил в Россию первого японца.

  4. Ерофей Хабаров— составил первую русскую карту Приамурья и начал его завоевание; построил первое промышленное предприятие в Восточной Сибири.

  5. Владимир Обручев — геолог, исследователь Сибири и Центральной Азии, автор фундаментального труда «Геология Сибири», писатель-фантаст («Плутония» и «Земля Санникова»).


Определите путешественников, используя описание их вклада в изучение Земли. Верный ответ – 1балл (максимум – 6 баллов)

  1. Кто возглавил первую русскую экспедицию на Северный полюс?

1. Эта одна из трех экспедиций, которые ушли в Арктику в 1912 г. После зимовки во льдах в сентябре 1913 года судно “Святой Фока” достигло Земли Франца-Иосифа. Дальнейший маршрут предстояло выполнить троим. “Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными приемниками наших исследователей Севера”.

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О какой экспедиции идет речь?

Георгий Яковлевич Седов (Г.Я.Седов)

2.Русский офицер, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности (1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же Великая Северная) Камчатские экспедиции, во время которых обошел берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В его честь названо море, самое глубокое у берегов России, и пролив (Витус Беринг).

3.Полярный путешественник ? из тех, о ком говорят – собиратель земли русской: участник Великой Северной экспедиции под командованием Витуса Беринга, исследователь огромных просторов, которые впоследствии получат названия Таймыр и архипелаг Северная Земля. 

Татьяна Федоровна, урожденная Кондырева, считается первой женщиной-полярным путешественником, задолго до жен декабристов решившей разделить с мужем все тяготы и невзгоды длительных морских странствий.

(Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева).

4. Руководитель множества экспедиций, в том числе первого сквозного прохода Северного морского пути без зимовки; инициатор создания «Большой советской энциклопедии».

(Отто Юльевич Шмидт)

5.Великий русский ученый – основоположник почвоведения.

(Василий Василий Докучаев)

Ведущий: Следующая станция “Картографическая” (3 минуты)

Наш корабль прибыл на станцию «Картографическая». Капитаны ваших кораблей опытные моряки – путешественники, хорошо знающие карту.

Конкурс капитанов. “Капитаны впереди, доказать они должны в поединке благородном, что достойны, что мудры».

Задание: Показать на карте перечисленные объекты.

Ведущий называет географические объекты, капитан показывает их на карте.

За каждый правильный объект – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10 баллов

1. Великий исследователь Б.А. Вилькицкий совершил экспедицию к архипелагу  Северная Земля. Как увековечено его имя на карте России?

(ответ - пролив Вилькицкого)

2.Назовите имя русского штурмана, участника Великой Северной экспедиции, в честь которого названа северная точка страны. Когда она открыта?

(ответ - Челюскин Семен Иванович. Его именем назван мыс Челюскин, открытый в 1743 году)

3.Какой русский путешественник  прошел первым через Татарский пролив и

доказал, что Сахалин является островом?

(ответ - Невельский Г.И., в 1849 году)

4. Как увековечено в названиях карты имя Г.И.Шелихова? Григорий Шелихов построил первое русское поселение на Аляске.

(ответ - В Охотском море есть залив Шелихова)

5. Какими названиями в Сибири увековечено имя русского исследователя  И.Д.Черского, который исследовал северо — восток Сибири.

(ответ - Его именем названа горная страна на территории Якутии и Магаданской области, и горный хребет в  Забайкалье)

6. Чье имя носит пролив, разделяющий Азию и Америку.

(ответ - Витус Беринг)

7.Одно из морей Северного Ледовитого океана носит имя двоюродных братьев. Назовите их.

(ответ - Море Лаптевых)

8. Как увековечено в названиях карты России имя Витуса Беринга?

(ответ - Именем  Витуса Беринга названо Берингово море на востоке России, Берингов пролив, соединяющий  Берингово и Чукотское моря, остров Беринга, где находится его могила.

В честь его как командора экспедиции были названы Командорские острова)

9.Как увековечено в названии географического объекта имя Ерофея Хабарова?

(ответ - На Дальнем Востоке России есть город Хабаровск. В городе есть памятник Ерофею Хабарову.)

10. Русский арктический исследователь. В его честь названа гора в составе Русских гор в Антарктиде? (гора Русанова) Влади́мир Алекса́ндрович Руса́нов 

Ведущий: Следующее испытание «Определить по картам, кому из путешественников принадлежат маршруты исследований?»

За каждый правильный объект – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Ответы:

1.Афанасий Никитин - русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Он доказал, что даже человек из небогатой семьи может путешествовать так далеко, главное - поставить перед собой цель. Во время своих странствий он делала заметки «Хождение за три моря», которые впоследствии стали пособием для изучения культуры и обычаев других стран.

Памятник А. Никитину в Твери.

2.Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен  и Михаил Петрович Лазарев - Открытие самого южного материка совершили русские путешественники. В 1819 - 1821 гг. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев совершили экспедицию в Антарктиду. Цель путешествия — исследование Антарктики и обнаружение суши у Южного полюса Земли.

3.Николай Михайлович Пржевальский - Русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным Членом Академии наук. Генерал майор (с 1886 года).

4. Григо́рий Ива́нович Ше́лихов - Русский исследователь, мореплаватель,

промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся

обустройством коммерческого торгового судоходства

между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783—1786 годах

возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые

русские поселения в Северной Америке. Основатель Северо-Восточной компании.

5. Васи́лий Дани́лович Поярков и Ерофе́й Па́влович Хаба́ров-Святи́тский -

Васи́лий Дани́лович Поярков – русский землепроходец XVII века. В 1643—1646

годах руководил отрядом, который впервые проник в бассейн реки

Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки

Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.

Ерофе́й Па́влович Хаба́ров-Святи́тский - русский землепроходец; происходил из

крестьян из-под Великого Устюга. Хабаров Ерофей Павлович в 1632-1638 годах

исследовал бассейн реки Лены, открыл соляные источники и пахотные земли. В

1649-1653 годах совершил ряд походов в Приамурье, составил чертеж "реке Амуру".


Ведущий: Пока команды думают вопросы для болельщиков.

1.Кто из путешественников открыл пролив между Евразией и Америкой:

а) В. Атласов

б) С. Дежнёв

в) А. Чириков

г) В. Беринг

2. Первым к  Тихоокеанским берегам России и Охотскому морю вышел:

а) И. Москвитин    

б) С. Дежнёв    

в) А. Чирикова        

г) В. Беринг

3.В освоении Западной Сибири большую роль сыграла экспедиция:

а) С. Дежнёва

б) Ермака

в) В. Беринга

г) А. Чирикова

4.Открытие Антарктиды состоялось:

а) в 1492 г. Х. Колумбом

б) в 1820 г. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым

в) в 1521 г. Ф. Магелланом

г) в 1606 г. В. Янсзоном

5.Первая исследовательская экспедиция на Чукотку и к берегам Северной Америки состоялась под руководством:

а) В. Атласова

б) С. Дежнёва

в) А. Чирикова

г) В. Беринга

Ведущий: Следующая станция «Финишная прямая «Идем к победе»

(1 балл) за каждый правильный ответ. Максимум – 10 баллов.

1. Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).

2. Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной).

3. Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

4. К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

5. Российский инженер-артиллерист, историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории —

«Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. (Васи́лий Ники́тич Тати́щев) 

6. В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в

Тихий).

7. Российский гидрограф, один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции. Представитель древнего дворянского рода Овцыных, Рюрикович. (Дми́трий Лео́нтьевич О́вцын) 

8. Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

9. В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

10. Родился в 1750, в селе Озерецкое Дмитровского уезда Московской губернии —28 февраля (12 марта) 1827, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук (1782) и Российской академии. (Никола́й Я́ковлевич Озерецко́вский)

11. Российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911). В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна», осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. (Гео́ргий Льво́вич Бруси́лов) 

12. Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

13. Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в

России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из

них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

14. Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной

экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

15. Советский геолог, в честь которого были названы хребет в районе Хребта Черского, полуострова на острове Южный архипелага Новая Земля, на архипелаге Новосибирские острова, мыс в бухте Мака на западном берегу острова Северный архипелага Новая Земля, горы в Чаунском районе Чукотки.

(Серге́й Влади́мирович О́́бручев)

Ведущий: Наше воображаемое путешествие подходит к концу.

Жюри подсчитывает баллы, набранные командами.

Итого (максимум – 42 балла).

Рефлексия

  • «Зеленый» – все задания для меня были по силам

  • «Голубой» – я не все знаю, но есть желание продолжать изучение географии России

  • «Розовый» - у меня есть пробелы в знаниях.

На столах каждой команды разложены смайлики” трёх цветов. Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо выбрать зелёный “смайлик”. Если нет – то “смайлик” розового цвета. А если так – себе, то смайлик голубого цвета. По окончании мероприятия учитель просит учащихся поднять смайлики того цвета, который они выбрали. И сразу же делает вывод о результативности данного мероприятия.

Ведущий: Хорошо, молодцы! Несмотря на разницу в баллах, победила дружба.

Ведущий: Как мы уже знаем ГЕОГРАФИЯ - это великая наука, с помощью ее мы живем. Мы знаем множество морей и океанов, а помогли нам в этом наши Великие Путешественники…

Самая большая страна собиралась веками. Первооткрывателями новых земель и морей были путешественники.

История хранит имена многих храбрых и целеустремленных исследователей. У каждого из них можно поучиться: мужественности, отваге, вере в свое дело и успех, пренебрежению к тяготам, болезням и другим невзгодам.

Проложив путь в новое, таинственное, через непредсказуемые трудности и риски, они достигали цели. Эти люди, в личном плане, преодолев опасности и страдания экспедиций, совершили подвиг. 

Русские путешественники внесли неоценимый вклад в область географических открытий, а также в исследования и освоение пространства земного шара. В их честь названы многие значимые объекты Земли. Например:

- мыс Дежнёва;

- Берингово море;

- пролив Вилькицкого.

Научные изыскания русских первооткрывателей и, составленные ими, подробные

карты имели крупное значение для развития географии не только России, но и мира.


«– Эх, человек, человек… Чего тебе дома не сидится? Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?» - фраза из фильма «Земля Санникова».

Есть только миг
(муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва)

1. Призрачно всё в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь!

2. Вечный покой сердце вряд ли обрадует,

Вечный покой - для седых пирамид.

А для звезды, что сорвалась и падает,

Есть только миг, ослепительный миг.

3. Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я?

Мигом одним, только мигом одним.

4. Счастье дано повстречать иль беду ещё,

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Русские путешественники"

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 06.10.2021

Номер свидетельства: 588070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация "День Знаний". Методическая разработка "Первый раз в первый класс" "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-dien-znanii-mietodichieskaia-razrabotka-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442173239"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "" Русская литература второй половины XIX века""
    ["seo_title"] => string(41) "russkaialitieraturavtoroipolovinyxixvieka"
    ["file_id"] => string(6) "301851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457001067"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока географии "Такая загадочная Африка""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaghieoghrafiitakaiazaghadochnaiaafrika"
    ["file_id"] => string(6) "279840"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453295034"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Антонимы "
    ["seo_title"] => string(8) "antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "139007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628755"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства