Просмотр содержимого документа
«Методы развития двигательных качеств»
5
Методические разработки
Тема: «Методы развития двигательных качеств»
Подготовила: Гулько Ольга Григоревна
учитель физической культуры
«Лицей-интернат поселка имени
Маршала Жукова» Курской области
2020 г.
Тема: «Методы развития двигательных качеств»
Методы упражнения в физическом воспитании следуют условно классифицировать на методы обучени и методы развития двигательных качеств. В процессе обучения двигательным действиям использую целостный и расчлененный варианты метода упражнения.
В выборе того, или иного варианта метода упражнения руководствуюсь правилом: расчлененный вариант использую в случае, если нельзя использовать целостный. Всякое новое движение, если оно может быть выполнено учащимися правильно сразу желательно изучать в целостном виде. А если движение трудно освоить, пользуюсь расчлененным методом обучения. Например, на уроках лыжой подготовке, при первоначальном обучении попеременному двухшажному ходу решаю несколько задач: отталкиваться одновременно рукой и ногой, сохранять равновесие, следить за скольжением работой рук. Вначале изучаем скользящий шаг без палок, потом работу рук и в заключение – весь ход в целом. На уроках легкой атлетике при подготовке прыжка в длину с разбега обращаю внимание на каждую фазу, учащиеся выполняют разбег, толчок, полет и приземление.
Каждую фазу разделяю на элементы, и эти элименты отрабатывают по отдельности с помощью специальных упражнений.
Расчленяя движения, стремлюсь, чтобы при проведении упражнений они «накладывались» одно на другое, т.е. конечное положение первого являлось бы начальным положением второго. Объединяю разученные элементы в связке по два-три элемента, после отработки соединений переходим к выполнения движений в целом. Можно сначала выполнять медленно, а потом доводить темп до обычного. Другой способ последовательное переключение внимания с одного элемента на другой. Например, при изучении бега со старта ученик в процессе повторного выполнения двигательного действия поочередно контролирует отталкивание, положения туловища, работу рук, ритм разбега. Это связано с тем, что расчленить все движения на отдельные элементы невозможно.
Метод упражнения использую не только в процессе обучения двигательным действиям. Он является основным в решении задач физической подготовки занимающихся. В этом случае используются разновидности метода упражнения: непрерывный, повторный, переменный, интервальный, интегральный (игровой, круговой, соревновательный, полоса препятствий).
Одним из средств системы культуры двигательной деятельнности являются общеразвивающие упражнения (ОРУ). С помощью ОРУ можно оказывать воздействия на отдельные суставы, групп мышц, части тела. Содержательное обеспечение связано с выбором ОРУ, вариативностью использования с особенностями изучаемого раздела, с соответствием возможностей и потребностей занимающихся условиям занятий. С соблюдением техники безопасности выполнения ОРУ в комплексе, темпа и ритма выполнения каждого упражнения, количество их повторений.
Использование ОРУ позволяет:
*оказывать всестороннее воздействие на работу и развитие функциональных систем организма занимающихся;
*обогощать двигательный опыт;
*овладевать культурой движений;
*воздействовать на недостаточно развитые группы мышц;
*формировать и корректировать осанку;
*обеспечивать функциональную готовность организма занимающихся к физическим нагрузкам;
*укреплять суставы и развивать их подвижность;
*развивать координацию движений;
*развивать учащихся нетолько физически, но и интеллектуально, психически и эстетически.
Эффективность использования ОРУ может быть достаточной, если следовать общим методическим указаниям.
Подача команд в процессе организации выполнения ОРУ. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки (о.с.), стоя лицом к группе. Команды должны быть четкими и выразительными.
На уроке должны чередоваться динамические и статические напряжения с упражнениями на расслабление.
*после упражнений со статическим напряжением должны выполняться упражнения динамического характера;
*после упражнения для одной конечности следует выполнить упражнение для другой конечности.
3. В комплексе ОРУ следует включать специальные упражнения на расслабление, которые выполняются в заключение, или пассивный отдых в удобном для учащегося положении.
4. Необходимо обучать учащихся терминологии. Для обучения терминологии можно применять следующие методические приемы:
*проговаривание выполняемых движений. Ученики выполняют упражнение и проговаривают название движений. Например, принимая и.п., говорят: «Основная стойка – руки вперед». Этот прием в основном используется с учащимися, когда предлагаются неизвестные или недостаточно знакомое упражнение;
*выполнение упражнения по «разделениям». В этом случае части движения обозначаются терминами и показывается техника их выполнения. Учащиеся повторяют движения за учителем. На следующих уроках учитель называет движение, показывает его, после этого ученики выполняют его, затем учитель только объясняет упражнение, а ученики после этого его выполняют;
*задание на дом. Подобрать, описать и выполнить какое-либо упражнение, а на уроке самостоятельно организовать его выполнение с классом, используя объяснение и показ.
На дистанционном обучении готовлю материал по выбранной теме урока домашних заданий учащимся, посредством использования ресурсов Интернет.
Упражнения общеразвивающей направленности предназначены для организации целенаправленной физической подготовки учащимися и включают в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Высокий уровень развития двигательных способностей лежит в основе успешности овладения различными действиями – это важное слагаемое показателей здоровья учащихся.