Конспект
урока в 9 классе
Тема
Влияние физических упражнений на основные органы
и системы организма
Цель: Сформировать общее представление о влиянии физических упражнениями и использование других средств здорового образа жизни для укрепления своего здоровья
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и методические приемы:
-эвристическая беседа,
- использование интерактивной наглядности;
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и на оборудование урока.
Сообщение темы и цели урока (слайд )
Введение в тему:
Эпиграфом урока являются следующие слова:
« Здоровый человек - самое ценное произведение природы»
Т. Картейль. (слайд 4)
Учитель: Ребята, прокомментируйте эпиграф нашего урока
(учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Необходимость движений обусловлена всем историческим развитием человечества, наши предки могли существовать (т.е. добывать себе пищу, бороться с врагами, охотиться и т. д.) только при значительной двигательной активности, преодолевая суровые условия внешней среды. Жизнь приспосабливала организм человека к движению, к труду, к условиям окружающей среды. Человек послушно следовал природе.
Ещё 50- 70 лет назад промышленный и сельскохозяйственный труд требовал значительных мышечных усилий. Отсутствие широкой сети транспортных средств заставляло человека много двигаться пешком. Этих напряжений хватало для поддержания функций организма на достаточно высоком уровне.
С ростом и бурным развитием науки и техники за последнее время резко изменился характер трудовой деятельности человека. Автоматизация труда, широкое развитие средств связи, инновационные технологии, улучшение условий жизни лишают человека возможности применения мускульных усилии в достаточной степени.
Миллионы лет человеческий организм формировался и совершенствовался
под влиянием физических нагрузок. Так может ли человеческий организм за столь короткий срок(50-70 лет) полностью приспособиться к современным условиям цивилизации, безболезненно переносить отсутствие должной физической нагрузки? Конечно, нет.
Не так давно появился термин « гипокинезическая болезнь», которая встречается у школьников. Её симптомы таковы: расстройство нормальной деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость. А причина всех этих бед одна – недостаточная физическая активность.
Не заниматься физическими упражнениями и физическим трудом нельзя. Это губительно действует на человеческий организм, кто этим пренебрегает - расплачивается своим здоровьем. По словам известного итальянского физиолога Анджело Моссо, физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит физических упражнений.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Влияние физических упражнений на основные органы и системы организма».
Назовите основные системы организма (слайд 6).
(учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: У каждой системы своё предназначение. Однако все они взаимосвязаны. И чем слаженней работают, тем у человека лучше здоровье.
Кровеносная система (слайд 6) состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам ко всем органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Чем лучше работает сердце, тем качественней организм обогащается кислородом и освобождает от вредных веществ и углекислого газа ткани .
Костно-мышечная система (слайд 7- 9). Основная проблема суставов современного человека – это отсутствие должной на них нагрузки. Если движение и происходит, то в строго ограниченных направлениях. Таким образом, нарушается кровообращение в суставах и снабжение их питательными элементами - сустав начинает разрушаться и стареть намного быстрее. Во время бега, происходят активные движения во всех суставах организма, кровь и лимфа их активно омывают, стимулируя восстановление хрящевой ткани и устранения дегенеративных изменений. Один из главных компонентов здорового позвоночника – это упругие и хорошо развитые межпозвоночные диски. Особенность строения межпозвоночных дисков заключается в том, что питательные элементы они могут получать только из окружающих тканей посредством диффузии. У межпозвоночных дисков взрослого человека нет своих кровеносных сосудов. Спасти межпозвоночные диски от «полуголодного» существования могут бег или длительная ходьба. Во время таких тренировок позвоночник получает периодическую вертикальную нагрузку, благодаря которой межпозвоночные диски сжимаются и набухают много-много раз подряд, впитывая питательные элементы, воду и кислород из окружающих тканей. Благодаря этому активизируется обмен веществ и восстановление всего позвоночника.
Пищеварительная система (слайд 10-14) состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря, пищеварительных желез (слюнные, поджелудочная, печень и др.) Пищеварение необходимо для роста и восстановления организма, поддержания умственной и физической работоспособности, а также температуры тела.
Дыхательная система (слайд15) принимает участие в обеспечении организма кислородом, выводит из организма углекислый газ. В дыхательной системе большую роль играют лёгкие. При выполнении таких упражнений , как бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. Увеличиваются размеры грудной клетки и её подвижность. Возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.
Выделительная система (слайд16) очищает организм от продуктов распада и удаляет лишнюю воду. Физические упражнения помогают системе выделения справляться очищением организма. При занятиях увеличивается кровоток. Ускоряются обменные процессы во всех системах, быстрее происходит восстановление организма.
Нервная система (слайд17) регулирует, объединяет, согласовывает деятельность всех систем организма. Любое нарушение связи между нервной системой и органами приводит к болезни. Для хорошего функционирования этой системы рекомендуется заниматься бегом на свежем воздухе, плавании в открытых водоёмах, ходьбой на лыжах, бегом на коньках. Всё это поможет улучшить состояние нервной системы, оздоровить работу всех органов и систем. Очень полезны для нервной системы закаливающие процедуры.
Иммунная система (слайд18). Благодаря регулярным занятиям в крови увеличивается количество эритроцитов, гемоглобина и лимфоцитов, в сыворотке крови наблюдается больше иммуноглобулинов, всё это способствует повышению защитных свойств организма и уменьшает вероятность простудных и вирусных заболеваний.
Эндокринная система (слайд19). Занятия физическими упражнениями ( утренняя зарядка, спортивные игры, туристические походы ) помогают стабилизировать работу эндокринной системы, которая вырабатывает и выделяет в кровь особые химические вещества - гормоны. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое или психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов.
Подведение итогов урока.
Вывод по уроку: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему мы научились?
Домашнее задание: никогда не расставайтесь со спортом. Развивайте и тренируйте все системы организма, удовлетворяйте их потребность в движении.
Заключение
« Долг каждого человека,- писал выдающийся атлет ХХ века Георг Лурих, - всячески заботиться о том, чтобы не стать бессильным, немощным и слабовольным, следить за тем, чтобы его тело было достойно его духа»
Здоровье, красота тела, сила, закалка находятся в ваших руках. Никакого договора с собственной ленью и покоем. Утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивной секции, походы, холодная вода должны стать вашими неразлучными спутниками и сопровождать вас всю жизнь.
Будьте здоровы!!!
Используемая литература
Лях В.И.Физическая культура: учебник для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2008г.
Основы теории физической культуры 10 - 11классы:: учеб. пособие под общ. ред. Ф.И.Собянина, А.И.Замогильнова, М.:Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2006г.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М. Дрофа, 2014
Физическая культура в школе, №7, 1999 г.
http://yandex.ru/yandsearhchl
http://yandex.ru/images