"С чего начинается Родина". Программа географического кружка 5-9 классы ФГОС
"С чего начинается Родина". Программа географического кружка 5-9 классы ФГОС
В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Предлагаемый географический кружок «Хочу все знать» призван обеспечить патриотическое воспитание 11-16 летних школьников на основе комплексного подхода к освещению пути становления школьника как личности и гражданина России за счёт реализации программы «С чего начинается Родина?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"С чего начинается Родина". Программа географического кружка 5-9 классы ФГОС »
Муниципальное образование г. Горячий Ключ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
Утверждаю:
Директор школы:
_______________ Смыкало Л.Б.
«____» __________2014г.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК
Дополнительная образовательная программа
11-16 лет, пять лет обучения
5 – 9 классы
Бакурадзе Леонид Амбросиевич,
учитель географии
г. Горячий Ключ
2014
Внутренняя экспертиза образовательной программы
№ п/п
Критерии оценивания
Оценка
1
Оформление титульного листа
+
2
Заполнение информационной карты программы
+
3
Пояснительная записка:
а) обоснование необходимости разработки программы
+
б) актуальность программы, ее новизна и отличие от аналогичных программ
+
в) преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательных школ
+
г) цели и задачи курса
+
д) взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в саморазвитии
+
е) возрастные и психологические особенности набора детей, уровень развития
+
ж) этапы, продолжительность реализации программы
+
з) ведущие теоретические идеи, подходы, технологии
+
и) ключевые определения, важнейшие понятия программы
+
к) общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой
+
л) основные методы усвоения детьми материала, развивающие навыки их творческой деятельности
+
м) формы работы с детьми (презентации, лекции, экскурсии, походы, мероприятия, встречи, беседы)
+
н) прогнозируемые результаты (что будут знать и какими УУД будут обладать обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю, какие качества личности могут быть развиты у детей, и как это определяется)
+
о) формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции, лекции)
+
п) средства реализации программы
+
4
Учебно-тематический план
+
5
Содержание программы
+
6
Условия реализации программы:
а) перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения
+
б) материально – техническое оснащение программы, средства обучения
+
7
Механизм оценки получаемых результатов:
а) формы учета УУД
+
б) формы оценки качества результативность обучения
+
в) диагностические методики
8
Литература:
а) методическая литература для педагога
+
б) учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, место издания, издательство, год издания)
+
9
перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей
+
Директор:
Зам. директора по УВР:
Учитель географии:
Л.А.Бакурадзе
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
Тип программы
Адаптированная
2
Образовательная область
Естествознание
3
Направление деятельности
Естественно - научная
4
Способ освоения содержания образования
Эвристическая, исследовательская
5
Уровень освоения содержания образования
Углубленный
6
Уровень реализации
Основное образование
7
Форма реализации
Групповая, индивидуальная
8
Продолжительность реализации
Пять лет
Пояснительная записка
В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Предлагаемый географический кружок «Хочу все знать» призванобеспечить патриотическое воспитание 11-16 летних школьников на основе комплексного подхода к освещению пути становления школьника как личности и гражданина России за счёт реализации программы «С чего начинается Родина?».
О Программе. Так с чего начинается Родина? Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.
Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.
Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др.). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.
При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «районирование», «регионы», «население», «хозяйство», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», «геополитика», «глобализация» что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.
В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:
интереса к географии и смежным наукам;
умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Новизна. Комплексный подход в контексте «… с чего начинается Родина?! », обеспечивает интенсивное встраивание учащегося в учебный процесс за счет работы на опережение и формирование у него мозаичных, а не калейдоскопических знаний.
Функционал. Программа рассчитана на обучение детей в течение 5 лет. В объединение набираются все желающие учащиеся от 11 до 16 лет независимо от их уровня подготовки. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет 15 – 25 человек. Программа предполагает индивидуально-групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. в т.ч - 1 академический час (40 минут) в школе (групповое) и 1 академический час в неделю самостоятельно (индивидуально) дома, на территории городка. Всего на каждый год - 68 часов. Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.
Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.
Воспитательные:
Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы
теоретические занятия, экскурсии,
практические занятия на местности и в камеральных условиях,
различные акции экологического содержания,
подготовка проведение праздничных и други мероприятия, неделя географии.
Содержание ПРОГРАММы
№
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
Теория
Практика
5 класс Земля – планета солнечной системы
34
18
16
1
Виды изображения поверхности
9
5
4
Введение. Определение сторон света и азимута. Компас. Бинокль.
2
1
1
План местности. Составление плана
2
1
1
Географическая карта. Экватор. 0-меридиан.
1
1
Координатная сетка. Широта. Долгота
2
1
1
Определение расстояний на карте.
2
1
1
2
Строение Земли. Оболочки
19
10
9
Литосфера
2
1
1
Земная кора. Рельеф
2
1
1
Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые
4
2
2
Гидросфера
2
1
1
Мировой океан
2
1
1
Воды суши
2
1
1
Атмосфера
2
1
1
Биосфера
2
1
1
Взаимосвязь компонентов природы
1
1
3
Население Земли
4
2
2
Расы и народы Земли
2
1
1
Страны
2
1
1
4
Человек и природа
2
2
Взаимодействия человека и природы
1
1
Опасные природные явления
1
1
6 класс Материки и океаны
34
17
17
1
Земля – уникальная планета
6
3
3
Поверхность Земли
2
1
1
Как люди открывали Землю
2
1
1
Карта как источник географических знаний
2
1
1
2
Главные особенности природы Земли
10
5
5
Литосфера и рельеф Земли
2
1
1
Атмосфера и климаты Земли
2
1
1
Гидросфера
2
1
1
Географическая оболочка
2
1
1
Земля - планета людей
2
1
1
3
Океаны. Течения в океанах
4
2
2
Тихий, Индийский и Атлантический океан.
2
1
1
Северный ледовитый и Южный океан
2
1
1
4
Материки
12
6
6
Южные материки
7
4
3
Африка
2
1
1
Австралия и Океания
2
1
1
Южная Америка
2
1
1
Антарктида
1
1
Северные материки
5
2
3
Северная Америка
2
1
1
Евразия
3
1
2
5
Земля - наш дом
2
1
1
Особенности географической оболочки. Опасные явления
1
1
Взаимодействие природы и человека. Ресурсы
1
1
7 класс Природа России
34
24
10
1
Наша Родина на карте мира
6
3
3
Географическое положение. Общие сведения
1
1
Моря, омывающие берега России
1
1
Россия на каре часовых поясов
1
1
Возникновение и развитие государства Российского
1
1
Как осваивали и изучали территорию России
1
1
Актуальное геополитическое положение России
1
1
2
Рельеф. Геологическое строение. Полезные ископаемые РФ
6
3
3
Особенности рельефа
1
1
Геологическое строение
1
1
Развитие форм рельефа
1
1
Минеральные ресурсы
3
1
2
3
Климат и климатические ресурсы России
2
1
1
От чего зависит климат нашей страны
1
1
Типы климатов России
1
1
4
Внутренние воды и водные ресурсы России
3
2
1
Разнообразие внутренних вод. Реки и озера
1
1
Болота, ледники, многолетняя мерзлота
1
1
Водные ресурсы
1
1
5
Почвы России
2
2
Образование почв и их разнообразие
1
1
Почвенные ресурсы
1
1
6
Растительный и животный мир России
3
2
1
Основные типы растительности
1
1
Разнообразие животного мира России
1
1
Растительные ресурсы и ресурсы животного мира
1
1
7
Природное районирование России
2
2
Разнообразие природных комплесов
1
1
Природные зоны
1
1
8
Природа регионов России
6
6
Русская (Восточно-Европейская) равнина
1
1
Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России
1
1
Урал – каменный пояс земли Русской
1
1
Западно-Сибирская низменность (равнина)
1
1
Восточная Сибирь – величие и суровость природы
1
1
Дальний Восток – край контрастов
1
1
9
Человек и природа
4
3
1
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
1
1
Антропогенное воздействие на природу
1
1
Рациональное природопользование
1
1
Экологическая ситуация в России
1
1
8 класс Население и хозяйство России
34
24
10
1
Общая характеристика территории
6
3
3
Геополитическое и экономическое положение России
2
1
1
Административно-территориальное деление
2
1
1
Экономическое районирование
2
1
1
2
Население России
6
4
2
Численность населения. Естественный прирост. Миграции
2
1
1
Национальный и религиозный состав населения
1
1
Размещение населения. Городские и сельские поселения
2
1
1
Трудовые ресурсы
1
1
3
Общая характеристика хозяйства России
4
2
2
Природный ресурсы
2
1
1
История развития хозяйства
2
1
1
4
География важнейших межотраслевых комплексов (МОК)
6
5
1
Машиностроительный комплекс
1
1
Комплекс конструкционных материалов
1
1
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
1
1
Агропромышленный комплекс (АПК)
1
1
Транспортный комплекс
1
1
Тенденции развития материально-технической базы России
1
1
5
Западный макрорегион
4
4
Европейский север
1
1
Центральная Россия
1
1
Европейский Юг
1
1
Урал и Поволжье
1
1
6
Восточный макрорегион
3
3
Западная Сибирь
1
1
Восточная Сибирь
1
1
Дольний Восток
1
1
7
Современная материально-техническая и научная база РФ
5
3
2
Экономический потенциал России и современный мир
1
1
Военно-политические и экономические вызовы современности
1
1
Тенденции и направления развития экономики
1
1
Основные направления экономического развития России
Экономические и военно-политические организации мира
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Хочу всё знать». Инструктаж по технике безопасности
Тема 2. План и карта (9 часов)
Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.
Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)
Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей
Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.
Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.
Тема 4. Климат и внутренние воды России, Кубани, города и в/городка. (3 часа)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.
Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки Кубани, озера в окрестностях в/городка и их происхождение. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом «Капелька»
Тема 5. Почвы. Растения и животные России, Кубани, города, в/городка. (3 ч)
Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные Кубани.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», «Растения и животные вокруг нас».
Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах и на тему «Растения и животные вокруг нас».
Тема 6. Возникновение и развитие России, Кубани, города и в/городка. (5 часов)
Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.
Содержание темы: Герб и флаг г. Краснодара, г.Горячий Ключ. Историческое прошлое. Актуальное настоящее. Прогнозы.
Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия
Географическое положение Кубани, г.Краснодара. г.Горячий Ключ, в/городка. Геологическая история. Природные условия.
Практические занятия: История происхождения названий улиц г.Краснодара, г.Горячий Ключ, рек Кубани. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.
Тема 7. Население России, Кубани, города, в/городка . (2 часа)
Основные понятия: миграция, национальный состав.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История заселения. Численность населения России, Кубани, г. Краснодара, г.Горячий Ключ, в/городка. Национальный состав. Миграции населения.
Практические занятия: изучение национального состава Кубани, г. Краснодара, г.Горячий Ключ, в/городка по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.
Тема 8. Улицы и учебные заведения Кубани, города и в/городка. (6 часов)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения. История развития образования. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта«История школы в лицах».
Тема 9. Промышленные предприятия России, края. города. (3 часа)
Основные понятия: хозяйство, сектора экономики, отраслевая структура, энергетическая, топливная, машиностроительная, химическая, строительная и другие отрасли промышленность, предприятия. Сельское хозяйство. Транспорт и связь. Образование и культура.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: Развитие хозяйства (от мастерской по изготовлению подков до «промышленного гиганта»). Развитие в конце 20 века. Промышленные предприятия. Развитие транспорта. Источники загрязнения воды и атмосферы. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха.
Экскурсии на предприятия города (завод Сатурн – солнечные батареи, троллейбусное депо, МЖК, КубГУ, КубГАУ, КубГТУ, Мединститут). Составление картосхемы промышленных предприятий г.Краснодара, г.Горячий Ключ. Создание презентации. Практические занятия: Представление мини-проектов о способах переработка сельхозпродукции.
Тема 10. Знаменитые люди России, Краснодарского края, города, в/городка. (3ч)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов
Содержание темы: Знаменитые люди края, города и в/городка (труженики промышленности и сельского хозяйства, ученные, космонавты, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие края и страны.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.
Планирование исследовательской деятельности учащихся
№
Направления
Исследовательская деятельность
1
Геология
Создание коллекции минералов и полезных ископаемых.
Экскурсии в музей «Стимул» и в краеведческий музей города.
Создание презентации.
4
Улицы города
Работа с различными источниками информации.
Создание мини-проекта «Название улиц моего города».
5
Промышленные предприятия города
Экскурсии на предприятия города.
Изучение продукции, выпускаемой в городе.
Создание презентации: «Предприятия города и их продукция».
6
Состояние природной среды города
Создание туристического маршрута по окрестностям города.
Участие в акциях
7
Учебные заведения города
Создание мини-проекта «История школы в лицах»
Создание мини- проекта «Символика городов Кубани»
8
Знаменитые люди города
Работа с различными источниками информации.
Посещение краеведческого музея.
Создание презентации.
КАЛЕНДАРНО-тематический план
№
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
Теория
Практика
1
1.Введение, вводный урок
1
1
2.План и карта
8
4
4
Географические карты
4
1
3
2
Географические карты
1
3
Географические карты
1
4
Определение расстояний на карте
1
1
5
Определение расстояний на карте
1
1
6
Определение азимута
1
1
Составление плана местности
4
1
3
7
Составление плана местности
1
8
Составление плана местности
1
9
Составление плана местности
1
10
Составление плана местности
1
3.Подготовка к олимпиаде
5
2
3
11
Разбор заданий
1
12
Тренировочные задания
1
13
Тренировочные задания
1
14
Тренировочные задания
1
15
Разбор заданий
1
4.Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые
4
1
3
16
Минералогия
1
17
Геология
1
18
Рельеф и полезные ископаемые
1
19
Рельеф и полезные ископаемые
1
5.Климатические особенности России, края, города
6
3
3
20
Метеорологические наблюдения
1
21
Народные приметы
1
22
Просмотр учебных фильмов
1
23
Внутренние воды города: реки
1
24
Озера окрестности
1
25
Опасные природные явления
1
6.Почвы, растительный, животный мир города, края, России.
2
1
1
26
Почвы, растительный, животный мир города, края
1
27
Почвы, растительный, животный мир России.
1
7.Возникновение и развитие России, края, города
2
1
1
28
Возникновение и развитие России
29
Возникновение и развитие края, города
8.Население России, края, города
6
3
3
30
Народы России
1
31
Распределение населения России
1
32
Миграционные процессы России
1
33
Население края, города
1
34
Население края, города
1
35
Население в/городка и х.Молькино
1
9.Улицы и учебные заведения России, края, города
4
2
2
36
Учебные заведения России, края, города
1
37
Улицы России
1
38
Улицы края, города
1
39
Улицы в/города
1
10.Промышленные предприятия России, края, города
6
2
4
40
Промышленные предприятия России
41
Промышленные предприятия России
42
Промышленные предприятия России
43
Промышленные предприятия края
44
Промышленные предприятия края
45
Промышленные предприятия города
46
Знаменитые люди России, края, города
1
1
12.Исследовательская деятельность
20
7
13
47
Научно-исследовательская работа
48
Технология исследовательской деятельности
49
Этапы исследовательской деятельности
50
Требования к оформлению результатов НИР
51
От идеи к реализации проекта
52
Сбор и обработка информации
53
Сбор и обработка информации
54
Разработка описания проекта
55
Разработка описания проекта
56
Разработка доклада
57
Разработка докладов
58
Составление презентаций (индивидуальная и групповая работа)
59
Составление презентаций (индивидуальная и групповая работа)
60
Защита проекта
61
Защита проекта
62
Защита проекта
63
Защита проекта
64
Защита проекта
65
Защита проекта
66
Разбор результатов
67
Разбор результатов
68
13.Итоговое занятие
1
1
Итого
68
28
40
Средства обучения
Видеозаписи
Презентации
АРМ
Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
Коллекция гербария
Коллекция горных пород и минералов
Карты (настенные, атласы)
Схемы и таблицы
Портреты путешественников
Энциклопедии
Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции
-олимпиады
-неделя естествознания
Ожидаемые результаты и их проверка
ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
повысить свой кругозор;
применять компьютерные технологии в обучении;
знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Базовые знания
- основные термины и понятия минералогии, петрографии;
- основные виды туризма;
- основные методы ориентирования на местности;
- основные виды растений и животных;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
- историю образования и развития России, г.Краснодара, города, в/городка;
УУД
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-различать памятники природы;
-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
-различать охраняемые растения и животных Кубани;
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Список литературы
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010