Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках французского языка»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников. Работая в разных классах и учитывая особенности учащихся, на своих уроках французского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, я стараюсь использовать элементы здоровьесберегающих технологий, целью которых является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, рациональное освещение, свежий воздух, чистота), урок не должен быть однообразным и монотонным. Я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, проводить уроки в атмосфере положительных эмоций. Ведь доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Для снятия усталости детей и умственного напряжения, для повышения их работоспособности на уроке и положительных эмоций я провожу зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, рифмовки, заинтересованность чем-нибудь новым и необычным.
Физкультминутки подразделяются на имитивные, ритмические и танцевальные. Во время имитивной физкультминутки учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности все его жесты и движения. Вот пример такой зарядки:
Un! Deux! Levons les bras.
Trois! Quatre! Marchons au pas.
Un! Deux! Les bras au dos !
Trois! Quatre! Et le front haut .
Un! Deux! Pied en dehors
Trois! Quatre! Nous serons forts .
Для проведения ритмических физкультминуток можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями. Deux jolis bateaux
Pour aller sur l`eau
Le tien est tout blanc
Le mien va devant
Le tien est tombe
Le mien est gagne. ( G.Delanay )
Танцевальные физкультминутки проводятся под музыку. Учащиеся исполняют французские народные песни, сопровождая из танцевальными движениями. Это не только познакомит учащихся с народным творчеством страны изучаемого языка, но также будет способствовать развитию непринужденности и эмоциональности движений. Песня также служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков и аудирования. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, приводящие к быстрому восстановлению работоспособности. Дети очень любят играть. К таким играм относятся игры пантомимы. При изучении темы «Mes animaux» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «Le sport» детям дается задание изобразить виды спорта.
Своеобразной зарядкой является смена деятельности. Так, например, рисование способствует не только отдыху, но и запоминанию лексики, так как при этом дети рисуют то, о чем слышат.
J`ai dessine sur un carton
Une cane et cinq canettons
Une bergere et six moutons
Jeanneton avec son cruchon.
J`ai vu trois lapins
Faisant du patin
Sous un vert sapin
J`ai vu trios poussins
Faisant du dessin
Dans un vieux basin.
Разрядку можно проводить и в форме музыкальной паузы, ведь музыка способна эффективно воздействовать на чувства и эмоции учащихся. При прослушивании музыкальных произведений французских композиторов происходит не только расслабление, снятие напряжения, но и знакомство с музыкальной культурой Франции.
Новизна, ожидание чего -то необычного тоже служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя с использованием наглядности, смех, вызванный забавной или остроумной историей, также способствует снятию напряжения.
У многих учащихся ухудшается зрение, поэтому я провожу на уроках разрядку в виде упражнений для глаз.
Если глаза устали: помограй, глаза омоются слезной жидкостью. Подойди к окну, найди какой-нибудь предмет, сосредоточь на нем взгляд. Затем осторожно повращай глазами в одну сторону, потом в другую. Посмотри глазами налево, направо, вверх, вниз. Закрой глаза на 30 сек.
Во избежание усталости учащихся организуется смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, 2мозговой штурм. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Используемая литература:
Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
« Современные требования к уроку» - Завуч – 2005.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение,1981
Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука.-1960.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(236) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам», по учебнику: Русский язык Соловейчик М.С. "
["seo_title"] => string(148) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-kak-ieshchie-izmieniaiutsia-slova-izmienieniie-po-padiezham-po-uchiebniku-russkii-iazyk-solovieichik-m-s"
["file_id"] => string(6) "126558"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415195720"
}
}