Паспорт урока Тема урока: Комплексы физических упражнений Тип урока: образовательно-познавательной направленности Место проведения: спортивный зал Длительность: 40 минут Технологии: - здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении; - личностно-ориентированный подход: формирование знаний по физической культуре, формирование двигательной подготовленности; - проектный метод обучения: стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Форма организации познавательной деятельности: урок с применением метода проектов. Цель: организация деятельности по восприятию, осмыслению необходимости выполнения комплекса упражнений утренней гимнастики. Задачи: образовательная: познакомить учащихся с порядком выполнения комплекса утренней гимнастики; освоить упражнения на развитие гибкости; формировать у учащихся координационные способности. развивающая: укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей; формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД); развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД); развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД) оздоровительная: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии учащихся. воспитательная: содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект. (личностное УУД). Программные требования: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Планируемые результаты обучения: Предметные: понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни, умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики и применять полученные знания и умения в проектной деятельности; Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений Программное содержание: Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития основных физических качеств. Прикладная направленность : Утренняя гимнастика помогает организму быстрее проснуться, включиться в работу и лучше усвоить пищу. Благодаря утренней гимнастике человек получает заряд энергии на целый день. Физическая активность с утра приносит большую пользу: нормализуется обмен веществ, улучшается кровообращение, поддерживает мышцы в тонусе. Организация пространства: индивидуальная работа, парная и групповая работа. Наглядность: фрагмент мультфильма, плакаты с комплексами физических упражнений, образцы комплексов утренней гимнастики. Оборудование: Мультимедиа, секундомер. Материалы для практической работы: клей, набор карточек физических упражнений, ключи - подсказки Этапы учебного занятия | Содержание учебного материала | Деятельность | Универсальные учебные действия | Методы и приемы обучения | учителя | учеников | 1-й этап ВЫЗОВ. «Организационно-мотивационный» Задачи: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Я рад видеть на своем уроке таких подтянутых, спортивных, красивых учеников! Вы, конечно же, узнали, из какого мультфильма прозвучала музыка, под которую вы вошли в зал? - Да, это песенка мартышки из мультфильма «38 попугаев». Кто помнит слова припева? - Девизом нашего урока и станут слова этой песни: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». | Проверка готовности к уроку. Создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока. | Проявление интереса к материалу изучения. Под музыку из м/ф дети входят в зал. Построение. Приветствие. | Личностные: Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. | | Формулирование темы урока | Как вы думаете, а какая тема нашего занятия сегодня? Подсказка: как назывался мультфильм, фрагмент которого мы смотрели на предыдущем уроке? Конечно, тема занятия – комплексы физических упражнений и сегодня мы узнаем много нового. После разминки «Прогулка в джунглях» мы вместе определим цель нашего занятия. (Приложение 1.) | Устанавливает тематические рамки | Выдвигают вариан-ты формулировок тем, участвуют в их обсуждении. Выпол-няют разминку в движении по кругу, имитируя движения зверей. По ходу выполнения заданий в ходьбе и беге к учителю приглаша-ется обучающийся, который дает оценку выполнения двига-тельного действия. | Регулятивные: Использовать имеющиеся знания и опыт Познавательные Распознавать и называть двигательное действие. | Мозговой штурм (индивидуальный парный, групповой) | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Задачи: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксиро-вание учащимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения. | Проверим ваше состояние: измерим пульс на сгибе кисти за 10 секунд. - Если ваш пульс не превышает 15-20 ударов, то мы можем продолжить занятие. У кого пульс в этих пределах – поднимите правую руку вверх. - Итак, на доске я прикрепил несколько карточек. Внимательно посмотрите и определите – это комплексы упражнений или нет? Почему вы так решили? - Определите, какой из них - зарядка? - Хлопните в ладоши, если вы согласны с тем, что этот комплекс упражнений - зарядка. - Хорошо, проверим. На обратной стороне карточки – правильный ответ. Переворачиваем… Молодцы, ребята! - А как ещё можно назвать зарядку? (утренняя гимнастика). - А что такое утренняя гимнастика? (определение с помощью ключей -подсказок). - Молодцы! А сейчас новая подсказка для определения цели урока. | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний: | Выполняют дыхательные упражнения. Садятся на скамейку. Измеряют пульс за 10 секунд. На доске – карточки с комплексами упражнений, среди которых только один является комплексом утренней гимнастики. Учащиеся определяют, какой из комплексов является зарядкой. Дают определение утренней гимнастики с помощью ключей подсказок. | Познавательные Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Регулятивные: Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: находить закономерности Использовать имеющиеся знания и опыт. | Прием “Корзина идей” | 2-й этап ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Проектная деятельность: Поисково-исследовательский этап (проблематизация и целеполагание) Задачи: - создать условия для составления совместного плана действий; - организовать уточнение следующего шага учебной деятельности. | Просмотр фрагмента мультфильма «Зарядка для хвоста» - Ребята, мартышке скучно и неинтересно выполнять упражнения зарядки. А вы знаете ребят или взрослых, которые не любят делать утром зарядку? - Почему как вы думаете, они не выполняют комплекс утренней гимнастики? - Чтобы вы ответили мартышке и таким ребятам, если бы они попросили вас помочь им составить такой комплекс утренней гимнастики, от которого бы поднималось настроение, и захотелось бы заниматься физическими упражнениями ещё больше? - Тем более что, наверное, такие и среди вас найдутся! Не отвечайте, пусть это будет нашим общим большим секретом. - Итак, цель ясна? | Создает коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог. | Просматривают видеозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют цель урока. | Регулятивные Формирование целей-мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | | Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задачи: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодо-ление возникшего затруднения | - А что нужно знать, чтобы составить комплекс утренней гимнастики? - Какие материалы нам понадобятся? - Как вы оформите и представите свой проект? - Зная определение зарядки, используя плакат-образец утренней гимнастики, карточки упражнений и заготовку проекта, вы без сомнения легко справитесь с заданием: составите комплекс утренней гимнастики. - Для нашего исследования объединяемся в две группы: я предлагаю создать группу мальчиков и группу девочек. | Контролирует деятельность обучающихся и | Коллективно обсуж-дают этапы плана работы. Анализи-руют полученные ранее знания и навы-ки по предмету. Определяют необхо-димые материалы для работы над проектом, способы представления проекта, необходи-мые знания и навыки по выполнению фи-зупражнений. Опре-деляют, каким спо-собом будут объеди-няться в группы: расчёт на 1-2; по считалке. Объеди-няются в 2 группы. | Личностные: Осознание труд-ностей и стрем-ление к их преодолению Познавательные Формировать навыки поиско-вой деятельнос-ти. Способность действовать с позиции содер-жания предмета. Коммуникативные Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений. | Практическая работа | Реализация плана - исследование | - Группы исследователей! Прослушайте внимательно инструктаж: 1.Будьте вежливы с товарищами в группе. Умейте выслушать мнение каждого внимательно. 2. Выберите руководителя группы, который поможет вам организовать работу: распределит роли, даст каждому задание. 3. Каждый в группе должен внимательно изучить содержимое «Набора исследователя», который лежит перед вами, и активно участвовать в работе. 4. Придя к единому мнению, оформите свою работу. Для этого в «наборе исследователя» найдите заготовку проекта. 5. Выберете способ показа продукта проекта: договоритесь, как вы представите свой проект. Есть несколько вариантов, но вы можете выбрать свой. 1-й вариант – один человек показывает упражнение, проговаривает счет для выполнения, а все остальные выполняют. 2-й вариант – упражнения выполняют все, но ведущие меняются. Итак, за работу! Даю вам время – 7 минут. | Организует практическую работу в группах. Даёт инструкцию по проведению исследования | Получают необходи-мый для исследова-ния материал: плакаты – образцы «Утренняя зарядка», карточки с физичес-кими упражнениями; заготовку проекта, клей. Проводят исследование по теме проекта в груп-пах: осуществляют поиск, отбор и ана-лиз нужной инфор-мации; эксперимен-тируют, находят пути решения возни-кающих проблем, открывают новые для себя знания. Используют полу-ченные средства, знания и навыки для выполнения задания. Обобщают результа-ты исследования. Самостоятельно сос-тавляют заготовку проекта. | Познавательные Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации. Коммуникативные : Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничест-ве разные позиции Регулятивные Координировать работу в соответствии со строго определённым временем | | Представление продукта проекта | - Уважаемые исследователи, время вышло, представьте отчет о проделанной работе. - Какая группа готова первой продемонстрировать свой проект? - Приглашаю для выступления вторую группу. | | Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время показа комплекса утрен. гимнастики. Представляют про-дукт проектной дея-тельности – комп-лекс утрен.гимнасти-ки. Самостоятельно выполняют комп-лекс упражнений утрен. гимнастики. | Коммуникативные Взаимодействовать с партнёром, инициативно сотрудничать в представлении продукта проекта . Личностные Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений. | | 3-й этап РЕФЛЕКСИЯ И САМООЦЕНКА Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задачи: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию | - Ребята, как вы себя чувствуете сейчас? Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте. - Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину. - Что вы испытывали, когда работали над проектом? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайт.. - Оцените свою работу в группе над проектом. Вы приложили максимум усилий, помогали товарищам, были доброжелательным – обни-мите себя крепко-крепко. Если вы решили, что могли бы работать над проектом лучше – переплетите руки крестом на уровне груди. | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы). Отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа. | Личностные Рефлексия способности организовать творческую работу. Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения. Регулятивные Самооценивание | Прием “ Толстые и тонкие вопросы” | - Ребята, вы справились с поставленной задачей – комплексы зарядки были оригинальны, выполнять их вам было весело и легко. Молодцы! - Как вы думаете, если вы будете выполнять один и тот же комплекс утренней гимнастики каждый день, что случится? - Вам станет скучно? - Чтобы не пропало желание выполнять зарядку по утрам, комплексы нужно менять через 2-3 недели. Я предлагаю вам самостоятельно дома составить комплексы утренней гимнастики, которые будут состоять из самых любимых вами упражнений. Где можно и как использовать составленные вами комплексы? – Из ваших проектов мы создадим сборник «Комплексы утренней гимнастики учащихся». Каждый из вас сможет воспользоваться им для составления индивидуального комплекса зарядки. А самые лучшие проекты можно представить на конкурсе исследовательских работ Думайте, решайте и не забывайте: «ужасно интересно всё то, что неизвестно». До свидания! | | Определяют перспективы выполненного проекта, планируют на будущее. | Личностные Прогнозирование. Определение внутренней позиции школьника | | Разминка «Прогулка в джунглях». Учитель: Дети, вы бывали когда-нибудь в джунглях? (Дети отвечают) - Вы хотите там побывать? (Дети отвечают) - Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, прогулку в джунгли. Для этого мы сделаем большой круг и под весёлую музыку будем выполнять упражнения (строятся в круг). 1. «Проснулись» (трём кулачками глаза). 2. «Потянулись» (потягиваемся, ручки вверх). 3. «Умылись» (умываем лицо). 4. «Почистили зубы» (чистим зубки). 5. «Причесались» (одну ладошку держим как зеркало, а второй рукой причёсываемся). - Теперь мы красивые, чистые и причёсанные летим в джунгли. 6. «Самолёт» (руки расставили в стороны, бежим на полупальцах по кругу). - Наш самолет приземлился и теперь мы идем пешком. 7. «Маршировка» (маршируем, высоко поднимая колени). 8. «Перепрыгиваем через кусты» (выполняем высокие подскоки). 9. «Пролезаем под упавшими деревьями» (идем в полном присяде). 10. «Пролезаем через зелёные тоннели» (упражнение «каракатица» - руки и ноги на полу и в таком положении двигаемся). - В джунглях очень много животных и мы, конечно, с ними встретимся. 11. «Бегемот» (изобразить бегемота: положить одна на другую ладони, слегка округлив и расположив их в горизонтальной плоскости, раскрыть ладони, изображая пасть бегемота; руки не разъединяются только в области запястий). 12. «Обезьяны» (кричим как обезьяны и бъём себя в грудь; прыгаем то на правой, то на левой ножке, а руками чешем себе бока). - Обезьяны очень любят бананы и ананасы. 13. «Банан» (соединяем вверху ладони и идем на высоких полупальцах). 14. «Ананас» ( присели, а две растопыренные ладони приставили к голове). - В речках водятся крокодилы. 15. «Крокодил» (прямые руки соединяем и открываем, поворачиваемся вокруг себя). 16. «Слоны» (идем на пяточках, ладошки положили за голову: машем локтями как ушками; наклоны головы вперед-назад, вправо-влево). - В джунглях есть страшные тигры и мы от них убегаем. 17. «Тигры» (бег с захлестыванием ног назад; громко кричим). Учитель: Дети, мы здорово отдохнули, прогулялись и теперь с хорошим настроением возвращаемся домой (маршируем по кругу). | |