Просмотр содержимого документа
«Гимнастика с элементами акробатики для учащихся 1-4 классов»
Конспект урока физической культуры разделу программы
«Гимнастика с элементами акробатики для учащихся 1-4 классов»
Автор: Костенников В.Л.
Тема урока: Стойка на лопатках.
Технология урока: здоровьесберегающие технологии
Цель урока:
Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой акробатического упражнения – стойка на лопатках, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для гимнастических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
Основные задачи:
Совершенствовать технику выполнения стойки на лопатках.
Содействовать развитию координационных способностей, силы и гибкости, применительно к разучиваемым акробатическим упражнениям.
Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), характерных для акробатических упражнений, воспитанию культуры движений.
Содействовать формированию знаний об основах техники стойки на лопатках, о прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении акробатических упражнений.
Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «стойка на лопатках» отражают:
овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению стойки на лопатках, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению стойки на лопатках, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
воспитание культуры движений посредством гимнастических упражнений;
овладение умением выполнить акробатическое упражнение – стойка на лопатках.
Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «стойка на лопатках» отражают:
формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий гимнастическими упражнениями, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения акробатических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;
овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «стойка на лопатках» отражают:
формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении акробатических упражнений и их влиянии на развитие человека;
овладение акробатическими упражнениями – разновидностями группировок и перекатов, стойки на лопатках и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.
Использование современных образовательных технологий в уроке:
здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;
технологии разноуровнего обучения:
обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала.
технологии коллективного обучения:
обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий акробатическими упражнениями и его последующей уборке по окончании; в процессе выполнения акробатических упражнений);
компьютерные технологии:
использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: группировки сидя, лежа, в приседе).
Время проведения урока: 11:00-11:45
Место проведения занятия: гимнастический зал размером 24х12 м.
Необходимое оборудование и инвентарь:
гимнастические маты – 12-13 шт.
кубик – 1 шт.
мяч волейбольный – 1 шт.
ТСО – музыкальный центр с дисками МР3, мультимедийный проектор.
Части занятия и их продолжительность
Частные задачи к конкретным видам деятельности
Содержание
учебного материала
Дозировка
Организационно-методические
указания
Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут.
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.
1.Организованный вход в зал в колонне по одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.
25-30 сек.
Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности.
Содействовать профилактике травматизма.
2.Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.
25-30 сек.
Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач урока и правил ТБ, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся.
Акцентировать внимание занимающихся на необходимости сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях.
Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении.
Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 - 8.).
3.Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.
15-20 сек.
Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.
Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия
(упр.4.).
4.Передвижение в ходьбе в колонне по одному противоходом, змейкой с заданием:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки за голову.
1 мин.
по 20-30 м. каждым из способов передви-жения
Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении.
Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя.
Использовать музыкальное сопровождение.
Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (упр.5.).
5.Передвижение в беге в колонне по одному противоходом, змейкой.
до 2 мин.
Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега.
Выполнять в умеренном равномерном темпе под музыкальное сопровождение.
Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.
6. Упражнения в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе.
30-40 сек.
Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.
Организовать учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений.
7. Перестроение из колонны по одному в колонну по три одновременным поворотом налево в движении.
30-40 сек.
Выполнить перестроение по команде учителя.
Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага.
Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению акробатическими упражнениями.
Способствовать формированию правильной осанки.
8. Общеразвивающие упражнения:
до 5 мин.
Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника
(упр.8.1, 8.2).
I. И.п. – стойка, руки на пояс:
1 – наклон головы вперед;
2 – выпрямиться в и.п.;
3 – наклон головы вправо;
4 – выпрямиться в и.п.;
5-6 – повторить счет «1-2»;
7-8 – повторить счет «3-4» влево.
4-6 раз
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 1 и 2.
II. И.п. – то же:
1 – поворот головы направо;
2 – поворот головы в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» налево;
5-6 – дугой вперед поворот головы влево;
7-8 – вернуться в и.п.;
9-16 – повторить счет «1-8» в другую сторону.
2-3 раза
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани рук и подвижности в суставах (упр.8.3, 8.4, 8.5).
III. И.п. – стойка, руки на пояс, плечи кверху.
1-4 – 4 круга плечами назад.
2-3 раза
Максимально свести лопатки в сочетании с движениями руками назад.
IV. И.п. – о.с.:
1 – руки в стороны-книзу, кисть кверху;
2 – руки в стороны, кисть книзу;
3 – руки в стороны-кверху, кисть кверху;
4 – руки вверх, кисть книзу;
5-8 – повторить счет «1-4», руки дугами внутрь вниз.
1-2 раза
Ориентировать учащихся на активные движения руками в лучезапястном суставе.
V. И.п. – стойка, руки в стороны:
1 – согнуть пальцы в кулак;
2 – разогнуть пальцы в и.п.
4-6 раз
Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и подвижности в суставах (упр.8.6, 8.7)
VI. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:
1 – наклон вправо, левая рука вверх;
2 – выпрямиться в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» влево, правая рука вверх.
4-6 раз
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения.
Наклон выполнять точно в сторону.
VII. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:
1 – поворот туловища направо, левая рука вперед;
2 – поворот туловища в и.п., рука на пояс;
3-4 – повторить счет «1-2» налево, правая рука вперед.
4-6 раз
При повороте стопы от опоры не отрывать.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах (упр.8.8, 8.9).
VIII. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх:
1 – наклон вперед-книзу;
2 – выпрямиться в и.п.
6-8 раз
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Ноги в коленях при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями.
IX. И.п. – стойка, руки в стороны:
1 – согнуть правую вперед, хлопок ладонями под ногой;
2 – приставить правую в и.п., руки в стороны;
3-4 – повторить счет «1-2» левой.
4-6 раз
При махе ногой не допускать наклона вперед.
Основная часть - 25 - 26 минут.
Проверить степень овладения разновидностями группировки и положением – упор присев, применительно к изучаемому акробатическому упражнению – стойка на лопатках.
9. Упражнения на овладение стойки на лопатках.
Упр. 1. Демонстрация слайдовс последующим выполнением их содержания: группировки сидя, лежа на спине, в приседе; положение - упор присев.
по 1-2 раза
Предварительно перестроить учащихся у гимнастических матов, используя соревновательный метод организации деятельности учащихся.
Выполнять упражнения по распоряжению учителя, используя фронтальный (упр.1-6) и групповой (упр.7-8) метод организации деятельности учащихся.
Использовать ИКТ.
Акцентировать внимание учащихся на положении звеньев тела.
Совершенствовать навык в сохранении плотной группировки при перекатах из различных исходных положений (упр.9.2, 9.3, 9.4).
Упр. 2. Из и.п. – группировка сидя, группировка в приседе, присев– перекат назад и вперед.
по 6-8 раз
Добиться мягкого переката, наглядно продемонстрировав на примере кубика и мяча. Переход в и.п. выполнять без дополнительной опоры руками за счет активного движения («наката») плеч и
головы вперед, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Акцентировать внимание учащихся на своевременной постановке ладоней на опору при перекате вперед в упор присев.
Сформировать умение в выполнении подъёма туловища
Упр. 3. Из и.п. – лежа на спине подъём туловища до касания ногами пола за головой
по 10-12 раз
Сформировать умение в выполнении движений ногами и руками в уступающем режиме мышечных усилий
Упр. 4. Из и.п. – лёжа на спине стойка на лопатках согнув ноги
Упр.5. Из и.п. – лёжа на спине стойка на лопатках
10-12 раз
Акцентировать внимание учащихся на положении туловища и головы.
Упр. 6 Из и.п. – упор присев:
перекатом назад стойка на лопатках и перекатом вперёд упор присев
10-12 раз
Акцентировать внимание учащихся мышечных усилиях в уступающем режиме, своевременной группировке , переходе в упор присев без дополнительной опоры руками.
Заключительная часть – 4-5 минут.
Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.
10. Построение учащихся врассыпную по залу и выполнение упражнений на расслабление групп мышц.
до 3 мин.
Использовать игровой метод организации деятельности учащихся: игра «Море волнуется – раз…»
(учащиеся выполняют упражнения по показу учителем, хором произнося слова: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура на месте замри!»; по окончании слов играющие принимают какое-либо положение, а водящий выбирает понравившуюся ему фигуру, и выбранный участник становится новым водящим).
Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.
11. Построениев одну шеренгу и подведение итогов урока:
- выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,
- обобщение высказываний учащихся,
- оценка степени решения задач,
- выделение лучших.
до 2 мин.
Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.