Малая научно – практическая конференция учащихся начальной школы «Знайка»
Тема работы: Утренняя зарядка
Введение
Для исследовательской работы я выбрала тему «Зарядка», так как хотелось связать это с проблемой физического воспитания дошкольников и школьников. Этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются физическим воспитанием детей.
Актуальность : утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.
Объект исследования – утренняя зарядка
Предмет исследования знания о пользе утренней зарядки
Цель исследования – расширение знаний о пользе утренней зарядки.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями, изучить собранный материал;
3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся и педагогов школы
Гипотеза – Утренняя зарядка приносит пользу
Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ.
II Основная часть.
Почему утренняя зарядка так полезна?
«Поднять подняли, а разбудить забыли», – шутим мы, глядя друг на друга в начале рабочего дня. Приходится полусонными добираться до работы или учёбы, всю дорогу клевать носом и безуспешно пытаться сконцентрироваться.
Дело в том, что во время сна кровь в нашем организме циркулирует медленнее, чем во время бодрствования, биение сердца становится медленнее и кровь густеет. Нервная система, как и весь организм, тоже отдыхает и, после пробуждения в организме человека продолжает действовать тормозной процесс, снижена физическая и умственная работоспособность, скорость реакции, чувствительность. Причём состояние нормализации организма может продолжаться довольно долго, около двух-трёх часов.
Каждое утро многие делают зарядку, но без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Благодаря утренней зарядке, которая может проходить всего 10-15 минут, происходит полная нормализация организма, сон уходит. А при регулярных занятиях зарядкой, хотя бы пять дней в неделю, у организма человека повышается общий тонус, замедляются процессы старения, так же нормализуется обмен веществ. Родители будут хорошо экономить на лекарствах, если дети будут ежедневно уделять 15 минут утренней зарядке
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗАРЯДКА?
Зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Гимнастика (от греческого «гимназо» – обучаю, тренирую) – система физических упражнений.
Зарядка (гимнастика) появилась в Древней Греции и служила физическому развитию воинов.
Утренняя зарядка является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Но её нисколько не надо путать со спортивной тренировкой!
Значение зарядки.
- Благодаря зарядке человек быстро и с пользой для здоровья переходит от сна к бодрствованию.
- При выполнении сначала спокойных, затем боле энергичных движений внутренние органы постепенно подготавливаются к работе.
- Систематические занятия физическими упражнениями помогут укрепить мышцы тела, сердце, человек станет сильнее, выносливее, стройным.
Правила утренней зарядки.
- Утреннюю зарядку делайте на свежем воздухе, а зимой – в хорошо проветренной комнате при открытой форточке.
- Костюм, в котором вы выполняете утреннюю зарядку, должен быть легким, не стесняющим движений.
- Упражнения комплекса утренней зарядки по трудности должны быть посильными.
- В комплекс утренней зарядки входят обычно не менее 8 упражнений, и каждое из них надо выполнить не менее 8 раз
2.Мои исследования
2.1.Что думают о зарядке школьники?
В своей работе я провела анкетирование. В 2014-2015 учебном году был проведен опрос среди учеников 1 «В» класса, так как в период с 7 до 10 лет вырабатывается привычка заботиться о своем физическом состоянии, разумном
режиме физической активности. Мною был опрошено 25 учащихся моего класса.
1.Делаешь ли ты зарядку дома? а) да б) нет
2. Как часто ты делаешь зарядку?
а) не делаю зарядку б) каждый день делаю зарядку
в) делаю зарядку 2-3 раза в неделю г) делаю зарядку 1 раз в неделю
3. Если ты делаешь зарядку, то какие упражнения используешь?
а) отжимания б) приседания в) пресс г) повороты д) упр-ния для рук е) наклоны
4. Ты занимаешься в спортивной секции ? а) да б) нет
5. Как часто ты болеешь простудными заболеваниями?
а) 2-3 раза в месяц б) 1 раз в месяц в) 1-3 раза в год
6. Как проявляются простудные заболевания?
а) насморк б) кашель в)головная боль г) повышается температура
6. Если бы каждый день мои одноклассники делали зарядку, то я
а) делал с удовольствием б) иногда делал в) не делал.
2.2.Что думают о зарядке специалисты?
Всем известно тонизирующее действие утренней зарядки. Классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под влиянием физических упражнений.
Умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре. Каждому ребенку для нормального роста и развития необходимы физические упражнения, и их значение для здоровья трудно переоценить: они улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма. Физиологи подсчитали, что растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных занятий в неделю (дошколёнку следует ежедневно двигаться 3,5 – 4 часа, в 7–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа). Гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга происходит под влиянием мышечной деятельности.
После сна, который продолжается у детей 7—10-летнего возраста 10—11 ½ часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление. Поэтому после пробуждения у ребенка некоторое время сохраняется сонливое, несколько заторможенное состояние. Зарядка и следующее за ней обтирание холодной водой содействуют переходу организма от сна к бодрствованию, созданию бодрого, рабочего настроения.
Какой вывод мы сделаем из слов специалистов?
Согласно мнениям специалистов, можно сформулировать основные выводы о значении утренней зарядки:
- обеспечивает быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние;
- повышает дееспособность функциональных систем организма;
- активизирует физическую и умственную работоспособности;
- закаливает и формирует устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов;
2.3. Что думают о зарядке учителя?
Был проведён опрос и среди учителей начальных классов.
При обработке данных анкеты было выявлено:
- более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;
- учителя стараются не пользоваться “больничным”;
- Лишь 10% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений; настроение после работы – уставшие, и даже очень уставшие
- Ассоциации при упоминании слова “здоровье” следующие: хорошее самочувствие, здоровый образ жизни, ничего нигде не болит, здоровый сон, бодрость, хорошее питание и отдых, улыбка,
- Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем учителей: стресс, спад эмоционального настроения.
III. Заключительная часть
На основе полученных данных были сделаны следующие выводы.
Чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному выполнению утренней зарядки нужно:
1. Проводить утреннюю гимнастику в школах, так как утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, повышает общий тонус организма, укрепляет иммунитет, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы
2.Выполнять утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, так как музыка помогает лучше организовать занятия - дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.
IV. Список литературы
- Комплексная оценка физического развития состояния здоровья детей и подростков. –М.:Творческий центр,2004
- Козырева,О.В. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева.-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007
- Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть!» /М.Д.Маханева.-М.: Сфера, серия: Синяя птица, 2009
- Попков,А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика.-/А.В.Попков. –М.: Советский спорт, 2005.-1