Просмотр содержимого документа
«Повышение интереса учеников и развитие их творчества во внеурочное время»
Повышение интереса учеников и развитие их творчества во внеурочное время
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Внеклассная работа делает изучение иностранного языка привлекательным. Она дает возможность учителю использовать культуроведческий материал, знакомить детей с обычаями, традициями, праздниками, историей страны, язык которой они изучают. А главное через внеклассную работу мы можем воспитывать детей, помогая им стать личностью. Мы развиваем в них такие черты характера, которые необходимы молодому человеку в современной жизни. Во внеклассной работе заложены большие возможности, т.к. именно здесь преодолевается инертность, безынициативность слабых учащихся, их боязнь говорить на иностранном языке. В инсценировках ребенок говорит словами своего героя, т.е. находится как бы в маске.
В детских стишках, песнях заложено много юмора. Они легко рифмуются и запоминаются наизусть. Кроме того, повторяющиеся в стихотворении грамматические структуры создают чувство ритма, а это способствует лучшему и прочному запоминанию. Детские стишки часто ассоциируются с играми. Используя стихи на внеклассных мероприятиях, я знакомлю своих учеников с традициями, бытом и историей Франции.
В повышении интереса учеников и их творчества огромная роль отводится игре. Игра – это весело, это интересно. Но веселье не самоцель. Игра обладает огромной педагогической ценностью. Игра - это активный способ решить многие педагогические наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра – это идеальная возможность отдохнуть, расслабиться после трудного устного упражнения или любого другого утомительного занятия. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый ученик почувствует себя увереннее и будет участвовать в игре намного активнее, если не будет бояться выглядеть смешным или в аутсайдерах.
Независимо от темперамента учителя или учеников, на уроках всегда есть моменты, когда внимание детей рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу, как бы между прочим, не давая им глубоко закрепиться в памяти.Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.
Итак, игра позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать. В процессе игры возникает увлечение, соревновательный азарт, желание победить, то есть возникают эмоции, присущие всем играм. И поэтому на уроках знания, умения и навыки учащихся проявляются более активно.
Игра – это эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Следует сделать вывод, что дети овладевают новыми умениями и навыками в игре, что способствует постоянному развитию памяти, мышлению, вниманию, восприятию, воображению, и речи, т.е. всем познавательным способностям.
По нашему мнению, все виды игр способствуют развитию каких-либо познавательных способностей. Например, в настольной игре «Лото» развиваются внимание, память, логическое мышление. А в ролевой игре – воображение, восприятие, речь на иностранном языке. Отсюда мы делаем вывод о том, что связь между игрой и познавательными способностями тесная.
Как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости и обогащению лексического словаря учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, умения принимать самостоятельные решения, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности. Игры обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, способствуют решению определённых учебно-воспитательных задач по обучению иностранному языку.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.
Разгадывание кроссвордов является одним из самых любимых занятий у многих людей. Они являются не только средством развлечения, но и развития. Кроссворды способствуют поиску человеком самостоятельных ответов на многие вопросы, а через догадки происходит познание мира. Разгадывание кроссвордов на иностранном языке способствует повышению самооценки, а также, они считаются отличным средством для тренировки умственных способностей. Кроме того, отрабатывается правописание и тренируется зрительная память. При разгадывании кроссвордов иногда приходится обращаться к справочной литературе, что расширяет кругозор и углубляет знания.
Большую роль при изучении иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры, различные игровые ситуации. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда- стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Обучение иностранному языку и культуре происходит наиболее эффективно, если оно осуществляется через активные творческие формы работы: песни, стихи,пословицы, игры, творческие проекты и т. д. Через эти задания происходит особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности.
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.
Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению иностранного языка большое значение имеют посещение выставок, театров, собственные театральные постановки, музыкальные и литературные гостиные, виртуальные экскурсии. Подготовка и воплощение в жизнь таких проектов способствуют устойчивому формированию и повышению познавательного интереса учащихся.
Внеклассная работа — средство воспитательной работы и способ повышения интереса к изучению иностранного языка
Общение на иностранном языке становится более эффективным, если между педагогом и учащимися устанавливаются партнерские отношения и создаются условия для раскрытия личностных особенностей учащихся.
Внеурочная деятельность позволяет повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка, углубить и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к предмету, а учащимся — показать свои способности. С помощью внеурочной деятельности реализуются образовательная, воспитательная, развивающая и практическая цели. Только при условии органичного сочетания урочной и внеурочной работы иностранный язык может внести свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности, а именно это является главной задачей современного образования.
В рамках внеурочной деятельности я провожу игры на французском языке, конкурсы на лучшее исполнение песенки, конкурсы на лучшее чтение рифмовок и стихов, можно организовать конкурсы на выразительное чтение текста и чтение про себя на скорость и количество понятой информации; на рассказ по незнакомой картинке, где оценивается полнота высказывания, логичность построения, языковая грамотность высказывания и т. п. Мы готовим и проводим праздники: «Праздник французского алфавита», «По страницам сказок Шарля Перро», «Рождество во Франции», Заочное путешествие в Парижский Диснейленд, по достопримечательностям Парижа и др.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внеурочная деятельность помогает сохранять и развивать мотивацию к изучению иностранного языка, в комплексе реализовывать цели и задачи обучения.