Цель программы - Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, через систему организации исследовательской работы географической направленности.
Образовательная область, в которой реализуется программа. Естествознание
С какого времени используется данная программа. Июнь 2021.
Краткая информация об опыте работы по данной программе.
Данная программа была апробирована в июне 2021 года в рамках работы отряда «Поиск» старшей группы лагеря дневного пребывания. Обучающиеся проявили большой интерес к изучению истории родного села. Наиболее запоминающейся оказалась экспедиция на старый Московский тракт с посещением захоронений японских военнопленных. Было решено расширить практику однодневных экспедиций, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Дети посетили исторические места села, познакомились с особенностями его застройки и архитектурой. Работая в архиве школьного музея, обучающиеся познакомились с летописью школы, историей предприятий села. Решили пополнить экспозицию «Дети Войны» новыми сведениями о тружениках тыла; собрать информацию о старожилах села и их воспоминаниях. Трудность реализации программы в полном объеме заключалась в том, что многие дети рассматривают пребывание в ЛДП как отдых, в то время как краеведческая работа требует определенного желания и терпения при ее выполнении. Поэтому решено было создать отдельный отряд из обучающихся желающих заниматься исследовательской деятельностью.
География использования или место дислокации работы по программе. МБОУ «Мальтинская СОШ», с. Мальта, окрестности села.
Педагогический и инструкторский состав (квалификация). Матвеева Наталья Анатольевна, учитель географии, высшая квалификационная категория. Кочко Даниил Владимирович, учитель ОБЖ.
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул у обучающихся происходит разрядка накопившейся за год напряженности. Детям необходимо восстановление израсходованных сил, здоровья, а появившееся свободное время можно использовать для развития творческого потенциала. Все эти функции и выполняет «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА» с дневным пребыванием детей. Занятия географией и краеведением являются одним из видов социально-позитивной деятельности, интенсивно развивающим у подростков такие личностные качества как ответственность, самостоятельность, способность к взаимопомощи. Краеведение формирует у них любовь к родному краю, интерес к его истории, культуре. Экологические знания способствуют развитию интеллекта. Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одна из проблем обучения и воспитания в современной школе заключается в том, что краеведение и экология не достаточно отражены в школьных программах или отсутствуют вовсе. Подростки плохо ориентируются в окружающей среде, слабо знают историю села, не обладают навыками исследовательской и проектной деятельности, потребительски относятся к природе. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана желанием восполнить эти пробелы в воспитании и образовании подростков, модернизировать формы внеклассной работы, формировать навыки социального взаимодействия. Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда начинает осваивать деятельность исследователя-практика: знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке, узнает о специфике походной жизни, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края. Особенно эффективно процесс освоения социальных знаний происходит тогда, когда школьники в полевых условиях знакомятся с окружающим социальным миром, с жизнью людей родного села: их нормами и ценностями, бедами и проблемами, этническими и религиозными особенностями. Приобретение этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на уроках или дома. Опыт социального взаимодействия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Система сменных должностей — это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Во время экскурсий, похода, экспедиции школьники участвуют в благотворительной работе:
уход за могилами японских военнопленных;
очистка от мусора минерального источника, берегов Мальтинского озера, благоустройство туристических стоянок.
Оказание тимуровской помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, старожилам села.
В течение одной смены ребята:
на теоретических занятиях изучат: ориентирование на местности, виды систематизации и анализа статистических и архивных материалов, методику написания исследовательской и проектной работы, основы краеведения и экологии, правила техники безопасности и этических норм туриста.
на практических занятиях научатся проводить интервьюирование, описание ландшафта, проводить фото - и видео - съемку изучаемых объектов, познакомятся с элементарными туристскими навыками, техникой пешеходного туризма.
Во время экскурсий изучат уникальные памятники родного села его историю и природу.
На соревнованиях и конкурсах проявят свои знания и умения в области географии, краеведения, экологии и туризма
Данная программа по своей направленности является профильной, т. е. имеет одну ведущую деятельность – исследовательскую, общегеографическую. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав школы– это обучающиеся в возрасте 12 – 15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в разновозрастной группе из 20 человек.
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, через систему исследовательской работы географической направленности.
– способствовать развитию коммуникативных способностей и лидерских качеств у подростков;
Ожидаемый результат:
Укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям общества.
Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Приобретение опыта социального взаимодействия.
Приобретение новых знаний и навыков в области исследования и проектной деятельности, географии, краеведения, экологии и туризма
Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Описание разделов программы
№
п./п
Название блока
Краткое описание
Элементарные туристские навыки
1
Техника безопасности
Правила поведения в горах, в лесу, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила гигиены туриста
2
Этические правила туристов
Трудовая этика туриста. Распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Отношение к слабым и отстающим в походе. Поведение у костра, за столом. Отношение к памятникам истории и культуры. Правила общения с местными жителями.
3
Туристские навыки
Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристических стоянок
4
Техника пешеходного туризма
Спортивное туристическое снаряжение и его назначение. Страховки. Переправы через препятствия. Туристские узлы.
Ландшафтное описание
5
Ориентирование на местности
Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Компас. Азимуты - прямой и обратный. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование.
Игра «Сокровище капитана Флинта»
6
Фенологические наблюдения
Понятие о фенологии как науке. Сезонные изменения в природе. Календарь погоды. Фенологические наблюдения за природой и их связь с народными приметами.
7
Основы экологии.
Знание полезных растений и трав. Викторина «В гостях у доктора Айболита». Познавательная игра «Берегите лес от пожара» Экологический десант - уборка «Не дадим земле погибнуть»
Интересные люди нашего села
8
«Дети войны»
Пополнение школьной музейной экспозиции «Дети войны», в которой отразился жизненный путь и особенно трудное военное детство «тружеников тыла», проживающих в нашем селе.
9
«История повседневности»
Сбор и систематизация информации для участия в историческом конкурсе «Человек в истории. XXI век». Навыки анкетирования и интервьюирования.
Конкурс «Лучший корреспондент»
Памятные места села
10
Экскурсии по памятным местам села
Навыки фото и видео съемки. Особенности выбора объекта. «О чем может рассказать фотография». Комментарии к видеосюжетам.
11
Описание памятных мест.
Работа с архивными материалами и материалами музейной комнаты. Их анализ и систематизация.
12
Составление буклетов и баннеров.
Навыки работы с компьютерными программами.
Конкурс «Самый лучший буклет о родном селе»
Этнография
13
История формирования населения села
Динамика численности населения. Этнический состав села. Навыки работы со статистическими материалами. Их обработка, составление диаграмм и графиков. Анализ.
14
Архитектура села. Особенности застройки
Навыки фото и видео съемки. Особенности выбора объекта. «О чем может рассказать фотография». Комментарии к видеосюжетам. Изучение архивных материалов.
«Калейдоскоп идей» интеллектуальные соревнования.
Методика написания исследовательской работы.
Исследовательский проект: его структура и отличительные особенности.
Календарный план профильной смены лагеря.
№
п/п
Дата
Тема занятий
Примечание
1
03.06
Правила поведения в горах, в лесу, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила гигиены туриста
Составление правил поведения юных туристов; распределение должностей в группах; составление маршрутов экспедиций.
2
04.06
Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Компас. Азимуты - прямой и обратный. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование.
Игра «Сокровище капитана Флинта»
3
05.06
Понятие о фенологии как науке. Сезонные изменения в природе. Календарь погоды. Фенологические наблюдения за природой и их связь с народными приметами. Экскурсия в музей природы.
4
06.06
Трудовая этика туриста. Распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Отношение к слабым и отстающим в походе. Поведение у костра, за столом. Отношение к памятникам истории и культуры. Правила общения с местными жителями.
5
07.06
Знание полезных растений и трав. Викторина «В гостях у доктора Айболита». Познавательная игра «Берегите лес от пожара» Экологический десант - уборка «Не дадим земле погибнуть»
6
08.06
Пополнение школьной музейной экспозиции «Дети войны», в которой отразился жизненный путь и особенно трудное военное детство «тружеников тыла», проживающих в нашем селе. Конкурс «Лучший корреспондент»
7
10.06
Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристических стоянок
8
11.06
Сбор и систематизация информации для участия в историческом конкурсе «Человек в истории. XXI век». Навыки анкетирования и интервьюирования.
Экскурсия в краеведческий музей г. Усолье-Сибирское
9
13.06
Навыки фото и видео съемки. Особенности выбора объекта. «О чем может рассказать фотография». Комментарии к видеосюжетам.
10
14.06
Спортивное туристическое снаряжение и его назначение. Страховки. Переправы через препятствия. Туристские узлы.
11
15.06
Работа с архивными материалами и материалами музейной комнаты. Их анализ и систематизация. Экскурсия в архив г. Усолье-Сибирское.
12
17.06
Навыки работы с компьютерными программами.
Конкурс «Самый лучший буклет о родном селе» Переправы через препятствия. Туристские узлы.
13
18.06
Динамика численности населения. Этнический состав села. Навыки работы со статистическими материалами. Их обработка, составление диаграмм и графиков, Анализ.
14
19.06
Туристские навыки – итоговое соревнование. «Калейдоскоп идей» - определение темы и структуры итоговой исследовательской работы (на основе собранных материалов).