Формирование образовательных компетенций учащихся по французскому языку в рамках темы «Великие учёные».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точки зрения;
- осознание возможности самореализации средствами французского языка;
- развивать такие качества как толерантность, коммуникативность;
- умение работать в группах и индивидуально;
- повышение своего культурного уровня.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать), развитие памяти, логического мышления, языковой догадки, говорения, умения выделять главное;
- формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развивать коммуникативные компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Великие ученые"»
Методическая разработка урока
по французскому языку
в 11 классе (7-й год обучения)
Тема: Великие ученые
Красовская Ю.А.,
учитель французского языка, МОУ
«Специализированная школа
с углубленным изучением
гуманитарных дисциплин №18
города Донецка»
Тема урока «Великие ученые.»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Формирование образовательных компетенций учащихся по французскому языку в рамках темы «Великие учёные».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точки зрения;
- осознание возможности самореализации средствами французского языка;
- развивать такие качества как толерантность, коммуникативность;
- умение работать в группах и индивидуально;
- повышение своего культурного уровня.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать), развитие памяти, логического мышления, языковой догадки, говорения, умения выделять главное;
- формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развивать коммуникативные компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- повторение и закрепление лексики по теме;
- формировать умения и навыки применения изученного лексического и грамматического материала на практике в таких видах речевой деятельности как: говорение, чтение, аудирование;
- умение работать с различными источниками;
- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- умение читать и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале, догадываясь о значении незнакомых слов;
- умение высказываться на французском языке, оперируя изученным лексико-грамматическим материалом в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учитель предлагает рассмотреть картинки и помогает сформулировать тему и цель урока.
Учащиеся отвечают на приветствие. Формулируют тему и цель урока.
На доске представлены портреты ученых и их изобретения (картинки c надписями): Дмитрия Менделеева, братьев Люмьеров, Гюстава Эйфеля, Сергея Королева, Александра Попова, братьев Монгольфьеров, радиоприемник , таблица Менделеева, кадр черно-белого фильма, Эйфелева башня , макет космического корабля , воздушный шар.
Professeur: Bonjour, mes amis! Je suis ravie de vous voir. Asseyez-vous. Aujourd’hui nous allons apprendre un nouveau thème. Regardez les portraits des hommes célèbres et leurs inventions et dites pourquoi ils sont connus?
Modèle: Dmitri Mendeleïev est connu pour sa classification périodique des éléments.
Sergueï Korolev …
Alexandre Popov …
Les frères de Montgolfier ...
Gustave Eiffel ...
Приложение 1
Professeur: Alors, de quoi allons - nous parlez aujourd’hui?
Elève: об изобретениях, ученых ...
Рrofesseur: Vous avez raison. Aujourd’hui nous allons parler de la science, des savants et leurs découvertes. Le thème de notre leçon est «Les grands savants ». Et à la fin de la leçon je voudrais entendre vos réponses à la question «Quel est le sens de la science?»
II. Основная часть
Открытие нового знания
Учитель раздает карточки и предлагает ученикам изучить новые слова по теме урока.
Professeur: Pour enrichir votre vocabulaire sur ce thème, je vous propose de faire connaissance avec des mots nouveaux.
Liste des mots à retenir:
science (f) – наука
domaine (m) – область, сфера
savant (m) - ученый
chercheur (m) - исследователь
explorateur (m) - исследователь
inventeur(m) - изобретатель
découverte (f) scientifique – научное открытие
technologie(f) - технология
possible (impossible) – возможный (невозможный)
important - важный
améliorer - улучшить
faciliter - облегчить
exister - существовать
étudier - изучать
s’intéresser à qch – интересоваться чем-либо
s’adresser aux encyclopédies - изучать энциклопедии
se renseigner – наводить справки, изучать
surfer sur Internet – искать в интернете
savoir davantage sur – знать больше о чем-либо
Первичное закрепление
Игра «Переводчик»:
учитель раздает карточки, предлагает учащимся поработать в парах: подобрать перевод к французским словам и проверить себя.
Учащиеся в парах находят перевод слов и проверяют себя.
Professeur: Trouvez une bonne traduction. Faites cet exercice en paire.
1) la science
a) изучать
2) un domaine
b) интересоваться чем-либо
3) un savant
c) улучшить
4) un inventeur
d) научное открытие
5) une découverte scientifique
e) технология
6) une technologie
f) облегчить
7) important
g) наука
8) améliorer
h) ученый
9) faciliter
i) изобретатель
10) exister
j) область, сфера
11) étudier
k) важный
12) s’intéresser à qch
l) существовать
Приложение 2
Упражнение на повторение способов словообразования.
Учитель раздает карточки и предлагает подобрать к каждому существительному однокоренные слова.
Учащиеся в парах выполняют упражнение по модели, используя словари.
Professeur: Pour mieux retenir les mots faisons encore un exercice: faites d’un mot un autre (écrivez les mots de la même famille). Travaillez en paire.
Modèle: étude (f) – étudiant (m) - étudier
recherche (f) - ….. - …..
invention (f) - ….. - …..
exploration (f) - ….. - …
science (f) - ….. - ….. - …..
facilité (f) - ….. - …..
Приложение 3
Включение нового знания в систему знаний.
Развитие умений в аудировании текста.
Учитель предлагает учащимся послушать текст, озаглавить текст и сказать о какой области науки идет речь, выполнив упражнение.
Учащиеся выполняют упражнение и сами себя проверяют, затем отвечают на вопросы учителя, предлагают название текста.
Professeur: Pouvez-vous imaginer notre vie sans découvertes et inventions, sans stylo-bille ou sans portable, sans parapluie ou sans ordinateur et Internet? Ecoutez le texte et dites de quel domaine de la science s’agît-il dans ce texte?
***
Il est bien connu que la technologie la plus révolutionnaire de la fin du vingtième siècle caractérise l’informatique.
L’informatique est partout: dans les banques, les grands magasins, les avions et les trains, à l’école, sur les écrans de télé et de cinéma, dans les téléphones et les machines à laver, dans la médecine, la musique, etc.
Que signifie exactement le terme informatique? C’est la combinaison des mots “information” et “automatique”. C’est donc la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à une machine électronique, l’ordinateur.
L’informatique est née aux Etats-Unis, juste après la Seconde Guerre mondiale. Elle répondait à la nécessité de calculer sans risqué d’erreurs et beaucoup plus rapidement que le cerveau humain.
Aujourd’hui, l’ordinateur est un outil rapide, avec une grande et infatigable mémoire. Il remplace l’homme dans beaucoup de domaines.
Pour mieux comprendre:(словазаписанынадоске)
les Etats-Unis - США
la Seconde Guerre mondiale – Вторая Мировая война
partout – везде, всюду
signifier - означать
traiter – обрабатывать (информацию)
nécessité(f) - необходимость
cerveau(m) – мозг
Professeur: Avez-vous bien compris le texte? Quel titre pouvez-vous donnez à ce texte? Completez les phrases:
1. L’informatique est partout: dans les banques …..
2. Le terme informatique signifie la combinaison des mots …
3. L’informatique est née aux …
4. L’informatique c’est la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à …
5. Aujourd’hui, l’ordinateur remplace …
Regardez l’écran. Contrôlez-vous vous-mêmes.
Приложение 4
Речевая ситуация: «А знаете ли вы области науки?».
Учитель предлагает учащимся рассказать, какие еще области науки знают ученики.
Ученики читают предложения на экране и высказывают свою гипотезу.
Professeur: Quels domaines de la science savez-vous? Lisez les phrases et devinez le domaine de la science?
1. Cette science étudie la Terre, et plus particulièrement la lithosphère.
2. Cette science fait l'étude d'une planète, ses terres, ses caractéristiques, ses habitants, et ses phénomènes.
3. C’est la science du vivant. Elle recouvre une partie des sciences de la nature et de l'histoire naturelle des êtres vivants (micro-organisme, animaux et végétaux).
4. C’ est une science de la nature qui étudie les éléments chimiques et les réactions chimiques.
5. Ce mot vient du grec et signifie « science, connaissance ». Elles possèdent plusieurs branches telles que : l'arithmétique, l'algèbre, l'analyse, la géométrie, la logique mathématique, etc.
6. Le terme de cette science vient du grec et signifie « connaissance de la nature ». Elle étudie le monde qui nous entoure sous toutes ses formes, des lois de sa variation et de son évolution.
Приложение 5
Работа с текстом: биография Луи Пастера.
Учитель предлагает прочитать биографию французского ученого Луи Пастера и кратко изложить содержание текста, выполнив упражнение.
Учащиеся читают биографию, выполняют упражнение по тексту и рассказывают о Пастере.
Professeur: Chaque science a ses héros. Je veux vous présenter un des savants français Louis Pastеur. Quelles découvertes a-t-il fait? Lisez le texte et faites un petit rapport. (Ouvrez vos livres à la page 63!)
Terminez les phrases:
1. Une des plus importantes découvertes de Pasteur c’est …
2. Le malheureux mordu par un animal enragé mourait …
3. Selon Pasteur, à l’origine de la rage était …
4. C’est … qui a vacciné pour la première fois un petit garçon malade.
5. Encore une découverte importante de Pasteur c’est …
6. Des milliers de gens de tous les pays du monde honorent…
Regardez l’écran. Contrôlez-vous vous-mêmes. Faites un petit rapport.
Приложение 6
Речевая ситуация: «Знаете ли вы французских ученых и их изобретения».
Учитель предлагает вспомнить французских ученых и их изобретения, прочитав о них предложения на экране.
Учащиеся читают и отвечают.
Professeur: Quels savants français savez-vous? De qui s’agît-il? Quels sont leurs inventions au progrès scientifiques et techniques?
Lisez les petits textes ci-dessous et devinez les noms des savants français:
1. Cet ingénieur a construit le symbole de Paris. Cette tour porte son nom. C’est ….
2. Ces deux frères ont inventé le cinématographe. Ce sont ….
3. En 1783 ces deux frères ont inventé les premiers ballons aérostatiques. Ce sont ….
4. Fondateur de la microbiologie, il a découvert le vaccin contre la rage. C’est …
5. Ce voyageur, pionnier de la recherche océanographique, a familiarisé le grand public avec le monde de la mer et ses mystères. C’est …
6. C’est un génie universel, un philosophe humaniste, observateur et expérimentateur qui a beaucoup fait progresser la connaissance dans les domaines de l'anatomie, de l'optique et de l'hydrodynamique. Un de ses œuvres, les plus connus c’est la Joconde. C’est ....
Voici leurs noms : Léonard de Vinci, Joseph et Etienne de Montgolfier, Gustave Eiffel, Louis Pasteur, Jacques-Yves Cousteau, Auguste et Louis Lumière.
Приложение 7
Речевая ситуация: «Какими качествами обладает ученый»
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по модели.
Учащиеся формулируют ответы по предложенной модели.
Professeur : Les savants explorent le cosmos, les mers, les fonds de la Terre, les continents, l’atome. Est-ce facile d’être savants ? Quelles qualités le savant doit-il avoir ? Qu’en pensez-vous ? Parlez des qualités des savants.
Modèle: « Pour devenir un bon savant, il faut être instruit ».
Речевая ситуация: «Какую пользу научные открытия и изобретения приносят человечеству?»
Учитель предлагает учащихся сформулировать ответ на вопрос ситуации (упражнение-опора на слайде).
Учащиеся строят высказывания.
Professeur: A quoi servent les découvertes des savants? Choisissez une réponse:
1. Je pense que les découvertes des savants servent …
2. Je crois que les découvertes des savants servent …
3. Je suis sûr que les découvertes des savants servent …
a) au bien des peuples.
b) pour faciliter le travail.
c)pour améliorer notre vie.
Работа над мини-проектом «Роль науки в нашей жизни».
Учитель предлагает поработать над мини-проектом, ответив на вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы. Делятся на группы. Каждая группа учащихся готовит рассказ по заданной теме и демонстрирует свой вариант работы.
Professeur: Parlez de la science, des savants et des découvertes. Répondez aux questions. Faites votre récit en groupe.
1. Etes-vous pour ou contre le progrès technique?
2. Quelles inventions pouvez-vous nommer?
3. Est-ce possible de vivre sans medicaments, sans portable, sans ordinateur, sans Internet?
4. Qui font de la science?
5. Quels savants français connaissez-vous?
6. Qu’est-ce que c’est la science?
7. Quels domaines de la science savez-vous?
8. Est-ce que la science joue un grand rôle dans notre vie? Pourquoi?
9. Est-ce que les découvertes des savants, des chercheurs et des explorateurs améliorent notre vie, facilitent le travail?
III. Заключительная часть
Подведение итогов.Рефлексия.
Учитель предлагает подвести итоги урока:
- о чем сегодня мы говорили на уроке?
- что узнали нового?
- что было самым интересным?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Professeur: Vous avez bien travaillé aujourd’hui. Qu’est-ce que vous avez appris de nouveau? Qu’est-ce qui était le plus intéressant?
Pouvez-vous repondre à ma question «Quel est le sens de la science?»
Elève: Je pense que… J’ai appris que…
Домашнеезадание (дифференцированное):
Professeur: Votre devoir à votre choix:
I. Ecrivez un petit rapport d’un savant français. Répondez: Qui ...? Comment s’appelle …? Quelles découvertes …? (не менее 5-7 предложений)
II. Ecrivez une lettre à votre correspondante françaiseMathilde. (En 100 mots). Répondez à 3 questions: Est-ce possible de vivre sans science? Quelles inventions pouvez-vous nommer? Parlez du rôle de la science dans votre vie. Respectez les règles de la correspondance.
Professeur: Je vous remercie pour votre travail. Au revoir.
Приложение 1
Dmitri Mendeleïev est connu pour sa classification périodique des éléments.
Sergueï Korolev est connu pour sa fusée.
Alexandre Popov est connu pour la radio.
Les frères de Montgolfier sont connus pour leurs ballons aérostatiques.
1. L’informatique est partout: dans les banques les grands magasins, les avions et les trains, à l’école, sur les écrans de télé et de cinéma, dans les téléphones et les machines à laver, dans la médecine, la musique, etc.
2. Le terme informatique signifie la combinaison des mots “information” et “automatique”.
3. L’informatique est née aux Etats-Unis (après la Seconde Guerre mondiale).
4. L’informatique c’est la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à l’ordinateur.
5. Aujourd’hui, l’ordinateur remplace l’homme dans beaucoup de domaines.
Приложение 5
1. Cette science étudie la Terre, et plus particulièrement la lithosphère. (géologie)
2. Cette science fait l'étude d'une planète, ses terres, ses caractéristiques, ses habitants, et ses phénomènes. (géographie)
3. C’est la science du vivant. Elle recouvre une partie des sciences de la nature et de l'histoire naturelle des êtres vivants (micro-organisme, animaux et végétaux). (biologie)
4. C’ est une science de la nature qui étudie les éléments chimiques et les réactions chimiques. (chimie)
5. Ce mot vient du grec et signifie « science, connaissance ». Elles possèdent plusieurs branches telles que : l'arithmétique, l'algèbre, l'analyse, la géométrie, la logique mathématique, etc. (mathématiques).
6. Le terme de cette science vient du grec, signifie « connaissance de la nature ». Elle étudie le monde qui nous entoure sous toutes ses formes, des lois de sa variation et de son évolution. (physique)
Приложение 6
1. Une des plus importantes découvertes de Pasteur c’est une vaccination contre la rage.
2. Le malheureux mordu par un animal enragé mourait absolument de la rage.
3. Selon Pasteur, à l’origine de la rage était un microbe.
4. C’est Pasteur qui a vacciné pour la première fois un petit garçon malade.
5. Encore une découverte importante de Pasteur c’est “pasteurisation”
6. Des milliers de gens de tous les pays du monde honorent le nom de Louis Pasteur.
Приложение 7
1. Cet ingénieur a construit le symbole de Paris. Cette tour porte son nom. C’est Gustave Eiffel.
2. Ces deux frères ont inventé le cinématographe. Ce sont Auguste et Louis Lumière
3. En 1783 ces deux frères ont inventé les premiers ballons aérostatiques. Ce sont Joseph et Etienne de Montgolfier.
4. Fondateur de la microbiologie, il a découvert le vaccin contre la rage. C’est Louis Pasteur.
5. Ce voyageur, pionnier de la recherche océanographique, a familiarisé le grand public avec le monde de la mer et ses mystères. C’est Jacques-Yves Cousteau.
6. C’est un génie universel, un philosophe humaniste, observateur et expérimentateur qui a beaucoup fait progresser la connaissance dans les domaines de l'anatomie, de l'optique et de l'hydrodynamique. Un de ses œuvres, les plus connus c’est la Joconde. C’est Léonard de Vinci.
Списоклитературы
1. Ю.М. Клименко, Французька мова, пiдруч. для 11 кл.(7-й рiк навчання, для ЗНЗ з вивченням двох iноземних мов,7-й рiк навчання, профiльний рiвень)-К.: Генеза, 2011.
2. А.С. Кулигина, А.В Щепилова. Французский язык. Твой друг французский язык. 9 класс. М. Просвещение, 2012г.
3. Тупицына, Н.М. Технология организации групповой работы. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://festival.1september.ru/articles/579384/