Полосу препятствий мы относим к числу наиболее эффективных средств комплексного формирования жизненно необходимых, в том числе военно-прикладных, навыков в процессе всесторонней физической подготовки юношей 10-11 классов. Используя на уроках физической культуры полосу препятствий, я добиваюсь развития у старшеклассников выносливости (в широком диапазоне нагрузок - от умеренной до субмаксимальной), скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств, ловкости, вестибулярной устойчивости, функции равновесия. Занятия на полосе препятствий воспитывают смелость, решительность, согласованность коллективных действий. И что особенно важно, упражнения на полосе препятствий позволяют постоянно оценивать и контролировать общую физическую подготовку, а также уровень специальных физкультурно-спортивных и военно-прикладных умений и навыков.
Подобную рекламу занятиям на полосе препятствий (кстати, совершенно объективную) делаю с единственной целью - привлечь внимание коллег, учителей физической культуры, всех практиков в области школьного физического воспитания к данному вопросу. Ведь не секрет, что до настоящего времени очень немногие школы имеют хорошо оборудованные полосы препятствий. Несколько сваренных труб в виде забора или лабиринта с традиционным бумом посередине, установленных на школьном дворе, в счет не идут. Это скорее годится для отчета в КВО или военкомат (что, дескать, полоса есть), а не свидетельствует о наличии на пришкольной площадке полноценной полосы препятствий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки на полосе препятствий »
С.Н.Паламарчук
Уроки на полосе препятствий.
Юноши 10-11 классов.
Полосу препятствий мы относим к числу наиболее эффективных средств комплексного формирования жизненно необходимых, в том числе военно-прикладных, навыков в процессе всесторонней физической подготовки юношей 10-11 классов. Используя на уроках физической культуры полосу препятствий, я добиваюсь развития у старшеклассников выносливости (в широком диапазоне нагрузок - от умеренной до субмаксимальной), скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств, ловкости, вестибулярной устойчивости, функции равновесия. Занятия на полосе препятствий воспитывают смелость, решительность, согласованность коллективных действий. И что особенно важно, упражнения на полосе препятствий позволяют постоянно оценивать и контролировать общую физическую подготовку, а также уровень специальных физкультурно-спортивных и военно-прикладных умений и навыков.
Подобную рекламу занятиям на полосе препятствий (кстати, совершенно объективную) делаю с единственной целью - привлечь внимание коллег, учителей физической культуры, всех практиков в области школьного физического воспитания к данному вопросу. Ведь не секрет, что до настоящего времени очень немногие школы имеют хорошо оборудованные полосы препятствий. Несколько сваренных труб в виде забора или лабиринта с традиционным бумом посередине, установленных на школьном дворе, в счет не идут. Это скорее годится для отчета в КВО или военкомат (что, дескать, полоса есть), а не свидетельствует о наличии на пришкольной площадке полноценной полосы препятствий.
В полосу препятствий, рекомендованную отделом вневойсковой подготовки сухопутных войск Министерства обороны России, включены, как известно, следующие препятствия: фигурный ров, лабиринт, забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, стенка с проломами, колодец, ход сообщения и траншея. На этой полосе длиной 100 м юноши выполняют общее контрольное упражнение (ОКУ), преодолевая суммарно 400 м.
В этапы ОКУ входят такие задания:
Стоя в траншее, метнуть гранату Ф-1 (600 г) на 20 м в цель - по стенке или по площадке 1*4 м перед стенкой. Засчитывается прямое попадание ( даются три попытки).
Выскочив из траншеи, пробежать по дорожке 100 м к линии старта.
Обежать флажок, перепрыгнуть ров.
Пробежать по проходам лабиринта.
Перелезть через забор.
Влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста.
Пробежать по балкам моста, перепрыгнув через разрыв, соскочить с конца последнего отрезка балки.
Преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями.
Пролезть в пролом стенки.
Соскочить в траншею, пройти по ходу сообщения, выскочить из колодца.
Прыжком преодолеть стенку.
Взбежать на четвертую ступень разрушенной лестницы и сбежать вниз.
Влезть на балку разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы, и сбежать по наклонной доске.
Пробежать мимо лабиринта.
Перепрыгнуть через ров.
Добежать до линии старта, обежать флажок и по дорожке в обратном направлении пробежать 100 м.
В нашей средней школе №8 мы внесли в полосу ряд существенных конструктивных изменений с целью улучшения её эксплуатационных качеств и повышения безопасности на занятиях. Поэтому я остановлюсь на её описании более подробно.
Фигурный ров. Ширина рва уменьшена с 3 м до 2,5 (один выступ), глубина у передней стенки (место отталкивания) - 0,5 м (вместо 1,0 м), у дальней (место приземления) - вровень с землёй. Обсыпка дна рва смесью из щебёнки с песком под углом от нижней кромки передней стенки до верхней кромки задней стенки исключает возможность травмы в случае неудачного прыжка.
Размеры лабиринта мы не изменяли, но два лабиринта соединили вместе в единую конструкцию.
Высоту забора уменьшили до 1,9 м. До 0,8 м сократили и разрывы в балках разрушенного моста. Изгибы средних балок направлены внутрь, а не наружу и соединены перемычкой. Балки разрушенного моста сечением 20*20 см заменили деревянным бруском, сколоченным из досок сечением 200*40 мм. В месте приземления при прыжке с разрушенного моста оборудована яма, заполненная опилками с песком. Такая конструкция не влечёт изменения техники преодоления препятствия, но позволяет расширить его функциональные возможности. Теперь занимающиеся могут взбежать по наклонной доске на забор, пробежать по балкам, преодолевая разрывы, по перемычке перейти на соседний мост, сбежать по наклонной доске или, спустившись по забору, вернуться на свое направление, замкнув тем самым кольцо по балкам моста и забору (развитие функции равновесия при передвижении с поворотами по узкой опоре на высоте).
Ступени разрушенной лестницы мы расположили в 95 см друг от друга (вместо 120 см), а поверхность двух верхних ступеней увеличили до 20 см. Высоту всех ступеней уменьшили на 10 см. Этим самым повысили безопасность выполнения упражнений, особенно когда занимающиеся преодолевают ступени лестницы прыжками сверху вниз. Ступени разрушенных лестниц, так же как и лабиринты, построены без промежутка между первым и вторым направлениями (сдвинуты вместе).
Две кирпичные стенки с проломами тоже соединили вместе. Это позволило уменьшить общую ширину препятствий, снизить расходы кирпича и раствора.
И последнее. Учитывая, что наиболее трудоёмким сооружением на полосе препятствий является колодец, соединённый ходом сообщения с траншеей, мы заменили весь этот комплекс препятствий на ход сообщения такого же сечения (1,0*0,5 м), использовав для этого конструкцию лабиринта. Правда, при этом мы лишились возможности тренировать соскок в траншею глубиной 1,5 м и выскакивание из колодца. Но эти упражнения юноши, по сути дела, уже выполняют ранее на полосе препятствий: при соскоке с разрушенного моста и при преодолении третьей ступени разрушенной лестницы высотой 1,5 м. Так что замена, на наш взгляд не только эквивалентна, но и гораздо практичнее, поскольку удалось не делать углублений в земле, где со временем, как правило, накапливается вода и собирается различный мусор. Пришлось лишь отказаться от метания гранаты из траншеи, что, естественно, отразилось на полноте выполнения всех требований, предъявляемых к преодолению полосы препятствий (обучение метанию проводим на стадионе).
При выполнении ОКУ в полном объёме, причём в военной форме, оценка «5» ставится за результат 2.02; «4» - 2.30 и «3» - 2.40. Так как наша полоса короче на 10 м, препятствия облегчены, отсутствует траншея для метания гранаты и к тому же юноши преодолевают полосу в спортивной форме, нормативы для учащихся 11 класса в ОКУ мы установили следующие: «5» - 1.50; «4» - 2.00; «3» - 2.40.
В ходе уроков юноши осваивают вначале технику преодоления отдельных препятствий.
Ров преодолевают прыжком в широком шаге с приземлением на пятку маховой ноги с последующим перекатом на всю ступню. Затем надо быстро поставить толчковую ногу на 20-30 см впереди маховой (на пятку) с небольшим пружинящим сгибанием обеих ног в коленных и тазобедренных суставах с целью амортизации. Приземление на носок или ступню маховой ноги, одновременно на обе ноги или на прямые ноги без последующей амортизации является грубой ошибкой, которая может привести к травмированию голеностопных суставов.
Я начинаю обучение этому на мягком грунте, предлагая юношам прыгнуть через обозначенный двумя линиями на земле «ров» шириной не более 2 м с постепенным её увеличением до 3 м. В качестве базовой подготовки можно считать овладение нормативами по прыжкам в длину с разбега в яму с песком. Ведь если юноши не прыгают в облегчённых условиях (доска для отталкивания, яма с песком, измеренная длина разбега) на 3-3,5 м (а такие, к сожалению, встречаются), то 2,5-метровый ров для них будет непреодолим. После прочного овладения техникой прыжка и приземления перехожу на углублённый ров. Но никогда не принуждаю нерешительных учеников прыгать через ров, если они сомневаются в своих силах.
Основное назначение лабиринта - тренировка вестибулярной устойчивости. Его проходы преодолевают в беге на слегка согнутых ногах, при поворотах помогая рукой (одноименной направлению поворота) хватом за вертикальную стойку. Всего выполняют 10 поворотов. Можно обучать и другой технике преодоления лабиринта - без поворотов (так называемый маятник). Учащийся, опираясь руками на горизонтальные трубы лабиринта (как на жерди брусьев), толчком ногами перемещает тело из стороны в сторону по проходам лабиринта. В этом случае нагрузка приходится на руки. Такая техника исключает повороты, а следовательно, и воздействие на вестибулярный аппарат.
Забор - наиболее сложное препятствие, особенно для учащихся с излишним весом или слабой скоростно-силовой подготовкой. Преодолевают его двумя способами.
Первый способ. Подбежав к забору, толчком обеих ног подпрыгнуть как можно выше, одновременно с прыжком захватить руками верхний край забора. Энергичным сгибанием рук выйти в упор на согнутых руках и, помогая ногами, разогнуть руки до упора на заборе. Очень важно выполнить все действия от толчка ногами до разгибания рук слитно. Пауза после прыжка приводит к зависанию на заборе и как следствие затрудняет выход в упор. В качестве подводящего упражнения использую наскок в упор на низкой перекладине (постепенно увеличивая высоту снаряда до 150-180 см).
Второй способ. Для наиболее подготовленных юношей можно рекомендовать другую технику. С разбега толчком одной прыгнуть на забор. Захватить верхний край забора и, опираясь на маховую ногу, усилием рук подтянуть тело к забору и без паузы, разгибая руки, выйти в упор. Здесь надо обратить внимание занимающихся на то, что при слабом наскоке (мала скорость разбега) нога может соскользнуть с забора и учащийся повиснет на руках. Это возможно при намокшем заборе.
Далее, наклоняясь вперёд, правой (левой) рукой нужно опереться на заднюю поверхность забора (80-100 см ниже верхней кромки). Затем, разгибаясь в тазобедренных суставах, оттолкнуться животом, перенести туловище над забором и приземлиться боком к препятствию на слегка согнутые ноги. Подводящее упражнение: выполнить те же действия из упора продольно на гимнастическом коне.
Способ преодоления забора зацепом за него менее эффективен, так как толщина забора (25 см) затрудняет захват руками.
Когда юноша из-за слабой скоростно-силовой подготовки не может преодолеть забор, этот факт нередко в корне меняет его отношение к физической культуре. Если раньше он довольствовался двойкой за подтягивание на перекладине, то теперь он воочию убеждается, что здорово отстал от своих сверстников и, чтобы догнать их, необходимо очень много работать.
Техника передвижения по балкам разрушенного моста сама по себе не сложна и не требует особых пояснений. Но тем не менее преодоление данного препятствия вызывает определённые трудности. Они вызваны, во-первых, довольно внушительной высотой препятствия, во-вторых, разрывами между балками, в-третьих, необходимостью изменять направление движения. Всё это предъявляет повышенные требования к функции равновесия, пространственной ориентировке. У некоторых юношей вызывает затруднение одновременный зрительный контроль за направлением движения (надо смотреть вперёд) и местом постановки ноги (смотреть вниз, чтобы нога не прошла мимо балки). На первых же занятиях такие юноши сразу обратят на себя внимание учителя. Они будут передвигаться по балкам боком, медленно переступая ногами, или одной ногой вперёд, приставляя к ней другую. При этом руки им будут явно мешать.
В таких случаях я всегда действую предельно корректно: не упрекаю ребят за трусость, не принуждаю их к более решительным действиям. Напротив, помогаю им советами, например предлагаю перейти на балку первой или второй ступени разрушенной лестницы, выполнить упражнение на более низкой высоте и т.п. Кроме того, в работе с юношами я всегда уделяю много внимания развитию у них функции равновесия на занятиях в зале. Применяю для этого передвижение шагом и бегом по гимнастической скамейке, с поворотами кругом, с закрытыми глазами, на перевёрнутой скамейке, расхождения при встречном движении двух учащихся, передвижение шагом и бегом по скамейкам, установленным под углом и на расстоянии до 1 м одна от другой (имитация балок разрушенного моста).
Соскок с конца балки при отсутствии ямы с песком может привести к травме опорно-двигательного аппарата. Особенно опасно это для учащихся с излишним весом и недостаточно физически подготовленных. Поэтому, прежде чем включить это упражнение в содержание урока, необходимо подготовить учащихся, используя с этой целью многократные соскоки с более низкой высоты (с козла, коня, бревна, гимнастической стенки и т.д., а на самой полосе - со второй и третьей ступени разрушенной лестницы).
Разрушенная лестница. В прямом направлении юноши преодолевают три ступени с обязательным касанием обеими ногами земли между ступенями. Первая ступень перепрыгивается (можно с наступанием на неё одной ногой). Вторая преодолевается с опорой на руку и ногу, третья - после наскока в упор, так же как и первая. Под четвёртой ступенью надо пробежать.
В качестве подготовительных использую следующие упражнения, выполняемые в гимнастическом зале. 1. С небольшого (2-3 шага) разбега прыжок боком через коня в ширину. 2. То же, но с места, с дополнительной опорой ногами. Мягкая поверхность коня и гимнастические маты исключают травмы.
При преодолении разрушенной лестницы в обратном направлении надо взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и затем широкими шагами сойти вниз, наступая на каждую ступень одной ногой. При обучении начинаю с нижней (первой) ступени, потом со второй, наступая на первую, и т.д.
Преодолевая стенку с проломами, учащиеся через нижний пролом проползают, а в верхний пролезают. Для этого следует согнуться в тазобедренных суставах и одновременно направить в пролом маховую ногу, руку и голову. В обратном направлении стенку преодолевают прыжком с опорой на руку и ногу. Обязательно заостряю внимание учащихся на том, что в свободной руке находится оружие и поэтому нужно правильно выбирать опорную руку.
Техника соскока в траншею, передвижения по ходу сообщения и выскакивание из колодца отрабатываются с использованием имеющейся конструкции лабиринта.
Целесообразно сначала разучить технику преодоления препятствий при прохождении полосы в прямом направлении, затем в обратном. На первых уроках темп передвижения умеренный, главное внимание уделяется правильной технике. Через 2-3 урока ставлю перед занимающимися задачу добиться преодоления препятствий с учётом контрольного времени: лабиринта за 6-8 сек.; забора за 2-3 сек.; разрушенного моста за 4-5 сек.; разрушенной лестнице в обоих направлениях за 2-4 сек.; стенки (в пролом и прыжком с опорой на руку и ногу) за 1,5-2,0 сек. Время преодоления полосы корректируется с учётом грунта, протяжённости, размеров и количества препятствий.
В целом полосу препятствий по условиям ОКУ (у нас 360 м) учащиеся преодолевают в таких вариациях: бег 90 м, преодоление полосы препятствий в прямом направлении; преодоление полосы препятствий в обоих направлениях; преодоление полосы препятствий в обратном направлении, бег 90 м; выполнение ОКУ в целом.
Преодоление полосы препятствий в обоих направлениях (180 м) я включаю в число нормативных требований. 10 класс: «5» - 1.15; «4» - 1.25; «3» - 1.30. 11 класс: «5» - 1.10; «4» - 1.15; «3» - 1.25.
Полосу препятствий или отдельные её участки можно использовать в качестве учебных мест при проведении уроков легкой атлетики, спортивных игр и др. Наиболее целесообразно делать это на этапе знакомства учащихся с полосой.
В сентябре - октябре при проведении уроков с юношами 10 класса по лёгкой атлетике мы на 6-8 мин. переходим на полосу препятствий. Первыми осваиваем препятствия, не требующие специальной подготовки: лабиринт, ступени разрушенной лестницы, стенку с проломами в прямом направлении, ход сообщения. Показав, как надо преодолевать данное препятствие, делю ребят на две группы и организую поточное выполнение упражнений с постепенным увеличением скорости передвижения. Через 2-3 урока организуем соревнования в парах с учётом контрольного времени. Прыжки через ров хорошо сочетать с прыжками в длину на уроках лёгкой атлетики.
После достаточно прочного, уверенного овладения юношами техникой преодоления полосы препятствий планирую проведение всего урока на полосе препятствий, на котором решаю главную задачу: научить занимающихся преодолевать полосу препятствий в целом. Распределение учебного материала по урокам выглядит следующим образом.
10 класс.
Сентябрь-октябрь. Урок 1 (но не первый по порядку). Знакомство с полосой препятствий. Пройти по полосе, показать, рассказать, предоставить учащимся возможность опробовать отдельные препятствия. (Напоминаю, что с 1-го по 6-й урок на это отводится 6-8 мин.)
Урок 2. Преодоление рва и лабиринта.
Урок 3. Преодоление забора.
Урок 4. Передвижение по наклонной доске вверх, по балкам разрушенного моста, сбегание по наклонной доске вниз.
Апрель-май. Урок 5. Повторение техники преодоления ранее освоенных препятствий. Изучение соскока с балки разрушенного моста.
Урок 6. Преодоление разрушенной лестницы, стенки с проломами, хода сообщения.
Урок 7 (здесь и далее урок 45 мин.). Преодоление полосы препятствий в прямом направлении (без учёта времени).
Урок 8. Преодоление полосы препятствий в обратном направлении (без учёта времени).
Урок 9-10. Преодоление полосы препятствий в обоих направлениях на время.
В уроке 9 полосу препятствий юноши преодолевают в несколько необычных условиях, так как НФП предусматривает это после кросса на 1000-3000 м. Старт не индивидуальный, а группами по 4 и 10 человек. По условиям упражнения необходимо пробежать 1000 и 3000 м. Преодолеть полосу препятствий: ров 2,5 м; лабиринт; забор; разрушенную лестницу (наступая на три ступени, соскочить на землю, пробежать под четвёртой); пролом стенки; ход сообщения; добежать до конца полосы. Общая длина - 1100 или 3100 м (10 м добавляются при переходе с беговой дорожки стадиона на полосу препятствий). Время выполнения: «5», группой 4 человека, 1100 м - 4.40; 3100 м - 15.00. Это упражнение позволяет решать задачи не только развития выносливости, но и воспитания таких важных качеств, как организованность, координация коллективных действий, взаимопомощь и т.д.
11 класс (продолжительность всех уроков 45 мин.)
Сентябрь - октябрь. Урок 1. Повторение техники преодоления препятствий.
Урок 2. Бег 100 м, преодоление полосы в прямом направлении.
Урок 3. Преодоление полосы препятствий в обоих направлениях (на время).
Урок 4. Преодоление полосы препятствий в обратном направлении, бег 100 м.
Апрель - май. Урок 5. Преодоление полосы препятствий в обоих направлениях (в среднем темпе).
Урок 6. Преодоление полосы препятствий по условиям ОКУ.
Урок 7-8. ОКУ на время (зачет).
Урок 9. Бег 1000 м и без отдыха преодоление полосы препятствий в прямом направлении группами по 4 человека с интервалом между стартами 2 мин. Группы подбираю по уровню физической подготовленности учащихся.
В качестве примера представляю конспект урока 6, проведённого на полосе препятствий в 11 классе.
Задачи : 1. Тренировка техники преодоления препятствий по условиям ОКУ. 2. Воспитание скоростно-силовых качеств, выносливости, смелости, решительности.
Вводная часть (7-10 мин.). 1. Построение, проверка готовности к уроку.
2. Объяснение задач и содержания занятия (подчеркнуть, беседуя с учащимися, необходимость улучшения личных результатов на 5-10 сек.).
3. Строевые приёмы, строевая стойка, повороты на месте, перестроение из одной шеренги в две и обратно. Обратить внимание на четкость выполнения команд.
4. Ходьба, бег в различном темпе, с поворотами кругом, ускорениями. Выполнять в колонне по одному на беговой дорожке вдоль полосы препятствий.
5. Упражнения в движении для различных групп мышц.
6. Бег с попутным преодолением препятствий: лабиринта, 1-2-й ступенек разрушенной лестницы, стенки (в пролом). Выполнять в колонне по двое в умеренном темпе.
Основная часть (30-35 мин.). Если в классе больше 10-12 юношей, образуем 2 группы по 6-8 человек. Группы занимаются на соседних препятствиях. Смена мест занятий через 2-3 мин.
Тренировка в преодолении отдельных препятствий.
Ров. Выполнять по два человека от линии старта. Возвращение к линии старта бегом. 4-6 раз.
Лабиринт. Добиваться преодоления его за 6-8 сек.
Забор. 2-3 раза.
Разрушенный мост. Вбежать по наклонной доске, пробежать по балкам моста, перейти на другое препятствие, сбежать по наклонной доске. 2-3 раза.
Комплексная тренировка в преодолении препятствий по условиям ОКУ. Выполнять по два человека потоком. Очередная пара стартует после прохождения предыдущей парой лестницы в обратном направлении. 1 раз в среднем темпе.
Развитие силовых качеств.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. 2-3 подхода по 6-8 повторений в каждом.
Угол в упоре. Держать 3-5 сек. 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища, сидя на боковых трубах лабиринта, руки за головой или вверху. 8-12 раз.
Развитие выносливости. Бег по дорожкам вокруг полосы препятствий до 1,5 км (6-7 кругов, скорость 4-4,5 м/сек.).
Заключительная часть (3-5 мин.). 1. Ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения, на расслабление. Выполнять в колонне по одному на участке полосы между линией старта и рвом.
2. Подведение итогов урока, задание на дом. Обратить внимание учащихся (особенно отстающих) на динамику результатов.
Очевидно, к конспекту следует дать несколько коротких пояснений.
Обучения на уроке практически нет, поскольку техника преодоления препятствий была изучена уже в 10 классе. Основной характер нагрузки на полосе препятствий - скоростно-силовой. Поэтому в конце основной части урока упор сделан на развитие силовых качеств. Бег 1,5 км выполняется на фоне значительного утомления, что предъявляет повышенные требования к волевым качествам учащихся.