Описание опыта работы теме: «Формирование правильной осанки учащихся на уроках физической культуры»
Описание опыта работы теме: «Формирование правильной осанки учащихся на уроках физической культуры»
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером или у телевизора. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений можно. Поэтому, одной из целей моей педагогической деятельности является формирование правильной осанки школьников средствами физической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы теме: «Формирование правильной осанки учащихся на уроках физической культуры»»
Описание опыта работы Курбединовой Анны Викторовны,
учителя физической культуры МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №2» по теме:
«Формирование правильной осанки учащихся на уроках физической культуры»
Учителем физической культуры в школе я работаю с сентября 2015 года. С первых дней преподавания обратила внимание на то, что очень многие дети имеют неправильную осанку. Изучив листок здоровья в классных журналах и данные о состоянии здоровья учащихся, которые предоставил медицинский работник школы, мои наблюдения подтвердились.
Характер отклонений в состоянии здоровья
Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье
Начало 2015-2016 учебный год
Кол-во
%
Нарушения осанки
12
2
Сколиоз
26
4
Плоскостопие
60
9
От чего это происходит? Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером или у телевизора. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений можно. Поэтому, одной из целей моей педагогической деятельности является формирование правильной осанки школьников средствами физической культуры.
Для достижения цели я решаю следующие задачи:
Сформировать навыки правильной осанки.
Сформировать мышечный корсет, способствовать выработке силовой и общей выносливости мышц туловища.
Сформировать навыки правильного дыхания.
Скорректировать функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата.
Способствовать овладению учениками навыков целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.
Для формирования навыка правильной осанки у школьников свою работу разделяю на три этапа.
На первом этапе я создаю у детей представление о правильной осанке, показываю правильное положение тела и объясняю значение. При этом учитываю, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.
Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе урока я создаю условия для осязательных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком).
На втором этапе разучивания двигательного действия уточняю правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправляю имеющиеся ошибки и добиваюсь точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи рекомендую ежедневно включать в утреннюю зарядку упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и развитие координации движений.
На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.
Уроки физической культуры по профилактике и исправлению осанки подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, подвижные игры и др.
Основными средствами проведения уроков являются физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Физические упражнения подбираю в соответствии с видами нарушений осанки, они делятся на общеразвивающие, специальные и дыхательные.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка, что предупреждает формирование неправильной осанки.
Коррегирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.
На своих уроках я обязательно сочетаю общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.
Сохранение правильной осанки достигаю за счет ее постоянной коррекции точно дозированными физическими упражнениями. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологической активности, достигаемым включением дыхательных упражнений.
Все уроки имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.
Подготовительная часть составляет 10-15 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.
Основными в подготовительной части являются:
-упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
-беговые упражнения невысокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
-комплексы общеразвивающих упражнений для профилактики осанки и развития корсетных мышц;
-дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).
Наибольший интерес, особенно у школьников младших классов, вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра “Король ветров”) или произносят отдельные звуки, например, игра “Самолетик”.
Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:
1) “Тук-тук” – проверяют колёса
2) “Сы-сы” – накачивают колёса
3) “Джик-джик” – открывают бак
4) “Буль-буль” – наливают бензин
5) “Джик-джик” – закрывают бак
6) Глубокий выдох – протирают стекло
7) “Др-др” – заводят мотор
8) “У-у-у” – расправляют крылья и летят
Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы оздоровительной гимнастики:
-с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
-в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
-в положении стоя (у гимнастической стенки).
В заключительной части урока (5 минут) используются подвижные игры, рассчитанные на профилактику нарушений осанки, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе.
С целью контроля за выполнением правильной осанки использую тест «Осанка».
Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".
Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками:
Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.
Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.
Оценка "отлично"(5) - слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.
Оценка "хорошо" (4) - удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.
Оценка "удовлетворительно"(3) - правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.
Оценка "неудовлетворительно"(2-1) - правильная осанка нарушается сразу же после её фиксации у стены. Голова наклонена вперед, расслаблены мышцы спины, все задания выполняются.
Такой тест учащиеся с успехом могут выполнять и дома вместе с родителями или самостоятельно.
Я считаю, что данная система работы является действительно эффективной. Осмотр учащихся по результатам первого полугодия показывает, что количество школьников с нарушением осанки не увеличилось. Таким образом, проводимая мною работа способствует формированию красивой, пропорционально сложенной фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизации функциональных нарушений позвоночника.
Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Опрос школьников продемонстрировал, что занятия физической культурой - это любимые увлечения ребят. 90% школьников считают, что уроки физкультуры помогают укрепить здоровье, направлены на формирование правильной осанки. По результатам анкетирования 96,4% учащихся любят уроки физической культуры; 70% детей считают, что могут самостоятельно составить комплексы упражнений, делают зарядку дома и выполняют упражнения на формирование осанки.
И.П. Павлов сказал: «Человек – высший продукт земной природы». Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И вся наша работа должна быть направлена, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья, на формирование здоровьесберегающего сознания педагогов, учеников, их родителей как главного успеха будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.
Список литературы
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2004.
Коновалова И.А., Бурчик Л.К. «Обследование и коррекция осанки у детей школьного возраста». Сборник Физическое воспитание школьного возраста, Новокузнецк, 1998.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва «Аркти», 2003.
Сократов Н.В., Корнева И.Н., Феофанов В.Н., Литвинова А.Н «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», Москва ТЦ «Сфера», 2005.
Тихомирова Л.Ф. «Теоретика – методические основы здоровьесберегающей педагогики», Ярославль, 2004.
Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры», Москва, Физкультура и спорт, 1998 г.
Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе», Москва «Просвещение», 1998.
Приложение №1
Комплексы упражнений
направленные на коррекцию осанки
при различных её нарушениях.
УПРАЖНЕНИЯ У СТЕНЫ.
Ребенок встает спиной к стене (без плинтуса) и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь. Ребенок, не меняя этого положения: - делает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение; - приседает с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение; - стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны; - поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.
Для их выполнения потребуются небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком. Стоя у стены, мешочек на голове: -пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, лабиринт из двух-трех стульев; -отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение; - встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз
Упражнения для профилактики плоскостопия.
И. п. -- лежа на спине
1) поочередное и одновременное оттягивание носков, приподнимая и опуская наружный край стопы;
2) согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны;
З) скольжение стопой одной ноги по голени другой;
4) согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток.
И.п. -- сидя
1) приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;
2) захватывание стопами мяча и приподнимание его;
З) подгребание пальцами матерчатого коврика;
4) захватывание пальцами какого-либо предмета и приподнимание его;
5) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола,
6) поставив стоны на наружные края, разведение коленей с максимальным сгибанием пальцев;
7) поднимание из положения сидя «по-турецки», опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп.
И. п. стоя
1) поднимание на носках с упором на наружные края стоп;
2) повороты туловища при фиксированных стонах;
3) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;
4) полуприседания и приседания, стоя на гимнастической палке вынося руки вперед или в стороны;
5) захватывание пальцами каких-либо предметов и приподнимание их,
Приложение №2.
Дыхательные упражнения.
1.Дыхание через одну ноздрю.Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 - 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.
2.Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Цель упражнения - научить ребенка экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких. Неполное дыхание оставляет большую часть легких неактивной, при этом в них развиваются бактерии, провоцирующие легочные заболевания.
Сесть на мат со скрещенными ногами. Выполнить плавный выдох, сокращая мышцы живота и максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить упражнение в течение 30 - 40 с.
3."Очистительное" дыхание.Цель упражнения - очистить дыхательные проходы. Сесть на мат со скрещенными ногами. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следуют расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох непрерывно чередуются один за другим. Выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.
4."Кузнечный мех".Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию.
Комплекс дыхательных упражнений «Кто как дышит».
1. И.п. – основная стойка. Как пыхтит тесто? «пых – пых – пых…»
2. Как паровоз выпускает пар? «Из – из – из…»
3. Как шипит гусь? «Ш – ш – ш…»
4. Как мы смеемся? «Ха – ха – ха…»
5. Как воздух выходит из шарика? «С – с – с…»
6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.»Ф – ф – ф…»
7. И.п. – лежа на спине на матах, правая рука лежит ладонью на животе, левая вдоль туловища. При дыхании меняем положения рук.
8. И.п. – сидя на мате, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, производим в конце «фу – фу», каждый раз сильно втягивая живот.