Цель урока – выяснить роль и значение спорта в жизни современного человека.
II.Актуализация знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое спорт?
- Физическая культура и спорт – это одно и то же?
III. Изучение нового материала
Слайд 2
Спорт - это специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований.
Вопрос к учащимся:
- Как вы понимаете понятие специфический?
- Что вы понимаете под предельными возможностями человека?
Слайд 3
История спорта тесно связана с историй человечества.
Древний человек – охотился на зверя, ловил рыбу, возделывал нивы, боролся за удобные пастбища, умел защищаться и нападать, бегать и плавать, грести и стрелять. И чем лучше они умели это делать, тем большего добивались на жизненном пути.
Например:
В каменном веке проводились состязания в беге, прыжках через рвы, метании камней, бумерангов, стрел и копий
В Древней Греции с 776 г. до н. э. проводились Олимпийские игры.
Наивысшего рассвета физическая культура и спорт достигли в VIII- IV вв. до н. э. в Древней Греции – в государствах Спарте и Афинах.
В древнем Риме молодых людей учили читать и писать, обучали гимнастике, учили владеть оружием, метать копье и дротик, ездить верхом, биться на кулаках, приучали переносить холод и голод, обучали плаванию и преодолению рек в том месте, где были водовороты и быстрое течение…
История спорта интересная и длинная. Более подробно мы познакомимся в старших классах.
Но, что интересно, понятия физическая культура и спорт, как разные вид деятельности человека проявились в XIX веке. Именно тогда спорт из средств укрепить здоровье либо заполнить досуг превратился в особый, самостоятельный вид деятельности. Главными в ней стали победы и рекорды, способность доказать свое превосходство над противником. А у физической культуры определились свои задачи.
Спорт в наши дни – одна из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности. Участник состязаний может испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту, и, кроме того, преодолеть, превзойти себя.
Слайд 4
В спорте главное – достижение самого высокого результата, а здоровье является лишь одним из условий на пути к успеху (часто за лавры победителя спортсмену приходится расплачиваться именно здоровьем).
Слайд 5
Спорт – дорогое удовольствие: для того чтобы вырастить всего лишь одного олимпийского чемпиона, необходимо затратить десятки миллионов долларов. Подготовка чемпиона начинается с юного возраста – например, гимнастика, фигурное катание с 4 – 5 лет.
В России будущие чемпионы начинают заниматься:
- в детско-юношеских спортивных школах;
- затем – в специализированных школах;
- в школах олимпийского резерва.
Слайд 6
Виды соревнований:
- Самый первый чемпионат мира - соревнования конькобежцев в Амстердаме в 1889 г. и т.д.
Слайд 7
Современные виды соревнований в различных видах спорта.
Вопрос к учащимся:
- Какие виды спортивных соревнований вы смотрите?
Слайд 8
Самые главные и желанные соревнования для любого спортсмена – Олимпийские игры.
Паралимпийские игры – игры для спортсменов-инвалидов, которые проводятся сразу после Олимпийских игр и на тех же спортивных сооружениях. Первые Паралимпийские игры были проведены в 1960 г. Более подробно познакомимся с этим видом соревнований на следующих уроках.
Слайд 9
Достижения спортсмена фиксируется разрядной сеткой, установленной для каждого вида спорта Единой Всесоюзной спортивной классификации (последние изменения - 2001 – 2005 гг.). (Юношеские и взрослые разряды)За более высокие достижения спортсмену присваивается спортивные звания: мастер спорта России, заслуженный мастер спора России, мастер спорта России международного класса.
Слайд 10
Победители и призеры различных соревнований получают медали, нагрудные значки, дипломы, кубки, призы.
Слайд 11
МОК за особые заслуги перед олимпийским движением награждает спортивного деятеля или спортсмена Олимпийским орденом. Орден был утвержден в 1975 г. Орден имеет две степени: золотой, серебряный.
Слайд 12
По итогам выступления на Олимпийских играх и за высокие спортивные достижения, прославляющие нашу Родину, спортсменов награждают государственными наградами (орденами и медалями). За огромный вклад в развитие футбола знаменитому вратарю Льву Яшину присвоено звание - Герой Социалистического труда.
Присвоено почетное звание Герой России:
- Егорова Любовь - лыжные гонки, - Лазутина Лариса - лыжные гонки, - Карелин Александр – борьба.
Слайд 13
Виды спорта – массовый, спорт высших достижений, профессиональный спорт (появился в XIX веке в Америке). Объяснить особенности каждого вида.
Слайд 14
Различное значение спорта для каждого участника – для спортсмена, для болельщика, для тренера…
Слайд 15
Разнообразный мир профессий спорта… Беседа о том, как и где можно получить профессию тренера, учителя физкультуры, спортивного комментатора, спортивного врача и т.д.
Слайд 16
Трагедии и радости большого спорта: Елена Мухина (1960-2006).
В спорте бывает разное.
В конце 70-х скромная худенькая девочка блистала на гимнастическом помосте. Тогда она была одной из сильнейших гимнасток мира. В 1978-м она одолела казавшуюся непобедимой румынку Надю Команэчи, став абсолютной чемпионкой мира, и, возможно, стала бы олимпийской чемпионкой, если бы не...
Канун Московской Олимпиады – 1980 год, 3 июля. Тренировки проходят в шикарном по тем временам Минском дворце спорта. Трудолюбивая Лена Мухина, пропустившая из-за травмы чемпионат мира 1979 года, работает буквально на износ. Полуторное сальто с поворотом на 540 градусов – новый, сложнейший элемент для вольной программы, подготовленный тренером Михаилом Клименко, несомненно, должен был поразить судей и оставить позади всех конкуренток.
До роковой тренировки она никогда не делала это сальто без страховки наставника. Но именно в этот день Михаил Клименко уехал в Москву – всего на один день, чтобы окончательно утвердить свою воспитанницу в составе сборной страны. По воспоминаниям знавших его людей, тренером он был очень жестким и подопечных не щадил. Некоторые даже считают его виноватым в том, что произошло. Как говорится, не нам об этом судить. Лена Мухина вышла на помост и решилась выполнить свое роковое сальто самостоятельно.
У Лены не вышло полного вращения, девушка ударилась спиной о помост и больше не поднялась. Ее увезли в больницу, а вечером стал известен страшный диагноз – повреждение шейного позвонка.
Все оставшееся ей время – 26 лет – она провела практически в полной неподвижности. После многочисленных операций даже перевернуть страницу книги она была не в состоянии.
Как прожить столько лет, ежедневно, а может быть, и ежечасно вспоминая тот единственный миг, которого могло бы и не быть, шаг, которого можно было и не делать, прыжок, ставший последним движением в жизни. Но с Еленой Мухиной подобного не происходило. А если и происходило, то она унесла это с собой в небытие.
Мухина продолжала бороться – надежда если не вернуться в спорт, то хотя бы просто встать на ноги ее не оставляла. Через пять лет после травмы она обратилась в Центр Дикуля, но после нескольких месяцев тренировок сдали почки, организм не вынес нагрузок, она снова оказалась в больнице. И снова выкарабкалась. Пусть и с посторонней помощью, но могла сидеть в своем кресле, держать ручку и немного писать. Только одной ей известно, какие усилия нужно было к этому приложить. А между тем, несмотря на болезнь, она поступила в Московский институт физкультуры и закончила его. Преподаватели приходили на дом, занимались с ней. И только близкие знали, что гимнастика оставалась для нее чуть ли не смыслом жизни.
Защитила кандидатскую диссертацию. Она научилась помогать себе и слышать свой организм. Когда ей не подошла система лечения знаменитого Валентина Дикуля (у нее стали отказывать почки), она сумела сама вытащить себя с того света. Она одной из первых из россиян получила Олимпийский орден за мужество. Она изучала психологию и парапсихологию и сама помогала людям, попавшим в эмоциональную яму. Она просто жила, ежедневно преодолевая боль. Она никому и никогда не позволяла себя жалеть – если замечала испуганные глаза, смотрящие на нее, прогоняла тут же.
В последний год жизни Елене Вячеславовне нездоровилось – видимо, силы бороться иссякли. Прощались с ней тихо и скромно в маленьком актовом зале клуба офицеров ЦСКА, куда пришли только самые близкие.
Да, такие случаи в спорте бывают и они не редки.
Но спорт приносит и другое - радость победы, чувство самоутверждения, самореализации.
Слайд 17
Руководством спортивного движения в мире осуществляет МОК. (Международный олимпийский комитет, созданный в 1984 г.)
Президентом МОК на сегодняшний день является Жак Рогге.
Задача МОК:
- организация и проведение Олимпийских игр;
- популяризация олимпийского движения;
- привлечение финансовых средств для развития олимпийского движения и развития строительства мировых спортивных сооружений;
- право выбора города для проведения игр;
- работа с НОК, с федерациями, с различными общественными
организации во благо спорта, борьба с допингом и мн. др.
В каждой стране, входящей в олимпийское движение, есть НОК – Национальный олимпийский комитет.
Миссия и роль НОК:
- развитие и защита олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской хартией;
- НОК обязан бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте;
- имеют исключительные права по представлению своих стран на Олимпийских играх, а также на региональных, континентальных или всемирных комплексных спортивных;
- имеет полномочия по назначению города, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр в своих странах;
- НОК должен эффективно бороться за создание программ по распространению спорта на всех уровнях.
Президент НОК России - Леонид Тягачев.
В любом виде спорта есть руководящий орган – МСФ (Международные спортивные федерации).
Роль и миссия МСФ:
- разрабатывать и обеспечивать выполнение, в соответствии с истинным смыслом олимпизма, правил занятий соответствующими видами спорта и следить за выполнением этих правил;
- обеспечить развитие своего вида спорта во всем мире;
- брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своими видами спорта на Олимпийских играх и на играх, проводимых под патронажем МОК;
- устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям в Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и представить их на утверждение МОК.
Любая федерация борется за признание своего вида спорта олимпийским видом и введение его в программу Олимпийских игр.
(как пример, название нескольких федерации вы видите перед собой).
IV. Заключительная часть
Слайд 18
Вопрос к учащимся:
- Физическая культура и спорт – это одно и то же?
Подведем итог:
- Спорт, как правило, профессия, физическая культура развлечение.
- Спорт и начинается с занятий физкультурой.
- Цель физической культуры – воспитание здорового, гармонично развитого человека.
- Цель в спорте – достижение самого высокого результата, а здоровье является лишь одним из условий на пути к успеху (часто за лавры победителя спортсмену приходится расплачиваться именно здоровьем).
Домашнее задание: опросить родителей, бабушек и дедушек по темам - «Мой любимый вид спорта» или «Самый необычный вид спорта в авше время».
Список использованной литературы:
Лях В.И. Физическая культура: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. Методическое пособие/авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М,: Глобус, 2008.
Основы теории физической культуры 10-11 классы. Учебное пособие под общей редакцией Ф.И. Собинина, А.И. Замогильного. – М.: издательский центр ВЛАДОС, 2006.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.