Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие двигательных умений и навыков обучающихся"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №8
Двигательные умения и навыки как предмет обучения в циклических видах спорта
Разработчик: Крюков В.А.
Учитель физической культуры, высшая категория
г. Нижний Тагил
2012г.
Введение
Для повышения эффективности процесса физического воспитания урок физической культуры должен нести в себе прежде всего образовательную функцию, обеспечивая необходимый уровень соответствующей образованности. Не решая на уроке образовательных задач, мы лишаем процесс физического воспитания основы, без которой нельзя двигаться вперёд. Образовательный эффект только от использования физических упражнений будет неполным. Требуется высокий уровень общей образованности в области физической культуры, анатомии, физиологии, гигиены и т. д. Но ведь и незнание основ технически правильного выполнения физических действий будет приближать эффективность занятий к нулю. Поэтому главнейшей задачей урока по нашему предмету является обеспечение необходимого уровня образованности в области физической культуры. Такой подход в итоге приведёт большинство учащихся школы к формированию представления о возможностях собственного организма, к элементарному мониторингу за состоянием своего здоровья, к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями на протяжении всей жизни. Вследствие чего повысятся уровни здоровья и физической подготовленности каждого выпускника.
Предлагая основы знаний движений, мы даём толчок учащимся самосовершенствованию. Только впитывая соответствующие знания, ученики становятся способными к физическому и образовательному самосовершенствованию. Вкладывая основы знаний прикладных умений и навыков в умы и сердце ребят, мы даём возможность школьникам творчески применять их в дальнейшей жизни для достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Учитель помогает ученику на уроке познать себя, чтобы тот в дальнейшем мог сотворить себя сам. Не надо забывать. Что наш предмет называется « Физическая культура», и не последняя роль в нём отводится именно культуре движений, которая является фундаментом пробуждения желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Одной из задач физической культуры является формирование культуры движений, которая оказывает большое влияние на единство развития физического и духовного в человеке, а также на весь путь совершенствования целостной личности.
Содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был физкультурно образованным, владел средствами и методами совершенствования своего тела, укрепления и сохранения здоровья. В перспективе правильная культура движений - это та основа, та отправная точка, с которой ученик начнёт самостоятельное путешествие с последующим продвижением к огромному миру физической культуры, в том числе к своему здоровью, после окончания школы.
Поэтому методическая тема работы мной выбрана.
«Двигательные умения и навыки как предмет обучения в циклических видах спорта».
Цель - создание условий, обеспечивающих формированию знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий.
Цель, поставленная в работе, реализуется путём последовательного решения следующих задач:
*Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и нормативно-правовую основу по данной теме.
*Внедрить технологию применения двигательных действий учащимся.
*Изучить и определить эффективность применения двигательных действий у учащихся в урочное и внеурочное время.
*Выявить эффективность повышения качества педагогического, образовательного процесса в области двигательных умений и навыков.
*Разработать конкретные рекомендации, методические пособия по применения физических упражнений, для совершенствова ния техники видов спорта и развития физических качеств. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: *Педагогические наблюдения. *Педагогический эксперимент. *Обработка данных.
Глава 1. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий
а) Теория П.Я. Гальперина
Первой российской физиологической теорией, объясняющей процесс научения (формирования двигательного навыка) является условно – рефлекторная теория И.П. Павлова и его последователей в сфере физического воспитания. В предлагаемой работе речь пойдёт о теории поэтапном формировании Знаний, умений и навыков, разработанной профессором Петром Яковлевичем Гальпериным. Разработанная П.Я. Гальпериным теория вытекает из многоуровневой теории построения двигательных действий Н.А. Бернштейна.
Согласно теории П.Я. Гальперина, овладение каждым двигательным действием начинается с формирования знаний о сущности двигательной задачи и путей её решения. Такие знания формируются на основе наблюдения образцового показа, сопровождаемого комментариями, в результате чего внимание ученика обращают на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. К данным элементам относятся не только особенности двигательного действия, но и особенности условий двигательной задачи: качество опорной поверхности.
Объекты которые требует концентрации внимания при исполнении действия, П. Я. Гальперин назвал «основными опорными точками» (ООТ), а совокупность ООТ, составляющих программу действия, - «ориентировочной основой действия» (ООД). ООД – категория субъективная, существующая в сознании или подсознании ученика. Успешность действия зависит от полноты ООД и её соответствия объективным существующим условиям решения задачи. В случае, когда формирование ООД происходит вне педагогического управления, процесс обучения затягивается на долгое время. Если же учитель управляет формированием ООД, указывает ученику путь поиска истинных ООТ, то сроки формирования ООД сокращаются в десятки раз и соответственно сокращаются сроки обучения при более высоком его качестве. Формирование представлений об изучаемом действии по каждой ООТ должно включать в себя зрительный образ двигательной задачи и способ её решения, основанный на наблюдении, логической (смысловой образ), основанный на объяснении, и, наконец, кинестетический образ способа решения, основанный на ранее сформированных представлениях (двигательный опыт) и (или) на ощущениях, возникающих при попытках решать двигательную задачу частично или целиком. Формирование логического и зрительного компонентов происходит быстрее, чем двигательного. Когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и полноценные представления, становится возможным выполнение действия в целом на полной и осознанной во всех основных опорных точках ориентировочной основе. Для лучшего усвоения обучаемый должен проговаривать вслух всю схему ООД. Это помогает ему запомнить последовательность операций исполнения и контроля, не пропускать ни одной из ООТ. Действие неустойчиво к сбивающим факторам. Любые изменения условий действия приводят к его ухудшению, поскольку внимание обучаемого занято контролем последовательности и качества элементов действия, Он не может одновременно осуществлять анализ и учитывать изменения условий действия. Длительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных элементов формирующихся представлений, в связи с чем действие нарушается. Данный уровень владения действием принято называть «двигательным умением». Под двигательным умением понимается «такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия, с увеличением количества повторений, каждый элемент и все действия в целом уточняются и запоминаются всё более прочно. По мере запоминания словесное проговаривание схемы ООД становится ненужным. Внимание ученика постепенно концентрируется только на тех ООТ, которые, по его мнению, нуждаются в контроле. Действия в остальных ООТ контролируются и корректируются без участия сознания исполнителя. Внимание исполнителя переключается на предстоящие операции и действия, контроль условий исполнения действия, нейтрализацию действия сбивающих факторов. Быстрота действия увеличивается, повышаются стабильность результата и устойчивость к действию сбивающих факторов. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Умение превращается в навык. Двигательный навык-это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству ООТ (действия выполняются автоматизировано ), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания. Действия характеризуются независимыми признаками: формой, обобщенностью, развернутостью и освоенностью.
Форма- характеризует степень интериоризации формирующего действия (с помощью внешней и внутренней речи).Умственные действия и понятия могут целиком существовать в форме внешней и внутренней речи, а двигательные действия всегда представлены в форме внешней речи.
Обобщенность -это мера выделения существенных признаков действия из общего ряда свойств и признаков, присущих ему. Обобщенность помогает увидеть в отдельном действии общий принцип решения задач данного класса.
Развернутость характеризует степень полноты осознания операций, выполняемых при решении задачи. По мере усвоения действия количество осознаваемых операций сокращается.
Освоенность характеризует качество выполнения действия: легкость, точность, быстроту, стабильность.
Выделяется пять этапов усвоения действия:на первом этапе формируется схема ООД; на втором этапе действие усваивается в материальной форме с осознаванием всех входящих в него операций; на третьем этапе действие усваивается в форме внешней речи. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. На третьем этапе все операции, входящие в действие, должны быть не только оформлены, словесно, но и усвоены в речевой форме. «Усвоение действия в форме внешней речи позволяет расширить границы обобщенности, поскольку речь позволяет моделировать ситуации и оперировать с моделями таких ситуаций, которые на предыдущих этапах не могли иметь места». Четвертый этап-переход от усвоения действия в форме внешней речи к усвоению в форме внутренней речи. Пятый этап- усвоение действия в форме внутренней речи. В связи с переходом на внутреннюю речь повышаются качество и быстрота всех компонентом (операций) действия: ориентировки, исполнения, контроля и коррекции. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия и общую последовательность операций.
Вывод. В теории П.Я.Гальперина любое действие может быть рассмотрено как система управления, в которой выделяется управляющей орган - ООД, управляемый орган – исполнительная часть и следящая система – контрольно – корректировочная часть.
Таблица №1: Переход знаний в представления, умения, навыки
знания
мышление
Двигательный опыт
Двигательное умение
Неавтоматизированное управление движением, концентрация внимания на самом действии.
развернутая ориентировочная основа действия (ООД), осознанный контроль действия во всех основных опорных точках (ООТ)
Двигательный навык
Высокая быстрота, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность,
Сокращенная ООД, подсознательный контроль действия по большинству ООТ
б) Учение и обучение двигательным действиям
Учение рассматривают чаще всего как процесс обмена информацией между человеком и средой. Понятие «информация»- это совокупность новых сведений для ученика. В результате обмена информацией происходят определенные изменения в действии учащегося. Сейчас мы будем говорить только об учении учащихся двигательным действиям. В этом смысле учение- это процесс относительно устойчивых изменений моторики ученика, которые являются результатом упражнения, связанного с выполнением двигательных действий. Учение можно вести на разных уровнях сложности: более простом и относительно более сложном.
Учение на более простом уровне сложности – это, например, механическое учение циклическим движениям. Более сложный уровень учения – это учение на основе понятий и правил. В последнем случае двигательное действие мы называем словами, посредством интериоризации, а также формирования умения обобщения, (бег, передвижения на лыжах, плавание и др.). Учение ребенка в школе не следует трактовать как механическое изменение поведения. Окончательной особенностью учения ребенка является ментальные процессы. Даже если речь идет об учении наименее сложным двигательным действием, например, бегу по ровной дорожке , то учение должно проходить через все уровни: от многостороннего механического повторения циклических до приобретения умения различать их отдельные части (пространственные, временные, силовые) и формирования понятий и общих правил выполнения. В процессе учения ученики должны начать думать о том, чему они учатся, применять, анализировать, систематизировать и оценивать поступающую информацию, а не только вырабатывать навыки выполнения действия – такого основное кредо современных психологов.
В учении (и в обучении) двигательным действиям основным звеном является ученик. От того, какие он будет ставить перед собой цели, как будет преодолевать возникающие при этом трудности (проявление волевых качеств), каковы его установки и необходимая мотивация – во многом будет зависеть эффективность учения. Процесс учения двигательным действиям описывают с помощью разных моделей.
Основными функциями спортивно- двигательных действий в процессе учения является: 1) прием информации, её сбор и предварительная переработка; 2) обработка поступающей информации, её предварительный анализ и обобщение; 3) оценка этой информации посредством установления и сравнения с информацией, хранящейся в памяти; 4) проектирование двигательного действия, появление общего плана действия и принятие решения; 5)установление программы действия и выбор оптимального варианта; 6) перевод программы в реальное действие; 7) оценка результатов, сравнение результата действия с предварительно поставленной целью. Информация в процессе учения может поступать от разных лиц или являться результатом самонаблюдения. Раскроем теперь содержание понятия « обучение двигательным действиям». Обучение имеет место тогда, когда из социального окружения выделяется человек (учитель), решающий «специальные задачи» обучения. Можно сказать, что ученик учится, а учитель помогает ему учиться. В самом широком смысле обучения – это организованный процесс учения других людей. Обучение в физическом воспитании –это организованный процесс передачи и усвоения системы специальных знаний, формирования основного фонда двигательных умений и навыков, направленных на физическое и психическое развитие человека. Обучение двигательным действиям - это «тот же самыйпедагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач». В нашем случае речь идет об овладении материалом школьной программы в целом или одного из её разделов. Используется также термин «обучение двигательному действию», когда имеется в виду одно действие. Как разнозначный ему применяют и термин «обучение движениям», поскольку логическая структура и связь последних образует это самое действие. В школьной системе физического воспитания функции учителя всегда были значимы. Ныне он не только выбирает и передает ученикам соответствующее тому или иному занятию содержание, но определяет цели ( задачи) обучения, а также осуществляет оценку обучения – учения.
Лучше понять процесс обучения нам поможет схема-рисунок. Из представленной на рисунке модели вытекает, что система взаимоотношений между учителем и учеником имеет демократический характер. Это значить. Что не только учитель передает информацию ученику, но и ученик одновременно информирует учителя. Такая «дидактическая система коммуникации» приводит к определенным изменениям в двигательном поведении ученика. Она также влияет на поведение учителя, который может в ходе обучения изменить способы воздействия и методы обучения в зависимости от поведения ученика во время попытки выполнения двигательного действия. Итак, в обучении существенная роль принадлежит информационному каналу. Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово. С его помощью учитель объясняет, инструктирует, поправляет и усиливает результаты обучения. Вторым носителем информации является образ выполняемого действия.
В физическом воспитании большое значение придается демонстрации двигательных действий. Однако нужно помнить, что сознательное восприятие зрительной информации является весьма сложным процессом. Это зависит, прежде всего, от личного опыта, знаний, организации, демонстрации (личный показ, рисунок, фотографии, видео и т.д.). Существенную роль в обучение играет также кинестетическая информация: точные представления о пространственных и временных перемещениях конечностей, напряжении или расслаблении участвующих в движении мышц. В обучении наибольшее значение придают концентрации внимания ученика. Словесная, зрительная и кинестетическая информация служит формированию представления осваиваемого двигательного действия. Но представление будет полнее в том случае, если ученик будет опираться на все источники информации. При этом нет смысла рассуждать какой носитель информации в обучении является более важным: слово, показ и т.д. Здесь важно точнее применять слова, которые мы используем в обучении, сообразить, как лучше организовать показ и какие подобрать подготовительные и подводящие упражнения, чтобы в сумме добиться лучшего эффекта.
В системе «дидактической коммуникации», важное значение принадлежит также информации, исходящей от ученика. На основе наблюдения за его двигательным поведением учитель модифицирует собственную деятельность. В этих целях полезно задавать ученику вопросы, выслушивать на них ответы, совместно искать понимание предмета обучения. В некоторых случаях можно попросить ученика нарисовать отдельные фазы совершаемого им двигательного действия. Итак, в процессе совместной « дидактической коммуникации» ученик должен пытаться понять, проанализировать, осуществить синтез и оценить качество выполняемого им двигательного действия. В ходе обучения важно, чтобы ученик постигал причины эффективных и неэффективных движений, а на основании самооценки переходил бы к совершенствованию осуществляемого им двигательного действия. Успешность обучения во многом зависит от эмоционального состояния и даже отдельных чувств, существующих между учителем и учеником. Положительные отношения ученика и учителя является основанием быстрого и устойчивого учения. Эмоциональное состояние – это своеобразный фильтр, который или пропускает наплывающую информацию, или способствует её удержанию в памяти. Эффективность обучения тем выше. Чем больше учитель знает о процессе учения и умеет воздействовать на его основные элементы. Это относится к выбору соответствующих методов и содержания с учетом возрастных, половых индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей развития ученика, подбору подводящих и подготовительных упражнений, использованию соответствующих носителей информации одновременно или последовательно ( не более 3-5 сведений одновременно). Выполняя в системе дидактической коммуникации функцию передатчика, учитель, чтобы действовать успешно. Должен обстоятельно выяснить качество ученика как своеобразного преемника информации..
Основная задача физкультурного образования – добиться, чтобы к моменту окончания школьного курса у выпускников в основном сформировалось прочное и вместе с тем лабильное (гибкое) комплексное умение (искусство) управлять положенным набором жизненно необходимых двигательных действий. К образовательным задачам обучения в физическом воспитании относят не только формирование специальных знаний, двигательных умений и навыков. Учителю важно научить учеников применять теоретические и методические знания, двигательные умения в процессе самостоятельных, во время досуга, при осуществлении оздоровительных процедур. В образовательные задачи предмета должно входить формирование навыков работы с учебником, другой методической литературой, умений планировать содержание самостоятельных занятий, организовывать их, осуществлять самоконтроль. Проблема целей и задач обучения неотъемлемо связана с понятием «необходимый уровень овладения» двигательным действием.
в ) Двигательное действие и его производные
1.Двигательное действие – одно из центральных и важнейших явлений, с которым человек сталкивается с самого рождения. Наш анализ начнем с представления о движениях человека. Движение – моторная функция организма, благодаря которой происходит изменение положения тела и его частей. Движения бывают врожденными (непроизвольными) и производными (приобретёнными), подчиненными воле и разуму человека, исходящими от коры полушарий головного мозга. В физическом воспитании мы всегда имеем дело с произвольными движениями. Иначе говоря, с такими, которые ученик приобретает в результате учения, обучения и в целом жизнедеятельности. Произвольные движения всегда являются сознательными. По мете обучения они всё более подчиняются воле ученика. Двигательное действие складывается из отдельных движений, связанных между собой в систему и направленных на решение определенной ( конкретной) задачи. Например, прыжок в длину с разбега можно рассматривать как комплекс движений ног, рук, туловища и головы. А можно как совокупность более частных двигательных действий: разбег, отталкивание, полет, приземление. Каждое из этих действий, составляющих одновременно предмет частных задач обучения, имеет свой смысл. В совокупности же эти действия направлены на решение общей задачи –осуществить прыжок в длину на максимальное или заданное расстояние. Действия называют ещё предметными и осмысленными.Кроме того, двигательные действия в физическом воспитании почти всегда имеют выраженную внешнюю форму и чаще всего выполняются естественными органами. Исполнительные действия имеют не только не только внешне выраженные и легко регистрируемые формы. Но и внутренние, недоступные непосредственному наблюдению, компоненты психического: сенсорные, когнитивные, эмоционально-оценочные.
2. Физическое упражнение. Физическое упражнение – это двигательное действие, используемое в целях физического совершенствования человека. Не всякое действие может быть физическим упражнением, а лишь такое, которое направлено на решение задач физического воспитания и выполняется в соответствии сего закономерностями. Говоря «физическое», мы с помощью этого определения оттеняем характер совершаемой работы, которая внешне выражается в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово « упражнение» обозначает повторяемость действие в относительно стандартных или вариативных (изменяющихся) условиях. В процессе упражнения происходит воздействие на моторные ( кондиционные и координационные) способности и психические свойства ученика. Благодаря упражнению мы совершенствуем способы этого действия. В физическом воспитании физическое упражнение рассматривается в двух значениях: Первое как конкретное двигательное действие и второе как процесс многократного повторения этого действия.
3. Двигательное умение и двигательный навык. Рассмотрим , как соотносятся понятия «двигательное действие», двигательное умение», «двигательный навык». Отечественные специалисты по данному вопросу едины в том. Что « умение» и « навык» характеризуют степень ( или уровень) владения изученным двигательным действием. Выделяют три уровня владения действием. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики ( педагогические и психофизиологические особенности, позволяющие достаточно точно сказать, на каком этапе обучения находится конкретный ученик. 1-й уровень -элементарное умение; 2-й уровень-навык; 3-й уровень-умение-мастерства. Сточки зрения условно-рефлекторной теории, отличительная особенность навыка заключается в его автоматизированном характере всех элементов (движений, входящих в действие). Сознательный контроль в данном случае осуществляют только за смысловой стороной этого действия. На навык смотрят как на двигательный стереотип, стандартную цепочку последовательных внешних условий и сопровождающих стандартных движений. В повседневной жизни и деятельности важным является умение применять навык (или отдельные более частные навыки ) в разнообразных ситуациях, в част в спортивных играх, единоборства, в процессе бега по незнакомой и пересеченной местности.
Пять отличительных особенностей навыка:
*автоматизированный характер
*высокая быстрота действия
*стабильность
*прочность
*надежность
г) Техника физических упражнений
«Техника»- способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается рационально ( целесообразно и экономично) и эффективно. Согласно более короткому определению, «техника» - это экономичный и эффективный способ решения двигательной задачи (образцовой или эталонной моделью двигательного действия). Критериями «техники» (технического мастерства) чаще всего называют: обьем техники, разносторонность техники, рациональность и эффективность техники, а также освоенность техники. Объем техники определяется совокупностью технических приёмов, которыми владеет ученик. В практической работе учитель должен научить своих учеников всему техническому арсеналу данного вида спорта. Технические приёмы, которыми владеет ученик, могут быть освоены на уровне двигательных умений или двигательных навыков. Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий (технических приёмов), которые выполняет ученик на тренировочных занятиях. Эффективностьтехники - это степень соответствия техники конкретного человека избранному критерию оптимальности. Рациональность техники означает наилучший для большинства людей и определенный возрастной или квалификационной группе вариант техники. Обучение учеников рациональным вариантам техники – одна из основных задач в деятельности учителя физической культуры. Освоенность техники - понимается как стабильность выполнения технических приемов в стандартных условиях.
Глава 2. Творческое исследование применения двигательных действий у учащихся 6-11классов как средство формирования умений и навыков в процессе обучения по циклическим видам спорта (легкая атлетика, лыжные гонки).
2.1.Программа творческого исследования.
В практической части нашего исследования я поставил цель в обучение учащихся:что создание условий, обеспечивающих формированию знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий позволит учащимсядобиться к моменту окончания учебного года, по ступеням обучения,сформировать прочное комплексное умение управлять положенным набором жизненно необходимых двигательных действий. Исходя из цели, я определил задачи творческого исследования:
Изучить научно -методическую литературу, ознакомить учащихся с данной темой, её эффективность применения;
Разработать комплексы физических упражнений по циклическим видам спорта, для совершенствования техники, как экономичный и эффективный способ решения двигательной задачи (образцовой или эталонной моделью двигательного действия);
Определить основные технические критерии, по которым можно выявить эффективность применения двигательных действий.
Уметь находить ошибки при выполнении данного движения и их исправление.
При проведении творческого исследования использовались следующие методы:
Метод тестирования для оценки техники движений по видам спорта, определение уровня владения действием (техникой).
Метод педагогического опроса, знания по двигательным действиям.
Обработка полученных данных.
Для проведения исследования были определены 6-11классы. С двигательными действиями знакомились все параллели классов. В зависимости от возраста решались определенные задачи при выполнении двигательных действий. С возрастом количество подводящих упражнений увеличивалось с учетом физической подготовленности учащихся. С многократным выполнением подводящих и имитационных упражнений с использованием внешней и внутренней речи учащихся, процесс обучения техническим действиям совершенствовался. Учение двигательным действиям сопровождался не только и не столько изменениями в моторной сфере ребенка и заканчивался выработкой навыка или формированием умения выполнения этого действия. Это – активнейший процесс вовлечения в работу мыслительно-речевых функций и памяти и влияния на них (ученик думает о том, чему он учится, анализирует, систематизирует, запоминает и оценивает поступающую из разных источников информацию), на морально-волевые качества (преодоление возникающих при этом трудностей), эмоции и мотивы. Для успешного учения важно активно приобретать сведения о двигательном действии и повышать свой двигательный опыт. Положительными мотивами учеников являлось; потребность улучшить телосложение и осанку, развить определенные способности, достойный пример коллеги, учителя, желание достичь впечатляющих результатов в спорте, ответственность за своё нынешнее и будущее здоровье, развитие познавательного интереса к двигательной деятельности и др. Обучение идет рука об руку с учением. В их совместном процессе не только уточняется информация, исходящая от учителя, но и подтверждается подлинность этой информации. Результаты обучения точнее всего можно оценить, когда я сравнивал фактический уровень владения двигательным умением (навыком) с поставленной целью и конкретными частными задачами. В свою очередь объективно определенные результаты обучения позволяют уточнять, дополнять и конкретизировать цели частные задачи.
2.2.Ход практических действий при обучение циклическим видам спорта
Для успешного обучения двигательным действиям в циклических видах спорта легкая атлетика (бег на короткие и длинные дистанции), лыжные гонки ( лыжные хода, подъёмы, спуски).
1). Знакомство с двигательным действием (фотографии, рисунки, слово)
2) Практическое выполнение учениками двигательного действия.
3) Первичная оценка учителем выполненного упражнения.
4) Разбор данного упражнения по фазам выполнения.
5) Внешняя речь ученика о данном двигательном действии, нахождение ошибок и их устранение.
6) Внутренняя речь ученика.
7) Выполнение двигательного действия учеником и оценка этого действия учителем.
8) Выполнение двигательного действия в целом и на результат.
9) Анализ о данном двигательном действии (техника, физические качества, роль подводящих и имитационных упражнений, значимость этих двигательных действий в жизни человека). Выводы.1). Успешность учения двигательному действию определяется точностью формировки задачи овладения этим действием, предвидением ситуации. В которой оно будет протекать, а также правильностью подбора отдельных заданий, необходимых для этой цели. 2). Учение двигательным действиям это – активнейший процесс вовлечения в работу мыслительно-речевых функций и памяти и влияния на них (ученик думает о том, чему он учится, анализирует, систематизирует, запоминает и оценивает поступающую из разных источников информацию), на морально-волевые качества (преодоление возникающих при этом трудностей), эмоции и мотивы.3). Учение – это не пассивный акт со стороны учащегося. Наоборот, для успешного учения важно активно приобретать сведения о двигательном действии и повышать свой двигательный опыт. Положительными мотивами учения могут быть, например, потребность улучшить телосложение и осанку, развить определенные способности, достойный пример коллеги, учителя, желание достичь впечатляющих результатов в спорте, ответственность за своё нынешнее и будущее здоровье, развитие познавательного интереса к двигательной деятельности и др. 4). Учение двигательным действиям следует вести в тесной связи с задачами развития основных кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных (ритм, равновесие, ориентировка, согласование движений и др.) способностей. 5). Критерием эффективности учения является точное знание достигнутых результатов. Наличие большой разницы между поставленной целью и достигнутым результатом говорит об ошибках и является основой коррекции или перестройке программы учения или отдельных её частей.6). В центре процесса обучения находится ученик. 7) «Дидактический информационный канал» между учителем и учеником посредством слова, хорошей организации показа и подбора подводящих и подготовительных упражнений должен вести ко всё более ясному пониманию поставленной цели, путей её достижения, а также создавать всё более точное представление ( образ) осваиваемого двигательного действия.8) Обучение идет рука об руку с учением. В их совместном процессе не только уточняется информация, исходящая от учителя, но и подтверждается подлинность этой информации..13). Результаты обучения точнее всего можно оценить, когда учитель сравнивает фактический уровень владения двигательным умением (навыком) с поставленной целью и конкретными частными задачами. В свою очередь объективно определенные результаты обучения позволяют уточнять, дополнять и конкретизировать цели частные задачи.
2.3. Общая характеристика двигательных действий: бег на короткие и средние дистанции, метание ; лыжные хода, имитационные упражнения лыжника, подъёмы, спуски и повороты (лыжный спорт)
а) Бег на короткие дистанции.
Бег на короткие дистанции состоит из трех частей: стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Стартовый разгон.В легкой атлетике для выполнения стартового разгона используют два вида старта: высокий и низкий. В первую очередь необходиморазучить высокий старт. Перед тем, как начать освоение высокого старта, надо использовать на уроках самостоятельные выбегания из «падающего положения». Для этого следует подняться высоко на стопах и, не сгибаясь в тазобедренных суставах, падать плечи вперёд. Падая, активно выбегать. В первые занятия для усвоения высокого старта надо применять ускоренные выбегания на 15-20м. По команде « На старт!» ученик ставит толчковую ногу вперёд на всю ступню, носком вплотную к линии старта; маховую ногу отставляет на полшага назад, При этом обе ступни ставятся параллельно друг другу по движению. По команде « Внимание!» следует перенести массу тела на толчковую ногу; обе ноги сгибаются в коленных суставах; туловище наклоняется вперёд; руки сгибаются в локтях; выносится рука, противоположная толчковой ноге , другая рука немного отводится назад. По команде « Марш!» начинается бег с помощью активного движения на себя маховой ноги, согнутой в колене. Вначале необходимо мощно проталкиваться и акцентировано работать маховой ногой. От первых беговых шагов зависит, насколько быстро ученик сможет набрать максимальную скорость. Первые шаги выполняются с помощью упругой постановки стоп по себя при сохранении общего наклона. В дальнейшем длина шага увеличивается, туловище выпрямляется. Таблица №1.
Порядок обучения низкому старту. Для обучения и совершенствования низкого старта конечно, необходимы стартовые колодки. По команде « На старт!» необходимо выполнить такие двигательные действия: 1. Встать перед стартовыми колодками, принять положение, напоминающее « упор присев», упереться сначала одной, а потом другой ногой в колодки. Сначала ставят толчковую ногу. Колено маховой ноги расположено на дорожке. 2.Расставить руки на ширину плеч. Опереться ими о грунт перед стартовой линией. Руки располагаются отвесно, они выпрямлены ( или чуть-чуть согнуты). Упор осуществляется на кисти рук, при этом большой палец отведен примерно на 90 градусов остальных, сомкнутых вместе. Ошибкой является опора на ладони или кулаки. Плечи находятся над стартовой линией. 3. Масса тела в этот момент распределена равномерно между руками и коленом маховой ноги. 4.Спина слегка согнута, голова опущена так, что взгляд направлен на 15-25см. дальше стартовой линии. 5.Занять удобное , правильное, неподвижное положение. По команде «Внимание!»:1. Колено маховой отрывается от дорожки. Таз приподнимется (но не слишком резко, иначе это движение снимет «заряженность» с ног, и есть вероятность «выпадения из колодок». 2. Таз расположен чуть выше плеч. Спина слегка приподнята. Ноги в коленном суставе толчковой ноги образуют почти прямой угол. 3. Масса тела переносится больше на толчковую ногу и руки. 4.Голова опущена, как при команде «На старт!». 5.Необходимо неподвижно находиться в данном положении, ожидая команды «Марш!». По команде «Марш!»:1. Тело молниеносно выпрямляется вверх-вперёд за счёт активного выпрямления толчковой ноги в коленном суставе и отталкивания кистями рук. 2. Маховая нога, делающая первый шаг, должна с выносом бедра вверх-вперёд и постановкой стопы на дорожку движением «под себя» ещё больше ускорить движение тела вперёд и обеспечить мощное проталкивание уже с первых беговых шагов. 3. Чтобы ускорить и усилить движение маховой ноги на первом шаге, надо активно отвести назад одноимённую руку. 4. Руки на первых стартовых шагах должны осуществлять короткие и быстрые движения. 5. Взгляд на стартовом разгоне направлен немного вперёд на беговую дорожку. 6. При выбегании со старта необходимо сохранять наклон туловища вперед не менее чем по углом 45 градусов, спину держать прямой (не прогибаясь в пояснице), голова прямо. Наклон тела уменьшается постепенно. 7. На первых шагах активно выносится бедро и постепенно увеличивается длина шагов. Как правило, длина шагов увеличивается до 12-15-го шага от старта.
Талица №2.
б ) Основы техники бега
Бег-основа лёгкой атлетики. Бег занимает ведущие место на уроках физической культуры во всех разделах программы. Хотя бег- естественное и общедоступное физическое упражнения, это не значит, что школьников не надо учить правильно бегать и не убеждать их изо дня в день в полезности занятий бегом. Основа школы движений- огромное число повторений. На технику бега необходимо обращать постоянно и в разминке, и в заминке, и в беге трусцой, когда основное движение повторяется большое число раз. Иначе неправильный навык, приобретённый в этих, казалось бы, второстепенных беговых упражнениях, не дает возможности плодотворно работать над техникой бега в основной части урока. Поэтому правильное систематическое выполнение всех упражнений разминки и заключительной части урока по существу служит основой школы движений. В процессе обучения основам техники бега надо сначала освоить техническое действие при свободном, ненапряженном пробегании. Затем постепенно увеличивать скорость передвижения.
Начинать надо с правильной постановки работы рук. Руки при беге согнуты в локтях и движутся вдоль туловища в направлении вперёд-назад, кисти не напряжены, пальцы полусогнуты. Большие пальцы соприкасаются с указательными. Для бега существует прописная истина: хочешь, чтобы работали ноги,- активнее работай руками. Это особенно важно, когда наступает усталость.
Для закрепления правильной работы руками можно использовать следующие упражнения:
а) стоя или сидя, беговые движения руками с разной частотой (10-20сек).
Б) стоя. Беговые движения руками с разной частотой со сгибанием ног в коленях ( до положения « полу-приседа» ).
В) стоя, постепенно увеличивая частоту движений руками, перейти на бег на месте (10-15сек).
Г) бег на месте с активной работой рук, по сигналу выбегание вперёд на 15-20м.
Надо усвоить прямолинейную постановку стоп при беге. Ступни при беге должны перемещаться почти по одной линии, следует избегать слишком широкого следа, оставляемого ступнями на дорожке. Нельзя ставить ногу на всю ступню. Необходимо с первых занятий следить за «бесшумностью» бега и прыжков учащихся. Шум—главный признак грубой постановки стопы, неправильной техники выполнения упражнения, следствие недостаточной координированности. При начальном обучении техники бега необходимо уделять внимание правильному положению туловища. Для этого используют следующие упражнения: ученик поднимается на «высокую стопу», чуть наклоняет плечи вперёд и, начиная падать, выбегает, стараясь поддерживать такое положение туловища. Положение туловища при беге зависит от направления взгляда. Необходимо акцентировать внимание на правильной постановки ноги на переднюю часть стопы загребающим движением под себя, исключая касание пяткой опоры. Чтобы получалось движение под себя, надо, чтобы стопа маховой ноги перед постановкой на опору «бралась на себя».
Следует также научить отталкиваться стопой, тогда и нога будет полностью разгибаться. Для обучения активному отталкиванию стопой и последующему полному разгибанию ноги (одно без другого невозможно) надо применять разнообразные прыжки а шаге. Такие прыжки способствуют и возникновению чувства «загребания» опоры под себя. Надо помнить, что без прыжков нет бега, хочешь научиться бегать- научись прыгать.
Упражнения для обучения и совершенствования техники бега: 1) бег на месте с упором прямыми руками о гимнастическую стенку со сменой частоты движений; 2) бег с изменением темпа движений (смена через 10-15м.) на дистанциях 40-80м.; 3) чередование бега с разной длиной шага по разметкам (10-20); 4) бег 15-20м. с высокой частотой бега с переходом на свободное, расслабленное пробегание (15-30м.); 5) бег с ускорением (отрезки по 15-20м.).
На что необходимо в первую очередь обратить внимание при оценке техники бега? Следует оценивать; 1) незакркепащенную работу рук во время бега; 2) постановку ноги на опору загребающим движением; 3) активное отталкивание; 4) «захлест» голени назад, подьём пятки вверх после отталкивания от дорожки; 5) свободный незакрепощенный бег на протяжение всей дистанции; 6) правильное положение туловища при беге.
в ) Медленный бег
Медленный бег не только гармонично развивает все группы мышц и связок, не только повышает выносливость, силу, улучшает координацию движений, но и наиболее полно обогащает кислородом и питательными веществами весь организм, помогает освободить его от шлаков и углекислоты, регулирует обмен веществ. Очень полезен медленный бег для тех, кто занят умственным трудом, так как головной очень восприимчив к притоку кислорода. Нельзя придумать более полезного упражнения для школьников, чем медленный продолжительный бе! Увлечение медленным бегом ведёт к возрастанию функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, улучшает физическую и умственную работоспособность, способствует нормализации массы тела и холестеринового обмена, улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему, укрепляет опорно-двигательный аппарат, позволяет регулировать режим дня, воспитывает дисциплину. Медленный бег является очень полезным для здоровья (особенно детям) и самым доступным видом. Необходимо только желание.
Что надо сделать, чтобы появилось желание у детей заниматься оздоровительным бегом? В младших классах достаточно использование разминочного бега. С 5-6 классов можно начинать постепенно использовать на уроках кроссовую подготовку. Начинать следует с 5-8-минутной пробежки. Оптимальный вариант-3-4 таких самостоятельных занятий в неделю. Рекомендации поосвоению техники медленного бега: 1) Бежать надо свободно и ненапряжённо. 2). Шаги делать более короткие, чем при беге с большей скоростью. 3).Ступня ставится на дорожку с пятки на носок, не допуская стопорения. 4). Не выпрямлять резко толчковую ногу. Движение должно быть мягким и плавным. 5). Фаза полёта сравнительно короткая. 6). Не напрягать мышцы. Особенно верхней части тела. 8).Руки ненапряжённо работают в ритме бега.
г ) Специальные беговые упражнения
Важная роль в обучении технике бега (особенно в младших классах) и подготовке к беговым упражнениям отводится специальным упражнениям бегуна. В них техника бега как бы раскладывается на отдельные составляющие, которые потом соединяются в единое целое. При каждом занятии легкой атлетикой надо использовать разные специальные беговые упражнения, чтобы учащиеся не привыкли к однообразию, а неизменно акцентировали внимание на правильной технике их выполнения.
Использование на уроках основные виды специальных беговых упражнений.
1.Бег с «захлёстованием» голени. Способствуют подготовке задней поверхности бедра к будущей беговой работе.
2. Бег с высоким подниманием бедра.
3.Семенящий бег.
4.»Перекаты».
5.Бег на прямых ногах.
6.»Колесо».
7.Бег спиной вперёд.
7»Скачки».
8.Прыжки в шаге.
9. Подскоки вверх-вниз в «в зет» образной стойке на двух ногах (поза Упругости).
10.Прыжки ноги вместе ноги врозь.
11.Прыжки вверх с подбивкой.
12.Прыжки в выпад правой (левой).
13.Смена выпада правой (левой) прыжком.
14.Прыжки на двух с поворотом стол вовнутрь и наружу.
15.Прыжки в перекрёстную стойку правой (левой).
16.Прыжки с поворотом таза вправо (влево).
17.Прыжки с поворотом таза в выпад правой (левой).
18.Прыжки с переносом веса тела с одной ноги на другую.
19.Прыжки со сменой ног и махом другой всторону («боковой маятник»).
20.Прыжки подскоками на двух с продвижением вперед.
21.Скрестные прыжки с продвижением вперед.
22.Прыжки с продвижением вперед с поворотом стоп вовнутрь и наружу.
23.Подскоки на одной с продвижением с поворотом стопы вовнутрь и наружу.
24.Подскоки с продвижением вперед на одной.
25.Подскоки всторону на одной.
ж ) Лыжные хода
Основой всех лыжных ходов (кроме бесшажного) является скользящий шаг. Правильное выполнение этого элемента во многом обеспечивает высокую скорость передвижения на лыжах. Естественно, существенную роль в увеличении скорости играют отталкивание палками и движения туловищем, особенно при одновременных ходах. Кроме скользящего шага, при передвижениях на лыжах (в первую очередь при преодолении подъёмов) применяется беговой шаг (скользящий шаг). В беговом шаге фаза скольжения невелика, частота движений высокая-лыжник переходит на бег с возможной небольшой фазой полета; при этом наблюдается и опора на палку.
1. Попеременный двухшажный ход. Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг. 1-я фаза-свободное скольжение. Главная задача- уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения. Все движения в этой фазе выполняются следующим образом. Закончен толчок ногой, лыжник скользит на другой лыже. Обе палки и нога, окончившая толчок, находиться в воздухе, не касаясь опоры. Лыжник не может еще увеличить скорость, он скользит за счет предварительных усилий, используя силы инерции. В течение фазы скорость движения несколько уменьшается, так как лыжник не отталкивается от опоры, движущих сил нет, а сила трения и сопротивление воздуха оказывают тормозящее воздействие. Моментами фазы свободного скольжения являются отрыв толчковой лыжи от снега и постановка палки на снег. В момент отрыва лыж наблюдается полное выпрямление толчковой ноги, которая составляет вместе с туловищем прямую линию. Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе около 136-138 градусов, голень в это время расположен вертикально. Рука, закончив толчок, образует вместе с палкой прямую пинию, кисть ее находиться на уровне таза, немного сзади. Другая рука вынесена вперед, почти полностью выпрямлена, кисть не выше подбородка.
2-я фаза-скольжение с выпрямлением опорной ноги. Главная задача увеличить скорость скольжения. Началом фазы является постановка палки на снег под углом вперед 70-80 градусов. Рука чуть согнута в локтевом суставе, локоть слегка отведен в сторону. Во время этой происходит постепенное выпрямление опорной ноги. Лыжник усиливает нажим на палку, стремясь увеличить скорость скольжения. Под давлением руки палка немного сгибается. Выпрямление опорной ноги в этой фазе создает благоприятные условия для выполнения маха, который производится более выпрямленной ногой. Благодаря этому повышается линейная скорость при выносе стопы лыжей, а подсед в следующих фазах выполняется быстрее и глубже.
3-я фаза-скольжение с Фаза начинается с момента остановки лыжи. В этой фазе начинается активное отталкивание за счет энерги подседанием. В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат. Начинается эта фаза с момента подседания (сгибания ноги в коленном суставе).
4-я фаза-выпад с подседанием. Главное-обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой. Фаза начинается с момента остановки лыж. В этой фазе уже начинается активное отталкивание за счет энергичного разгибания в тазобедренном суставе, одновременно происходит подседание в коленном суставе.
5-я фаза- отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Главная задача фазы- завершить отталкивание палкой и лыжей обеспечить скорость движений маховой к концу выпада и выполнит отталкивание на направление «на взлет». В этой фазе происходит отталкивание за счет энергичного выпрямления ноги в коленном суставе, причем стопа оказывает давление на лыжу точно вниз, прижимая её к снегу. Быстрое выпрямление ноги в коленном суставе передает толчок по линии бедро-таз-туловище.
Методика обучения попеременному двухшажному ходу
Учитель 2-3 раза показывает ход на разных скоростях, обращая внимание на согласованность движений. Затем, кратко объяснив школьникам технику, предлагает принять несколько раз посадки на месте и начать движение попеременным двухшажным ходом. После прохождения учениками 2-3 кругов этим ходом по первому представлению следует приступить к изучению его техники.
Упражнение 1. Работа рук без палок в посадке лыжника.
Упражнение 2.Скользя на двух лыжах ученик поочередно выносит палку рукой вперед, ставит её на снег под углом кольцом назад и. нажимая на нее движением туловища и руки, заканчивает отталкивание. После выполнения этого движения одной рукой выполняется то же самое другой.
Упражнение 3. Тоже самое, но упражнение выполняется непрерывно без остановок, вынос и отталкивание палками происходит попеременно- одна рука выносит палку. Другая в это время выполняет отталкивание.
Упражнение 4. Маховые движения ногой с лыжей. Начинаются спокойным отведением одной ноги назад и маятникообразным движением вперед и назад. Амплитуда маха постепенно усиливается за счет небольшого поворота таза. Руки с палками свободно опущены, помогают сохранять равновесие.
Упражнение 5.Передвижение вперед короткими скользящими шагами, акцентируя внимание на махе ногой, а не на силе отталкивания другой. Увеличение скольжения происходит за счет маха. Руки с палками совершают небольшие маятникообразные движения ученик держит палки за середину).
Упражнение 6. Скольжение на одной лыже, обращая внимание на отталкивание другой. При очередном шаге на скольжении коротким быстрым движением сгибают ногу в колене, выполнив подседание с акцентом давления на носок ботинка. Расстояние между ногами примерно в полстопы. Из этого положения, усилив давления вниз, сильно отталкиваются ногой.
2. Одновременные хода.
Основным элементом одновременных ходов является одновременное отталкивание палками. Этот элемент общий для всех ходов. В одновременном бесшажном ходе ноги активно в толчке не участвуют. но их положение играет важную роль в создании благоприятных условий для передачи усилий от рук через туловище к скользящей лыже. Важно создать жесткую систеиу « руки-туловище-ноги». Одновременное отталкивание в этом ходе начинается с момента постановки палокна снег. Руки выносят палки вперед, кисти рук не выше плечевых суставов, кольца палок сзади кистей. Движением туловища (наклон вперед) и рук палки сильным ударом втыкаются в снег.
В первой части толчка происходит наклон туловища вперед, одновременно руки сгибаются в локтевых суставах. В средней части отталкивания. когда сгибание рук достигает максимум Продолжается наклон туловища вперед до горизонтального положения, руки разгибаются в локтевых суставах, кисти проходят ниже колен. Максимальное усилие на палки приходится на момент окончания наклона туловища и вертикальное положение рук. Толчок заканчивается полным разгибанием рук в локтевых суставах и приведением кистей в лучезапястных- рука и палка образуют прямую линию. После окончания толчка палками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении. Масса тела равномерно распределен на две лыжи. Затем начинается вынос рук вниз- вперед-вверх, одновременно медленно уменьшается наклон туловища.
Методика обучения одновременному однашажному ходу
Одновременный одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость.
Упражнение 1. Стоя на лыжах, одновременная работа рук без палок (вперед-вниз-назад) с наклоном туловища и выпрямлением.
Упражнение 2 Стоя на лыжах, одновременное отталкивание палками с наклонной поверхности.
Упражнение 3.То же на равнине.
Упражнение 4 Скольжение на одной лыже, другая сзади, руки впереди на уровне плеч. Палки под наклоном назад, Отталкиваясь палками назад, отведенную ногу подводим к опорной ноге, скользим на лыжах.
3. Подъемы
При передвижении на лыжах по пересеченной местности приходиться преодолевать подъёмы различной крутизны, длины и рельефа.
Подъём скользящим шагом изучается вначале на пологих подъёмах. Предварительно набрав скорость на ровном участке, ученики преодолевают отрезок подъёма длиной 25-30м.
Подъём беговым шагом применяется на склонах средней крутизны. В этом способе маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения.
Подъём « полуелочкой» применяется при преодолении склонов наискость и выполняется следующим образом Верхняя лыжа скользит скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же как и при попеременном двухшажном ходе.
Подъём «Ёлочкой; применяется на довольно крутых склонах. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивает сцепление их со снегом и предотвращают скатывания назад. Важное значение при этом способе подъёма имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед.
4. Стойки спусков
Низкая стойка применяется на прямых, ровных и открытых склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска. Ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, руки вытянуты вперед, локти опущены и прижаты.
Средняя стойка. Стойка наименее утомительна и позволяет выполнить при спуске любые другие приемы (торможения, повороты) При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены на 10-15см. одна от другой, ноги слегка согнуты в коленных суставах. Туловище наклонено немного вперед, руки опущены и несколько выведены вперед.
Д) Высокая стойка. Применяется для временного уменьшения скорости спуска за счет увеличения сопротивления встречного потока ветра.
Ж). Стойка отдыха применяется на достаточно длинном и ровном склоне. Она позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спины. С этой целью лыжник несколько выпрямляет ноги, наклоняется вперед и опирается предплечьями на бедра.